Темы статей
Выбрать темы

О сроке полезной эксплуатации объекта ОС: мнение Минфина

Редакция СБ
Письмо от 08.08.2012 г. № 31-08410-07-10/19584

О сроке полезной эксплуатации объекта ОС:
 мнение Минфина

Письмо Министерства финансов Украины от 08.08.2012 г. № 31-08410-07-10/19584

 

Департамент налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета Министерства финансов Украины на запрос о некоторых вопросах по бухгалтерскому учету в рамках компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 23 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 № 92, начисление амортизации осуществляется в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта, который устанавливается предприятием (в распорядительном акте) при признании этого объекта активом (при зачислении на баланс), и приостанавливается на период его реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования и консервации.

Согласно пункту 2.7 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 № 88, первичные документы составляются на бланках типовых и специализированных форм, утвержденных соответствующим органом государственной власти. Документирование хозяйственных операций может осуществляться с использованием изготовленных самостоятельно бланков, которые должны содержать обязательные реквизиты либо реквизиты типовых или специализированных форм.

Поскольку формы первичных документов по учету основных средств, которые утверждены в установленном порядке, не содержат реквизиты для отражения сроков полезного использования (эксплуатации) основных средств, они должны быть установлены в распорядительном акте (приказе, распоряжении), принятом предприятием в соответствии с установленным порядком.

Согласно подпункту 1.2 пункта 2 раздела IV Положения о порядке бухгалтерского учета отдельных активов и операций предприятий государственного, коммунального секторов экономики и хозяйственных организаций, которые владеют и/или пользуются объектами государственной, коммунальной собственности, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 19.12.2006 № 1213, сумма начисленного работникам вознаграждения, помощи, премии и т. п., которая исчислена в соответствии с законодательством, учредительными и распорядительными документами из прибыли предыдущего отчетного квартала (года) в соответствии с финансовым планом, отражается в бухгалтерском учете по дебету субсчета 443 «Прибыль, использованная в отчетном периоде» и кредиту счета 66 «Расчеты по выплатам работникам».

При этом распорядительным документом предприятия должно быть определено применение порядка выплат, которые осуществляются за счет прибыли (в том числе определять их исчерпывающий состав).

Все прочие выплаты работникам, которые не определены учредительными и распорядительными документами предприятия как выплачиваемые за счет прибыли, учитываются в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 26 «Выплаты работникам», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 28.10.2003 № 601, и включаются в состав расходов предприятия.

 

Директор Департамента налоговой, таможенной политики
 и методологии бухгалтерского учета
 Н. Чмерук

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Комментируемым письмом разъяснены особенности применения нескольких предписаний, введенных Изменениями к некоторым нормативно-правовым актам Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету, утвержденными приказом Минфина от 31.05.2012 г. № 658 (далее — Изменения). Структурно комментируемое письмо состоит из двух частей.

1. В первой части чиновники разъяснили, что срок полезной эксплуатации основных средств должен устанавливаться в распорядительном акте, на что после вступления в силу названных Изменений прямо указывает п. 23 П(С)БУ 7 (кроме того, аналогичное правило теперь установлено и для нематериальных активов в п. 25 П(С)БУ 8). При этом они уточнили, что в качестве такого акта может выступать распоряжение или приказ по предприятию.

Должны заметить: аргументом для подобного вывода, судя по всему, стал даже не п. 23 П(С)БУ 7, а то, что, по мнению Минфина, первичные документы по учету основных средств не содержат реквизитов для внесения сведений о сроке их полезной эксплуатации. В то же время это не совсем так, поскольку данная информация в большинстве случаев указывается в Акте приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств по форме № ОЗ-1 (в разделе «краткая характеристика объекта») и/или его инвентарной карточке по форме № ОЗ-6 (в разделе «краткая индивидуальная характеристика объекта»). Однако все-таки не рекомендуем в настоящий момент пренебрегать правилом об установлении срока полезной эксплуатации в отдельном приказе. Связано это не только с обновленными требованиями п. 23 П(С)БУ 7, но и с предписаниями п.п. 145.1.2 НКУ, которые также указывают на необходимость издания с этой целью приказа1.

1 Хотя в общем случае максимальной угрозой при несоблюдении данного требования может быть лишь административный штраф согласно ст. 1631 КУоАП — за нарушение порядка ведения налогового учета штраф в размере от 5 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее — ннмдг), за повторные действия в течение года — штраф в размере от 10 до 15 ннмдг.

В качестве итога к первой части письма стоит отметить, что рассмотренное правило должно применяться лишь при включении основных средств в состав активов, в том числе после реконструкции, модернизации и прочих мероприятий. Что касается уже действующих основных средств, то, считаем, по ним издавать соответствующий приказ не нужно.

2. Вторая часть комментируемого письма адресована предприятиям государственного и коммунального секторов экономики2. В частности, в ней отмечено, что операции по начислению работникам вознаграждения (помощи, премий и т. п.), выплачиваемого за счет прибыли, отражаются в бухгалтерском учете по дебету субсчета 443 «Прибыль, использованная в отчетном периоде» в корреспонденции с кредитом счета 66 «Расчеты по оплате труда». Именно такой порядок в настоящее время установлен п. 1.2 Положения о порядке бухгалтерского учета отдельных активов и операций предприятий государственного, коммунального секторов экономики и хозяйственных организаций, которые владеют и/или пользуются объектами государственной, коммунальной собственности, утвержденного приказом Минфина от 19.12.2006 г. № 1213 (причем в первоначальной редакции данного документа действовало похожее правило). Но при этом чиновники уточнили, что такой порядок применяется лишь по отношению к выплатам, предусмотренным в распорядительном документе предприятия, — в данном случае речь, по всей видимости, идет о распорядительном документе об учетной политике (п. 2 названного Положения). Что касается остальных выплат, то, как отметил Минфин, их следует учитывать в общем порядке согласно П(С)БУ 26, т. е. списывать на расходы через обеспечение (п. 8 П(С)БУ 26).

2 То есть предприятиям, действующим лишь на основании государственной или коммунальной собственности, а также хозяйственным обществам, государственная или коммунальная доля в уставном капитале которых превышает 50 % или составляет величину, обеспечивающую государству или органам местного самоуправления право решающего влияния.

 

Виталий Смердов

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше