Темы статей
Выбрать темы

Госконтроль в строительстве: последние изменения

Редакция СБ
Ответы на вопросы

Госконтроль в строительстве:
 последние изменения

 

Существенно ли изменился порядок осуществления государственного архитектурно-строительного контроля послепринятия постановления КМУ от 27.02.2012 г. № 148?

 

Напомним, что КМУ было принято постановление «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины и признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Украины от 22 июля 2009 г. № 759» от 27.02.2012 г. № 148 (далее — постановление № 148). Изменения вступили в силу с 1 марта 2012 года.

Одним из нормативно-правовых документов, в который были внесены изменения, стало постановление КМУ «Об утверждении Порядка осуществления государственного архитектурно-строительного контроля» от 23.05.2011 г. № 553 (далее — Порядок № 553).

Следует отметить, что на первый взгляд существенных изменений Порядок № 553 не претерпел, тем не менее они заслуживают внимания.

1. Так, в частности, из абз. 1 п. 1 Порядка № 553 были исключены только слова «при выполнении подготовительных и строительных работ». На первый взгляд — «безобидное» исключение нескольких слов, но благодаря этому снимаются определенные ограничения с инспекторов Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины (далее — ГАСИ) и ее территориальных органов при осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, государственных стандартов и правил и т. п.

Итак, если ранее в абз. 1 п. 1 Порядка № 553 было обусловлено, что указанные выше мероприятия проводятся при выполнении подготовительных и строительных работ, то отныне такие мероприятия могут быть осуществлены в любой период.

2. Появилось в Порядке № 533 и новое основание проведения внеплановых проверок. Напомним, что в соответствии с п. 7 Порядка № 553 внеплановой проверкой считается проверка, не предусмотренная планом работы инспекции. В том же п. 7 перечисляются и основания проведения внеплановых проверок, к которым отныне добавлена еще одна. Так, начиная с 01.03.2012 г. инспекторы ГАСИ и ее территориальных органов могут «пожаловать в гости», если возникнет необходимость проведения проверки достоверности данных, приведенных в уведомлении и декларации о начале выполнения подготовительных работ, уведомлении и декларации о начале выполнения строительных работ, декларации о готовности объекта к эксплуатации, в течение трех месяцев со дня подачи указанных документов.

Итак, уважаемые застройщики, будьте максимально внимательны при заполнении уведомления и декларации. Если ранее нормы действующего законодательства четко не оговаривали, как соответствующая инспекция может проверить достоверность приведенных данных (сведений) в декларации либо уведомлении, то отныне это осуществляется путем проведения внеплановой проверки. То есть, в случае подачи декларации или направления уведомления в инспекцию существует вероятность того, что в течение 3 месяцев со дня подачи указанных документов к вам могут прийти с проверкой.

Кроме того, напоминаем, что за приведение недостоверных данных в уведомлении или декларации ст. 96 Кодекса об административных правонарушениях Украины предусмотрена административная ответственность (извлечение см. ниже). Кстати, мы об этом уже неоднократно писали на страницах нашей газеты (см. «Строительная бухгалтерия», 2012, № 2, с. 42, № 3, с. 37).

 


Статья 96. Нарушение требований законодательства, строительных норм, государственных стандартов и правил при строительстве

...

Эксплуатация объектов строительства, не принятых в эксплуатацию, а также приведение недостоверных данных в декларации о готовности объекта к эксплуатации, совершенные относительно объектов I категории сложности, —

влекут за собой наложение штрафа от трехсот пятидесяти до четырехсот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Деяния, предусмотренные частью одиннадцатой этой статьи, совершенные относительно объектов II категории сложности, —

влекут за собой наложение штрафа от четырехсот до пятисот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Деяния, предусмотренные частью одиннадцатой этой статьи, совершенные относительно объектов III категории сложности, —

влекут за собой наложение штрафа от пятисот до шестисот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Эксплуатация объектов строительства IV категории сложности, не принятых в эксплуатацию, —

влечет за собой наложение штрафа от шестисот до семисот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Деяние, предусмотренное частью четырнадцатой этой статьи, совершенное относительно объектов V категории сложности, —

влечет за собой наложение штрафа от семисот до восьмисот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.


 

3. В тексте Порядка № 553 слова «хозяйственная деятельность, связанная с созданием объектов строительства» и «хозяйственная деятельность, связанная с созданием объектов архитектуры» во всех падежах заменены словами «хозяйственная деятельность, связанная со строительством объекта архитектуры, который по сложности архитектурно-строительного решения и (или) инженерного оборудования относится к IV и V категориям сложности» в соответствующем падеже.

Указанные выше изменения сократили перечень объектов строительства, подлежащих проверке, в частности, в части соблюдения застройщиками лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности, связанной со строительством. То есть, учитывая новшества, можно говорить о том, что с 01.03.2012 г. проверяться будут только лицензионные условия строительства объектов IV и V категорий сложности.

Напомним: соответствующие изменения были внесены и в постановление КМУ «О лицензировании хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры» от 05.12.2007 г. № 1396 (далее — постановление № 1396).

Так, обновленное постановление № 1396 сузило сферу видов работ по осуществлению хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, подлежащих лицензированию, — отныне оно распространяется только на строительство объекта архитектуры, который по сложности архитектурно-строительного решения и (или) инженерного оборудования относится к IV и V категориям сложности.

Теперь уже проработан проект новых Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности, связанной со строительством объекта архитектуры, который по сложности архитектурно-строительного решения и (или) инженерного оборудования относится к IV и V категориям сложности, с которым можно ознакомиться на официальном сайте ГАСИ (http://www.dabi.gov.ua/projects.shtm). Этот проект должен «прийти» на смену действующим на сегодняшний день Лицензионным условиям осуществления хозяйственной деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры, утвержденным приказом Министерства регионального развития и строительства Украины от 27.01.2009 г. № 47.

Хотелось бы также обратить внимание на один интересный момент, который не может не вызывать определенных сомнений по его практическому применению. Так, выше мы уже отмечали, что благодаря соответствующему изменению слов в Порядке № 553 сократился перечень объектов строительства, подпадающих под проверку лицензионных условий.

Кроме прочего, определенные изменения произошли и в п. 8 Порядка № 553, определяющем порядок оформления результатов проверки. Так, в частности, после своего обновления согласно этой норме по результатам проверки субъекта хозяйствования, осуществляющего хозяйственную деятельность, связанную со строительством объекта архитектуры, который по сложности архитектурно-строительного решения и (или) инженерного оборудования относится к IV и V категориям сложности, составляется соответствующий акт в двух экземплярах.

Вопрос: А какой документ составляется по результатам проверки объектов I — II категорий сложности? Или норма прописана некорректно, или нам придется ждать дополнительных нормативно-правовых документов? Вопрос остается открытым.

Также изменения затронули и п.п. 1 п. 11 Порядка № 553, согласно которому должностные лица инспекций при осуществлении государственного архитектурно-строительного контроля имеют право беспрепятственного доступа на место строительства объекта или местонахождение субъекта хозяйствования, осуществляющего хозяйственную деятельность, связанную со строительством объекта архитектуры, который по сложности архитектурно-строительного решения и (или) инженерного оборудования относится к IV и V категориям сложности.

 

Вопрос: А на другие объекты строительства инспекторы не имеют права беспрепятственного доступа?

4. Внесены изменения также в п. 16 Порядка № 553, в соответствии с которыми формы актов и других документов, составляемых во время или по результатам осуществления государственного архитектурно-строительного контроля, утверждаются отныне не ГАСИ (как это было предусмотрено ранее), а Минрегионом.

Эти формы уже разработаны, с ними можно ознакомиться на официальном сайте ГАСИ (http://www.dabi.gov.ua/projects.shtm). Остается только подождать их утверждения, о чем дополнительно будет сообщено на страницах нашей газеты.

 

В постановление КМУ «Некоторые вопросы выполнения подготовительных и строительных работ» от 13.04.2011 г. были внесены изменения, согласно которым в некоторых приложениях к этому документу дата «до 1 июня 2012 г.» была изменена на «(подается в случае необходимости)». В то же время дата «с 1 июня 2012 г.» осталась неизменной. Что она означает и каким нормативно-правовым документом предусмотрена?

 

Сначала обратимся к хронологии событий...

Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI были внесены изменения в ст. 17 и 18 Закона Украины «Об архитектурной деятельности» от 20.05.99 г. № 687-XIV (далее — Закон № 687) в части урегулирования вопросов профессиональной аттестации исполнителей отдельных видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры.

В то же время с целью реализации указанных положений КМУ было принято постановление «Некоторые вопросы профессиональной аттестации ответственных исполнителей отдельных видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры» от 23.05.2011 г. № 554 (далее — постановление № 554), вступившее в силу 02.06.2011 г. Оно пришло на смену постановлению КМУ «Об утверждении Порядка проведения профессиональной аттестации ответственных исполнителей отдельных видов работ, связанных с созданием объектов архитектуры от 11.02.2009 г. № 79 (далее — постановление № 79).

Указанным выше документом утвержден Перечень видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры, ответственные исполнители которых проходят профессиональную аттестацию, включающий в себя:

— разработку градостроительной документации;

— архитектурное и инженерно-строительное проектирование;

— экспертизу и обследование в строительстве;

— технический надзор;

— инжиниринговую деятельность в сфере строительства в части координации действий всех участников строительства.

Таким образом, предусматривается осуществление профессиональной аттестации ответственных исполнителей отдельных видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры: архитекторов, инженеров-проектировщиков, инженеров технического надзора и экспертов.

Кроме того, п. 4 постановления № 554 Минрегиону было поручено обеспечить приведение своих нормативно-правовых актов в соответствие с этим постановлением.

Во исполнение указанного выше требования были разработаны следующие документы:

приказ Минрегиона «Об утверждении Положения об Аттестационной архитектурно-строительной комиссии» от 25.06.2011 г. № 93;

приказ Минрегиона «Об утверждении Порядка внесения платы за проведение профессиональной аттестации ответственных исполнителей отдельных видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры, и ее размеров» от 01.09.2011 г. № 172;

приказ Минрегиона «Об утверждении формы и технического описания бланка квалификационного сертификата ответственного исполнителя отдельных видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры» от 15.12.2011 г. № 342.

И наконец, мы приблизились к самой сути вопроса.

Заключительными положениями Закона № 687 предусмотрено, что ч. 1, 2 и 4 ст. 7 данного Закона вступают в силу через два года после создания предусмотренной в ст. 18 Закона № 687 Архитектурно-строительной аттестационной комиссии и введения в действие порядка проведения профессиональной аттестации в архитектурной деятельности.

Так, в частности, в ст. 7 Закона № 687 указывается, что проект объекта архитектуры разрабатывается под руководством или при обязательном участии архитектора, имеющего соответствующий квалификационный сертификат.

Напомним, что постановление № 79 — это первый нормативно-правовой документ, регулировавший порядок проведения профессиональной аттестации (вступил в силу 16.09.2009 г.). Кроме того, первый персональный состав архитектурно-строительной аттестационной комиссии также был утвержден в августе 2009 года.

Путем нехитрых арифметических действий можно вычислить, что введение в действие положения об обязательном наличии квалификационного сертификата у архитектора должно было наступить еще в 2011 году...

Поэтому происхождение даты «с 1 июня 2012 года» так и остается с вопросительным знаком.

 

Яна Брусенцова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше