Темы статей
Выбрать темы

Консервация ОС

Редакция СБ
Статья

Консервация ОС

Юлия Егорова, консультант

 

В процессе деятельности строительных предприятий случаются ситуации, когда какие-то объекты ОС не используются в течение нескольких месяцев или лет. Причины таких ситуаций могут быть разными — сезонность использования объектов, окончание или временное замораживание строительства, временное снижение объемов выполняемых работ и др. В этом случае предприятие может законсервировать неиспользуемые объекты. О том, что такое консервация ОС, как ее провести, как вести учет и налогообложение этой операции, и пойдет речь в статье.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

П(С)БУ 7 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.

Положение № 1183 — Положение о порядке консервации основных производственных фондов предприятий, утвержденное постановлением КМУ от 28.10.97 г. № 1183.

Положение № 2 — Положение о порядке консервации и расконсервации объектов строительства, утвержденное приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 21.10.2005 г. № 2.

 

Что такое консервация

Порядок проведения консервации и расконсервации основных средств (далее — ОС) утвержден Положением № 1183 . Нормы этого Положения обязательны только для предприятий стратегического назначения для экономики и безопасности государства, а также для предприятий, которые учреждены на государственной собственности (п. 1 Положения № 1183). Доля государственной собственности в уставном капитале вышеуказанных предприятий Положением № 1183 не конкретизирована. Поэтому даже доля госсобственности в размере 1 % уставного капитала (или даже еще меньше) уже может привести к разногласиям с контролирующими органами во время проверок. Поэтому, по мнению автора, необходимо соблюдать нормы Положения № 1183 всем предприятиям, в уставном капитале которых есть хоть какая-то доля государственной собственности. Все остальные предприятия, не подпадающие под действие п. 1 Положения № 1183, могут применять его нормы в добровольном порядке, в полном объеме или выборочно: каких-то норм придерживаться, а каких-то нет. В этой статье мы опишем порядок консервации согласно Положению № 1183 и вместе с этим дадим некоторые рекомендации тем, для кого это Положение не обязательно.

Вопросы консервации регулируются не только Положением № 1183, существует еще Положение № 2, которым регламентирован порядок проведения консервации и расконсервации объектов строительства, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий, капитального ремонта зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения. Этот документ обязателен к применению при проведении консервации и расконсервации объектов (строений), строительство которых осуществляется с привлечением государственных и смешанных инвестиций, и носит рекомендательный характер для объектов (строений), строительство которых осуществляется за счет других источников финансирования. Стратегическое значение предприятия и его форма собственности в этом случае уже не имеют значения, имеет значение только источник финансирования строительства. О консервации объектов строительства мы уже писали в нашей газете (см. «Строительная бухгалтерия», 2011, № 9, с. 21). Сейчас сосредоточимся на вопросах консервации объектов ОС строительных предприятий.

Понятие консервации ОС определено в п. 2 Положения № 1183. Заметим, что в тексте Положения № 1183 ОС называются основными фондами. Учитывая, что это Положение принято четырнадцать лет назад, а также тот факт, что в него не вносились соответствующие изменения, под основными фондами следует понимать ОС — как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогового учета.

Итак, консервация ОС — это комплекс мероприятий, направленных на долгосрочное хранение ОС в случае прекращения производственной и прочей хозяйственной деятельности с возможностью дальнейшего восстановления их функционирования. Если использование объектов ОС становится временно нецелесообразным, они могут быть законсервированы. Здесь уместно допустить, что мероприятия по текущему содержанию законсервированных объектов тоже входят в вышеуказанное понятие консервации, так как они тоже направлены на долгосрочное хранение ОС. Соответственно, они тоже могут быть профинансированы за счет тех же источников, что и работы по консервации и расконсервации объектов ОС.

Срок консервации ограничен тремя годами . После его окончания нужно принять решение о дальнейшей судьбе законсервированных объектов: расконсервировать их и вновь ввести в эксплуатацию, продать сторонним лицам либо ликвидировать. Если принято решение о продаже или ликвидации объектов, то их предварительная расконсервация не обязательна. Автор придерживается мнения, что те предприятия, которые применяют Положение № 1183 на добровольных началах, могут консервировать свои ОС и на более длительный срок, так как запрета на такие действия нет. Однако по поводу слишком длительного срока консервации возможны вопросы при налоговых проверках. Подробнее об этом мы поговорим дальше.

 

Источники финансирования расходов по консервации ОС

Расходы на такое мероприятие, как консервация ОС, содержание законсервированных объектов и их расконсервация, бывают достаточно ощутимыми. Согласно перечню источников финансирования этих расходов, приведенному в п. 4 Положения № 1183, они могут финансироваться за счет собственных средств предприятий, средств владельцев предприятий или сторонних юридических лиц, за счет кредитов, средств государственного и местного бюджетов, а также сумм амортизационных отчислений, которые начисляются на законсервированные ОС второй и третьей групп. Напомним, что на момент принятия Положения № 1183 существовал приказ Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации от 19.08.97 г. № 507 «Об утверждении государственного классификатора Украины «Классификация основных фондов»1, согласно которому основные фонды второй и третьей групп включали в себя все возможные объекты, кроме зданий, сооружений, их структурных компонентов и передаточных устройств (т. е. объектов первой группы). По мнению автора, такое ограничение источников финансирования расходов на консервацию и расконсервацию ОС только амортотчислениями по второй и третьей группам уже устарело, так как устарел сам классификатор основных фондов2. Однако вместе с этим, пока действует нынешняя редакция п. 4 Положения № 1183, мы не рекомендуем предприятиям стратегического значения и основанным на государственной собственности, превышать это ограничение по источнику финансирования за счет амортотчислений только второй и третьей групп основных фондов.

1 Этот документ вступил в силу с 01.01.98 г. и действует (не отменен) до сих пор.

2 См. письма Государственного комитета статистики Украины от 03.12.2007 г. № 03/7-8/872 и от 23.04.2010 г. № 03/5-10/400.

В бухгалтерском учете источники финансирования расходов на консервацию и расконсервацию ОС отдельно не выделяются, а учитываются на соответствующих счетах в общем порядке. Так, отражение в учете расходов на консервацию за счет собственных средств предприятия ничем не будет отличаться от отражения любых других расходов этого предприятия: как обычно, дебетуются счета учета расходов и кредитуются счета учета запасов, денежных средств и дебиторской задолженности. Финансирование консервации за счет полученных кредитов отражается так же, как и финансирование любых других расходов, осуществляемых за счет заемных средств: сначала отражается поступление заемных средств по дебету счетов учета денежных средств и по кредиту счетов учета краткосрочной и долгосрочной задолженности по кредитам, а потом по мере расходования средств они списываются на счета учета расчетов с поставщиками, с работниками и с бюджетом. Обращаем ваше внимание на то, что финансирование расходов на консервацию и расконсервацию объектов ОС за счет амортизационных отчислений отражается на забалансовом счете 09 «Амортизационные отчисления». При осуществлении таких расходов их сумма списывается с кредита счета 09.

Если расходы на консервацию и расконсервацию ОС будут проводиться за счет бюджетных средств, то в этом случае предприятие должно руководствоваться нормами п. 5 Положения № 1183.

 

Документальное оформление консервации ОС

Основания для проведения консервации ОС перечислены в п. 7 Положения № 1183. Предприятия, не подпадающие под особые критерии, упомянутые в этом пункте, проводят консервацию просто на основании собственного решения. Такое решение может приниматься единолично руководителем или коллегиально — решением общего собрания, решением собрания акционеров или учредителей — в зависимости от правил, установленных в уставе предприятия. В первом случае оформляется приказ руководителя, а во втором — протокол собрания. Для целей налогового учета при коллегиальном способе принятия решения о консервации дополнительно нужно издавать соответствующий приказ руководителя предприятия, о чем более подробно речь пойдет дальше.

В соответствии с п. 6 Положения № 1183 перед началом консервации нужно предварительно составить ее проект, который может основываться на рекомендациях специальных комиссий по вопросам консервации согласно п. 10 Положения. По мнению автора, в том случае, если на предприятии постоянно действует комиссия по вопросам использования ОС, то эта же комиссия может заниматься и вопросами их консервации, в том числе и составлением проекта консервации. Для этого в текст приказа о создании такой комиссии нужно включить отдельный пункт о том, что она может также решать любые вопросы, связанные с консервацией и расконсервацией ОС. Вместе с тем наличие таких полномочий у постоянно действующей комиссии вовсе не означает, что предприятие не может дополнительно создавать специальные комиссии для проведения консервации и расконсервации ОС, если в этом есть необходимость.

Чтобы обеспечить качественной информацией принятие решения о консервации, необходимо составить технико-экономическое обоснование (ТЭО) необходимости ее проведения и проект консервации согласно п. 12 и п. 13 Положения № 1183. В пп. 14 и 15 Положения № 1183 более подробно описаны требования к этим документам. В приложении 2 к Положению № 1183 приведена форма перечня работ, ресурсов и сметы расходов, связанных с проведением консервации и расконсервации основных фондов предприятия. После составления ТЭО комиссия принимает решение о консервации ОС и оформляет его в виде акта по форме приложения 1 к Положению № 1183.

Обычным предприятиям, для которых Положение № 1183 служит только рекомендациями, формировать специальную комиссию и скрупулезно составлять все эти документы по установленной форме не обязательно, достаточно только решения о консервации, и оно тоже может оформляться по свободной форме. Однако заметим, что при наличии ТЭО и проекта консервации гораздо легче будет доказать проверяющим органам объективную необходимость такой консервации, а значит, и ее связь с хозяйственной деятельностью предприятия. Эти документы будут дополнительным доказательством целесообразности расходов на консервацию и сумм входящего НДС, которые будут учтены при исчислении налога на прибыль и налогового кредита по НДС. Кроме этого, ТЭО консервации в любом случае будет полезным для правильного принятия управленческих решений относительно целесообразности и способа проведения консервации. Чем добросовестнее будут составлены эти документы, тем качественнее будут принятые на их основании решения. Разумеется, их форма для обычных предприятий ничем не регламентирована, хотя они могут брать за основу формы приложений к Положению № 1183.

Примерный алгоритм проведения консервации ОС может быть следующим:

1. Решение о консервации ОС принимается уполномоченным органом предприятия и документально оформляется в зависимости от способа принятия решения — коллегиально или единолично.

2. Издается приказ о создании комиссии по вопросам проведения консервации во главе с руководителем предприятия.

3. Составляется технико-экономическое обоснование дальнейшей нецелесообразности использования ОС и проект их консервации.

4. Составляется акт о временном выведении ОС из эксплуатации и их консервации.

 

Возможности использования законсервированных объектов

Пунктом 9 Положения № 1183 использование законсервированных ОС запрещено тем предприятиям, для которых нормы Положения обязательны к исполнению. Остальным предприятиям мы все же не рекомендуем нарушать этот запрет, так как законсервированные ОС не находятся в состоянии готовности к эксплуатации. Здравый смысл подсказывает, что использование таких объектов может привести к их порче, поломке или даже к несчастному случаю. Во избежание случаев их использования руководитель предприятия может издать приказ, в котором будет содержаться запрет какого бы то ни было использования законсервированных объектов. Если возникает необходимость досрочной расконсервации объектов или их передачи другому субъекту хозяйственной деятельности, то это делается на основании документов, перечисленных в п. 9 Положения № 1183. В частности, большинство предприятий могут это делать на основании принятого ими же решения, которое оформляется так же, как и решение о консервации объектов ОС: приказом руководителя, решением общего собрания и т. п. Если возникает необходимость произвести какие-то действия с законсервированными объектами — транспортировка, тестирование, техническое обслуживание и др., то эти действия тоже желательно проводить по приказу руководителя предприятия и с учетом всех требований техники безопасности.

По мнению автора, в случае если предприятие приняло решение продать сторонним лицам (или передать бесплатно, в уставный капитал и т. д.) законсервированные объекты ОС, проводить их расконсервацию не обязательно. По крайней мере, об этом нет упоминания в Положении № 1183. Поэтому есть основания полагать, что продавать или отчуждать каким-либо иным способом объекты ОС можно и в законсервированном виде, если на то имеется согласие всех сторон соответствующего договора.

 

Бухгалтерский учет консервации ОС

Вопросы бухгалтерского учета операций, связанных с консервацией ОС, а также отражения их в финансовой отчетности освещены в п. 23, п. 29 и пп. 5 п. 37 П(С)БУ 7.

Так, согласно п. 23 П(С)БУ 7, на период консервации объектов ОС начисление амортизации на них приостанавливается. О том, как это осуществить, говорится в п. 29 П(С)БУ 7. Начисление амортизации проводится ежемесячно, поэтому амортизация стоимости законсервированных ОС приостанавливается с месяца, следующего за тем месяцем, в котором проведена консервация. Как исключение из этого правила, амортизация ОС по производственному методу прекращается с даты, следующей за датой начала работ по консервации. При производственном методе сумма амортизации определяется как произведение фактического объема продукции (работ, услуг) и производственной ставки амортизации (п.п. 5 п. 26
П(С)БУ 7)
. Так как выпуск продукции, выполнение работ или предоставление услуг с использованием консервируемых объектов прекращается в момент начала работ по их консервации, то и начисление амортизации приостанавливается в этот же момент.

Первоначальная стоимость законсервированных объектов и сумма амортизации, начисленная на нее до начала их консервации, отражаются в балансе в составе первоначальной стоимости и амортизации всех ОС в целом и отдельно не выделяется. Эти общие показатели указываются в строках баланса 031 «Первоначальная стоимость основных средств» и 032 «Износ основных средств», а их разница отражается в строке 030 «Остаточная стоимость основных средств». Вместе с этим согласно п. 37.5 П(С)БУ 7 в примечаниях к финансовой отчетности необходимо дополнительно отразить информацию об остаточной стоимости законсервированных ОС. Чтобы иметь возможность легко выделить из общей первоначальной стоимости и амортизации всех ОС аналогичные показатели, но только для законсервированных объектов, мы рекомендуем учитывать первоначальную стоимость и начисленную амортизацию законсервированных объектов ОС отдельно от аналогичных показателей по использующимся объектам. Для этого можно создать дополнительные субсчета второго порядка на субсчетах 103, 104, 105 либо ограничиться отдельным аналитическим учетом.

Расходы на консервацию, содержание законсервированных объектов ОС и их последующую расконсервацию учитываются в бухучете по-разному в зависимости от вида деятельности предприятия, собственно объектов, периодичности и причин консервации.

Например, предприятие-подрядчик ощущает на себе сезонность строительного бизнеса, в связи с чем краткосрочные договоры строительного подряда оно выполняет в теплое время года, и по долгосрочным договорам основная часть работ также выполняется в теплое время года. В связи с этим перед наступлением зимнего периода ему приходится консервировать часть строительного оборудования, которое зимой не используется. Весной это оборудование расконсервируется и вновь приводится в состояние готовности к работе. В этом случае расходы на такую периодическую консервацию можно запланировать заранее и заранее оценить их сумму. В бухгалтерском учете эти расходы могут отражаться по дебету счетов 23 «Производство», 91 «Общепроизводственные расходы» и, как исключение, на субсчете 949 «Прочие расходы операционной деятельности». Последний вариант используется, если предприятие решило не включать расходы на консервацию ОС в себестоимость выполненных подрядных работ.

Если же консервация ОС строительного предприятия проводится по причине существенного снижения объемов выполняемых работ, временного закрытия некоторых видов деятельности и по другим подобным причинам, то это уже будет событие в рамках обычной деятельности, не связанное непосредственно с производством строительно-монтажных работ по текущим договорам подряда. Такую консервацию невозможно запланировать заранее, так как эти события не являются событиями операционной деятельности предприятия. В этом случае расходы на такую консервацию, содержание законсервированных объектов и их расконсервацию отражаются в бухучете как прочие расходы обычной деятельности на одноименном субсчете 977.

Необходимость консервации ОС может быть вызвана каким-нибудь чрезвычайным событием — аварией, стихийным бедствием и т. п. Например, в результате пожара было сильно повреждено складское здание, принадлежащее предприятию. В данный момент предприятие не имеет свободных средств для его восстановления, но оно планирует восстановить поврежденное здание через два года. Чтобы это здание не разрушилось еще больше, его необходимо законсервировать. Если предприятие примет решение законсервировать сейчас это здание, чтобы восстановить его потом, то расходы на такую консервацию и последующее восстановление оно будет отражать на счете 99 «Чрезвычайные расходы».

 

Налоговый учет

Налог на прибыль . Налоговый учет операций по консервации, содержанию законсервированных объектов и их расконсервации с 1 апреля 2011 г. ведется по аналогии с бухгалтерским учетом. Так, согласно п.п. 145.1.2 НКУ на период консервации приостанавливается начисление амортизации законсервированных объектов. При этом факт выведения объектов ОС из эксплуатации в связи с их консервацией должен быть подтвержден документально. О том, какие именно документы должны быть оформлены, мы рассказали в третьей части статьи. Кроме этого, для целей налогового учета вывод консервируемых объектов из эксплуатации осуществляется только на основании приказа руководителя. Это значит, что таких документов, как решение общего собрания или собрания учредителей, для целей налогового учета недостаточно. Дополнительно к протоколу собрания должен быть издан приказ руководителя аналогичного содержания во исполнение норм п. 146.18 НКУ.

После расконсервации объектов ОС с момента начала их использования в хозяйственной деятельности следует возобновить начисление амортизации по этим объектам. Для этого снова издается соответствующий приказ руководителя предприятия, в котором указывается перечень объектов и дата начала их использования. Начисление амортизации возобновляется с месяца, следующего за месяцем, в котором вновь начато использование расконсервированных объектов. Здесь уместно вспомнить о том, что определение консервации в п. 2 Положения № 1183 содержит ограничение срока этого мероприятия — три года. То есть если ОС не планируется использовать по истечении трех лет консервации, то их нужно либо ликвидировать, либо продавать. Если предприятие, которое использует нормы Положения № 1183 как рекомендательные (либо вообще их не использует), решило законсервировать свои объекты на более длительный срок, то оно должно особо тщательно обосновать объективную необходимость консервации именно на такой срок. Иначе у налогового инспектора могут возникнуть вопросы по поводу слишком долгого срока консервации объектов, ведь формально консервация объектов на срок больше трех лет уже не соответствует ее определению в п. 2 Положения № 1183. Эти вопросы также обусловлены тем, что расходы на содержание законсервированных ОС в течение четвертого и последующих лет консервации не должны включаться в расчет налогооблагаемой прибыли, так как эти объекты уже не могут считаться законсервированными. Их нужно либо ликвидировать после окончания третьего года консервации, либо расконсервировать и начать использовать в хозяйственной деятельности. Если же предприятие настаивает на более длительной консервации ОС и в то же время не хочет иметь разногласий с налоговым инспектором, то оно может просто не учитывать в налоговом учете расходы, осуществленные на содержание законсервированных ОС на протяжении четвертого и последующих лет консервации. При этом расходы на расконсервацию таких ОС могут отражаться в налоговом учете так же, как и в случае соблюдения установленных сроков консервации.

Расходы на содержание законсервированных ОС не подлежат амортизации и полностью относятся в состав расходов отчетного периода. Опять же по аналогии с бухгалтерским учетом можно отнести расходы на консервацию, содержание и расконсервацию ОС либо в состав себестоимости выполненных строительно-монтажных работ (п. 138.9 НКУ), либо в состав прочих расходов согласно п.п. 138.12.1 НКУ. При этом расходы в налоговом учете признаются одновременно с признанием этих расходов в бухгалтерском учете.

Так, расходы на консервацию, содержание и расконсервацию ОС, включенные в состав себестоимости выполненных строительно-монтажных работ (например, расходы на ежесезонную консервацию строительного оборудования, используемого при выполнении долгосрочного контракта), будут участвовать в формировании объекта налогообложения в том периоде, в котором будут переданы заказчику выполненные работы (т. е., другими словами, в момент признания дохода, ради которого выполняются работы). При этом желательно, чтобы такие расходы были предусмотрены в смете на строительство, утвержденной заказчиком.

Расходы на консервацию, содержание и расконсервацию ОС, включенные в состав прочих расходов отчетного периода, будут уменьшать налогооблагаемую прибыль в том периоде, в котором они были понесены. Этот вариант отражения расходов уместен тогда, когда строительное предприятие не имеет оснований для включения таких расходов в себестоимость выполненных строительно-монтажных работ: консервируемые объекты используются для выполнения нескольких заказов, либо факт консервации не зависит от использования объектов на том или ином объекте строительства, либо в случае, когда необходимость консервации вызвана чрезвычайными событиями и т. п.

Порядок отражения фактически понесенных расходов на консервацию, содержание и расконсервацию ОС в декларации по налогу на прибыль зависит от того, в какую статью включены эти расходы. Если они включены в себестоимость выполненных этапов работ, то они отражаются в строке 05.1 декларации по налогу на прибыль3.

3 По форме, утвержденной приказом Минфина от 28.09.2011 г. № 1213.

Если расходы, связанные с консервацией ОС, отнесены в состав прочих расходов согласно п.п. 138.12.1 НКУ, то в этом случае они отражаются в строке 06.5 декларации о прибыли и расшифровываются единой суммой в строке 06.5.37 приложения IВ «Iнші витрати господарської діяльності, до яких розділом III Податкового кодексу України прямо не встановлено обмежень щодо віднесення до складу витрат».

Налог на добавленную стоимость . Такая хозяйственная операция, как консервация ОС с последующим их содержанием в законсервированном виде и расконсервацией, не является объектом обложения НДС. Эта операция не является операцией поставки и не подпадает под определение объекта налогообложения по ст. 185 НКУ.

При проверке правильности начисления НДС тоже могут возникнуть вопросы в связи с длительными сроками консервации (см. раздел о налоге на прибыль). Если срок консервации объектов больше трех лет, налоговый инспектор может высказать мнение, что если законсервированные объекты в течение трех лет так и не начали вновь использоваться, то дальнейшее их содержание нецелесообразно и они подлежат ликвидации. При ликвидации ОС по решению налогоплательщика необходимо начислять налоговые обязательства по НДС согласно п. 189.9 НКУ. Возразить на это можно только тем, что фактически ликвидация не осуществлялась4, а значит, и нет оснований для начисления НДС. Кроме этого, инспектор может поставить и другой вопрос — вопрос о том, что если ОС находятся в законсервированном состоянии больше трех лет, то они уже не должны считаться используемыми в хозяйственной деятельности. В этом случае опять же нужно начислить налоговые обязательства по НДС согласно п. 189.1 НКУ. Противостоять этому замечанию трудно, так как слишком длительная консервация формально не соответствует ее определению в п. 2 Положения № 1183. В этом случае можно лишь доказывать объективную необходимость удлиненного срока консервации. Впрочем, эти размышления мы изложили с перестраховочной целью, а на самом деле такие вопросы у проверяющих могут и не возникнуть, хотя к ним нужно быть готовыми.

4 Хотя по сути хозяйственной операции слишком длительная консервация объектов ОС очень похожа на их ликвидацию, но только оформленную в виде консервации.

Что касается налогового кредита по операциям, связанным с обеспечением процесса консервации, содержания законсервированных объектов и их расконсервации, то он отражается по общим правилам при наличии правильно оформленной налоговой накладной. Связь таких операций с хозяйственной деятельностью доказывается документами, о которых мы говорили выше, а также обычными бухгалтерскими документами, подтверждающими каждую проведенную операцию (закупку материалов, получение работ и услуг сторонних организаций и т. п.). По соображениям, изложенным выше, мы рекомендуем проявить осторожность при включении сумм входящего НДС в состав налогового кредита, если срок консервации объектов ОС превысил три года.

Налог на землю . Консервация недвижимых объектов ОС не влечет за собой автоматической консервации земель, находящихся под этими объектами. Земля продолжает находиться в собственности субъекта хозяйствования и не меняет своего назначения и стоимости. Значит, земельный налог, уплачиваемый за тот участок, который занят законсервированным объектом недвижимости, продолжает начисляться и уплачиваться без каких-либо изменений (ст. 269, 270, 271 НКУ).

Пример 1 . В ноябре 2011 года подрядчик ООО «Строитель» завершило выполнение договора на постройку жилого дома. Выполнение новых заказов не планируется до весны 2012 года. В связи с этим ООО «Строитель» законсервировало на зиму некоторые единицы строительного оборудования и машин, для которых консервация является объективной необходимостью. Если не провести их консервацию, то эти объекты могут прийти в негодность под воздействием неблагоприятных зимних погодных условий. По причине того, что расходы на такую консервацию и расконсервацию не подлежат возмещению заказчиками, ООО «Строитель» приняло решение отражать такие расходы на субсчете 949.

Расходы на консервацию строительного оборудования состоят из заработной платы рабочих, занятых подготовкой оборудования к хранению и защитой его от воздействия неблагоприятных погодных условий, из начисленного ЕСВ на сумму этой заработной платы, из стоимости материалов, использованных для такой подготовки, из стоимости услуг сторонних организаций, а также из амортизации ОС (оборудования, инвентаря, инструментов), использованных при консервационных работах. Расходы на содержание законсервированных объектов состоят из заработной платы охраны территории, на которой хранится законсервированное оборудование (а также ЕСВ), расходов на освещение и обогрев комнаты охраны и др. Расходы на расконсервацию объектов ОС аналогичны расходам на их консервацию.

Все хозяйственные операции ООО «Строитель», связанные с консервацией оборудования, показаны в табл. 1.

 

Таблица 1

Отражение в учете операций ООО «Строитель»

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

Отражена предоплата сторонней организации за работы по консервации

371

311

6000

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС

641

644

1000

3

Стоимость работ сторонней организации отражена в составе прочих расходов

949

631

5000

5000

4

Списана сумма налогового кредита

644

631

1000

5

Произведен зачет задолженностей

631

371

6000

6

Отражены расходы предприятия на консервацию

949

20, 22, 28, 65, 66, 68

9500

9500

7

Переведены объекты ОС и накопленная амортизация в состав объектов, находящихся на консервации

10/к
13/к

10
13

36000
18000

8

Отражены расходы предприятия на содержание законсервированных объектов

949

20, 22, 28, 65, 66, 68

15000

15000

9

Отражены расходы на расконсервацию в части стоимости работ, выполненных сторонней организацией

949

631

7500

7500

10

Отражена сумма налогового кредита по НДС

641

631

1500

11

Оплачены работы сторонней организации по расконсервации объектов ОС

631

311

9000

12

Отражены расходы предприятия на расконсервацию объектов ОС

949

20, 22, 28, 65, 66, 68

10800

10800

13

Переведены расконсервированные объекты в состав объектов, используемых по назначению

10

13

10/к

13/к

36000

18000

14

Начислена амортизация на вновь используемые объекты (за периоды после ввода в эксплуатацию)

23

13

1500

1500

 

Пример 2. Застройщик ООО «Бриз» приняло решение законсервировать объект строительства — многоквартирный жилой дом в связи с кризисной ситуацией на рынке недвижимости, причем планируется возобновить строительство через год. На аналогичный период нужно законсервировать и ОС, которые используются только на этом объекте (офис продаж, расположенный непосредственно возле недостроенного объекта). Состав расходов на консервацию и расконсервацию офиса аналогичен составу, описанному в примере 1. Отражение хозяйственных операций ООО «Бриз» показано в табл. 2.

 

Таблица 2

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

7

1

Отражены расходы предприятия на консервацию

977

20, 22, 28, 65, 66, 63, 68

50000

50000

2

Переведены объекты ОС и накопленная амортизация в состав объектов, находящихся на консервации

10/к
13/к

10
13

120000
36000

3

Отражены расходы предприятия на содержание законсервированных объектов

977

20, 22, 28, 65, 66, 63, 68

45000

45000

4

Отражены расходы предприятия на расконсервацию объектов

977

20, 22, 28, 65, 66, 63, 68

30000

30000

5

Переведены расконсервированные объекты в состав объектов, используемых по назначению

10
13

10/к
13/к

120000
36000

6

Начислена амортизация на вновь используемые объекты (за периоды после ввода в эксплуатацию)

23

13

3000

3000

 

Пример 3. В результате пожара на складе стройматериалов, принадлежащем ООО «Веста», сильно пострадало здание склада. В данный момент ООО «Веста» не имеет финансовых возможностей для того, чтобы восстановить это здание, поэтому было принято решение законсервировать его на два года, а уже после этого восстанавливать. Операции, связанные с консервацией, содержанием и расконсервацией этого здания, показаны в табл. 3.

 

Таблица 3

 п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,

грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

Отражены расходы предприятия на консервацию здания

993

20, 22, 28, 65, 66, 63, 68

30000

30000

2

Переведено здание и накопленная амортизация в состав объектов, находящихся на консервации

10/к
13/к

10
13

200000
75000

3

Отражены расходы предприятия на содержание законсервированного здания

993

20, 22, 28, 65, 66, 63, 68

65000

65000

4

Отражены расходы предприятия на расконсервацию здания

993

20, 22, 28, 65, 66, 63, 68

25000

25000

5

Переведено расконсервированное здание кафе в состав объектов, используемых по назначению

10
13

10/к
13/к

200000

75000

6

Проведены работы по восстановлению здания

993

20, 22, 28, 65, 66, 63, 68

55000

55000

7

Начислена амортизация на вновь используемое здание (после ввода в эксплуатацию)

23

13

3200

3200

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше