Новый закон об ИСИ:
анализируем изменения
Борис Бидий, юрист
5 июля 2012 года Верховная Рада Украины приняла, а Президент подписал новый Закон Украины «Об институтах совместного инвестирования» № 5080-VI. Закон должен вступить в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных его положений, которые должны вступить в силу чуть позже.
Принятие нового закона на смену проверенному старому, особенно в сфере, имеющей отношение к фондовому рынку, всегда настораживает. Субъектов рынка, которые уже реализуют какие-либо проекты с использованием институтов совместного инвестирования (ИСИ) либо только планируют осуществлять такие проекты в ближайшем будущем, безусловно, интересует вопрос: не повлияет ли изменение законодательного поля на их планы таким образом, что будет утерян экономический смысл работы с таким инструментом, как ИСИ, в рамках проекта? Ведь ИСИ, особенно венчурный ИСИ, — это гибкий и многогранный инструмент, который используется каждым по-разному. Так вот, не скажутся ли изменения правового поля пагубным образом на те возможности и механизмы ИСИ, на которых собственно проект строился и опирался.
На эти и многие другие вопросы мы и постараемся ответить в нашей статье и, конечно же, разберемся в положениях нового закона.
ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ
Закон об ИСИ — Закон Украины «Об институтах совместного инвестирования (паевых и корпоративных инвестиционных фондах)» от 15.03.2001 г. № 2299-III.
Новый закон об ИСИ — Закон Украины «Об институтах совместного инвестирования» от 05.07.2012 г. № 5080-VI.
Закон об АО — Закон Украины «Об акционерных обществах» от 17.09.2008 г. № 514-VI.
Закон о хозобществах — Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-XII.
Итак, главное, что волнует субъектов рынка, — меняет ли Новый закон об ИСИ кардинально правила игры или нет?
Чтобы разобраться с этим вопросом, обратимся прежде к изменениям в другие законы, которые несут Заключительные и переходные положения Нового закона об ИСИ — общее законодательное поле, в котором ИСИ существуют. Это законодательное поле определяет правовое положение ценных бумаг ИСИ и объем прав инвестора в такие ценные бумаги.
Общие изменения в законодательном поле
Акции корпоративного инвестиционного фонда (КИФ) в соответствии с заключительными положениями Нового закона об ИСИ будут составлять отдельный вид ценных бумаг.
Термин «акционер» будет применяться только к лицам, владеющим акциями акционерного общества. Именно такие лица (акционеры) будут обладать всеми имущественными и неимущественными правами, вытекающими из их статуса. В отношении владения акциями КИФ закон будет называть лицо, владеющее акциями КИФ, не акционером, а участником КИФ, имеющим определенные права, в частности:
— право на получение дивидендов (для закрытого КИФ);
— право на получение части имущества КИФ в случае его ликвидации;
— право на управление КИФ;
— другие неимущественные права, предусмотренные законом.
Из вносимых в законодательство изменений ясно, что права акционера предполагают несколько отличный объем полномочий на управление АО, чем права на управление КИФ его участником.
Таким образом, с внесением указанных изменений в законодательство статус участника КИФ отграничивается от статуса акционера, что по своей сути верно, поскольку, согласно закону, КИФ создается и выпускает акции с исключительной целью проведения деятельности по совместному инвестированию.
Сфера регулирования Закона об АО будет ограничена собственно акционерными обществами и нормы такого закона больше не будут распространяться на инвестиционные фонды, созданные в акционерной форме (см. Заключительные и переходные положения Нового закона об ИСИ в части внесения изменений в Закон об АО).
Таким образом, правовое регулирование, создание и деятельность КИФ будут регулироваться исключительно нормами Нового закона об ИСИ (ст. 3). Хорошо это или нет? Вопрос риторический.
С точки зрения примененной юридической техники, — не очень, так как Закон становится излишне массивным: ведь в него в значительном объеме имплементируются нормы из того же Закона об АО, с той лишь разницей, что по-другому регулируются отдельные вопросы, в частности, изменены некоторые количественные характеристики, например, снижена цифра (>50 % против 60 % в Законе об АО) для достижения (кворума), что делает общее собрание правомочным в принятии решений. В то же время теряется простота, которая была присуща прежнему закону1.
1 Наверное, при наличии определенной воли законодателя, в законе, как и ранее, могли быть применены отсылочные нормы к Закону об АО, а расхождения между правовым регулированием могли быть преодолены специальным указанием на это в Новом законе об ИСИ.
С точки зрения однозначности (бесколлизийности) регулирования доступности понимания участниками рынка, безусловно, лучше: ведь все нормы, регулирующие деятельность ИСИ, будут сосредоточены в одном законе. В этом варианте нет места правовым коллизиям, которые неизбежно возникают при взаимодействии норм различных законов. Именно по этому пути идут европейские законодательства.
Еще одним положительным моментом здесь является то, что указанная норма освобождает корпоративные фонды от соблюдения ряда обязательных формальностей, установленных для публичных акционерных обществ, в частности обязательности процедуры листинга на бирже акциями таких АО. Поэтому, думаем, в целом указанный подход законодателя оправдан.
Здесь также необходимо принимать во внимание то, что после вступления в силу Закона об АО было множество нареканий специалистов, в том числе и чиновников, на несогласованность норм указанного закона и Закона об ИСИ, поскольку после вступления в силу Закона об АО его положения стали обязательными для всех корпоративных инвестиционных фондов, созданных в корпоративной форме. Это породило определенные проблемы, связанные с применением законодательства об акционерных обществах и Закона об ИСИ (которые, тем не менее, находят свое решение на практике). Все это верно, поскольку закон об ИСИ писался на момент, когда правовое регулирование акционерных обществ осуществлялось в соответствии с Законом о хозобществах и не было даже возможности предполагать, каким образом пойдет развитие акционерного законодательства.
Не лишним здесь будет заметить, что законодательство идет по пути установления законодательного барьера между ИСИ и банками, таким образом, разграничивая эти сферы деятельности (см. раздел IX «Заключительные и переходные положения» Нового закона об ИСИ). С учетом законодательных норм в отношении консолидированного банковского надзора указанные нормы ограничивают взаимопроникновение и влияние данных институтов.
Ключевые новеллы Нового закона об ИСИ
Прежде чем говорить о новеллах Нового закона об ИСИ, хотим высказать свой комплимент в сторону нашего законодателя, который, кажется, наконец-то научился давать лаконичные названия законодательным актам — название закона значительно короче предыдущего.
Поскольку в дальнейшем мы достаточно подробно пройдемся по положениям Нового закона об ИСИ, здесь мы постараемся дать короткую характеристику наиболее существенных, на наш взгляд, новаций законодательства об ИСИ.
Новеллы коснулись правового регулирования инвестиционных фондов, организованных в форме КИФ. Об акциях КИФ и статусе участника КИФ мы уже сказали, поэтому в продолжение темы правового регулирования корпоративного инвестиционного фонда обращаем ваше внимание на следующую новеллу. В отличие от требования действующего Закона об ИСИ, предусматривавшего создание корпоративных инвестиционных фондов только в форме открытых акционерных обществ (ныне — публичных АО), ст. 8 Нового закона об ИСИ указывает, что корпоративные инвестиционные фонды создаются в форме акционерного общества без каких-либо указаний на форму этого общества. Таким образом, появляется возможность учреждать КИФ в форме частного акционерного общества (ЧАО), по крайней мере, для закрытых недиверсифицированных ИСИ и венчурных ИСИ. Напротив, Новый закон об ИСИ прямо указывает, что ценные бумаги корпоративного инвестиционного фонда не обязаны проходить обязательную процедуру листинга на бирже (ч. 4 ст. 61 Нового закона об ИСИ).
Еще одной новацией закона стало появление в классификации ИСИ таких видов, как специализированные и квалифицированные ИСИ.
Специализированным ИСИ считается в том случае, если он инвестирует исключительно в активы, определяемые законом. В составе специализированных ИСИ различаются такие классы, как:
1) фонды денежного рынка;
2) фонды государственных ценных бумаг;
3) фонды облигаций;
4) фонды акций;
5) индексные фонды;
6) фонды банковских металлов.
Квалифицированным ИСИ считается в том случае, если он инвестирует исключительно в активы, определяемые законом, как определенный квалифицированный класс. А в составе квалифицированных ИСИ различаются следующие классы:
1) объединенный класс ценных бумаг;
2) класс недвижимости;
3) класс рентных активов;
4) класс кредитных активов;
5) класс биржевых товарных активов;
6) другие классы активов, которые могут быть отнесены к квалифицированным Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовой бирже (далее — Комиссия).
Наверное, одной из примечательных новелл Нового закона об ИСИ является отказ закона от создания в ПИФ Наблюдательного совета. Положение Нового закона об ИСИ содержит буквально следующее: в ПИФ Наблюдательный совет не создается, участники ПИФ не имеют права влиять на деятельность КУА (ст. 45).
Таким образом, тот небольшой рычаг влияния на КУА, управляющую активами ПИФ (особенно венчурного ПИФ), который инвестор имел посредством создания Наблюдательного совета ПИФ, и наделения его определенными полномочиями исчезает. Поэтому, если кто-то пользуется услугами КУА, как клиент2, должен теперь подумать, каким образом получить больший контроль за ее деятельностью в отсутствие указанного механизма.
2 Не являясь собственником самой КУА.
Затронули новеллы Нового закона об ИСИ и венчурное инвестирование. Так, закон устанавливает количественную характеристику (имущественный ценз) в отношении условия владения уставным капиталом юридического лица, которое дает право КУА выдавать заем такому юридическому лицу за счет активов венчурного фонда. Таким условием является владение венчурным фондом не менее чем 10 % уставного капитала юридического лица (его акциями или корпоративными правами). На сегодняшний день согласно Закону об ИСИ само условие владения капиталом юридического лица как условие выдачи такому юридическому лицу займа за счет активов ИСИ было, но какие-либо количественные характеристики в отношении такого условия отсутствовали. На практике было достаточно иметь в активах ИСИ совсем небольшой процент корпоративных прав такого юридического лица, чтобы указанное условие считалось выполненным.
Отдельно нужно сказать о некоторых новеллах Нового закона об ИСИ в регламентации досрочного выкупа ценных бумаг ИСИ. Закон сохранил такую возможность для ИСИ закрытого типа и при этом демонстрирует другой подход в решении вопроса о возможности досрочного выкупа ценных бумаг, мы бы сказали, менее формальный. Условиями возможности такого выкупа законом названы наличие следующих фактов (ч. 6 и 7 ст. 58):
— такой выкуп предусмотрен регламентом фонда;
— в результате такого выкупа стоимость активов ИСИ не станет меньше установленного законом минимального размера активов.
Таким образом, Новый закон об ИСИ ограничил возможность осуществлять досрочный выкуп ценных бумаг фондом условием поддержания капитала ИСИ на минимальном, установленном законом уровне. Настоящее законодательство в его действующей редакции демонстрирует отличный и, мы бы сказали, более формальный подход к решению этого вопроса (см. цитату ст. 44 Закона об ИСИ):
«Компания по управлению активами может принять решение о досрочном выкупе ценных бумаг ИСИ при соблюдении следующих условий:
1) возможность досрочного выкупа по инициативе акционера (участника) ИСИ предусмотрена регламентом ИСИ;
2) компания по управлению активами в течение трех рабочих дней со дня получения письменного заявления акционера (участника) ИСИ обеспечила письменное уведомление всех акционеров (участников) и Комиссии о намерении осуществления досрочного выкупа».
Определяемые законом временные рамки, в которые осуществляется досрочный выкуп, несколько изменились в Новом законе об ИСИ, но остаются в рамках приемлемого — не более 15 дней с момента перечисления ценных бумаг в пользу эмитента. Да и расчетная стоимость ценных бумаг ИСИ по Новому закону об ИСИ берется на день зачисления ценных бумаг ИСИ на счет эмитента (КИФ или КУА), в то время как ранее бралась на день подачи заявки о выкупе (ст. 58).
Еще одной существенной новеллой Нового закона об ИСИ является то, что фонды получили возможность рассчитываться с участниками не только деньгами, вырученными от реализации активов ИСИ, но и самими активами по взаимному общему согласию участников. В отношении КИФ3 такой расчет возможен в случае наличия совокупности определенных законом юридических фактов (ст. 40):
— акции КИФ размещались лишь путем частного размещения;
— регламентом предусмотрено осуществление таких расчетов;
— согласие на расчеты неденежными активами КИФ дано всеми его участниками;
— имеющихся на счетах денег фонда достаточно для расчетов с бюджетом и кредиторами.
3 В отношении КИФ такой расчет был предусмотрен на уровне подзаконного акта Комиссии — соответствующего Положения, утвержденного решением ГКЦБФР от 20.08.2010 г. № 1324. В отношении ПИФ такой расчет не предусматривался.
В принципе, указанные новые нормы открывают большие возможности в части передачи в собственность инвесторов венчурного или просто закрытого фонда тех активов, которые были для инвесторов интересны и в которые собственно они вкладывали средства.
Что касается подобных расчетов с участниками ПИФ, то Новый закон об ИСИ также не забыл и о них (ч. 3 и 4 ст. 47). Такой расчет также будет производиться при наличии согласия всех участников ПИФ. Условием возможности его проведения является наличие совокупности определяемых законом юридических фактов, сходных с юридическим составом, приведенным в законе в отношении КИФ. Отношения по таким расчетам также будут носить обязательственный характер и будут оформляться договором между участниками фонда и ликвидационной комиссией.
На деятельность фондов, ведущих публичную деятельность, созданных с целью привлечения денежных средств населения, как альтернативы банковским депозитам, может положительное влияние оказать новелла об установлении обязательного требования о наличии у КУА собственного веб-сайта, на котором должна размещаться информация о КУА и ИСИ, активы которых находятся в управлении такой КУА. Такие нормы должны способствовать большей информированности населения о деятельности публичных ИСИ.
Особенности Нового закона об ИСИ
Для простоты изложения будем идти по тексту Нового закона об ИСИ.
Терминология. Терминология Нового закона об ИСИ (ст. 1) претерпела некоторые изменения. Появились такие термины, как «конвертация ценных бумаг ИСИ», «Единый государственный реестр институтов совместного инвестирования» (ранее он упоминался только в тексте закона), как мы уже говорили, появился термин «акции КИФ». По-другому сформулирована деятельность по совместному инвестированию, отражая суть такой деятельности (для сравнения см. нижеприведенную таблицу):
Ст. 1 Нового закона об ИСИ (вступит в силу с 01.01.2014 г.) | Ст. 1 Закона об ИСИ (ныне действующий закон) |
«деятельность по совместному инвестированию — деятельность, осуществляемая в интересах участников (участника) института совместного инвестирования и за счет института совместного инвестирования путем вложения средств совместного инвестирования в активы института совместного инвестирования» | «деятельность по совместному инвестированию — деятельность, осуществляемая в интересах и за счет участников (акционеров) ИСИ путем эмиссии ценных бумаг ИСИ с целью получения прибыли от вложения средств, привлеченных от их размещения в ценные бумаги других эмитентов, корпоративные права, недвижимость и другие активы, разрешенные законами Украины и нормативно-правовыми актами Комиссии» |
Участники. В Новом законе об ИСИ сохранился имущественный ценз для участников венчурного фонда физических лиц — минимальный размер стоимости приобретаемых ценных бумаг ИСИ. Он остался на уровне 1500 мзп4, установленной законом на 1 января 2014 года. Также появилась новелла в отношении того, что физическое лицо может стать участником квалифицированного ИСИ при условии приобретения им ценных бумаг такого ИСИ в общей стоимости, составляющей не менее 100 м.з.п., установленной законом на 1 января 2014 года.
4 МЗП— минимальная заработная плата.
Должностные лица . Статья 5 Нового закона об ИСИ определила круг должностных лиц корпоративных инвестиционных фондов и компании по управлению активами (КУА). Причем в отношении КУА перечень должностных лиц получился довольно значительным: это и глава, и члены наблюдательного совета КУА, и исполнительный орган (директор), и ревизор (ревизионная комиссия), и корпоративный секретарь, если таковые были созданы. Но пусть это не пугает, закон просто учитывает возможность существования КУА в организационно-правовой форме акционерного общества. Должностными лицами КИФ называются глава и члены Наблюдательного совета (НС) КИФ.
Говоря о паевом фонде, Новый закон об ИСИ решает этот вопрос следующим образом: поскольку ПИФ не является юридическим лицом, должностных лиц он иметь не может (ч. 3 ст. 41).
Регламент и регистрация ИСИ. Как известно, регламент ИСИ является его важнейшим документом — после регистрации регламента информация об ИСИ вносится в государственный реестр с присвоением ему регистрационного кода. В Новом законе нормы, касающиеся регистрации регламента и внесения его в реестр, изложены более четко и системно (ст. 6), впрочем, это можно сказать и о многих других нормах закона, которые регулируют процедурные моменты: порядок действий при создании КИФ и ПИФ, выпуска ценных бумаг ИСИ и т. д.
Классификация. О классификации ИСИ (ст. 7) мы уже упоминали выше: увеличилось количество классов ИСИ, в законе появились специфические классы фондов, такие, как индексные, фонды денежного рынка, фонды банковских металлов или фонды биржевых товарных активов. В то же время деятельность таких фондов согласно закону регулируется особым образом, а к активам таких фондов закон предъявляет массу специфических требований. Как показывает практика, излишняя зарегулированность в части требований к активам фондов всегда служила препятствием для развития ИСИ5. Как будет в этот раз, посмотрим.
5 Такая практика долгое время была в отношении диверсифицированных ИСИ.
Интересная особенность обнаружилась в формулировке, примененной по отношению к определению венчурного фонда. Из теста Нового закона об ИСИ можно увидеть, что применена привычная всем старая формулировка, а принятая поправка в действующий закон6 в части включения в активы такого фонда «ценных бумаг эмитированных лицами, связанными с КУА» отпала, не прижилась. Думаем, в этом нет принципиально ничего страшного. Конечно, такая формулировка давала возможность собственнику группы компаний, создававшему КУА для целей управления активами, включать в активы непосредственно корпоративные права и ценные бумаги, выпускаемые компаниями группы. Но слишком уж очевидно бросались в глаза эти изменения, как внесенные для удовлетворения потребностей строить схемные варианты использования венчуров.
6 Была внесена Законом Украины от 24.05.2012 г. № 4854-VI.
Необходимо отметить, что последние изменения, внесенные Законом Украины от 24.05.2012 г. № 4854-VI в части продления срока деятельности ИСИ, принятые «под соусом» защиты имущественных прав инвесторов, Новый закон об ИСИ в себя вобрал. Несколько по-иному этот Закон решает вопрос выкупа ценных бумаг ИСИ у несогласных на такое продление — они могут подать заявление о выкупе у них акций, инвестиционных сертификатов на протяжении трех месяцев с момента принятия решения о продлении срока действия фонда.
Регулирование КИФ. О том, что теперь деятельность корпоративного инвестиционного фонда будет регулироваться только профильным законом, мы уже говорили. В рамках этой статьи мы не можем подробно остановиться на правовом регулировании КИФ, поэтому постараемся упомянуть только о наиболее интересных, с нашей точки зрения, особенностях.
Новеллой Нового закона об ИСИ является положение о том, что оплата акций КИФ учредителями должна осуществляться исключительно денежными средствами. В соответствии с действующим законом существует возможность формировать начальный капитал КИФ не только денежными средствами, но и государственными ценными бумагами, другими котируемыми на бирже ценными бумагами и недвижимым имуществом, необходимым для обеспечения деятельности фонда.
К положительным моментам Нового закона об ИСИ можно отнести то, что он приводит общий порядок создания КИФ (ст. 9). Порядок этот в целом соответствует нормативному регулированию7 и сложившейся практике. Здесь важным моментом является то, что такой порядок теперь определяется на уровне закона, что, по идее, должно в большей степени защищать интересы субъектов рынка от произвола со стороны чиновников.
7 Ранее этот порядок регулировался подзаконными актами Комиссии, в частности Положением, утвержденным решением ГКЦБФР от 21.12.2006 г. № 1585.
В определенной степени должны сделать процедуру учреждения КИФ достаточно понятной такие положения Нового закона об ИСИ, как, например, приводимый в нем перечень вопросов, выносимых на общее собрание учредителей КИФ (ст. 10).
Как и ранее, КИФ должен будет зарегистрировать регламент в течение 6 месяцев с его государственной регистрации как юридического лица (ст. 12), а выпустить ценные бумаги — на протяжении одного года со дня внесения информации в государственный реестр (ст. 54), в противном случае он подлежит ликвидации.
Размер минимального уставного капитала КИФ остался прежним и вместо отсылочной нормы устанавливается непосредственно законом (ст. 13). Он составляет 1250 мзп в размере, установленном на день регистрации фонда.
Из закона ушли некоторые ограничения, например, в отношении срока, на который КИФ заключаются договоры с КУА и хранителем активов КИФ (ранее такой срок ограничивался 3 годами).
Также интересны некоторые новеллы Нового закона об ИСИ о компенсации затрат, если общее собрание КИФ проводится по инициативе его участников (ч. 3 ст. 16). На наш взгляд, такие нормы призваны оградить от имущественных потерь участников КИФ, инициирующих по каким-либо причинам проведение общего собрания.
Также призваны обеспечить интересы участников КИФ, осуществляющих публичную деятельность, нормы, обязывающие проводить общие собрания КИФ только на территории Украины, в населенном пункте по месту нахождения КИФ и на протяжении нормального времени их проведения (ст. 19, 23).
Существенные изменения произошли в отношении роли Наблюдательного совета в созыве внеочередного общего собрания КИФ. Наблюдательный совет исключается из субъектов, имеющих право инициировать созыв внеочередного собрания, вместо этого на него возлагаются обязанности по созыву такого собрания (ст. 30).
Из Нового закона об ИСИ ушли положения, определявшие случаи, в которых Наблюдательный совет был обязан принять решения о созыве внеочередного собрания участников КИФ8, такие случаи должны предусматриваться уставом (ч. 5 ст. 30).
8 См. ст. 16 Закона об ИСИ.
Интересна новелла Нового закона об ИСИ в части особенностей регулирования проведения общего собрания КИФ, состоящего из одного лица. Нужно сказать, что подобные нормы давно работают применительно к акционерному обществу.
Произошли законодательные изменения в отношении регулирования правового положения Наблюдательного совета КИФ. Прежде всего необходимо отметить, что теперь функции, которые выполняет Наблюдательный совет КИФ, сформулированы в законе как сугубо надзорные (ст. 33), таким образом, Наблюдательный совет призван играть пассивную роль. По действующему закону функции Наблюдательного совета КИФ включают надзор и контроль (ст. 17, 19 Закона об ИСИ).
Обращаем также внимание на изменение формулировки в отношении компетенции Наблюдательного совета. Если в действующем законодательстве полномочия Наблюдательного совета КИФ в отношении созыва общего собрания сформулированы как «созыв собрания», то в Новом законе об ИСИ это звучит как «принятие решения о проведении собрания» (ст. 34). Акцент сделан именно на полномочиях, а не на организационной деятельности Наблюдательного совета.
Существенным изменением, призванным, как нам кажется, упростить осуществление регистрационных процедур для КИФ, является перераспределение согласно Новому закону об ИСИ некоторых функций между Общим собранием КИФ и Наблюдательным советом.
Теперь учредительное собрание КИФ должно будет утверждать не сами договоры с КУА и хранителем активов фонда, а проекты таких договоров (п. 8 ч. 4 ст. 9, п. 5 ч. 2 ст. 10)9. А к компетенции Наблюдательного совета КИФ будут отнесены полномочия по утверждению регламента КИФ и изменений к нему, изменения к проспекту эмиссии акций КИФ (ч. 3 ст. 12, ст. 34).
9 См. ст. 15 Закона об ИСИ.
Новый закон об ИСИ содержит ряд норм, регламентирующих порядок деятельности Наблюдательного совета КИФ по аналогии с подобными положениями Закона об АО.
Двигаясь по нормам принятого закона, мы постепенно подошли к нормам, регулирующим прекращение фонда. Здесь мы можем также обнаружить ряд законодательных новелл. Обращаем внимание, что согласно Новому закону об ИСИ корпоративный фонд может прекращаться исключительно путем ликвидации, ранее он мог также прекращаться путем реорганизации (слияния, присоединения, раздела, преобразования).
Согласно еще одной новелле КИФ прекращает свою деятельность на основании решения общего собрания его участников, а если такое решение не было принято — по решению суда, которое может быть принято, в том числе по иску комиссии (ст. 39). Ранее при достижении КИФ срока, на который он был создан, при определенных обстоятельствах он мог быть ликвидирован на основании решения комиссии. Теперь комиссия должна будет для получения такого решения обратиться в суд. Думаем, решение законодателя об уменьшении административного влияния регулятора на деятельность фонда можно только приветствовать.
Положительно должно сказаться на правовом регулировании процесса ликвидации фонда и появление в Новом законе об ИСИ детального и достаточно четкого порядка действий КИФ в случае ликвидации (ч. 8 ст. 39). На сегодняшний день такой порядок регулируется подзаконными актами комиссии, в частности Положением, принятым решением ГКЦБФР от 20.08.2010 г. № 1324. Наличие четкой процедуры в законе, а не в подзаконном акте, в нашем понимании больше защищает интересы субъектов рынка от произвольных действий со стороны комиссии.
Изменен порядок очередности расчетов с участниками КИФ (ст. 40), в частности их обогнали расчеты с бюджетом и кредиторами, ранее стоявшими по очередности ниже. Как мы уже говорили выше, одной из интересных новелл Нового закона об ИСИ являются положения, позволяющие при ликвидации не только рассчитываться с участниками КИФ деньгами, но и распределять активы инвестиционного фонда между его участниками по взаимному согласию всех участников КИФ. Отношения эти оформляются неким обязательством — договором о разделе активов, отличных от денежных средств (ч. 9 ст. 39). На сегодняшний день активы фонда подлежат реализации за денежные средства, которыми и производился расчет с участниками КИФ (ст. 21 Закона об ИСИ). И только если фонд не смог реализовать активы на протяжении срока, превышающего 150 дней, расчеты с участниками КИФ могут быть произведены такими активами (п. 2.6 разд. 2 Положения, принятого решением ГКЦБФР от 20.08.2010 г. № 1324).
Регулирование ПИФ. Правовое регулирование паевого инвестиционного фонда в связи с принятием Нового закона об ИСИ изменится мало. Из новелл закона в этом отношении можно отметить появление в нем четкого порядка создания ПИФ (ст. 42). Непосредственно в законе указан минимальный размер активов ПИФ. Он не изменился и составляет 1250 мзп в размере, установленном на день регистрации фонда.
Очень важное изменение в законодательном регулировании деятельности ПИФ: Новый закон об ИСИ четко указал, что теперь все активы, в том числе ценные бумаги и депозиты (за счет активов ИСИ), а не только недвижимость, регистрируются в установленном порядке на имя КУА. А сама КУА, заключая договоры с активами фонда, действует от своего имени, но в интересах ПИФ (ст. 43).
Добавилось такое требование, как необходимость осуществить ПИФ выпуск ценных бумаг на протяжении одного года с момента внесения данных в государственный реестр, в противном случае фонд подлежит ликвидации (ст. 45).
О новеллах Нового закона об ИСИ в части возможностей расчета с участниками закрытого ПИФ активами фонда, отличными от денежных средств, мы уже говорили выше.
Требования к структуре активов ИСИ. Несколько по-иному сформулированы ограничения относительно активов диверсифицированных ИСИ. Законодательный блок, регулирующий различные ограничения в отношении активов ИСИ, с введением в закон дополнительной классификации ИСИ значительно разросся. Так, отдельные ограничения теперь будут существовать в отношении специализированных фондов денежного рынка (а), государственных ценных бумаг (б), специализированных фондов облигаций (в), индексных фондов (г), специализированных фондов банковских металлов (д) (ст. 48).
На этом изменения законодательства не заканчиваются. При внимательном изучении положений Нового закона об ИСИ мы можем обнаружить упоминание о таких активах, как депозитарные расписки на ценные бумаги, а также упоминание того, что ценные бумаги отдельных специализированных фондов сами могут служить объектом инвестирования, например, фондов государственных ценных бумаг, ценные бумаги некоторых специализированных биржевых индексных фондов. Правда, здесь обнаруживается коллизия с п. 4 ч. 24 ст. 48 Нового закона об ИСИ, которая говорит, что в состав активов не могут входить ценные бумаги других ИСИ без каких либо указаний на то, что законом могут быть предусмотрены иные случаи, но спишем это на неточность законодателя. В любом случае при такой коллизии должны применяться специальные нормы закона.
Выше мы уже говорили о таком важном изменении в законодательном регулировании положений, касающихся деятельности венчурных фондов, как введение 10-процентного ценза (количественной характеристики) владения капиталом юридического лица, необходимого для возможности выдавать заем такому юридическому лицу за счет активов венчурного ИСИ (ч. 4 ст. 48).
Еще одно интересное изменение коснулось состава активов венчурного ИСИ. Согласно Новому закону об ИСИ (как и действующему Закону об ИСИ) в состав активов венчурного фонда могут входить долговые обязательства, оформленные различным образом: векселями, закладными, договорами займа и т. п. Новеллой Нового закона об ИСИ является то, что в качестве одного из способов оформления долговых обязательств он прямо называет договоры уступки права требования, займа (ч. 4 ст. 48), причем, при анализе положений закона, мы можем увидеть, что семантически определения «договоры уступки права требования» и «договор займа» связаны и определяют сходные понятия.
Нужно сказать, что «фондовики» всегда с опаской относились к возможности приобретения за счет средств ИСИ права денежного требования, хотя понятно, что выдача займа КУА за счет активов ИСИ является всего лишь одним из способов, благодаря которому в активы ИСИ ложатся долговые обязательства. Главным образом их опасения были вызваны проблемой разграничения уступки права денежного требования от договоров факторинга и жесткой зарегулированности сферы финансовых услуг. Теперь споры о возможности или невозможности приобретать права требования по денежному обязательству со вступлением в силу Нового закона об ИСИ должны прекратиться.
Не забыл Новый закон об ИСИ указать и такое важное положение, как возможность ИСИ приобретать иностранную валюту, которая может входить в состав активов ИСИ, через банковские учреждения, имеющие соответствующую лицензию на торговлю валютой (ч. 25 ст. 48).
Устранены в тексте Нового закона об ИСИ некоторые неточности, имеющиеся в действующем законе. Так, например, части 27 и 28 ст. 48 Нового закона об ИСИ уточнили требования к срокам применения к ИСИ требований в отношении соблюдения ими структуры активов. В отношении ПИФ такие требования применяются через полгода со дня регистрации проспекта эмиссии, в отношении КИФ — со дня регистрации регламента10.
10 По Закону об ИСИ существовала общая норма, не учитывающая особенности регистрации паевых и корпоративных инвестиционных фондов — положения закона в части соблюдения структуры активов применялись через шесть месяцев со дня регистрации регламента ИСИ (ч. 12 ст. 34 Закона об ИСИ).
Ценные бумаги ИСИ. Статья 51 Нового закона об ИСИ говорит о том, что акции и инвестиционные сертификаты ИСИ могут существовать исключительно в бездокументарной форме. Кроме того, п. 10 разд. IX «Заключительные и переходные положения» Нового закона об ИСИ предписывает на протяжении двух лет с момента вступления в силу Нового закона об ИСИ обеспечить перевод инвестиционных сертификатов, выпущенных в документарной форме, в бездокументарную. Указанные положения закона последовательно отражают общую тенденцию законодательства о ценных бумагах, выражающуюся в переводе эмиссионных ценных бумаг в бездокументарную форму.
Новый закон об ИСИ содержит норму о том, что там, где это не противоречит положениям специального закона, к выпуску, обращению и выкупу ценных бумаг ИСИ применяются общие нормы законодательства о ценных бумагах (ст. 50).
Согласно Новому закону об ИСИ оплата ценных бумаг в рассрочку не допускается, причем закон не делает никаких исключений (ч. 4 ст. 51). По действующему законодательству такое исключение действует в отношении венчурных ИСИ, а согласно подзаконным актам комиссии эта возможность имеется только в отношении оплаты инвестиционных сертификатов ПИФ (см. Положение, утвержденное решением ГКЦБФР от 09.01.2003 г. № 3).
Новеллой Нового закона об ИСИ является установление некоторых ограничений на внесение изменений в проспект эмиссии ценных бумаг ИСИ: не могут вноситься изменения в части объема прав инвестора в ценные бумаги ИСИ, условий их размещения и их количества. Хотим обратить внимание, что помимо указанных ключевых вопросов проспект эмиссии ценных бумаг ИСИ включает в себя общую информацию об ИСИ, КУА, ее должностных лицах, аудиторе, хранителе активов, оценщике. Именно в связи с изменениями подобной информации и возникает необходимость вносить изменения в проспект эмиссии ценных бумаг ИСИ.
В отношении регулирования выпуска акций КИФ, который осуществляется с целью совместного инвестирования, нужно сказать, что Новый закон об ИСИ содержит положения о порядке осуществления выпуска таких акций11. Наличие указанного порядка непосредственно в законе мы считаем положительным моментом.
11 Ранее этот порядок регулировался подзаконным актом комиссии — Положением, утвержденным решением ГКЦБФР от 21.12.2006 г. № 1585.
Одной из новелл Нового закона об ИСИ стали нормы относительно возможности конвертации ценных бумаг одного ИСИ в ценные бумаги другого (ст. 60). Однако данные нормы не применяются к ценным бумагам венчурных фондов.
Еще одной новеллой Нового закона об ИСИ стали формулировки в отношении обращения ценных бумаг такого ИСИ. Все уже привыкли, что ценные бумаги ИСИ закрытого типа, а также ценные бумаги ИСИ интервального типа (кроме периода интервала) подлежат свободному обращению на рынке (ст. 47 Закона об ИСИ). Ценные бумаги ИСИ открытого типа ограничиваются и осуществляются путем их выкупа и продажи КУА от имени фонда.
Теперь же Новый закон об ИСИ объявляет, что свободному обращению на фондовом рынке подлежат бумаги закрытого ИСИ и ценные бумаги ИСИ интервального типа (в период между интервалами), а ценные бумаги ИСИ открытого типа подлежат свободному обращению исключительно на фондовой бирже (ст. 61). В то же время, чтобы такое обращение осуществлялось, необходимо, чтобы ценные бумаги такого ИСИ прошли процедуру листинга хотя бы на одной бирже и имели хождение на этой бирже. В противном случае в отношении них так и будет действовать механизм, сформулированный в действующем Законе об ИСИ — обращение этих ценных бумаг будет осуществляться путем их выкупа и продажи КУА (от имени фонда).
КУА и другие участники. В целом никаких революционных изменений законодательного регулирования деятельности КУА с принятием Нового закона об ИСИ не произошло, за исключением того, что со временем после полного перевода выпущенных ИСИ ценных бумаг в бездокументарную форму из числа лиц, обеспечивающих функционирование ИСИ, будут исключены регистраторы, ведущие учет собственников именных ценных бумаг ИСИ.
Сделаем еще несколько замечаний относительно регулирования деятельности КУА.
Одним из положительных моментов Нового закона об ИСИ мы считаем помещение в одну статью группы положений о правоотношениях КУА с третьими лицами: КУА, управляющая активами КИФ, действует от имени такого КИФ и в его интересах, а КУА, управляющая активами ПИФ, — действует от своего имени, но в интересах участников такого ПИФ (ч. 6 ст. 63, ст. 69).
Несколько по-иному сформулированы ограничения деятельности КУА (ст. 64). Здесь мы можем заметить, что сам список ограничений несколько сокращен, но все существенные ограничения, накладываемые на деятельность КУА, сохранились.
В отношении хранителя фонда необходимо заметить, что определенные изменения произошли в отношении ужесточения контроля со стороны хранителя активов ИСИ за всеми совершаемыми КУА сделками (операциями) с активами ИСИ. Если по действующему законодательству хранитель проверяет соответствие проводимой им операции с ценными бумагами фонда на предмет ее законности и соответствия регламенту фонда и проспекту эмиссии ценных бумаг ИСИ (ст. 51 Закона об ИСИ), то согласно Новому закону об ИСИ КУА обязана уведомлять хранителя о проведении ею и других операций с активами фонда — списание денег со счета, отчуждение других активов (ч. 7 ст. 63)12.
12 Каждый ИСИ может иметь только одного хранителя активов ИСИ (ч. 4 ст. 68).
В то же время Новый закон об ИСИ смягчает требования к хранителю активов ИСИ частного размещения: такими хранителями могут быть не только банки, но и другие учреждения, получившие в установленном порядке соответствующую лицензию (ч. 2 ст. 68). Более того, закон объявляет о возможности обращения к самому либеральному варианту в указанном случае — необязательности иметь хранителя активов для ИСИ с частным размещением (очевидно, в случаях, когда активы ИСИ состоят не из ценных бумаг).
Последнее, о чем мы хотели бы упомянуть в рамках нашего обзора, так это о том, что в Новом законе об ИСИ сформулирован единый подход к существенным (обязательным) условиям договоров с лицами, обслуживающими ИСИ.
В целом Новый закон об ИСИ не несет каких-либо кардинальных изменений в части регулирования деятельности ИСИ, и принятие Нового закона об ИСИ не привело к необходимости отказаться от излюбленных субъектами рынка моделей использования ИСИ для своей налоговой оптимизации. С принятием этого закона не возникло как у существующих, так у вновь учреждаемых ИСИ и необходимости в радикальных изменениях своей деятельности, а также какой-либо необходимости кардинально пересмотреть свой инструментарий, используемый в первую очередь в венчурном инвестировании.
Общий вывод состоит в следующем: с принятием нового Закона об ИСИ ничего кардинально не меняется, скорее данное событие можно охарактеризовать как совершенствование законодательства об ИСИ. Ну, а КУА и ИСИ придется слегка «подретушировать» свою деятельность, чтобы соответствовать новым требованиям.