Об отнесении разрешения на разработку проекта землеустройства и исходных данных к документам разрешительного характера
Разъяснение Министерства экономического развития и торговли Украины от 06.04.2012 г.
Министерством экономического развития и торговли Украины рассмотрено обращение <…> относительно некоторых документов, не включенных в Перечень документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности, утвержденный Законом Украины от 19.05.2011 г. № 3392-VI, и сообщается следующее.
О разрешении на разработку проекта землеустройства
В соответствии с нормами статьи 123 Земельного кодекса Украины предоставление земельных участков государственной или коммунальной собственности в пользование осуществляется на основании решений органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления.
Лицо, заинтересованное в получении в пользование земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности согласно проекту землеустройства по его отведению, обращается с ходатайством о предоставлении разрешения на его разработку в соответствующий сельский, поселковый, городской, районный, областной совет, Кабинет Министров Украины, Совет министров Автономной Республики Крым, местную государственную администрацию.
Согласно нормам статьи 128 Земельного кодекса Украины граждане и юридические лица, заинтересованные в приобретении земельных участков в собственность, подают заявление (ходатайство) в соответствующий орган исполнительной власти либо сельский, поселковый, городской совет или государственный орган приватизации.
Орган государственной власти, Совет министров Автономной Республики Крым либо орган местного самоуправления в месячный срок рассматривает заявление (ходатайство) и принимает решение о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка (если такой проект отсутствует) и/или о проведении экспертной денежной оценки земельного участка или об отказе в продаже с указанием обоснованных причин отказа.
Решение Совета министров Автономной Республики Крым, местной государственной администрации, сельского, поселкового, городского совета о продаже земельного участка является основанием для заключения договора купли-продажи земельного участка.
Таким образом, в каждом отдельном случае соответствующим органом исполнительной власти принимается соответствующее решение, на основании которого осуществляется отведение земельного участка.
В соответствии со статьей 1 Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Закон Украины о разрешительной системе):
документ разрешительного характера — разрешение, заключение, решение, согласование, свидетельство, другой документ, который разрешительный орган обязан выдать субъекту хозяйствования в случае предоставления ему права на осуществление определенных действий по проведению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности и/или без наличия которого субъект хозяйствования не может производить определенные действия по осуществлению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности;
разрешительная (согласовательная) процедура — совокупность действий, которые осуществляются субъектами хозяйствования, государственными администраторами и разрешительными органами при проведении согласования (рассмотрения), оформления, предоставления заключений и т. п., предшествующих получению документа разрешительного характера;
принцип организационного единства — принцип, согласно которому выдача документов разрешительного характера (переоформление, выдача дубликатов, аннулирование) субъектам хозяйствования осуществляется в установленном законодательством порядке в разрешительном центре государственным администратором путем взаимодействия с представителями местных разрешительных органов.
В соответствии с частью первой статьи 4 Закона Украины о разрешительной системе выдача документов разрешительного характера региональными и местными разрешительными органами осуществляется по принципу организационного единства.
В соответствии с частью одиннадцатой статьи 41 Закона Украины о разрешительной системе основные требования к порядку выдачи, переоформления, выдачи дубликатов, аннулирования документов разрешительного характера распространяются на все документы разрешительного характера, в том числе на разрешительные (согласовательные) процедуры, если иное не установлено законом.
Учитывая изложенное, выдача субъекту хозяйствования разрешения на разработку проекта землеустройства является составляющей разрешительной (согласовательной) процедуры и должна осуществляться по принципу организационного единства.
Об исходных данных
В соответствии с нормами статьи 29 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» физическое либо юридическое лицо, которое подало в исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета заявление о намерении по застройке земельного участка, находящегося в собственности либо пользовании такого лица, должно получить исходные данные для проектирования объекта строительства.
Исходные данные должны содержаться в полном объеме в общедоступной градостроительной документации на местном уровне.
Основными составляющими исходных данных являются: градостроительные условия и ограничения; задания на проектирование, определяющие обоснованные требования заказчика к планировочным, архитектурным, инженерным и технологическим решениям и свойствам объекта градостроительства, его основным параметрам, стоимости и организации его строительства, и составляются с учетом градостроительных условий и ограничений, технических условий.
Рассмотрение заявления и предоставление исходных данных или принятие решения об отказе в выдаче исходных данных осуществляются специально уполномоченным органом градостроительства и архитектуры в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления.
Учитывая изложенное, исходные данные не относятся к документам разрешительного характера в понимании Закона о разрешительной системе.
Директор департамента государственной регуляторной политики
и развития предпринимательства Г. Яцишина
КОММЕНТАРИЙ
Основанием для издания комментируемого Разъяснения Минэкономики стало обращение одного исполнительного комитета местного совета по поводу некоторых документов, которые не включены в Перечень документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности (далее — Перечень), утвержденный Законом Украины от 19.05.2011 г. № 3392-VI (далее — Закон № 3392).
Напомним: с 01.01.2012 г. вступил в силу Закон № 3392, в соответствии с которым запрещается требовать от субъектов хозяйствования получение документов разрешительного характера, необходимость получения которых не предусмотрена законом и которые не внесены в Перечень, утвержденный данным Законом.
Большинство разрешительных органов начали отказывать в выдаче документов, которые ранее ими предоставлялись, но только в случае отсутствия их в утвержденном Перечне прекратили это делать. Кроме того, начали возникать вопросы о порядке получения документов, отсутствующих в Перечне: как их необходимо получать — обратившись непосредственно в орган, уполномоченный их выдавать, нужно ли это делать с соблюдением принципа организационного единства?
1. В своем Разъяснении Минэкономики приводит термины, содержащиеся в Законе Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV (далее — Закон № 2806), а именно разъясняет, что такое «документ разрешительного характера», «разрешительная согласовательная процедура», «принцип организационного единства». Таким образом, употребляя юридические термины, Минэкономики логично подводит к тому, что, например, разрешение на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка должно предоставляться по принципу организационного единства. Другими словами, если вы желаете подать ходатайство о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства, вы должны обращаться к государственному администратору соответствующего разрешительного центра.
В обоснование этого Минэкономики приводит такой «весомый» аргумент (мы его перефразируем более доступным языком) — разрешение на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка предшествует, например, решению о продаже земельного участка коммунальной собственности, которое, в свою очередь, является документом разрешительного характера и содержится в Перечне (п. 115). То есть, по мнению Минэкономики, предоставление разрешения на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка является не чем иным, как разрешительной (согласовательной) процедурой.
В свою очередь, в п. 11 ст. 41 Закона № 2806 предусматривается, что на разрешительные (согласовательные) процедуры, как и на все документы разрешительного характера, если иное не установлено законом, распространяются основные требования к порядку выдачи, переоформления, выдачи дубликатов, аннулирования документов разрешительного характера. То есть, как уже отмечалось выше, их получение должно осуществляться через разрешительный центр.
2. А теперь об исходных данных. Из Разъяснений Минэкономики понятно лишь то, что они не являются документами разрешительного характера в понимании Закона № 2806. Почему именно к такому выводу пришли в Минэкономики — до конца не ясно.
Итак, в случае получения исходных данных можно прямо соблюдать требования ст. 29 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI, в соответствии с которой рассмотрение заявления и предоставление исходных данных или принятие решения об отказе в выдаче исходных данных осуществляются специально уполномоченным органом градостроительства и архитектуры в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления.
То есть необходимости в «услугах» государственного администратора в случае получения исходных данных нет.
Яна Брусенцова