Темы статей
Выбрать темы

Масштабные изменения в строительной деятельности: продолжаем анализировать

Редакция СБ
Статья

Масштабные изменения в строительной деятельности:
продолжаем анализировать

Владислава Лежнина, юрист
 (г. Харьков, e-mail: firm_law@ukr.net)

 

5 января 2013 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам регулирования градостроительной деятельности» № 5496-VI. Данным Законом вводится ряд новелл и изменений в регулировании градостроительных отношений. В частности, сокращены сроки получения градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка. При смене заказчика или подрядчика право на выполнение подготовительных и строительных работ сохраняется без необходимости переоформления разрешений и других документов. Об этих и других изменениях в сфере регулирования градостроительства читайте в этой статье.

 

ДОКУМЕНТЫ

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 3038 — Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI.

Закон № 5496 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам регулирования градостроительной деятельности» от 20.11.2012 г. № 5496-VI.

Закон об архитектурной деятельности — Закон Украины «Об архитектурной деятельности» от 20.05.99 г. № 687-XIV.

Закон о благоустройстве населенных пунктов — Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 г. № 2807-IV.

Закон об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности — Закон Украины «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности» от 14.10.94 г. № 208/94-ВР.

Закон № 2806 — Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

Закон об охране окружающей природной среды — Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.91 г. № 1264-XII.

Закон о судебном сборе — Закон Украины «О судебном сборе» от 08.07.2011 г. № 3674-VI.

Порядок № 466 — Порядок выполнения строительных работ, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 13.04.2011 г. № 466.

Порядок № 91 — Порядок приема в эксплуатацию индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых, дачных домов, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений, пристроек к ним, общественных зданий I и II категорий сложности, которые построены без разрешения на выполнение строительных работ, и проведения технического обследования их строительных конструкций и инженерных сетей, утвержденный приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 24.06.2011 г. № 91.

ДБН В.2.2-17-2006 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения») — ДБН В.2.2-17-2006 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»), утвержденные приказом Минстроя Украины от 02.11.2006 г. № 362.

Письмо Минюста от 26.12.2008 г. — письмо Министерства юстиции Украины «О практике применения норм права в случае коллизии» от 26.12.2008 г. № 758-0-2-08-19.

Письмо Минюста от 30.01.2009 г. — письмо Министерства юстиции Украины «О порядке применения нормативно-правовых актов» от 30.01.2009 г. № Н-35267-18ю.

 

О вступлении в силу Закона № 5496

Закон № 5496 принят 20 ноября 2012 года и вступил в силу 5 января 2013 года. Положения этого Закона об осмотре, обследовании и паспортизации объектов строительства (ч. 1 — 5 ст. 392, которыми будет дополнен Закон № 3038) вступят в силу 6 июля 2013 года. А предписания Закона № 5496, которыми:

— инспекции ГАСИ получат право осуществлять контроль за соблюдением порядка обследования и паспортизации объектов, а также за реализацией мер по обеспечению надежности и безопасности при их эксплуатации (п. 11 ч. 4 ст. 41 Закона № 3038);

— необеспечение обследования и паспортизации объекта, подлежащего обязательному обследованию, нарушение порядка проведения такого обследования и нереализация мер по обеспечению надежности и безопасности при его эксплуатации влекут за собой ответственность, предусмотренную законом,

вступают в силу 6 июля 2014 года (ч. 6 ст. 392 Закона № 3038).

 

1. Отныне не нужно переоформлять разрешение на выполнение строительных работ в случае, когда право на строительство объекта передано другому заказчику либо изменен генеральный подрядчик либо подрядчик.

Ранее, если право на строительство объекта передавалось другому заказчику либо менялся генеральный подрядчик или подрядчик, разрешение на выполнение строительных работ подлежало переоформлению.

С принятием Закона № 5496, если право на строительство объекта передано другому заказчику либо изменен генеральный подрядчик или подрядчик (если строительные работы выполняются без привлечения субподрядчиков), переоформлять разрешение на выполнение строительных работ не нужно. Необходимо только, чтобы заказчик в течение 3 рабочих дней уведомил о таких изменениях инспекцию ГАСК, выдавшую разрешение, с подачей удостоверенных в установленном порядке копий документов, подтверждающих указанные изменения. В случае неуведомления заказчиком о таких изменениях продление выполнения строительных работ запрещается. Об этом говорится в ч. 7 ст. 37 Закона № 3038.

Обращаем ваше внимание на то, что Порядок № 466 на сегодняшний день еще не претерпел изменений по этому вопросу.

Пункт 23 Порядка № 466 устанавливает: в случае если право на строительство объекта строительства передано другому заказчику либо изменен генеральный подрядчик или подрядчик (если строительные работы выполняются без привлечения субподрядчиков), разрешение подлежит переоформлению выдавшей его Инспекцией.

Таким образом, между Законом № 3038 и Порядком № 466 (являющимся подзаконным актом) возникает коллизия. Для решения этой коллизии обратимся к разъяснениям, предоставляемым Министерством юстиции Украины.

В частности, в случае противоречия норм подзаконного акта и закона следует применять нормы закона, поскольку он имеет высшую юридическую силу (письмо Минюста от 30.01.2009 г.).

В случае существования противоречия между актами, принятыми различными по месту в иерархической структуре органами — вышестоящим и нижестоящим, применяется акт, принятый вышестоящим органом как имеющий большую юридическую силу (п. 2 письма Минюста от 26.12.2008 г.).

Указанное свидетельствует, что следует руководствоваться положениями Закона № 3038 как принятого вышестоящим органом и изданного позднее, чем Порядок № 466.

Форма уведомления инспекции ГАСК об изменении заказчика (генерального подрядчика или подрядчика) также еще не утверждена. Это свидетельствует о возможности уведомления инспекции в произвольной форме до того, когда в Порядок № 466 будут внесены соответствующие изменения относительно действий при изменении заказчика (генерального подрядчика или подрядчика).

 

2. Продлен порядок приема в эксплуатацию объектов, построенных без разрешения на выполнение строительных работ, инспекциями ГАСК до 2014
года.

В п. 9 Переходных положений Закона № 3038 внесены изменения, в соответствии с которыми ввод в эксплуатацию объектов, построенных без разрешения на выполнение строительных работ, осуществляется инспекциями ГАСК до 31 декабря 2013 года.

По заявлениям, поданным до 31 декабря 2013 года, принимают в эксплуатацию:

— индивидуальные (усадебные) жилые дома, садовые, дачные дома, хозяйственные (приусадебные) здания и сооружения, пристройки к ним, построенные в период с 5 августа 1992 года до 12 марта 2011 года;

— общественные здания I и II категорий сложности; здания и сооружения сельскохозяйственного назначения I и II категорий сложности, построенные до 12 марта 2011 года.

Прием в эксплуатацию объектов строительства, которые построены без разрешения на выполнение строительных работ, осуществляется по результатам технического обследования строительных конструкций и инженерных сетей таких объектов.

Срок приема в эксплуатацию составляет 10 рабочих дней со дня подачи заявления собственниками (пользователями) земельных участков, на которых расположены объекты строительства, построенные без разрешения на выполнение строительных работ (ранее этот срок был равен 30 дням с момента приема заявления).

Порядок приема в эксплуатацию таких объектов и проведение технического обследования строительных конструкций и инженерных сетей определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в сфере строительства, градостроительства и архитектуры (Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства). На сегодняшний день еще действует Порядок № 91, требующий внесения соответствующих изменений в связи с продлением срока приема в эксплуатацию объектов, построенных без разрешения на выполнение строительных работ.

Инспекция государственного архитектурно-строительного контроля принимает решение о привлечении к административной ответственности за правонарушения и о наложении штрафа:

— на физических лиц — в соответствии со ст. 97 КУоАП;

— на юридических лиц — в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 2 Закона об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности (п. 9 Переходных положений Закона № 3038).

Также согласно ч. 1 ст. 2446 КУоАП инспекции ГАСК рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением требований законодательства, строительных норм, государственных стандартов и правил во время производства, изготовления и применения строительных материалов, изделий, конструкций, а также строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта и приема в эксплуатацию объектов или сооружений, невыполнением законных требований (предписаний) должностных лиц центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля. Эти правонарушения предусмотрены ст. 96, 961 (кроме ч. 3 — 5), 97, 18842 КУоАП). Напомним, что ранее инспекции ГАСК рассматривали дела о правонарушениях, предусмотренных только ст. 96, 961 (кроме ч. 3), 18842 КУоАП. Привлекать к ответственности по ст. 97 КУоАП ни инспекции ГАСК, ни суды раньше не имели полномочий.

 

3. Сокращены сроки получения градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка.

Рассмотрение заявления и предоставление градостроительных условий и ограничений или принятие решения об отказе в их предоставлении осуществляются инспекциями ГАСК в течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления (ранее этот срок составлял 10 рабочих дней со дня регистрации заявления). На это указано в ч. 5 ст. 29 Закона № 3038.

К тому же акцентируем ваше внимание на том, что ст. 29 Закона № 3038 изложена в новой редакции.

Так, ч. 1 ст. 29 Закона № 3038 определяет, что основными составляющими исходных данных являются:

— градостроительные условия и ограничения;

— технические условия;

— задание на проектирование.

Конкретизировано, что градостроительные условия, ограничения и технические условия действуют до завершения строительства объекта независимо от изменения заказчика (ч. 8 ст. 29 и ч. 7 ст. 30 Закона № 3038).

 

4. Инспекции ГАСК отныне не отказывают в регистрации декларации о начале выполнения подготовительных работ, декларации о начале выполнения строительных работ, декларации о готовности объекта к эксплуатации, а возвращают их заказчику с указанием причины возврата.

Если декларация о начале выполнения подготовительных работ, декларация о начале выполнения строительных работ, декларация о готовности объекта к эксплуатации поданы либо оформлены с нарушением установленных требований, инспекция ГАСК возвращает их заказчику и обосновывает причины возврата. Срок возврата декларации о начале выполнения подготовительных работ, декларации о начале выполнения строительных работ заказчику — в течение пяти рабочих дней, а декларации о готовности объекта к эксплуатации — в течение десяти рабочих дней с даты подачи соответствующих документов.

Такие изменения закреплены в ч. 6 ст. 35, ч. 4 ст. 36, ч. 6 ст. 39 Закона № 3038.

 

5. Урегулированы вопросы по принятию решения о разработке, утверждении либо внесении изменений в детальные планы территорий за пределами населенных пунктов.

Детальный план территории за пределами населенных пунктов разрабатывается в соответствии со схемой планирования территории (части территории) района и/или области с учетом государственных и региональных интересов.

Разработка детального плана территории за пределами населенных пунктов и внесение изменений к нему осуществляются на основании распоряжения соответствующей районной государственной администрации (ч. 2 ст. 19 Закона № 3038).

 

6. Проект объекта архитектуры может разрабатывается под руководством или с обязательным участием главного архитектора проекта и/или главного инженера проекта.

Законом № 5496 внесены изменения в ст. 7 Закона об архитектурной деятельности. Указанные изменения предусматривают возможность разработки проекта объекта архитектуры как главным архитектором проекта, так и главным инженером проекта, имеющими соответствующий квалификационный сертификат. Ранее проект объекта архитектуры разрабатывался под руководством или с обязательным участием только архитектора, имеющего соответствующий квалификационный сертификат.

Проект объекта архитектуры заверяется подписью и скрепляется личной печатью главного архитектора проекта и/или главного инженера проекта, имеющих квалификационный сертификат (ч. 2 ст. 7 Закона об архитектурной деятельности).

 

7. Инспекции ГАСК предоставлены полномочия по отмене регистрации уведомления или декларации в случае выявления факта предоставления недостоверных данных, приведенных в направленном уведомлении или зарегистрированной декларации, а заказчикам предоставлено право вносить изменения в уведомление или декларацию в случае выявления в них ошибок.

Закон № 3038 дополнен новой статьей 391, в соответствии с требованиями которой предусмотрена возможность внесения изменений в уведомление либо декларацию и отмены регистрации уведомления или декларации.

В письме от 11.05.2012 г. № 40-12-3294 ГАСИ отмечала, что процедура отмены декларации о готовности объекта к эксплуатации, декларации о начале выполнения подготовительных (строительных) работ законодательством не предусмотрена.

Однако ч. 7 ст. 41 Закона № 2806 предусматривает основания для аннулирования документа разрешительного характера:

— обращение субъекта хозяйствования с заявлением об аннулировании документа разрешительного характера;

— прекращение юридического лица (слияние, присоединение, деление, преобразование либо ликвидация), если иное не определено законом;

— прекращение предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя;

— установление факта предоставления в заявлении и прилагаемых к нему документах недостоверной информации.

Таким образом, закрепление в ст. 391 Закона № 3038 права инспекции ГАСК отменять регистрацию уведомления либо декларацию полностью корреспондируется с предписаниями ч. 7 ст. 41 Закона № 2806.

Что касается возможности внесения изменений заказчиком в направленное уведомление либо зарегистрированную декларацию, то Порядком № 466 предусматривалось, что изменение данных в зарегистрированной декларации происходило в случае, когда право на строительство объекта передано другому заказчику либо изменены лица, ответственные за проведение технического надзора. Что касается внесения изменений в декларацию или уведомление в случае выявления технической ошибки, то такое основание не предусматривалось.

Рассмотрим, при каких условиях происходит внесение заказчиком изменений в уведомление либо декларацию:

1) изменения могут быть внесены в:

— направленное уведомление о начале выполнения подготовительных или строительных работ;

— зарегистрированную декларацию о начале выполнения подготовительных или строительных работ;

— зарегистрированную декларацию о готовности объекта к эксплуатации;

2) изменения вносятся, если:

— заказчик самостоятельно выявил техническую ошибку в направленном уведомлении либо декларации;

— инспекция ГАСК обнаружила недостоверные данные, приведенные в направленном уведомлении или зарегистрированной декларации, которые не являются основанием считать объект самовольным строительством в соответствии с законом;

3) заказчик обязан в течение 3 рабочих дней предоставить достоверные данные по информации, требующей изменений, для внесения инспекцией ГАСК соответствующих сведений в реестр, а также в уведомление или декларацию;

4) изменения вносятся в порядке, установленном КМУ (на сегодняшний день такой порядок еще не принят).

 

Условия отмены инспекцией ГАСК уведомления или декларации

В случае выявления инспекцией ГАСК факта предоставления недостоверных данных, приведенных в направленном уведомлении или зарегистрированной декларации, которые являются основанием считать объект самовольным строительством, регистрация такого уведомления или декларации подлежит отмене инспекцией ГАСК в порядке, установленном КМУ.

К основаниям считать объект самовольным строительством относятся следующие:

— объект построен или строится на земельном участке, который не был отведен для этой цели;

— объект построен или строится без соответствующего документа, дающего право выполнять строительные работы;

— объект построен или строится без надлежащим образом утвержденного проекта или строительного паспорта.

Об отмене уведомления или декларации заказчику в письменном виде сообщается в течение трех рабочих дней со дня отмены.

После отмены регистрации соответствующего уведомления или декларации заказчик имеет право повторно направить уведомление или подать декларацию согласно требованиям, установленным законодательством (ч. 2, 3 ст. 391 Закона № 3038).

Заказчик в соответствии с законом отвечает за полноту и достоверность данных, указанных в поданной им декларации.

Субъекты градостроительства, являющиеся заказчиками строительства объектов (при осуществлении градостроительной деятельности) или выполняющие функции заказчика и подрядчика одновременно, несут ответственность в виде штрафа за следующие правонарушения:

приведение недостоверных данных в уведомлении о начале выполнения подготовительных работ — в размере 5 минимальных заработных плат (МЗП) — 5735 грн.;

приведение недостоверных данных в декларации о начале выполнения подготовительных работ — в размере 20 МЗП (22940 грн.);

приведение недостоверных данных в декларации о начале выполнения строительных работ:

на объектах I категории сложности — в размере 18 МЗП (20646 грн.);

на объектах II категории сложности — в размере 36 МЗП (41292 грн.);

на объектах III категории сложности — в размере 90 МЗП (103230 грн.);

— приведение недостоверных данных в декларации о готовности объекта к эксплуатации:

объектов I категории сложности — в размере 18 МЗП (20646 грн.);

объектов II категории сложности — в размере 45 МЗП (51615 грн.);

объектов III категории сложности — в размере 90 МЗП (103230 грн.);

объектов IV категории сложности — в размере 370 МЗП (424390 грн.);

объектов V категории сложности — в размере 900 МЗП (1032300 грн.)

(ч. 2 ст. 2 Закона об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности).

В свою очередь, ч. 4 ст. 391 Закона № 3038 предусматривает случаи, освобождающие заказчиков от применения к ним штрафных санкций за указанные выше правонарушения. Так, к заказчику, который самостоятельно выявил допущенную техническую ошибку и подал соответствующее заявление, штрафные санкции за ранее поданные с ошибками уведомление или декларацию либо выявленные в них недостоверные данные не применяются (ч. 4 ст. 391 Закона № 3038).

Таким образом, новая статья 391 Закона № 3038 стоит на защите прав заказчиков строительства, предоставляя последним возможности вносить изменения в поданное уведомление или зарегистрированную декларацию, и освобождает от обязанности уплачивать штрафные санкции за предоставление недостоверных данных в указанных документах.

 

8. Планирование и застройка территорий предусматривает «создание беспрепятственной жизненной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения».

Так, в ч. 1 ст. 2 Закона № 3038 внесен новый п. 101, в соответствии с которым планирование и застройка территорий предусматривают создание беспрепятственной жизненной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения.

Закрепление такого положения предусматривает применение административных санкций в случае его нарушения. Так, в случае нарушения законодательства при планировании и застройке территорий (а именно в случае передачи заказчику проектной документации для выполнения строительных работ на объекте, разработанной с нарушением требований законодательства), в том числе по созданию беспрепятственной жизненной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения, предусмотрения приборов учета воды и тепловой энергии влекут за собой наложение штрафа от 900 до 1000 ннмдг1 (от 15300 до 17000 грн.).

1 Ннмдг — не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

Также расширен круг лиц, привлекаемых к ответственности за нарушение ч. 1 ст. 961 КУоАП. В частности, к ответственности привлекаются главный архитектор проекта, главный инженер проекта, эксперт, другие ответственные исполнители отдельных видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры, которые имеют соответствующий квалификационный сертификат (ч. 1 ст. 961 КУоАП). Раньше к ответственности по этой части статьи привлекались только главный архитектор проекта (главный инженер проекта), эксперт.

Однако в п. 101 ч.1 ст. 2 Закона № 3038 употребляется терминология, не присущая законодательству. Так, непонятно, что собой представляет «беспрепятственная жизненная среда» (отметим, что в Законе об охране окружающей природной среды применяется, например, устоявшийся термин — «безопасная среда» (ст. 50 Закона об охране окружающей природной среды). Данный Закон предусматривает термин «благоприятные условия жизнедеятельности человека»). Непонятно также, о каких «маломобильных» группах населения идет речь в данном случае. Это, в свою очередь, может негативно отразиться на практике правоприменения.

Так, маломобильные группы населения согласно ДБН В.2.2-17-2006 — это люди, ощущающие трудности при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены инвалиды, люди со временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старшего (преклонного) возраста, люди с детскими колясками и пр. (по ДБН В.2.2-17-2006 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»).

 

9. Малые архитектурные формы: новое понятие и перечень объектов.

Введенные Законом № 5496 изменения закрепили новое определение малой архитектурной формы, а также перечислили объекты, подпадающие под эту категорию.

Так, понятие и перечень объектов, относящихся к малым архитектурным формам, предусматриваются в ч. 2 ст. 21 Закона о благоустройстве населенных пунктов.

В частности, малая архитектурная форма — это элемент декоративного или другого оснащения объекта благоустройства.

К малым архитектурным формам относятся:

— беседки, павильоны, навесы;

— парковые арки (аркады) и колонны (колоннады);

— уличные вазы, вазоны и амфоры;

— декоративная и игровая скульптура;

— уличная мебель (лавочки, скамьи, столы);

— лестницы, балюстрады;

— парковые мостики;

— ограждения, ворота, решетки;

— информационные стенды, доски, вывески;

— другие элементы благоустройства, определенные законодательством.

Размещение малых архитектурных форм осуществляется в соответствии с Законом о благоустройстве населенных пунктов по решению собственника объекта благоустройства с соблюдением требований законодательства, государственных стандартов, норм и правил.

10. Определены основные принципы осмотра, обследования и паспортизации объектов строительства.

В Закон № 3038 через 6 месяцев после вступления в силу Закона № 5496 (с 06.07.2013 г.) будет внесена статья 392, определяющая основные принципы осмотра, обследования и паспортизации объектов строительства.

Основные принципы осмотра, обследования и паспортизации объектов строительства:

1) на собственников либо управляющих объектами строительства возложена обязанность обеспечивать текущий осмотр и периодическое обследование принятых в эксплуатацию объектов строительства в течение всего периода их существования и нести ответственность за их эксплуатацию согласно закону;

2) цель обследования объекта строительства — это оценка его соответствия основным требованиям к зданиям и сооружениям, определенным техническим регламентом, и принятие обоснованных мер по обеспечению надежности и безопасности при его эксплуатации;

3) результаты обследования отражаются в паспорте объекта строительства;

4) какие объекты подлежат обязательному обследованию? Это объекты, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и значительными последствиями (III, IV и V категории сложности), а также многоквартирные жилые дома независимо от класса последствий (ответственности). По решению собственников или управляющих также может проводиться обследование других объектов;

5) в период между обследованиями собственники либо управляющие своими силами либо с привлечением других субъектов хозяйствования обеспечивают осмотр объектов и принимают меры по обеспечению надежности и безопасности при их эксплуатации;

6) контроль за соблюдением порядка проведения обследования объектов и реализацией мер по обеспечению надежности и безопасности при их эксплуатации осуществляется инспекциями ГАСК.

Указанные положения ч. 1 — 5 ст. 392 Закона № 3038 вступают в силу через 6 месяцев после введения в действие Закона № 5496, т. е. вступают в силу с 6 июля 2013 года.

Частью 6 ст. 392 Закона № 3038 закреплено, что необеспечение обследования и паспортизации объекта, подлежащего обязательному обследованию, нарушение порядка проведения такого обследования и нереализация мер по обеспечению надежности и безопасности при его эксплуатации влекут за собой ответственность, предусмотренную законом. Однако размер, условия и порядок привлечения к ответственности на законодательном уровне еще не определены.

Предписание ч. 6 ст. 392 Закона № 3038 вступает в силу через 18 месяцев после введения в действие Закона № 5496, т. е. с 6 июля 2014 года.

Должностные лица органов государственного архитектурно-строительного контроля во время проверки получат право осуществлять контроль за соблюдением порядка обследования и паспортизации объектов, а также за реализацией мер по обеспечению надежности и безопасности при их эксплуатации (п. 11 ч. 4 ст. 41 Закона № 3038). Указанные полномочия инспекциями ГАСК будут осуществляться с 6 июля 2014 года.

 

11. Рассмотрение правонарушений, предусмотренных ч. 3 — 5 ст. 961 КУоАП, отнесено к ведению судов (ранее рассмотрение правонарушений, предусмотренных ч. 4, 5 ст. 961 КУоАП, было отнесено к компетенции инспекций ГАСК).

Часть 3 ст. 961 КУоАП предусматривает, что нарушение сроков предоставления заказчику заключений (отчетов) экспертизы проектной и градостроительной документации, предоставление таких заключений с нарушением установленного порядка, а также вымогательство при проведения экспертизы документов, не предусмотренных законодательством, — влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от 150 до 200 ннмдг (от 2550 до 3400 грн.).

Часть 4 ст. 961 КУоАП предусматривает, что нарушение сроков регистрации (отказа в регистрации) декларации о начале выполнения подготовительных работ и декларации о начале выполнения строительных работ, выдачи (отказа в выдаче) разрешения на выполнение строительных работ, регистрации (отказа в регистрации) декларации о готовности объекта к эксплуатации и выдачи (отказа в выдаче) сертификата, выдаваемого в случае приема в эксплуатацию законченного строительством объекта, вымогательство при регистрации таких деклараций и выдаче разрешений и сертификатов документов, не предусмотренных законодательством, выдача сертификата о приеме в эксплуатацию законченного строительством объекта, построенного с нарушением строительных норм, — влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от 150 до 200 ннмдг (от 2550 до 3400 грн.).

Часть 5 ст. 961 КУоАП предусматривает, что действия, предусмотренные ч. 3 или 4 этой статьи, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, — влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от 200 до 250 ннмдг (от 3400 до 4250 грн.).

Также Законом № 5496 конкретизирована ч. 9 ст. 96 КУоАП и указано, что выполнение строительных работ без разрешения на их выполнение, совершенное относительно объектов ІV категории сложности, — влечет за собой наложение штрафа от 600 до 700 ннмдг (от 10200 до 11900 грн.).

 

12. Другие организационные изменения:

1) конкретизированы полномочия инспекций ГАСК в реализации:

— беспрепятственного доступа к местам строительства объектов и к объектам, подлежащим обязательному обследованию (каких именно объектов это касается, см. на с. 46);

— приостановления подготовительных и строительных работ, которые не соответствуют требованиям законодательства, в частности строительным нормам, градостроительным условиям и ограничениям, утвержденному проекту или строительному паспорту застройки земельного участка, выполняются без уведомления, регистрации декларации о начале их выполнения или разрешения на выполнение строительных работ;

— проведения проверки соответствия строительных материалов, изделий и конструкций, используемых при строительстве объектов, требованиям государственных стандартов, норм и правил согласно законодательству;

2) Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины и ее территориальные органы освобождены от уплаты судебного сбора по делам, связанным с реализацией их полномочий (п. 24 ч. 1 ст. 5 Закона о судебном сборе).

 

Таким образом, изменения затронули широкий круг отношений в области строительства. Законодатель постоянно совершенствует правовое регулирование в сфере градостроительства. А об эффективности такого совершенствования можно будет судить уже в ближайшее время.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше