Темы статей
Выбрать темы

Если к вам пришли с проверкой: разъясняют Госгорпромнадзор и Госинспекция по труду

Редакция СБ
Письмо от 13.11.2012 г. № 9904/0/5.1-10/6/12

Если к вам пришли с проверкой:
Разъясняют Госгорпромнадзор и Госинспекция по труду

 

Письмо Государственной службы горного надзора и промышленной безопасности Украины от 13.11.2012 г. № 9904/0/5.1-10/6/12

 

Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Украины рассмотрела письмо <…> и сообщает.

Положением о Государственной службе горного надзора и промышленной безопасности Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 6 апреля 2011 года № 408/2011, определено, что Госгорпромнадзор Украины входит в систему органов исполнительной власти и обеспечивает реализацию государственной политики по вопросам промышленной безопасности, охраны труда, государственного горного надзора, охраны недр и государственного регулирования в сфере безопасного обращения с взрывчатыми материалами промышленного назначения.

Правовые и организационные принципы, основные принципы и порядок осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, полномочий органов государственного надзора (контроля), их должностные лица и права, обязанности и ответственность субъектов хозяйствования при осуществлении государственного надзора (контроля) установлены требованиями Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Закон).

Процедура проведения проверок при осуществлении государственного надзора (контроля) за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов по вопросам промышленной безопасности, охраны труда, безопасного ведения работ юридическими и физическими лицами, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд; геологического изучения недр, их использования и охраны, а также использования и переработки минерального сырья; безопасности работ в сфере обращения с взрывчатыми материалами промышленного назначения; безопасного проведения работ по утилизации обычных видов боеприпасов; ракетного топлива и взрывчатых материалов военного назначения; трубопроводного транспорта, функционирования рынка природного газа и деятельности, связанной с объектами повышенной опасности и потенциально опасными объектами, определена Положением об организации и осуществлении государственного горного надзора, государственного надзора (контроля) в сфере промышленной безопасности и охраны труда в системе Госгорпромнадзора Украины, утвержденным приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Украины от 11  августа 2011 года № 826, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 27 декабря 2011 года под № 1531/20269 (далее — Положение).

Законом регламентировано, что должностное лицо, осуществляющее проверку, должно иметь при себе служебное удостоверение и направление на проведение проверки, а именно: «Перед началом осуществления мероприятия должностные лица органа государственного надзора (контроля) обязаны предъявить руководителю субъекта хозяйствования либо уполномоченному им лицу удостоверение (направление) и служебное удостоверение, удостоверяющее должностное лицо органа государственного надзора (контроля), и предоставить субъекту хозяйствования копию удостоверения (направления)».

В случае непредъявления по требованию субъекта хозяйствования служебного удостоверения и направления на проведение проверки субъект хозяйствования имеет право не допускать должностное лицо (членов комиссии) Госгорпромнадзора Украины к осуществлению такой проверки.

Общими требованиями к осуществлению государственного надзора (контроля) Закона установлено, что «…плановое или внеплановое мероприятие должно осуществляться в присутствии руководителя или его заместителя, либо уполномоченного лица субъекта хозяйствования. Перед началом осуществления государственного надзора (контроля) должностное лицо органа государственного надзора (контроля) вносит запись в соответствующий журнал субъекта хозяйствования (при его наличии)».

Положением установлено, что «…при проведении проверок субъект хозяйствования должен предоставлять должностному лицу Госгорпромнадзора Украины, осуществляющему проверку, всю необходимую информацию, пояснения, справки, материалы по вопросам, возникающим во время проверок».

Информация, полученная должностным лицом Госгорпромнадзора Украины при проведении проверки, доступ к которой ограничен законом, используется исключительно в порядке, установленном законом.

Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну субъекта хозяйствования, запрещается.

Также статьей 8 Закона в рамках полномочий определено право за должностным лицом при осуществлении государственного надзора получать справки, документы, материалы, сведения по вопросам, возникающим во время государственного надзора (контроля).

В соответствии со статьей 63 Конституции лицо не несет ответственности за отказ давать показания или пояснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом.

Одновременно отмечаем, что права и обязанности субъектов хозяйствования при осуществлении государственного надзора (контроля) регламентируется соответственно требованиями статей 10 и 11 Закона.

 

Заместитель председателя Госгорпромнадзора
С. Дунас

 

 

КОММЕНТАРИЙ

 

1. Комментируемое письмо Госгорпромнадзора от 13.11.2012 г. № 9904/0/5.1-10/6/12 (далее — Письмо) было подготовлено с целью дать ответ о прозрачности действий должностных лиц Государственной службы горного надзора и промышленной безопасности Украины (далее — Госгорпромнадзор) при проведении ими проверок субъектов хозяйствования по вопросам охраны труда.

Напомним (и об этом идет речь в Письме), что Госгорпромнадзор был создан в соответствии с Указом Президента Украины «О Положении о Государственной службе горного надзора и промышленной безопасности Украины» от 06.04.2011 г. № 408 (далее — Указ) на смену своему предшественнику — Государственному комитету Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору (далее — Комиссия). Так, в ч. 2 Указа определено, что Госгорпромнадзор является правопреемником Комиссии.

С принятием Указа Госгорпромнадзор приобрел новый статус — центральный орган исполнительной власти. Его деятельность направляется и координируется КМУ через министра чрезвычайных ситуаций Украины. На Госгорпромнадзор возложена, в частности, задача обеспечивать реализацию государственной политики по промышленной безопасности, охране труда, государственному горному надзору, охране недр и государственному регулированию в сфере безопасного обращения с взрывчатыми материалами промышленного назначения. Кроме того, одной из задач Госгорпромнадзора является организация и осуществление государственного надзора (контроля) за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов по вопросам, в частности, и по охране труда. Иначе говоря, Госгорпромнадзор является тем органом, в компетенцию которого входят вопросы соблюдения охраны труда на объектах субъектов хозяйствования. Нам остается только выяснить, каким образом осуществляется контроль за охраной труда. Некоторые ответы по этому поводу предоставлены Госгорпромнадзором в Письме, правда, о большинстве из них можно было узнать и из действующих на сегодняшний день нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы этой сферы.

Так, Госгорпромнадзор напоминает нам, что правовые и организационные основы, основные принципы и порядок осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, полномочия органов государственного надзора (контроля) (к которым относится и Госгорпромнадзор), их должностных лиц и права, обязанности и ответственность субъектов хозяйствования при осуществлении государственного надзора (контроля) предусмотрены Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (далее — Закон).

Средством осуществления государственного надзора (контроля) является проведение проверок. Механизм проведения проверок должностными лицами Госгорпромнадзора «выписан» в приказе Министерства чрезвычайных ситуаций Украины «Об утверждении Положения об организации и осуществлении государственного горного надзора, государственного надзора (контроля) в сфере промышленной безопасности и охраны труда в системе Госгорпромнадзора Украины и унифицированной формы Акта проверки субъекта хозяйствования (производственного объекта)» от 11.08.2011 г. № 826 (далее — Положение). Так, в п. 2.1 Положения определено, что государственный надзор (контроль) осуществляется путем проведения должностными лицами Госгорпромнадзора согласно этому Положению проверок (обследований) учреждений, предприятий, организаций, их обособленных подразделений, филиалов, представительств, юридических лиц, физических лиц, использующих наемный труд (далее — субъекты хозяйствования), в том числе отдельных производственных объектов субъектов хозяйствования — производственных цехов и участков, машин и механизмов, промышленных площадок, других обособленных производственных структурных подразделений (далее — объекты проверки).

Проверки подразделяются на плановые и внеплановые. При этом плановые проверки осуществляются по графикам проведения проверок в соответствии с годовыми или квартальными планами Госгорпромнадзора и его территориальных органов, их структурных подразделений (утверждаются до 1 декабря года, предшествующего плановому, или до 25 числа последнего месяца квартала, предшествующего плановому). А вот проведению внеплановых проверок предшествует наличие определенных оснований, перечень которых приведен в п. 2.5 Положения. Но мы не будем вдаваться в подробности относительно оснований проведения проверок, сроков и пр.

Предлагаем подробнее рассмотреть вопрос наличия у проверяющих документов, дающих им право начать проверку. По этому поводу в п. 2.20 Положения отмечается, что по общим правилам должностное лицо, осуществляющее проверку, должно иметь при себе:

— служебное удостоверение;

— направление на проведение проверки (его форма утверждена приложением 3 к Положению).

Обратите внимание: копия направления на проведение проверки должна быть предоставлена субъекту хозяйствования.

Соответствующие требования содержатся и в ч. 5 ст. 7 Закона. Кроме того, в этой же статье определяется, что должностное лицо органа государственного надзора (контроля) без направления на проведение мероприятия и служебного удостоверения не имеет права осуществлять государственный надзор (контроль) субъекта хозяйствования. При отсутствии указанных выше документов у проверяющих (или в случае их непредъявления) субъект хозяйствования имеет полное право не допускать должностных лиц к осуществлению мероприятия, если они не предъявили документы, предусмотренные этой статьей.

Соответствующая норма закреплена и в п. 2.21 Положения. Так, в ней предусматривается, что в случае непредъявления по требованию субъекта хозяйствования служебного удостоверения и направления на проведение проверки субъект хозяйствования имеет право не допускать должностное лицо Госгорпромнадзора к осуществлению такой проверки. Дополнительно следует отметить, что право субъекта хозяйствования требовать документы у проверяющих разрешает им не только ознакомиться с такими документами, но и переписать данные служебных удостоверений на отдельный лист бумаги. Это прямо не предусмотрено ни в одном нормативно-правовом акте, но и не запрещено.

Кроме обязательства предоставить субъекту хозяйствования перечисленные выше документы, должностное лицо Госгорпромнадзора перед началом проверки должно внести соответствующую запись в журнал проверки субъекта хозяйствования (конечно, при его наличии). Такое требование закреплено в ч. 12 ст. 4 Закона. Следует отметить, что соответствующая графа предусмотрена и в разделе VI «Перечень вопросов для контроля действий лиц, проводящих проверку» (он заполняется должностным и/или уполномоченным лицом субъекта хозяйствования) формы акта проверки субъекта хозяйствования. Напоминаем, что форма Журнала регистрации проверок утверждена приказом Государственного комитета по вопросам развития предпринимательства от 10.08.98 г. № 18 «Об утверждении формы и Порядка ведения Журнала посещений субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами (Журнал регистрации проверок)».

Также в Письме Госгорпромнадзор напоминает нам, что плановое или внеплановое мероприятие должно осуществляться в присутствии руководителя или его заместителя, или уполномоченного лица субъекта хозяйствования (ч. 11 ст. 4 Закона). Аналогичные нормы содержатся в п. 2.17 Положения, более того, субъект хозяйствования должен обеспечить присутствие уполномоченного лица. Правом присутствовать при проведении мероприятий государственного надзора (контроля) субъект хозяйствования наделен также в силу ст. 10 Закона.

Следовательно, проверка не может быть начата до тех пор, пока не будет обеспечено присутствие представителя субъекта хозяйствования.

 

2. А теперь поговорим о правах проверяющих. Так, ч. 10 ст. 4 Закона определено, что должностные лица органа государственного надзора (контроля) с целью выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проведения мероприятия, осуществляют в рамках полномочий, предусмотренных законом:

— осмотр территорий либо помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности;

— любых документов или предметов, если это предусмотрено законом.

Кроме того, в п. 2.22 Положения уточняется, что перед началом проверки проверяющий из Госгорпромнадзора знакомится с учредительными и регистрационными документами, технической и технологической документацией, материалами предыдущих проверок субъекта хозяйствования или производственного объекта по вопросам, относящимся к компетенции Госгорпромнадзора, в том числе проверок, осуществленных службами охраны труда, уполномоченными лицами этого субъекта и вышестоящими организациями при их наличии, с состоянием выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений, которые были разработаны и утверждены по результатам предыдущих проверок должностными лицами Госгорпромнадзора, заключениями комиссий по расследованию несчастных случаев и аварий (если таковые были).

В свою очередь, п. 2.17 Положения обязывает субъекта хозяйствования при проведении проверок предоставлять должностному лицу Госгорпромнадзора, осуществляющему проверку, всю необходимую информацию, пояснения, справки, материалы по вопросам, возникающим при проверках.

 

3. Часто субъекты хозяйствования задают вопрос: имеют ли они право составлять списки с перечнями документов, предоставляемых во время проверки должностному лицу Госгорпромнадзора? К сожалению, ни один нормативно-правовой документ не дает ответа на этот вопрос. Более того, отсутствуют и какие-либо разъяснения по этому поводу и от самого Госгорпромнадзора.

Мы можем только отметить, что все зависит от личности проверяющего. Так, субъект хозяйствования, конечно, может составить соответствующий перечень документов, предоставляемых для проверки должностному лицу Госгорпромнадзора (это не запрещено действующим законодательством), а вот захочет ли подписать его проверяющий — вопрос его доброй воли (законодательство не обязывает его делать это).

Наряду с этим на практике у проверяемых субъектов возникают также вопрос и соответствующее ему пожелание, а именно: можно ли закрепить за «проверяющим» своего работника, который будет следить за его перемещениями на объекте?

Гоструда в своем письме от 05.11.2012 г. № 422/ 21/01/02-12 на этот вопрос отвечает так:

«Относительно закрепления за инспектором работника предприятия, который будет следить за его перемещениями на объекте проверки, необходимо заметить, что статьей 31 Кодекса законов о труде установлен прямой запрет требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.

Таким образом, в случае если выполнение таких обязанностей определено условиями трудового договора работника, никаких дополнительных оговорок по совершению таких действий законодательством не предусмотрено».

Поэтому, как видим, учитывая разъяснения Гоструда, «следить» за проверяющими не так просто. Исходя из содержания письма Гоструда напрашивается вывод: если вы планируете такие действия в будущем, это нужно соответственно закрепить в должностных инструкциях и трудовых договорах работников. Конечно, это беспроигрышный вариант.

В то же время не можем согласиться с некоторыми «домыслами» Гоструда. Так, если субъект хозяйствования решит «закрепить» за проверяющим работника, отвечающего за охрану труда, «слежку» за проверяющим в полной мере можно считать увеличением его обязанностей в рамках основной работы. В таком случае определение именно этих его обязанностей в должностной инструкции или трудовом договоре, на наш взгляд, не является обязательным.

К тому же, между прочим, существует еще один вариант закрепления за работником обязанности «сопровождать» проверяющего — выдать соответствующий распорядительный документ, с которым ознакомить работника под подпись, что будет свидетельствовать о его согласии.

 

4. И наконец необходимое напоминание для наших читателей. Субъекты хозяйствования должны быть достаточно осторожны при осуществлении у них проверок. Так, за необоснованный недопуск должностного лица Госгорпромнадзора к проверке или препятствование проверяющему в исполнении его полномочий субъект хозяйствования может быть привлечен к административной ответственности. В соответствии со ст. 1844 Кодекса Украины об административных правонарушениях невыполнение законных требований должностных лиц Госгорпромнадзора или создание препятствий для них влечет за собой наложение штрафа на работников от 6 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (102 — 170 грн.), а на должностных лиц — от 30 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (510 — 1700 грн.).

 

Яна Брусенцова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше