Темы статей
Выбрать темы

Проверки Гоструда: августовские изменения

Редакция СБ
Статья

Проверки Гоструда:
 августовские изменения

Владислава Лежнина, юрист (г. Харьков, e-mail: firm_law@ukr.net)

 

Недавно на страницах нашего издания был рассмотрен порядок проведения проверок инспекторами Гоструда (см. «Проверки Гоструда» // «СБ», 2012, № 15, с. 21).

А уже сегодня мы познакомим вас с изменениями к нему. Точнее говоря, прокомментируем новый порядок проведения таких проверок, утвержденный приказом Министерства социальной политики Украины от 02.07.2012 г. № 390. Он вступил в силу уже 17 августа 2012 года.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Закон № 877 — Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Порядок № 390 — Порядок проведения проверок должностными лицами Государственной инспекции Украины по вопросам труда и ее территориальных органов, утвержденный приказом Министерства социальной политики Украины от 02.07.2012 г. № 390.

Порядок № 72 — Порядок проведения проверки состояния соблюдения законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании, проводимой должностными лицами Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде и его территориальных органов, утвержденный приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 21.03.2003 г. № 72 (утратил силу с 17.08.2012 г.).

 

Новеллы в процедуре проверки инспекциями по труду

1. Четко закреплены виды проверок: плановые и внеплановые.

В отличие от предыдущего Порядка № 72 в настоящий момент не выделяются как отдельный вид проверок такие проверки, как:

— проверки по поручению руководства Гоструда и территориальных государственных инспекций по труду, правоохранительных органов;

— по предложениям учреждений, организаций;

— по обращениям граждан.

Это обусловлено, прежде всего, необходимостью приведения проверок инспекций по труду в соответствие с нормами Закона № 877, предусматривающего только два вида мероприятий государственного контроля: плановые и внеплановые.

 

2. Проверки инспекций по труду могут осуществляться как по местонахождению субъекта проверки или его обособленного подразделения, так и в помещении инспекций по труду, в случаях, предусмотренных Законом № 877.

Однако на сегодняшний день Законом № 877 не закреплены те случаи, когда проверки соблюдения законодательства о труде должны проходить в помещении инспекций труда.

 

3. Периодичность проведения плановых проверок определяется в соответствии с критериями, за которыми оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде.

Так, плановые проверки субъектов хозяйствования проводятся:

с высокой степенью риска — не чаще одного раза в год;

со средней степенью риска — не чаще одного раза в два года;

с незначительной степенью риска — не чаще одного раза в три года.

В этом вопросе процедура проведения проверки не претерпела каких-то изменений. Подробнее об определении степени риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде читайте в статье «Проверки Гоструда»// «СБ», 2012, № 15, с. 21).

 

4. Внеплановые проверки проводятся независимо от количества ранее проведенных проверок, однако только при наличии оснований, определенных Законом № 877.

Основания для осуществления внеплановых проверок:

— по собственной инициативе субъекта хозяйствования путем подачи письменного заявления в соответствующую инспекцию по труду об осуществлении проверки;

— выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, поданных субъектом хозяйствования;

— проверка выполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений либо других распорядительных документов по устранению нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановых мероприятий инспекциями по труду;

— обращения физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства;

— неподача в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных пояснений о причинах, препятствовавших предоставлению таких документов;

— наступление аварии, смерти пострадавшего в результате несчастного случая или профессионального заболевания, которое было связано с деятельностью субъекта хозяйствования (ч. 1 ст. 6 Закона № 877).

Внимание! Внеплановые проверки по обращениям физических и юридических лиц о нарушении субъектами хозяйствования требований законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании осуществляются только при наличии согласия Гоструда Украины на их проведение (п. 3 Порядка № 390).

 

5. Инспектор по труду имеет право на проведение проверки при наличии у него служебного удостоверения и направления на проверку (п. 4 Порядка № 390).

Раньше , в период действия старого Порядка № 72, предусматривалось, что инспектор по труду имел право на проведение проверки при наличии у него следующих документов: служебного удостоверения; персональной круглой номерной печати; Положения о Государственной инспекции Украины по вопросам труда; Положения о территориальной государственной инспекции по труду АРК, областей, городов Киева и Севастополя; в случае проверки по поручению — поручение соответствующего органа (руководства Гоструда и ТГИТ, правоохранительных органов).

С 17 августа основанием для допуска инспектора по труду к осуществлению проверки является исключительно предъявление инспектором служебного удостоверения и направления на проверку (т. е., как видите, печать уже не нужна!).

 

6. Работодатель обязан для проведения проверки выделить инспектору по труду рабочее место, оборудовать это место всем необходимым для осуществления инспектором его полномочий при проверке .

Инспектору на время проведения проверки предоставляется рабочее место, оборудованное надлежащим образом, право пользования телефонной связью, множительной техникой, другими услугами технического характера, необходимыми для реализации полномочий при проверке, оформления материалов проверки, общения с работниками (при необходимости получения пояснений) (п. 5 Порядка № 390).

 

7. Отныне определен исчерпывающий перечень тех вопросов, которые могут проверяться инспекторами при проведении проверки соблюдения законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании.

Такой перечень приведен в Акте проверки соблюдения субъектами хозяйствования законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании №____. Форма акта утверждена приказом Минсоцполитики от 02.07.2012 г. № 390.

Перечень насчитывает около двух сотен позиций, по которым проверяющие от Гоструда вправе осуществлять проверку на предприятии. В рамках этой статьи мы не будем приводить полный его список (поскольку он полностью изложен в Акте проверки), а только перечислим главные направления, по которым инспекторы будут контролировать предприятия согласно новому Порядку № 390, а именно:

оформление трудовых отношений с наемными работниками: заключение трудового договора; испытательный срок; изменение существенных условий труда и перевод на другую работу; расторжение трудового договора;

коллективный договор: наличие коллективного договора; соответствие условий коллективного договора действующему законодательству; выполнение условий коллективного договора;

рабочее время: продолжительность рабочего времени; ведение учета выполненной работы и заработной платы;

время отдыха: выходные, праздничные и нерабочие дни, перерывы; ежегодные отпуска; отпуска в связи с учебой, творческий отпуск; социальные отпуска; средства на оплату отпусков;

оплата труда: минимальные гарантии в оплате труда, оплата труда за фактически выполненную работу; условия оплаты труда, порядок их установления и изменения; совместительство, совмещение, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника; оплата за работу в ночное время, праздничные и нерабочие дни, сверхурочное время, за работу в тяжелых и вредных условиях, времени простоя; индексация заработной платы; сроки выплаты заработной платы; формы выплаты заработной платы; компенсация потери части заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты; первоочередная выплата заработной платы; расчеты с работниками при увольнении;

особенности использования труда лиц, нуждающихся в дополнительной социальной защите, а именно: труда инвалидов; труда женщин; труда несовершеннолетних;

трудовая дисциплина: правила внутреннего трудового распорядка; порядок привлечения к дисциплинарной ответственности;

гарантии для наемных работников: служебные командировки; гарантии для работников, направляемых для повышения квалификации и на обследование в медицинское заведение; отчисления из заработной платы;

охрана труда: обеспечение работников специальной одеждой, мылом, молоком, газированной водой; перерывы в работе для обогрева и отдыха; обязательные медицинские осмотры работников определенных категорий, перевод их на более легкую работу на основании медицинского заключения;

занятость населения: использование труда иностранцев и лиц без гражданства;

общеобязательное государственное социальное страхование: общие требования; выплаты по общеобязательному государственному социальному страхованию от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности; обеспечение и услуги по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением;

аттестация рабочих мест (на эту тему см. нашу статью «Аттестация рабочих мест по условиям труда» // «СБ», 2012, № 16, с. 38).

 

Выводы

Таким образом, обновленный Порядок проведения проверок инспекциями по труду содержит ряд положительных аспектов, в частности, изложена новая форма Акта проверки с перечнем вопросов, подлежащих проверке. Поэтому работодатели заранее знают, что именно будут проверять инспекторы при проведении плановой проверки.

В случае проведения внеплановой проверки проверяются только те вопросы, которые стали основанием для такой проверки, с обязательным указанием их в направлении на проверку. Проведение внеплановых проверок по обращениям физических и юридических лиц о нарушении субъектами хозяйствования требований законодательства о труде осуществляется только при наличии согласия Гоструда Украины на их проведение. Это значительно сократит случаи проведения внеплановых проверок по этому основанию и усложнит процедуру их проведения.

Что же касается других вопросов, то будем надеяться, что Порядок № 390 в целом будет способствовать эффективному сотрудничеству инспекторов и проверяемых субъектов хозяйствования. Однако, как говорят, поживем — увидим, ведь на практике, как всегда, возникает немало вопросов, ответы на которые вы сможете прочитать на страницах нашего издания.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше