Темы статей
Выбрать темы

О направлении на плановую проверку: комментирует Минрегион

Редакция СБ
Письмо от 07.03.2012 г. № 7/17-3811

О направлении на плановую проверку:
 комментирует Минрегион

 

Письмо Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины (Минрегиона Украины) от 07.03.2012 г. № 7/17-3811

 

<...> Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины совместно с Государственной архитектурно-строительной инспекцией и Полтавской областной государственной администрацией рассмотрено <...> обращение <...> о необходимости получения направления представителем Госархстройинспекции при проведении плановой проверки и сообщает.

Статьей 41 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» и постановлением Кабинета Министров Украины от 23.05.2011 г. № 553 установлено, что Госархстройинспекция Украины и ее территориальные органы осуществляют государственный контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами государственных стандартов, строительных норм и правил при выполнении подготовительных и строительных работ на объектах строительства.

Государственный архитектурно-строительный контроль осуществляется по территориальному принципу (в пределах областей) в порядке проведения плановых и внеплановых проверок.

В соответствии с пунктом 7 Порядка осуществления государственного архитектурно-строительного контроля, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 23.05.2011 г. № 553, представители Госархстройинспекции Украины и ее территориальных органов (далее — Инспекция) должны иметь направление на проведение плановой проверки субъекта хозяйствования, выдаваемое на основании приказа Инспекции об утверждении плана проведения плановых проверок на соответствующий период.

На основании разработанного плана на проведение плановых проверок субъектов хозяйствования, утвержденного приказом Инспекции, представителям Инспекции выдается направление на проведение плановой проверки с указанием даты и номера этого приказа и срока проведения проверки юридического или физического лица, которыми осуществляются подготовительные либо строительные работы на объекте строительства. Направление для проведения проверки предоставляется должностному лицу с обязательным указанием основания ее проведения.

При проведении проверки должностное лицо Инспекции обязано предъявить служебное удостоверение и направление на проведение плановой проверки.

Предоставление копии приказа об утверждении плана проведения проверок субъекту хозяйствования, в отношении которого осуществляется мероприятие государственного архитектурно-строительного контроля, и размещение указанного плана на официальном сайте Инспекции порядком не предусмотрены.

 

Заместитель министра Д. Исаенко

 

КОММЕНТАРИЙ

 

На страницах нашего издания уже неоднократно поднимался вопрос о том, как у нас проводятся проверки со стороны Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины (далее — ГАСИ), точнее, как они должны проводиться (см., например, «Контроль в строительстве: новый порядок» // «СБ», 2011, № 13, с. 29; «Проверка из ГАСИ? А служебные удостоверения и направления есть?» // «СБ», 2011, № 24, с. 5; «Проверки Госземинспекции» // «СБ», 2011, № 24, с. 21).

Однако это письмо заслуживает особого внимания, и вот почему...

В комментируемом письме затронут вопрос о механизме проведения представителями ГАСИ плановых проверок.

Так, в частности, застройщикам, вероятно, известно, что вопросы осуществления архитектурно-строительного контроля и полномочий представителей ГАСИ регулируются по меньшей мере тремя нормативно-правовыми актами: Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI (далее — Закон № 3038), постановлением КМУ «Об утверждении Порядка осуществления государственного архитектурно-строительного контроля» от 23.05.2011 г. № 553 (далее — Порядок) и Указом Президента Украины «О Положении о Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины» от 08.04.2011 г. № 439/2011.

В то же время ни один из указанных выше документов не содержит положений, которые бы четко устанавливали требования к представителям ГАСИ при проведении ими плановых проверок.

По этому поводу, например, в Порядке кратко указывается, что государственный архитектурно-строительный контроль осуществляется по территориальному принципу (в пределах областей) в порядке проведения плановых и внеплановых проверок (п. 5 Порядка).

При этом согласно п. 6 Порядка плановой проверкой считается проверка, предусмотренная планом работы инспекции, утверждаемым руководителем соответствующей инспекции.

Инспекции проводят плановые проверки объектов градостроительства не чаще одного раза в полгода. Срок проведения плановой проверки не может превышать десяти рабочих дней, а при необходимости может быть однократно продлен по письменному решению руководителя соответствующей инспекции либо его заместителя не более чем на пять рабочих дней.

Кроме того, из Порядка можно четко понять, что должностные лица инспекций имеют служебные удостоверения установленного образца, наличие которых субъект градостроительства, в отношении которого осуществляется государственный архитектурно-строительный контроль, имеет право проверить.

Возникает вопрос, должен ли представитель ГАСИ при проведении плановой проверки иметь направление на проверку и приказ (его копию), ведь об этом в Порядок не содержится соответствующих требований.

Хотя, например, в случае проведения внеплановой проверки, механизм проведения которой описан в п. 7 Порядка, должностное лицо инспекции обязано, кроме служебного удостоверения, предъявить направление для проведения внеплановой проверки.

Почему такое требование прямо не предусмотрено в п. 6 Порядка?

По этому поводу в комментируемом письме Минрегион отмечает, ссылаясь на п. 7 Порядка (регламентирующий порядок проведения внеплановых проверок), что представители ГАСИ и ее территориальных органов должны иметь направление на проведение плановой проверки субъекта хозяйствования, которое выдается на основании приказа об утверждении плана проведения проверок на соответствующий период.

Таким образом, можно говорить о том, что, кроме плана работы соответствующей инспекции государственного архитектурного контроля, который должен предусматривать проведение плановых проверок, дополнительно утверждается план проведения плановых проверок. Но, к сожалению, уважаемые застройщики, вам не суждено узнать, включены ли вы в план проведения плановой проверки, поскольку, как отметил Минрегион в комментируемом письме, Порядком не предусмотрено размещение такого приказа на сайте соответствующей инспекции. Кроме того, копия такого приказа также не должна предоставляться для ознакомления субъекту градостроительства при проведении плановой проверки.

Другими словами, субъект градостроительства лишен права владеть информацией о том, какие же прямые основания имеются для проведения у него плановой проверки. Единственное, на что может рассчитывать субъект градостроительства, так это на то, что в направлении на плановую проверку будут содержаться дата и номер указанного выше приказа.

Однако, несмотря на однозначность ответа Минрегиона об отсутствии требований размещения на официальном сайте инспекции приказа о проведении плановых проверок, некоторые инспекции все-таки размещают на своих сайтах графики проведения соответствующих проверок.

Напоследок хочется напомнить тезис из письма ГАСИ от 07.11.2011 г. № 40-12-3988: «Утвержденный руководителем план работы инспекции является открытой информацией и размещается на официальном сайте Инспекции, что дает возможность любому лицу с ним ознакомиться» (текст письма и комментарий к нему см. в «СБ», 2011, № 24, с. 5).

Итак, если хотя бы планы работы инспекций будут размещаться на официальных сайтах этих инспекций, субъекты градостроительства имеют шанс узнать о вероятных плановых проверках. Но, к сожалению, даже такие планы размещены не на всех сайтах инспекций, а если они и «имеются в наличии», то не всегда содержат четкую информацию о запланированных проверках.

 

Яна Брусенцова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше