Темы статей
Выбрать темы

О разрешительных документах в сфере благоустройства населенных пунктов

Редакция СБ
Строительная бухгалтерия Январь, 2013/№ 1
Печать
Письмо от 03.10.2012 г. № 7/21-15907

О разрешительных документах в сфере благоустройства населенных пунктов

 

Письмо Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 03.10.2012 г. № 7/21-15907

 

По результатам рассмотрения запроса <...> о разрешительных документах в сфере благоустройства населенных пунктов Минрегион в рамках компетенции сообщает.

В статье 261 Закона Украины «О благоустройстве населенных пунктов» предусмотрено, что порядок выдачи разрешений на нарушение объектов благоустройства либо отказа в их выдаче, переоформления, выдачи дубликатов, аннулирования разрешений утверждается решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета на основании Типового порядка, утвержденного Кабинетом Министров Украины.

Минрегионом разрабатывается проект постановления Кабинета Министров Украины по утверждению указанного Типового порядка. После его утверждения будет введен механизм реализации органами местного самоуправления норм статьи 261 Закона Украины «О благоустройстве населенных пунктов».

Вместе с тем на сегодняшний день вопрос наличия обязанности по восстановлению благоустройства лицом, которое его нарушило в результате выполнения определенных работ, на законодательном уровне урегулирован. В соответствии со статьей 18 Закона Украины «О благоустройстве населенных пунктов» предприятия, учреждения и организации в сфере благоустройства населенных пунктов обязаны содержать в надлежащем состоянии объекты благоустройства (их части), находящиеся в их собственности или пользовании, а также определенную правилами благоустройства территории населенного пункта прилегающую к этим объектам территорию. При этом в случае строительства объектов восстановление благоустройства осуществляется заказчиком в соответствии с проектной документацией согласно Закону Украины «О регулировании градостроительной деятельности».

 

Первый заместитель министра А. Алипов

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Комментируемое письмо (далее — Письмо) было подготовлено Минрегионом с целью разъяснения вопросов, возникших в сфере благоустройства населенных пунктов. Так, напомним, что еще в сентябре этого года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по благоустройству населенных пунктов» от 17.05.2012 г. № 4710-VI. В частности, Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 г. № 2807-IV (далее — Закон № 2807) был дополнен новой ст. 261, содержащей основные требования к получению такого документа, как разрешение на нарушение объектов благоустройства (далее — разрешение).

Напомним: указанной выше статьей предусматривается, что нарушение объектов благоустройства, связанное с выполнением субъектами хозяйствования земляных и ремонтных работ, должно осуществляться на основании разрешения исполнительного органа местного совета. Но такое разрешение нужно не во всех случаях, предусмотрены и исключения из общего правила. Так, разрешение не требуется, если земляные и ремонтные работы осуществляются:

— лицами, имеющими документ, который удостоверяет право собственности или право пользования земельным участком, в том числе право земельного сервитута;

в составе подготовительных или строительных работ, право на выполнение которых оформлено в установленном законодательством порядке.

Также ст. 261 Закона № 2807 уточнено, что перечень земляных и ремонтных работ, для выполнения которых необходимо получить разрешение, должен быть установлен в Типовом порядке по выдаче разрешений на нарушение объектов благоустройства или отказе в их выдаче, переоформлении, выдаче дубликатов, аннулировании разрешений(далее — Типовой порядок), утверждаемом КМУ.

А вот на местном уровне порядок выдачи разрешений или отказа в их выдаче, переоформлении, выдаче дубликатов, аннулировании разрешений должен утверждаться решением соответствующего местного совета на основании Типового порядка. В том же случае, если соответствующим местным советом не будет принято такое решение, должен применяться Типовой порядок, утвержденный КМУ.

На сегодняшний день, как известно, такой Типовой порядок отсутствует. И как сообщил Минрегион, проект соответствующего постановления КМУ об утверждении Типового порядка находится на стадии разработки. Поэтому на данный момент единый механизм реализации органами местного самоуправления норм ст. 261 Закона № 2807 остается не определенным. Соответственно непонятно, какие именно земляные и ремонтные работы, для выполнения которых необходимо получить разрешение, попадут в перечень, который должен быть определен Типовым порядком.

В то же время следует отметить, что отсутствие на сегодняшний день Типового порядка не является основанием для игнорирования необходимости получения разрешений. Так, на данный момент почти на территории каждого населенного пункта действуют правила благоустройства, утвержденные соответствующими органами местного самоуправления. Именно в них и определяются требования к получению разрешений.

Кроме того, Минрегион в Письме напомнил, что вопрос наличия обязанности по восстановлению благоустройства нарушившим его лицом в результате выполнения определенных работ никто не отменял. Он урегулирован на законодательном уровне (ст. 18 Закона № 2807). Кроме того, п. 11 ст. 261 Закона № 2807 обязывает лицо, выполнившее на объектах благоустройства земляные и/или ремонтные работы, собственными силами привести этот объект благоустройства в надлежащее состояние или в случаях, определенных п. 2 ч. 2 ст. 19 Закона № 2807, уплатить его восстановительную стоимость.

Напомним, что к случаям, при наступлении которых лицо должно уплатить восстановительную стоимость, относится повреждение либо уничтожение элементов благоустройства при:

— ликвидации аварий на инженерных сетях и других элементах благоустройства;

— осуществлении ремонта инженерных сетей;

— удалении аварийных деревьев, сухостоев и кустарников;

— прокладке новых инженерных сетей;

— выполнении других общественно необходимых работ.

Итак, хотя на сегодняшний день Типовой порядок отсутствует, но механизм получения разрешений все-таки существует, правда, на каждой территории населенного пункта — разный. Приведение их к единому «стандарту» произойдет только после утверждения Типового порядка. А пока еще следует руководствоваться локальными решениями органов местного самоуправления в случае получения разрешений.

Подробнее об удалении деревьев см. нашу статью «Упрощенная» процедура вырубки деревьев при строительстве» // «СБ», 2012, № 18, с. 29.

 

Яна Брусенцова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше