Темы статей
Выбрать темы

Проверки органами гостехногенбезопасности (часть 1)

Редакция СБ
Статья

Проверки органами Гостехногенбезопасности

(часть 1)

Яна Брусенцова,
юрист «ИД» Фактор

 

Продолжительное время в законодательстве существовал определенный пробел: был создан новый орган — Гостехногенбезопасности, на который возлагались функции осуществления государственного надзора (контроля) в сферах пожарной и техногенной безопасности и гражданской обороны, а нормативная база, определявшая механизм такого надзора, оставалась старой. В июле этого года вступил в силу приказ МЧС от 25.05.2012 г. № 863, которым был утвержден Порядок проведения проверок Гостехногенбезопасности. Сегодня рассмотрим, что это за орган, и проясним основные моменты проведения плановых и внеплановых проверок.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Положение № 392 — Положение о Государственной инспекции техногенной безопасности Украины, утвержденное Указом Президента Украины от 06.04.2011 г. № 392/2011.

Порядок № 863 — Порядок проведения проверок органами Государственной инспекции техногенной безопасности Украины, утвержденный приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Украины от 25.05.2012 г. № 863 (вступил в силу с 20.07.2012 г.).

Постановление № 306 — постановление КМУ «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере техногенной и пожарной безопасности» от 29.02.2012 г. № 306.

 

Гостехногенбезопасности как орган исполнительной власти

Государственная инспекция техногенной безопасности Украины (далее — Гостехногенбезопасности Украины) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через министра чрезвычайных ситуаций Украины. Механизм осуществления органами Гостехногенбезопасности Украины мероприятий государственного надзора (контроля) за соблюдением и выполнением требований законодательства в сферах пожарной и техногенной безопасности регламентируется Положением № 392.

Это достаточно молодой орган, который был создан относительно недавно, а именно в апреле прошлого года (см. информационный блок «Что было раньше»).

Гостехногенбезопасности является правопреемником Государственного департамента пожарной безопасности и Государственной инспекции гражданской обороны и техногенной безопасности — правительственных органов, действовавших в системе Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы.

Гостехногенбезопасности Украины входит в систему органов исполнительной власти и обеспечивает реализацию государственной политики в сферах пожарной и техногенной безопасности, осуществление государственного надзора (контроля) в этих сферах, а также контроля за состоянием гражданской обороны населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и деятельностью аварийно-спасательных служб.

Перечень всех задач, возложенных на Гостехногенбезопасности Украины, приведен в п. 4 Положения № 392. Среди них есть и такие, как:

1) организация и надзор (контроль) за соблюдением и выполнением требований законодательства в сферах пожарной и техногенной безопасности и гражданской обороны министерствами, другими центральными и местными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, другими субъектами хозяйствования независимо от форм собственности, а также гражданами Украины, иностранцами и лицами без гражданства;

2) выдача разрешений на начало работы вновь созданных предприятий, ввод в эксплуатацию новых и реконструированных производственных, жилых объектов и объектов другого назначения, внедрение новых технологий, передача в производство образцов новых пожаробезопасных машин, механизмов, оборудования и продукции, аренда любых помещений, а также регистрация деклараций соответствия объекта требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности, если он не относится к категории взрывопожароопасных объектов или объектов с массовым пребыванием людей;

3) проведение государственной экспертизы проектов строительства объектов градостроительства и других объектов, инвестиционных программ на соответствие требованиям законодательства, государственных строительных норм и правил по вопросам пожарной и техногенной безопасности;

4) контроль за соблюдением и выполнением противопожарных требований, предусмотренных стандартами, нормами и правилами , во время проектирования, строительства, реконструкции, расширения и технического переоснащения и капитального ремонта предприятий, зданий, сооружений и других подконтрольных объектов.

Гостехногенбезопасности Украины осуществляет свои полномочия непосредственно и через свои территориальные органы в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, районах, районах в городах, городах областного, республиканского (Автономной Республики Крым) значения.

В состав территориальных органов Гостехногенбезопасности Украины входят следующие структурные подразделения (п. 6 Положения № 392):

— органы государственного пожарного надзора;

— органы государственного надзора в сфере гражданской обороны и техногенной безопасности;

— другие структурные подразделения.


Что было раньше

До принятия Порядка № 863 механизм осуществления проверок был урегулирован по крайней мере двумя приказами МЧС:

приказом МЧС «Об утверждении Инструкции по организации работы органов государственного пожарного надзора» от 06.02.2006 г. № 59

и приказом МЧС «Об утверждении Инструкции по организации работы органов государственного надзора в сфере гражданской обороны и техногенной безопасности» от 12.01.2010 г. № 1.

Соответственно мероприятиями государственного надзора (контроля) в сфере пожарной защиты занимался Государственный департамент пожарной безопасности, а в сфере гражданской обороны и техногенной безопасности — Государственная инспекция гражданской обороны и техногенной безопасности. Указанные правительственные органы действовали раньше в системе Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, а затем они были переданы в Гостехногенбезопасности , которая согласно п. 2 Указа Президента Украины «Вопросы Государственной инспекции техногенной безопасности Украины» от 06.04.11 г. № 392 была определена их правопреемницей.

Поэтому продолжительное время существовал определенный пробел: был образован новый орган, на который возлагались функции осуществления государственного надзора (контроля) в сферах пожарной и техногенной безопасности и гражданской обороны, а нормативная база, определявшая механизм такого надзора, оставалась старой.

Следовательно, возникла необходимость в разработке нового нормативно-правового акта , основной целью принятия которого стало бы определение механизма регулирования осуществления должностными лицами органа государственного надзора в сфере пожарной и техногенной безопасности мер государственного надзора (контроля). Таким нормативно-правовым актом и стал Порядок № 863.

Реализация этого Порядка направлена на дерегулирование мер государственного надзора (контроля) по уменьшению количества плановых и внеплановых проверок субъектов хозяйствования и определению круга вопросов, по которым осуществляются меры государственного надзора (контроля).


 

Терминология

Прежде чем перейти к рассмотрению основных положений Порядка № 863, ознакомимся с терминами, которые в нем употребляются:

 

Акт проверки соблюдения (выполнения) субъектом хозяйствования требований законодательства в сферах пожарной и техногенной безопасности, гражданской обороны (далее — Акт проверки)

Документ , составляемый должностным лицом органа Гостехногенбезопасности по результатам плановой или внеплановой проверки субъекта хозяйствования в случае выявления нарушений требований законодательства в сфере пожарной и техногенной безопасности, гражданской обороны, контроля за деятельностью аварийно-спасательных служб

Государственный инспектор по надзору в сферах пожарной и техногенной безопасности (далее — государственный инспектор)

Должностные лица Гостехногенбезопасности и ее территориальных органов, которые по должностям одновременно являются соответственно: — Главным государственным инспектором Украины по надзору в сфере пожарной и техногенной безопасности, его первым заместителем и заместителем; — старшими государственными инспекторами Украины по надзору в сфере пожарной безопасности, старшими государственными инспекторами Украины по надзору в сфере техногенной безопасности; — главными государственными инспекторами по надзору в сфере пожарной и техногенной безопасности в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, их заместителями; — старшими государственными инспекторами по надзору в сфере пожарной безопасности и старшими государственными инспекторами в сфере техногенной безопасности в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе; — главными государственными инспекторами по надзору в сфере пожарной и техногенной безопасности в районах, районах в городах, городах областного, республиканского (АР Крым) значения, а также государственными инспекторами по надзору в сфере пожарной или техногенной безопасности территориальных органов

Государственный надзор в сфере пожарной и техногенной безопасности (далее — гостехнадзор)

Это надзорная деятельность, которую осуществляют должностные лица Гостехногенбезопасности Украины и ее территориальных органов, связанная с осуществлением мер государственного надзора (контроля) за соблюдением и выполнением требований законодательства в сферах пожарной и техногенной безопасности, гражданской обороны и деятельностью аварийно-спасательных служб

Объект проверки

здание, помещение, сооружение, которые находятся в собственности либо пользовании субъекта хозяйствования и используются для осуществления хозяйственной и некоммерческой хозяйственной деятельности ;
— министерства и другие органы исполнительной власти, их территориальные органы, органы местного самоуправления; — аварийно-спасательные и диспетчерские службы

 

Учитывая приведенное выше определение «объект проверки», можно сделать вывод о том, какие именно объекты подпадают под проверку государственных инспекторов и кто будет проверяться. Как и ранее, под проверку подпадают все субъекты хозяйствования.

 

Плановые проверки

Как и ранее, в Порядке № 863 указывается, что гостехнадзор осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок. Предлагаем рассмотреть, в чем заключается отличие этих видов проверки.

Целью проведения плановой проверки является осуществление осмотра (обследования) территорий, зданий, сооружений и помещений, проводится проверка организации и выполнения объектом проверки требований законодательства в сферах пожарной и техногенной безопасности, гражданской обороны.

Основанием для проведения плановых проверок, как вы понимаете, является внесение их в планы работы. Планы проверок разрабатываются:

 

в Гостехногенбезопасности

На год с указанием структурных подразделений, должностные лица которых будут привлечены к осуществлению проверки

в территориальных органах Гостехногенбезопасности в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, в районах, районах в городах, городах областного, республиканского (АР Крым) значения

На квартал с указанием структурных подразделений, должностные лица которых будут привлечены к осуществлению проверки

 

Согласно абз. 3 п. 2.2 Порядка № 863 перечни субъектов хозяйствования с указанием наименования субъекта хозяйствования, идентификационного кода юридических лиц (далее — код по ЕГРПОУ) либо фамилии, имени, отчества физического лица — предпринимателя (в соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных» от 01.06.10 г. № 2297-VI), местонахождения, месяца проведения плановой проверки, запланированной на соответствующий календарный год, должны обнародоваться на официальном веб-сайте Гостехногенбезопасности и ее территориальных органов не позднее 25 декабря года, предшествующего плановому.

Плановые проверки субъектов хозяйствования осуществляются в соответствии с квартальными планами-графиками, утверждаемыми руководителем соответствующего органа Гостехногенбезопасности до 20 числа последнего месяца квартала, предшествующего плановому.

Периодичность осуществления плановых проверок субъектов хозяйствования определяется согласно Критериям, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере техногенной и пожарной безопасности, утвержденных постановлением КМУ от 29.02.12 р.№ 306 (об этом см. в информационном блоке ниже).


О критериях, по которым оценивается степень риска

Как указывается в постановлении № 306, критериями, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности в сфере техногенной и пожарной безопасности, являются:

1) принадлежность к потенциально опасным объектам, объектам повышенной опасности;

2) категория по взрывопожарной и пожарной опасности здания и помещения;

3) количество людей, которые постоянно или временно могут находиться одновременно на объекте;

4) этажность или высота зданий;

5) расположение сооружений под землей;

6) наличие культурных, исторических, духовных и информационных ценностей;

7) осуществление хозяйственной деятельности, связанной с предоставлением услуг и выполнением работ противопожарного назначения.

 

В соответствии же с установленными критериями субъекты хозяйствования с учетом значения приемлемого риска от осуществления хозяйственной деятельности в сфере техногенной и пожарной безопасности относятся к одной из трех степеней риска — высокой, средней и незначительной.

Так, в частности, к субъектам хозяйствования с высокой степенью риска относятся субъекты, в собственности, владении, пользовании которых находятся:

— потенциально опасные объекты и объекты повышенной опасности;

— промышленные и складские здания (сооружения), относящиеся к категории «А» или «Б» по взрывопожарной опасности независимо от площади и категории «В» по пожарной опасности площадью 500 кв. метров и более;

объекты нового строительства и реконструкции;

— объекты с массовым пребыванием людей, в частности аэропорты, морские, речные, железнодорожные и автомобильные вокзалы республиканского и областного значения, станции метрополитенов;

высотные дома (с условной высотой более 47 метров);

— подземные сооружения разного назначения.

Кроме того, к субъектам хозяйствования с высокой степенью риска относятся субъекты, которые предоставляют услуги и выполняют работы противопожарного назначения. При осуществлении плановых мероприятий государственного надзора (контроля) за деятельностью таких субъектов в сфере техногенной и пожарной безопасности органы государственного пожарного надзора избирательно проверяют качество предоставленных ими услуг (выполненных работ) на объектах.

К субъектам хозяйствования со средней степенью риска относятся субъекты, в собственности, владении, пользовании которых находятся, в частности, здания повышенной этажностности (с условной высотой от 26,5 до 47 метров включительно).

К субъектам хозяйствования с незначительной степенью риска относятся субъекты, не относящиеся к субъектам хозяйствования с высокой и средней степенями риска.

Внимание! Плановые мероприятия государственного надзора (контроля) за деятельностью субъектов хозяйствования в сфере техногенной и пожарной безопасности осуществляются со следующей периодичностью:

— с высокой степенью риска — не чаще одного раза в год;

— со средней степенью риска — не чаще одного раза в три года;

— с незначительной степенью риска — не чаще одного раза в пять лет.


Обращаем внимание, что аналогичный подход к периодичности плановых проверок в зависимости от степени риска от осуществления хозяйственной деятельности определяется в Законе Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.07 г. № 877-V.

Следовательно, чтобы выяснить, как часто органы Гостехногенбезопасности должны осуществлять плановую проверку субъекта хозяйствования, необходимо определиться, к какой группе (с соответствующей степенью риска) относится такой субъект .

Пунктом 2.8 Порядка № 863 предусматривается, что орган Гостехногенбезопасности не позднее чем за десять календарных дней до дня осуществления плановой проверки должен предоставить/вручить лично под роспись руководителю или уполномоченному лицу (ответственному должностному лицу) субъекта хозяйствования уведомление о проведении плановой проверки (далее — уведомление). Уведомление имеет установленную форму, которая утверждена приложением 3 к Порядку № 863.

Внимание! В Порядке № 863 указывается, что в случае направления уведомления заказным письмом или телефонограммой за счет средств органа Гостехногенбезопасности срок получения субъектом хозяйствования такого уведомления должен составлять не позднее чем за десять дней до начала осуществления плановой проверки.

Как видите, в этом случае Порядок № 863 стоит на защите прав субъектов хозяйствования. Мало того, что предусматривается направление уведомления именно заказным письмом, так еще и отсчет срока для начала проверки должен начинаться не со дня отправления уведомления, а со дня его получения.

Уведомление печатается на бланке для писем соответствующего органа Гостехногенбезопасности.

Итак, в уведомлении обязательно должны указываться:

— дата начала и дата окончания осуществления плановой проверки;

— наименование юридического лица либо фамилия, имя и отчество физического лица — предпринимателя, относительно деятельности объектов которого будет осуществляться проверка;

— наименование органа Гостехногенбезопасности, должностные лица которого будут осуществлять проверку.

Пунктом 2.9 Порядка предусматривается, что продолжительность плановой проверки определяется в зависимости от количества, площади зданий, помещений, участков, находящихся в собственности или пользовании субъектов хозяйствования, где будет осуществляться проверка, и степени риска от осуществления хозяйственной деятельности и не может превышать:

— 15 рабочих дней (для субъекта хозяйствования);

— 5 рабочих дней (для субъекта малого предпринимательства, если иное не предусмотрено законом).

 

Внеплановые проверки

В отличие от плановой проверки, внеплановая не предусматривается планами работы Гостехногенбезопасности и ее территориальных органов. Для ее проведения должны быть основания, о которых уже указывалось выше.

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

 

1

подача субъектом хозяйствования письменного заявления в орган Гостехногенбезопасности об осуществлении проверки по его желанию

2

выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, поданных субъектом хозяйствования

3

проверки выполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или других распорядительных документов по устранению нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановых проверок органом Гостехногенбезопасности

4

обращение физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства в сфере пожарной и техногенной безопасности. По этому основанию проверка осуществляется только при наличии согласия Гостехногенбезопасности на ее проведение или в случае наступления аварии, смерти пострадавшего в результате возникновения чрезвычайной ситуации либо пожара, что было связано с деятельностью субъекта хозяйствования.

 

Пунктом 2.11 Порядка № 863 определено, что проведение внеплановых проверок субъектов хозяйствования по другим основаниям, кроме предусмотренных выше, запрещается, если иное не предусматривается законом или международным договором Украины, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины. Субъект хозяйствования должен ознакомиться с основанием проведения внеплановой проверки с предоставлением ему копии соответствующего документа.

Внимание! При проведении внеплановой проверки выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления этого мероприятия, с обязательным указанием этих вопросов в удостоверении на проведение проверки.

Что же касается продолжительности осуществления внеплановой проверки, то предусматривается, что она не может превышать:

— десяти рабочих дней — в отношении субъекта хозяйствования;

— двух рабочих дней — в отношении субъектов малого предпринимательства,

если иное не предусмотрено законом.

Внимание! Продление срока проведения внеплановой проверки не допускается.

 

Сначала — приказ, затем — удостоверение,
и только потом — проверка

Прежде чем государственный инспектор начнет проверку (плановую, внеплановую), он должен получить соответствующие документы и совершить определенные действия.

Пунктом 2.5 Порядка № 863 предусматривается, что для осуществления плановой либо внеплановой проверки субъектов хозяйствования орган Гостехногенбезопасности должен издать приказ о ее проведении (далее — приказ). В приказе обязательно указываются:

 

1

наименование субъекта хозяйствования, в отношении которого будет осуществляться мероприятие государственного надзора (контроля)

2

местонахождение субъекта хозяйствования и объекта проверки

3

предмет проверки

4

дата начала и дата окончания проверки

5

должности, фамилии, имена и отчества должностных лиц, которые будут осуществлять проверку

 

Кроме того, на основании приказа оформляется удостоверение на проведение проверки (далее — удостоверение). Форма его утверждена приложением 1 к Порядку № 863 и подписывается руководителем или уполномоченным им лицом соответствующего органа Гостехногенбезопасности.

Внимание! Удостоверение на проведение проверки оформляется на бланке органа Гостехногенбезопасности для общей переписки, а подпись руководителя органа Гостехногенбезопасности должна быть скреплена гербовой печатью этого органа.

Итак, если к вам пожалует государственный инспектор с намерением осуществить проверку, убедитесь, что у него имеется составленное в надлежащей форме удостоверения.

В удостоверении на проведение проверки должны быть обязательно указаны :

 

1

тип мероприятия (плановое или внеплановое)

2

наименование субъекта хозяйствования и/или его обособленного подразделения либо фамилия, имя и отчество физического лица — предпринимателя, деятельность которого проверяется

3

местонахождение субъекта хозяйствования и/или его обособленного подразделения и объекта проверки, деятельность которого проверяется

4

номер и дата приказа органа Гостехногенбезопасности Украины, во исполнение которого осуществляется проверка

5

дата начала и дата окончания проверки

6

должностные лица органа Гостехногенбезопасности Украины, которые будут осуществлять проверку, с указанием их должностей, фамилий, имен и отчеств

7

предмет и основание для осуществления проверки

8

информация об осуществлении предыдущей проверки (тип и срок ее проведения)

 

Внимание! В соответствии с п.п. 2.6.2 п. 2.6 Порядка № 863 удостоверения на проведение проверки действуют только в течение указанного в них срока осуществления проверки.

Но и это еще не все. Прежде чем начать проведение плановой проверки, государственный инспектор должен уведомить о своих намерениях субъекта хозяйствования.

Так, если государственный инспектор выполнил все указанные выше действия и имеет соответствующие документы для проведения проверки, нужно помнить еще об одном условии осуществления государственного контроля — согласно п. 2.7 Порядка № 863 плановые и внеплановые проверки должны осуществляться в рабочее время объекта проверки, установленное правилами внутреннего трудового распорядка или внутреннего распорядка работы.

В следующей статье мы поговорим о правах, которыми Порядок № 863 наделяет государственных инспекторов при проведении ими проверок, и о том, какие документы составляются по результатам проверок.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше