Темы статей
Выбрать темы

Новая процедура отведения земельных участков и изменения их целевого назначения

Редакция СБ
Статья

Новая процедура отведения земельных участков и изменения их целевого назначения

Владислава Лежнина, юрист
(г. Харьков, e-mail: firm_law@ukr.net)

 

7 декабря 2012 года произошли упрощение и сокращение сроков отведения земельных участков и другие изменения, обусловленные принятием Закона № 5395-VІ. О том, как изменится процедура оформления земельных участков в собственность, пользование (в том числе на условиях аренды), об изменении целевого назначения земельных участков и в чем будет заключаться усовершенствование порядка разработки, согласования и утверждения проектов землеустройства по отведению земельных участков, читайте в предлагаемой статье.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

ЗКУ — Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.

Закон о землеустройстве — Закон Украины «О землеустройстве» от 22.05.2003 г. № 858-IV.

Закон № 5395 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию процедуры отведения земельных участков и изменения их целевого назначения» от 02.10.2012 г. № 5395-VI.

Закон о Государственном земельном кадастре — Закон Украины «О Государственном земельном кадастре» от 07.07.2011 г. № 3613-VI.

Постановление КМУ № 266 — постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Типового договора о разработке проекта землеустройства по отведению земельного участка» от 04.03.2004 г. № 266.

Порядок № 677 — Порядок разработки проектов землеустройства по отведению земельных участков, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 26.05.2004 г. № 677.

 

Второго октября 2012 года был принят Закон № 5395-VІ, вступивший в силу 7 декабря 2012 года. С принятием данного Закона сокращаются сроки и упрощается процедура отведения земельных участков в собственность, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для развития экономики и реализации конституционных прав граждан и юридических лиц на землю.

 

Общая характеристика новшеств, вводимых Законом № 5395

1. Упрощается процедура изменения целевого назначения земельных участков частной собственности.

Опишем поэтапно процедуру изменения целевого назначения земельного участка частной собственности.

1. Изменение целевого назначения земельных участков частной собственности осуществляется по инициативе собственников земельного участка на основании проекта землеустройства по его отведению.

2. Проект землеустройства по отведению земельного участка частной собственности, целевое назначение которого изменяется, разрабатывается по заказу собственника земельного участка без предоставления разрешения Советом министров Автономной Республики Крым, органа исполнительной власти, органа местного самоуправления на его разработку. Ранее для заказа проекта землеустройства по отведению земельного участка частной собственности в случае изменения его целевого назначения необходимо было получать разрешение упомянутых выше органов на его разработку. Это, в свою очередь, требовало как материальных, так временных затрат.

3. Проект землеустройства по отведению земельного участка разрабатывается в порядке, установленном законом. Процедура разработки проектов землеустройства по отведению земельных участков предусмотрена Порядком № 677. Разработчиками проекта отведения земельного участка являются юридические и физические лица, получившие лицензии на проведение работ по землеустройству в соответствии с законом. Проект отведения земельного участка разрабатывается на основании задания, утвержденного заказчиком, которое является неотъемлемой частью договора на проведение соответствующих работ. Типовой договор о разработке проекта землеустройства по отведению земельного участка утвержден постановлением КМУ № 266.

4. Разработанный проект согласовывается в порядке и сроки, установленные ст. 1861 ЗКУ. Подробно об измененной процедуре согласования проектов землеустройства читайте далее.

5. Решение об утверждении проекта землеустройства принимает орган, наделенный полномочиями изменения целевого назначения земельных участков.

Так, изменение целевого назначения земельных участков частной собственности осуществляется:

— по земельным участкам, расположенным в границах населенного пункта, — сельским, поселковым, городским советом;

— по земельным участкам, расположенным за пределами населенных пунктов, — районной государственной администрацией;

— по земельным участкам, расположенным за пределами населенных пунктов, которые не входят в территорию района, или если районная государственная администрация не создана, — Советом министров АРК, областной государственной администрацией (ч. 3 ст. 20 ЗКУ, вступает в силу с 07.12.2012 г.).

6. Срок принятия решения об утверждении проекта землеустройства по отведению земельного участка и изменении его целевого назначения указанными выше органами составляет один месяц.

7. В случае отказа Совета министров АРК, органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в изменении целевого назначения земельного участка либо оставления ходатайства об изменении целевого назначения земельного участка без рассмотрения такой отказ может быть обжалован в суде.

Таким образом, изменить целевое назначение земельных участков, находящихся в собственности граждан или юридических лиц (т. е. земли частной собственности), можно по инициативе собственника такого земельного участка. Теперь не требуется получать решение органов исполнительной власти или местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка.

 

2. Изменяются порядок и сроки согласования, а также случаи разработки проекта землеустройства по отведению земельного участка.

Ранее проекты землеустройства по отведению земельных участков составлялись в случае предоставления, передачи, изъятия (выкупа), отчуждения земельных участков, изменения целевого назначения земельного участка.

С принятием Закона № 5395 проекты землеустройства по отведению земельных участков составляются только в случае:

— изменения целевого назначения земельных участков;

— формирования новых земельных участков.

 

По вопросу формирования новых земельных участков

Формирование земельного участка заключается в определении земельного участка как объекта гражданских прав. Формирование земельного участка предусматривает определение его площади, границ и внесение информации о нем в Государственный земельный кадастр (ч. 1 ст. 79-1 ЗКУ).

Формирование новых земельных участков осуществляется :

— в порядке отведения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности;

— путем раздела или объединения ранее сформированных земельных участков;

— путем определения границ земельных участков государственной или коммунальной собственности, осуществляемого в процессе размежевания земель государственной и коммунальной собственности.

Сформированные земельные участки подлежат государственной регистрации в Государственном земельном кадастре. Земельный участок считается сформированным с момента присвоения ему кадастрового номера (ч. 3, 4 ст. 791 ЗКУ — вступает в силу с 01.01.2013 г.).

Законом № 5395-VІ отменяются комиссии по вопросам согласования документации по землеустройству, которые ранее функционировали при районных государственных администрациях и городских советах областного значения. Раньше проекты землеустройства согласовывались такими комиссиями. В состав этих комиссий входили уполномоченные представители районного (городского) органа земельных ресурсов, градостроительства и архитектуры, природоохранного и санитарно-эпидемиологического органа, органа охраны культурного наследия, а в случае согласования проектов землеустройства, разрабатываемых с целью изъятия, предоставления, изменения целевого назначения земель лесохозяйственного назначения, водного фонда, земельных участков для целей, связанных с разработкой полезных ископаемых, в состав Комиссии привлекались представители территориальных органов лесного хозяйства, водного хозяйства, государственного горного надзора.

Отныне согласование проектов будут осуществлять территориальные органы центрального органа исполнительной власти, осуществляющего реализацию государственной политики в сфере земельных отношений (территориальные управления Госземагентства), а по некоторым категориям земель требуется дополнительное согласование проектов отведения земельных участков органами градостроительства и архитектуры, природоохранными органами, органами охраны культурного наследия, органами лесного хозяйства, органами водного хозяйства (подробнее см. в таблице).

 

Органы, согласовывающие проекты землеустройства
по отведению земельного участка

Категория земельного участка

Орган, осуществляющий согласование проекта землеустройства по отведению земельного участка

Земельные участки всех категорий и форм собственности

Проект подлежит обязательному согласованию с территориальным органом центрального органа исполнительной власти, осуществляющего реализацию государственной политики в сфере земельных отношений, — территориальным управлением Госземагентства

Земельные участки, на которых уже расположен объект строительства или планируется расположение такого объекта

Проект также подается на согласование в орган градостроительства и архитектуры — территориальную инспекцию Государственного архитектурно-строительного контроля

Земельные участки природно-заповедного и другого природоохранного назначения

Проект также подается на согласование природоохранному органу — территориальному органу Государственного управления охраны окружающей природной среды

Земельные участки историко-культурного назначения

Проект также подается на согласование органу охраны культурного наследия — территориальному управлению охраны культурного наследия

Земельные участки лесохозяйственного назначения

Проект также подается на согласование органу лесного хозяйства — территориальному органу Гослесагентства

Земельные участки водного фонда

Проект также подается на согласование органу водного хозяйства — территориальному органу Госводагентства

 

Новая процедура согласования проектов землеустройства
 по отведению земельного участка

Разработчик подает на согласование в соответствующий территориальный орган центрального органа исполнительной власти, осуществляющего реализацию государственной политики в сфере земельных отношений, оригинал проекта землеустройства по отведению земельного участка, а в органы исполнительной власти, указанные в ч. 2, 3 ст. 1861 ЗКУ, заверенные им копии проекта.

Срок согласования проекта землеустройства по отведению земельного участка — 10 рабочих дней со дня получения проекта землеустройства по отведению земельного участка (копии такого проекта). Органы, осуществляющие согласование проекта, предоставляют свои заключения о согласовании либо отказе в согласовании проекта безвозмездно (ч. 5 ст. 1861 ЗКУ). Ранее срок согласования комиссиями проектов землеустройства по отведению земельных участков составлял три недели (!).

Законом № 5395 четко определены основания отказа для согласования проекта землеустройства.

Основанием для отказа в согласовании проекта землеустройства по отведению земельного участка может быть только несоответствие положений проекта :

— требованиям законов и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов;

— документации по землеустройству;

— градостроительной документации.

Отказ в согласовании проекта землеустройства по отведению земельного участка по другим основаниям не допускается.

При согласовании проекта землеустройства по отведению земельного участка запрещается требовать дополнительные материалы и документы, которые не предусмотрены законодательством.

 

3. Утверждается подробный перечень документов, которые должны быть включены в проекты землеустройства по отведению земельных участков.

В ст. 50 Закона о землеустройстве закреплены состав и содержание проектов землеустройства по отведению земельных участков.

Так, проекты землеустройства по отведению земельных участков включают:

— задание на разработку проекта землеустройства;

— пояснительную записку;

— копию ходатайства (заявления) о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка (в случае формирования и/или изменения целевого назначения земельного участка за счет земель государственной либо коммунальной собственности);

— решение Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым, соответствующего органа исполнительной власти либо органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка (в случаях, предусмотренных законом);

— письменное согласие землевладельца (землепользователя), удостоверенное нотариально (в случае выкупа (изъятия) земельного участка в порядке, установленном законодательством), или решение суда;

— справку из государственной статистической отчетности о наличии земель и распределении их по собственникам земель, землепользователям, угодьям;

— материалы геодезических изысканий и землеустроительного проектирования (в случае формирования земельного участка);

— сведения об исчислении площади земельного участка (при формировании земельного участка);

— копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке (при наличии таких объектов);

— расчет размера потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства (в случаях, предусмотренных законом);

— расчет размера убытков собственников земли и землепользователей (в случаях, предусмотренных законом);

— акт приема-передачи межевых знаков на хранение (в случае формирования земельного участка);

— акт переноса в натуру (на местность) границ охранных зон, зон санитарной охраны, санитарно-защитных зон и зон особого режима использования земель при их наличии (при формировании земельного участка);

— перечень ограничений в использовании земельных участков;

— выкопировку из кадастровой карты (плана) или другие графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка (в случае формирования земельного участка);

— кадастровый план земельного участка;

— материалы переноса границ земельного участка в натуру (на местность) (при формировании земельного участка);

— материалы согласования проекта землеустройства.

Закрепление состава и содержания проектов землеустройства по отведению земельных участков призвано преодолеть злоупотребления со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления во время согласования и утверждения таких проектов.

 

Итак, совершенствование процедуры отведения земельных участков и изменения их целевого назначения заключается в следующем:

— на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка, целевое назначение которого изменяется, не требуется получать разрешение органов исполнительной власти или местного самоуправления (по земельным участкам, находящимся в частной собственности);

— согласование проекта землеустройства по отведению земельного участка осуществляют территориальные органы центрального органа исполнительной власти, осуществляющего реализацию государственной политики в сфере земельных отношений (территориальные управления Госземагентства) , а по некоторым категориям земель требуется дополнительное согласование проектов отведения земельных участков органами градостроительства и архитектуры, природоохранными органами, органами охраны культурного наследия, органами лесного хозяйства, органами водного хозяйства. Срок согласования составляет
10 дней;

— закреплены состав и содержание проекта землеустройства по отведению земельного участка.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше