Темы статей
Выбрать темы

Разрешения на выполнение работ повышенной опасности

Редакция СБ
Статья

Разрешения на выполнение работ повышенной опасности

Екатерина Чурилова, консультант

 

Эксплуатация таких машин, как, например, грузоподъемные краны, лифты, подъемники и так далее, на стройплощадке вполне обычное дело. Однако для применения их необходимо специальное разрешение, как для оборудования повышенной опасности. Но далеко не все машины и механизмы, используемые в своей деятельности предприятиями, относятся к оборудованию повышенной опасности. Когда нужно получать такое разрешение и как именно — читайте в данной статье.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Закон об охране труда — Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII.

Закон о регулировании градостроительной деятельности — Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI.

Порядок № 1107 — Порядок выдачи разрешений на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, утвержденный постановлением КМУ от 26.10.2011 г. № 1107.

Порядок № 1251 — Порядок определения предельного размера тарифа на проведение экспертизы состояния безопасности промышленного производства субъекта хозяйствования, утвержденный постановлением КМУ от 04.11.2009 г. № 1251.

Постановление № 1176 — постановление КМУ «Об утверждении формы заявления на получение субъектом хозяйствования или уполномоченным им лицом документов разрешительного характера» от 07.12.2005 г. № 1176.

 

Необходимость в получении специальных разрешений, дающих право выполнять работы повышенной опасности или использовать машины (механизмы) повышенной опасности, закреплена на законодательном уровне, а именно в ст. 21 Закона об охране труда. Порядок выдачи таких разрешений зафиксирован в постановлении КМУ от 26.10.2011 г. № 1107. Предприятие, работающее без соответствующего разрешения, рискует получить достаточно серьезные штрафы, а в некоторых случаях — такое предприятие могут даже закрыть.

Поэтому детально рассмотрим, как оградить себя предприятию, планирующему в будущем выполнять работы или эксплуатировать машины и механизмы, относящиеся к категории повышенной опасности.

 

Когда нужно разрешение

Если на строительном предприятии или на любом другом предприятии планируется

выполнение работ повышенной опасности

или/и эксплуатация (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности,

то такому предприятию нужно получить соответствующее

разрешение на выполнение работ повышенной опасности (далее — разрешение)

или/и разрешение на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности (далее — разрешение),

или/и декларацию соответствия его материально-технической базы требованиям законодательства по вопросам охраны труда и промышленной безопасности.

Об этом говорится в п. 3 ст. 21 Закона об охране труда и п. 6, п. 21 Порядка № 1107.

Как видим, разрешение нужно как для выполнения некоторых работ, так и для эксплуатации некоторых машин и механизмов. То есть такое разрешение нужно не всегда, а только в отдельных случаях, связанных с повышенной опасностью.

Полный перечень видов работ повышенной опасности , выполнение которых нуждается в наличии специального разрешения на предприятии, приведен в приложениях 2 и 6 к Порядку № 1107 (см. информационный блок на с. 35, 36).

Полный перечень машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, эксплуатация которого нуждается в наличии специального разрешения, приведен в приложениях 3 и 7 к Порядку № 1107 (см. информационный блок на с. 36, 37).

Обращаем ваше внимание, что указанные перечни несут обобщенную информацию. Те виды работ или машины, включенные в тот или иной перечень, касаются всех сфер деятельности в Украине. Однако далеко не все они касаются строительной сферы. Поэтому каждому предприятию необходимо индивидуально подходить к решению вопроса о необходимости получения разрешения, а именно:

если предприятие выполняет работы, перечисленные в приложениях 2 и 6, то такие работы относятся к работам повышенной опасности, а значит получать разрешение предприятию нужно обязательно;

если предприятие в своей деятельности эксплуатирует или применяет (в чем именно заключается разница этих терминов, рассмотрено ниже. — Примеч. ред.) машины, механизмы, оборудование, перечисленные в приложении 3 и 7, то разрешение для этого нужно обязательно, потому что эксплуатация таких машин и механизмов законодательством отнесена к категории повышенной опасности.

 


Приложение 2 к Порядку

ПЕРЕЧЕНЬ

видов работ повышенной опасности

1. Технический осмотр, испытание, экспертное обследование, техническое диагностирование машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, указанных в приложении 3 к Порядку выдачи разрешений на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности и пункте 1 приложения 7 к такому Порядку.

2. Монтаж, демонтаж, наладка, ремонт, техническое обслуживание, реконструкция машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, указанного в приложении 3 к Порядку выдачи разрешений на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности.

3. Производство, переработка, распределение и применение вредных опасных веществ 1, 2 и 3 класса опасности, а также аммиака, водорода и продуктов разделения воздуха.

4. Взрывные работы и работы, связанные с использованием энергии взрыва.

5. Утилизация оружия, обычных видов боеприпасов и изделий ракетной техники.

6. Газоопасные работы и работы во взрывопожароопасных зонах.

7. Переработка нефти, углеводородных газов и конденсата.

8. Сооружение магистральных газопроводов, нефтепроводов и продуктопроводов (нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, этиленопроводов и т. д.), систем газоснабжения природным и сжиженным газом.

9. Работы по выработке агломерата, кокса, сплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе таких металлов, заготовок для прокатного производства, готового проката, металлических труб и ферросплавов.

10. Бурение, эксплуатация и капитальный ремонт скважин во время геологического изучения и разработки месторождений полезных ископаемых.

11. Хранение баллонов, контейнеров, цистерн и других емкостей со сжатым, сжиженным, ядовитым, взрывоопасным и инертным газом, их заполнение, опорожнение и ремонт.

12. Работы в действующих электроустановках напряжением свыше 1000 Вт и в зонах действия тока высокой частоты.

13. Подземные и открытые горные работы.

14. Маркшейдерские работы.

15. Работы в колодцах, шурфах, траншеях, котлованах, бункерах, камерах, коллекторах, замкнутом пространстве (емкостях, боксах, топках, трубопроводах).

16. Земляные работы, выполняемые на глубине свыше 2 метров или в зоне расположения подземных коммуникаций или под водой.

17. Водолазные работы.

18. Работы верхолазные и скалолазные, выполняемые на высоте 5 метров и более над поверхностью почвы, с перекрытия или рабочего настила, и работы, выполняемые с помощью подъемных и подвесных люлек, механических подъемников и строительных подъемников.

19. Строительство, монтаж и демонтаж домов, сооружений, укрепление их аварийных частей, электропрогрева бетона и электроразмораживания почв.

20. Строительство, ремонт, эксплуатация и ликвидация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

21. Лесосечные работы, трелевки, транспортировки и сплав леса.

22. Работы по обогащению полезных ископаемых.

23. Сварочные, газопламенные, наплавные работы.

24. Обследование, ремонт и чистка дымоходов, воздухопроводов.

25. Работы по сохранению и переработке зерна.

26. Валка и распиловка блоков природных камней.

 

Приложение 3 к Порядку

ПЕРЕЧЕНЬ

машин, механизмов, оборудования повышенной опасности

1. Оборудование, связанное с использованием, изготовлением, переработкой, хранением, транспортировкой, утилизацией или обезвреживанием опасных или вредных веществ.

2. Технологическое оборудование и линейные части магистральных газопроводов, нефтепроводов, продуктопроводов (нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, этиленопроводов и т. д.).

3. Технологическое оборудование, линейные части и их элементы систем газоснабжения природным и сжиженным газом субъектов хозяйствования и населенных пунктов, а также газоиспользующее оборудование мощностью свыше 100 кВт.

4. Технологическое оборудование систем промышленного и межпромышленного сбора нефти и газа.

5. Технологическое оборудование объектов нефтегазодобывающей промышленности.

6. Технологическое оборудование для утилизации оружия, обычных видов боеприпасов и изделий ракетной техники.

7. Горношахтное и горноспасательное оборудование.

8. Оборудование для добычи и транспортировки полезных ископаемых открытым способом.

9. Конвейерные ленты для угольной, горнорудной, нерудной, металлургической и коксохимической промышленности.

10. Оборудование для дробления, сортирования, обогащения полезных ископаемых и окомкования руд и концентратов, технологическое оборудование по переработке природного камня.

11. Оборудование и технические средства для изготовления, использования и транспортировки взрывчатых материалов и изделий на их основе, комплексы для их переработки и хранения.

12. Технологическое оборудование химической, биохимической, нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей, металлургической, коксохимической, литейной, масляно-жировой, эфиро-масляной, деревообрабатывающей промышленности, хлор- и аммиакоиспользующих производств.

13. Технологическое оборудование для целлюлозно-бумажного производства, переработки пластмасс, полимерных материалов и резинотехнических изделий.

14. Электрооборудование, предназначенное для эксплуатации (применения) во взрывоопасных зонах.

15. Электрическое оборудование электрических станций и сетей, технологическое электрооборудование напряжением свыше 1000 Вт.

16. Паровые и водогрейные котлы теплопродуктивностью свыше 0,01 МВт.

17. Сосуды, работающие под давлением свыше 0,05 МПа.

18. Трубопроводы пара и горячей воды с рабочим давлением свыше 0,05 МПа и температурой воды выше 110 °C, подлежащие регистрации в территориальных органах Госгорпромнадзора.

19. Грузоподъемные краны и машины, лифты, эскалаторы, траволаторы, канатные дороги, подъемники, в частности строительные, и фуникулеры.

20. Технологические транспортные средства, подлежащие регистрации в территориальных органах Госгорпромнадзора.

21. Аттракционы повышенной опасности стационарные, передвижные и мобильные.

 

Приложение 6 к Порядку

ПЕРЕЧЕНЬ

видов работ повышенной опасности, выполняемых на основании декларации соответствия
материально-технической базы работодателя требованиям законодательства по вопросам охраны труда
и промышленной безопасности

1. Радиологический (дозиметрический) и пиротехнический контроль.

2. Изготовление и испытание грузозахватывающих устройств (стропов, траверсов, грейферов, захватов).

3. Эксплуатация и ремонт водосборных сооружений.

4. Продавливание тоннельных конструкций под домами, сооружениями, магистралями и водоемами, кроме земляных работ, выполняемых на глубине свыше 2 метров или в зоне расположения подземных коммуникаций или под водой.

5. Работы с применением пиротехнических изделий.

6. Эксплуатация, обслуживание, ремонт технологического оборудования пищевой, перерабатывающей, полиграфической, легкой и текстильной промышленности.

7. Ремонтные, монтажные, строительные и другие работы, выполняемые на высоте свыше 1,3 метра, кроме работ верхолазных и скалолазных, выполняемых на высоте 5 метров и более над поверхностью почвы, с перекрытия или рабочего настила, и работ, выполняемых с помощью подъемных и подвесных люлек, механических подъемников и строительных подъемников.

8. Учеба по вопросам охраны труда работников; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников, привлекаемых к выполнению работ повышенной опасности.

 

Приложение 7 к Порядку

ПЕРЕЧЕНЬ

машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, эксплуатируемых (применяемых) на основании
декларации соответствия материально-технической базы работодателя требованиям законодательства
по вопросам охраны труда и промышленной безопасности

1. Машины, механизмы, оборудование для бурения, ремонта скважин на суше и в акватории моря.

2. Машины, механизмы, оборудование для пищевой, перерабатывающей, полиграфической, легкой и текстильной промышленности.

3. Кузнечно-прессовое оборудование.


 

Разрешительные документы

Все работы, относящиеся к работам повышенной опасности, выполняются при наличии на строительном предприятии специальных разрешений. В таких разрешениях нуждается также и эксплуатация (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности (п. 3 ст. 21 Закона об охране труда).

Так, работодателю необходимо иметь:

или разрешение на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности (далее — разрешение),

или декларацию соответствия его материально-технической базы требованиям законодательства по вопросам охраны труда и промышленной безопасности.

Эти оба документа совсем разные, не взаимозаменяющие. Они выдаются одним и тем же органом — Госгорпромнадзором, однако в разных случаях. Поэтому рассмотрим все по очереди.

 

Разрешение

Разрешение на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности выдается:

работодателю на выполнение работ повышенной опасности;

производителю или поставщику машин, механизмов, оборудования повышенной опасности (далее — производитель (или поставщик)).

Работодателю такое разрешение выдается на выполнение работ повышенной опасности, указанных в приложении 2 к Порядку № 1107, или на эксплуатацию машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, указанных в приложении 3 к Порядку № 1107 (см. в информационном блоке на с. 35, 36).

Производителю (или поставщику) машин и механизмов выдается разрешение на применение машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, указанных в приложении 3 к Порядку № 1107 (см. в информационном блоке на с. 36).

В случае когда разрешение на применение машин, механизмов, оборудования повышенной опасности получено производителем (или поставщиком) до принятия обязательств об их поставке, работодатель может применять указанные машины (механизмы, оборудование) на основании заверенной в установленном законодательством порядке копии разрешения, полученной от такого производителя или поставщика.

В приложении 2 к Порядку № 1107 приведен полный перечень видов работ повышенной опасности, выполнение которых нуждается в наличии разрешения на предприятии (см. информационный блок на с. 35). Он насчитывает 26 позиций и, как мы уже указали выше, не все они касаются строительства вообще.

В приложении 3 к Порядку № 1107 приведен перечень машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, эксплуатация которых нуждается в наличии разрешения. Этот перечень включает 21 позицию машин и механизмов.

Следует также отметить, что в разрезе Порядка № 1107 понятия «эксплуатация» и «применение» машин и механизмов имеют разное толкование.

Так, эксплуатация машин, механизмов, оборудования повышенной опасности — долговременный период использования во время производственного процесса машин, механизмов, оборудования повышенной опасности с учетом их эксплуатационных характеристик;

а применение машин, механизмов, оборудования повышенной опасности — использование машин, механизмов, оборудования повышенной опасности по назначению согласно результатам оценки их соответствия требованиям законодательства по вопросам охраны труда и промышленной безопасности (абз. 3, 4 п. 9 Порядка № 1107).

 

Декларация

В отличие от разрешения существует еще и декларация.

Декларация соответствия материально-технической базы предприятия требованиям законодательства по вопросам охраны труда и промышленной безопасности выдается:

для осуществления работ, перечисленных в приложении 6 к Порядку № 1107

и/или

для эксплуатации (применения) машин , механизмов, оборудования повышенной опасности, перечисленных в приложении 7 к Порядку № 1107.

Оба этих перечня приведены в информационном блоке на с. 36, 37.

Декларация подается работодателем в двух экземплярах лично или отсылается заказным письмом с описью вложения в территориальный орган Госгорпромнадзора по месту выполнения таких работ (п. 21 Порядка № 1107).

Срок подачи — не позднее чем за пять рабочих дней до начала их выполнения. К тому же напомним, что при подаче декларации следует также придерживаться требований Порядка уведомления государственного администратора или разрешительного органа о соответствии материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства, утвержденного постановлением КМУ от 17.05.2006 г. № 685. Форма декларации утверждена Порядком № 1107 (см. его приложение 8).

 

Где регистрировать декларацию?

Согласно Перечню документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности, которые выдаются исключительно через разрешительные центры, утвержденному приложением 1 к постановлению КМУ «О мерах по упорядочению выдачи документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности» от 21.05.2009 г. № 526,

разрешение на начало работы и виды работ предприятия, деятельность которого связана с выполнением работ и эксплуатацией объектов, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности , которое выдается Государственным комитетом Украины по промышленной безопасности, охране труда и горного надзору (Госнадзорохрантруда) или его территориальным органом по местонахождению предприятия, необходимо получать в разрешительных центрах .

Разрешение территориальным органом Госгорпромнадзора выдается в разрешительных центрах по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица — предпринимателя.

При подаче декларации в разрешительный центр тот передает его в Госгорпромнадзор, который, в свою очередь, и регистрирует такую декларацию в журнале учета субъектов хозяйствования, приобретших право на совершение определенных действий по осуществлению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности на основании декларации соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства.

Если же декларация заполнена не в полном объеме или не в соответствии с установленной формой, то, прежде чем ее регистрируют, к субъекту хозяйствования работники разрешительного органа обращаются с запросом об уточнении необходимой информации.

И именно с даты регистрации декларации в журнале учета субъектов хозяйствования соответствующего разрешительного органа субъект хозяйствования приобретает право совершать определенные действия по осуществлению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности (п. 6 Порядка уведомления государственного администратора или разрешительного органа о соответствии материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства, утвержденного постановлением КМУ от 17.05.2006 г. № 685).

 

Кто выдает разрешения

В зависимости от вида работ или машин и механизмов, которые относятся к категории повышенной безопасности и которые планируется выполнять или эксплуатировать (если это механизмы), разрешения получают или в Госгорпромнадзоре или в его территориальном органе.

Так, разрешение выдается (п. 7 Порядка № 1107):

Госгорпромнадзором — на выполнение работ повышенной опасности, указанных в пп. 1, 3 — 5 приложения 2 к Порядку № 1107, на эксплуатацию машин, механизмов, оборудования повышенной опасности заграничного производства, указанных в приложении 3 к Порядку № 1107, и на применение машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, указанных в приложении 3 к Порядку № 1107;

территориальным органом Госгорпромнадзора — на выполнение работ повышенной опасности, кроме указанных в пп. 1, 3 — 5 приложения 2 к Порядку № 1107, и на эксплуатацию машин, механизмов, оборудования повышенной опасности отечественного производства, указанных в приложении 3 к Порядку № 1107.

При этом разрешение территориальным органом выдается в разрешительных центрах1 по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица — предпринимателя.

1 В соответствии с п. 17 Перечня документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности, которые выдаются исключительно через разрешительные центры, разрешение на начало работы и виды работ предприятия, деятельность которого связана с выполнением работ и эксплуатацией объектов, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, которое выдается Государственным комитетом Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору (Госнадзорохрантруда) или его территориальным органом по месту нахождения предприятия, необходимо получать в разрешительных центрах. Этот Перечень утвержден приложением 1 к постановлению КМУ от 21.05.2009 г. № 526.

В зависимости от того, какой именно орган выдает разрешение, будет немного отличаться форма заявления, которое подается для получения такого разрешения (см. таблицу). Любые другие документы для получения разрешения требовать запрещается (абз. 5 п. 9 Порядка № 1107).

 

Пакет документов

Подаваемые документы

Территориальный орган Госгорпромнадзора (или разрешительный центр)

Госгорпромнадзор

Заявление по форме согласно постановлению № 1176

+

Заявление по форме согласно приложению 4 к Порядку № 1107

+

 

Заключение экспертизы о соблюдении требований законодательства по вопросам охраны труда и промышленной безопасности во время эксплуатации заявленных машин, механизмов, оборудования.
Оно подается в том случае, если планируется эксплуатация машин, механизмов, оборудования повышенной опасности)

+

+

Заключение экспертизы о соответствии машин, механизмов, оборудования требованиям законодательства по вопросам охраны труда и промышленной безопасности.
Оно подается в том случае, если планируется применять машины, механизмы, оборудование повышенной опасности

+

Заключение экспертизы о соблюдении требований законодательства по вопросам охраны труда и промышленной безопасности во время выполнения заявленных работ.
Оно подается в том случае, если планируется выполнять работы повышенной опасности

+

+

 

Срок выдачи разрешения составляет десять рабочих дней со дня получения необходимых документов. Такой же срок составляет и для уведомления работодателя, производителя или поставщика об отказе в его выдаче.

Если в десятидневный срок работодателю не выдано или не послано разрешение (или решение об отказе в его выдаче), он имеет право через десять рабочих дней со дня истечения такого срока выполнять работы повышенной опасности и/или эксплуатировать (применять) машины и оборудование повышенной опасности (п. 10 Порядка № 1107).

Выдача разрешений, а также их переоформление и выдача их дубликата осуществляются на бесплатной основе.

Госгорпромнадзор и его территориальные органы ведут реестр разрешений в установленном им порядке, обобщают информацию о выданных и аннулированных разрешениях и обнародуют ее в средствах массовой информации и на собственном веб-сайте.

 

Срок действия разрешения

Действие разрешения распространяется на всю территорию Украины. Однако работодатель, получивший разрешение и намеревающийся выполнять работы повышенной опасности и/или эксплуатировать (применять) машины повышенной опасности (в том числе обособленным подразделением), должен в письменном виде сообщить об этом территориальный орган Госгорпромнадзора по месту выполнения таких работ и/или эксплуатации (применения) таких машин. Срок уведомления — не позже чем за десять рабочих дней до начала их выполнения и/или эксплуатации (применения) с предоставлением копии разрешения.

Срок действия разрешения составляет:

на выполнение работ или на эксплуатацию машин, механизмов и оборудования повышенной опасности — пять лет (с последующим его продлением);

на применение машин, механизмов и оборудования повышенной опасности — бессрочно.

Срок действия разрешения продлевается органом, выдавшим его.

Основанием для переоформления документа разрешительного характера является:

— изменение наименования субъекта хозяйствования — юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица — предпринимателя;

— изменение местонахождения субъекта хозяйствования.

Основанием для отказа в переоформлении, выдаче дубликата разрешения является:

— подача работодателем неполного пакета документов, необходимых для переоформления, выдачи дубликата разрешения согласно установленному законодательством исчерпывающему перечню;

— выявление в документах, поданных работодателем, недостоверных сведений;

— изменение идентификационного кода по Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ) юридического лица или регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика из Государственного реестра физических лиц — налогоплательщиков, указанного в разрешении.

Основанием для аннулирования разрешения явля.тся :

— заявление работодателя или уполномоченного им лица об аннулировании разрешения;

— прекращение юридического лица (слияние, присоединение, разделение, преобразование или ликвидация) или предпринимательской деятельности физическим лицом — предпринимателем;

— выявление в поданных работодателем документах недостоверных сведений о выполнении работ повышенной опасности или эксплуатации (применения) оборудования повышенной опасности, на которое выдано разрешение;

— повторное нарушение требований законодательства об охране труда во время выполнения работ повышенной опасности или эксплуатации (применения) оборудования повышенной опасности, на которое выдано разрешение;

— возникновение аварии, взрыва, пожара, несчастного случая, если в акте расследования установлено, что причиной такого события стало несоблюдение требований законодательства об охране труда во время выполнения работ повышенной опасности или эксплуатации (применения) оборудования повышенной опасности, на которое выдано разрешение;

— создание препятствий во время проведения должностными лицами центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда или его территориального органа проверки соблюдения требований законодательства об охране труда во время выполнения работ повышенной опасности или эксплуатации (применения) оборудования повышенной опасности, на которое выдано разрешение.

Об аннулировании разрешения работодатель уведомляется в письменной форме с указанием оснований аннулирования этого разрешения в течение пяти дней со дня принятия решения органом, выдавшим разрешение.

 

Экспертиза состояния охраны труда

Прежде всего следует отметить, что экспертизу состояния охраны труда придется проходить абсолютно всем, кто планирует выполнять работы повышенной опасности или эксплуатировать (применять) машины, механизмы и оборудование повышенной опасности. Ведь соответствующее разрешение выдается на основании заключения экспертизы состояния охраны труда и безопасности промышленного производства субъекта хозяйствования (!).

В зависимости от того, что вы планируете в будущем: выполнять работы или использовать оборудование, относящееся к категории повышенной безопасности, экспертиза может быть такой (п. 8, п. 9 Порядка № 1107):

1) экспертиза по соблюдению требований законодательства по вопросам охраны труда и промышленной безопасности во время выполнения заявленных работ . Вывод этой экспертизы подается в том случае, если планируется выполнять работы повышенной опасности;

2) экспертиза по соблюдению требований законодательства по вопросам охраны труда и промышленной безопасности во время эксплуатации заявленных машин, механизмов, оборудования.

Заключение этой экспертизы подается в том случае, если планируется эксплуатация машин, механизмов, оборудования повышенной опасности;

3) экспертиза относительно соответствия машин, механизмов, оборудования требованиям законодательства по вопросам охраны труда и промышленной безопасности. Заключение этой экспертизы подается в том случае, если планируется применять машины, механизмы, оборудование повышенной опасности.

Кроме того, экспертиза по охране труда необходима, если технологические процессы, машины, механизмы, оборудование, транспортные средства, химические вещества и их соединения и другая опасная продукция приобретены за рубежом. Только при наличии такой экспертизы они допускаются к эксплуатации (применению). Это зафиксировано в ч. 19 ст. 2 Закона об охране труда.

Ответственность за полноту, достоверность и объективность вывода экспертизы несет экспертная организация (абз. 6 п. 9 Порядка № 1107).

Согласно п. 3 Порядка № 1107 заключение экспертизы — документ, который составляется экспертной организацией по результатам проведения экспертизы состояния охраны труда и безопасности промышленного производства субъекта хозяйствования по форме, разработанной Госгорпромнадзором и утвержденной в установленном порядке, содержит информацию о соответствии (несоответствии) объекта экспертизы требованиям законодательства по вопросам охраны труда и промышленной безопасности и на основании которого принимается решение о выдаче разрешения.

Экспертными организациями могут быть:

— экспертно-технические центры, принадлежащие к сфере управления Госгорпромнадзора;

— независимые экспертные организации, обеспечивающие научно-техническую поддержку государственного надзора в сфере промышленной безопасности и охраны труда.

При этом под научно-технической поддержкой государственного надзора в сфере промышленной безопасности и охраны труда понимается научная, научно-техническая, экспертная деятельность по направлениям, разработанным Госгорпромнадзором и утвержденным в установленном порядке, направленная на повышение эффективности контрольно-наблюдательной деятельности в указанной сфере.

Требования к экспертным организациям разрабатываются Госгорпромнадзором и утверждаются по согласованию с Антимонопольным комитетом в установленном порядке.

В отличие от разрешения, предоставляемого бесплатно, экспертиза состояния охраны труда и безопасности промышленного производства на предприятии осуществляется на платной основе.

Размер такой платы рассчитывается индивидуально по каждому предприятию и зависит от количества заявленных работников, которые будут выполнять работы повышенной опасности (количества заявленных видов работ повышенной опасности или количества заявленных единиц оборудования в соответствии с перечнем машин, механизмов и оборудования повышенной опасности). Размер платы за экспертизу определяется экспертными организациями в соответствии с Порядком определения предельного размера тарифа на проведение экспертизы состояния безопасности промышленного производства субъекта хозяйствования, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 4 ноября 2009 года № 1251.

 

Ответственность

1. В случае, если работодатель не получил указанного разрешения, местный орган исполнительной власти (или орган местного самоуправления), по представлению центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда, может даже принять меры по отмене государственной регистрации такого предприятия в установленном законом порядке. Это возможно в том случае, если в течение месяца со времени выявления указанных недостатков работодатель не провел надлежащие мероприятия по их устранению (абз. 18 ст. 21 Закона об охране труда).

2. За невыполнение предписаний органа Госгорпромнадзора, а также за нарушение законодательства об охране труда на предприятие налагаются штрафные санкции. Согласно ст. 43 Закона об охране труда максимальный размер штрафа не может быть больше 5 % месячного фонда заработной платы. К тому же за неуплату (несвоевременную уплату) штрафа за каждый день просрочки начисляется пеня в размере 120 % учетной ставки НБУ за каждый день просрочки.

3. Административная ответственность предусмотрена нормами КоАП, а именно:

ч. 2 ст. 41 КоАП — за нарушение требований законодательных и других нормативных актов по охране труда налагается штраф:

на работников — от 4 до 10 нмдг:

и на должностных лиц предприятий — от 20 до 40 нмдг;

ст. 164 КоАП — за осуществление хозяйственной деятельности без получения разрешения, другого документа разрешительного характера2, если его получение предусмотрено законом, налагается штраф от 20 до 40 нмдг с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой (!).

2 Разрешение на начало выполнения работ повышенной опасности и начало эксплуатации (применения) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности отнесено к документам разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности (Закон Украины «О Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности» от 19.05.2011 г. № 3392-VI).

За повторное такое нарушение налагается штраф от 30 до 60 нмдг с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Предоставление субъектом хозяйствования разрешительному органу или администратору недостоверной информации о соответствии материально-технической базы требованиям законодательства влечет за собой наложение штрафа от 40 до 100 нмдг;

ст. 1884 КоАП за невыполнение законных требований должностных лиц органов специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда по устранению нарушений законодательства об охране труда или создание препятствий для деятельности этих органов налагается штраф:

на работников — от 6 до 10 нмдг;

и на должностных лиц — от 30 до 100 нмдг;

ст. 18838 КоАП — за невыполнение предписаний должностных лиц специально уполномоченного органа по вопросам разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности по устранению нарушений порядка выдачи документов разрешительного характера налагается штраф на должностных лиц от 20 до 50 нмдг.

Таким образом, как мы видим, ответственность у предприятия достаточно серьезная, вплоть до его закрытия.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше