Темы статей
Выбрать темы

2013-й —Год изменений. Обновление градостроительной деятельности — стройте «по правилам»

Редакция СБ
Статья

2013-й — ГОД ИЗМЕНЕНИЙ.

Обновление градостроительной деятельности — стройте «по правилам»

Яна Брусенцова,
юрист-аналитик
ИД «Фактор»

 

5 января 2013 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам регулирования градостроительной деятельности» от 20.11.2012 г. № 5496-VI (его текст см. на с. 3 этого номера газеты).

Данным документом был внесен ряд изменений в другие нормативно-правовые акты, регулирующие градостроительную деятельность. Поэтому и возникла необходимость посмотреть на них под другим, обновленным углом. А начнем мы с общеизвестного Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Закон № 5496 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам регулирования градостроительной деятельности» от 20.11.2012 г. № 5496-VI (вступил в силу 05.01.2013 г.).

Закон № 3038 — Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI.

Закон № 875 — Закон ВС УССР «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII.

Закон № 687 — Закон Украины «Об архитектурной деятельности» от 20.05.99 г. № 687-XIV.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

 

И снова о создании беспрепятственной жизненной среды...

Этот вопрос достаточно давно уже обсуждается на всех уровнях власти — как государственной, так и местной. И действительно, в нашем государстве лица с ограниченными физическими возможностями и другие маломобильные группы населения имеют ограниченный доступ к объектам социальной инфраструктуры, иногда даже к помещениям, где расположены органы власти. Хотя следует отметить, что законотворцы уже давно работают над вопросом облегчения жизни таким людям, чтобы у них была возможность добраться до того или иного пункта назначения.

Так, в Законе № 875 предусматривается, что планирование и застройка населенных пунктов, формирование микрорайонов, проектирование, строительство и реконструкция объектов физического окружения без адаптации для использования инвалидами не допускаются. Указанная деятельность осуществляется с учетом мнения общественных организаций инвалидов (ст. 27 Закона № 875). Финансирование указанных мероприятий должно осуществляться за счет собственников (балансодержателей) объектов либо арендаторов согласно договору аренды. Но эти нормы, как и другие, защищающие права граждан с ограниченными физическими возможностями, не всегда выполняются. Вот и решили разработчики Закона № 5496 дополнительно закрепить соответствующие нормы в профильном Законе № 3038 и не только.

Так, отныне ст. 2 Закона № 3038 дополнена п. 101, и уже начиная с 05.01.2013 г. (дата вступления в силу Закона № 5496) планирование и застройка территорий, т. е. деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, должна, кроме прочих 13 пунктов, предусматривать еще и создание беспрепятственной жизненной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения.

Соответствующие изменения были внесены и в Закон № 687. Так, отныне государство должно обеспечивать условия для осуществления архитектурной деятельности еще и путем обеспечения создания беспрепятственной жизненной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения (абз. 11 ч. 1 ст. 2 Закона № 687).

Также были внесены изменения и в КоАП именно по вопросам беспрепятственной жизненной среды. Так, ч. 1 ст. 961 КоАП была дополнена требованием, за нарушение которого виновный может быть привлечен к административной ответственности. Итак, отныне передача заказчику проектной документации для выполнения строительных работ на объекте, разработанной с нарушением требований законодательства, градостроительной документации, исходных данных для проектирования объектов градостроительства, строительных норм, государственных стандартов и правил, в том числе по созданию беспрепятственной жизненной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения. За такие нарушения на главного архитектора проекта, главного инженера проекта, эксперта, других ответственных исполнителей отдельных видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры, имеющих соответствующий квалификационный сертификат, может быть наложен штраф от 900 до 1000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее — ннмдг) в размере от 15300 до 17000 грн.

Кроме того, ч. 2 ст. 961 КоАП предусматривает наступление административной ответственности за указанные выше действия, если они были совершены лицом, которое в течение года уже подвергалось административному взысканию за такие же нарушения. Так, в частности, в таком случае на главного архитектора проекта, главного инженера проекта, эксперта, других ответственных исполнителей отдельных видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры, имеющих соответствующий квалификационный сертификат, может быть наложен штраф от 1500 до 1700 ннмдг (от 25500 до 28900 грн.)

Рассматривая вопросы обеспечения беспрепятственной жизненной среды, нельзя не вспомнить о существовании таких замечательных государственных строительных норм, как ДБН В.2.2-17:2006 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее — ДБН). Требования данного документа распространяются на проектирование и реконструкцию гражданских (жилых и общественных) зданий и сооружений с учетом потребностей людей, относящихся к маломобильным группам населения, функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их земельные участки, а также на входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и рабочие места, а также их информационное и инженерное оборудование. В то же время требования этих ДБН не распространяются на здания специализированных заведений для постоянного и временного проживания инвалидов и людей старшей возрастной группы на условиях опеки, стационары лечебных заведений и аналогичные учреждения, предназначенные для обслуживания и постоянного пребывания данных категорий населения, а также на жилые дома для одной семьи.

Так, в частности, в п. 4.1 ДБН указывается, что при проектировании и реконструкции общественных и жилых домов следует предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, одинаковые с остальными категориями населения. А вот перечень объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, расчетное количество и категория инвалидов, а также группа мобильности маломобильных групп населения должны устанавливаться в задании на проектирование (п. 4.2 ДБН). Более того, в ДБН приводятся, так сказать, параметры будущего объекта строительства, который должен быть доступен для маломобильных групп населения.

Итак, соблюдение требований, определенных в указанных выше ДБН, является достаточно важным, поскольку тем, кто их проигнорирует, может быть впоследствии «предложено» уплатить штрафные санкции, предусмотренные той же ч. 1 ст. 961 КоАП. Это лишь один пример наступления админответственности за передачу заказчику проектной документации, разработанной с нарушением требований строительных норм по созданию беспрепятственной жизненной среды для лиц с ограниченными возможностями и других маломобильных групп населения.

Также имейте в виду, что необходимость создания беспрепятственной жизненной среды для лиц с ограниченными возможностями и других маломобильных групп населения предусмотрена и другими нормативно-правовыми актами, одним из которых является Закон № 875 (мы о нем упоминали выше). Поэтому прежде чем пренебрегать правами людей с ограниченными физическими возможностями, вспомните далеко «не дружелюбные» правила ст. 961 КоАП.

 

Хотя бы по ложке, но добавили...

Закон № 3038 претерпел значительные изменения: в некоторых статьях были изменены только их части, а некоторые статьи были изложены в новой редакции.

Как известно, в соответствии с ч. 5 ст. 26 Закона № 3038 одной из составляющих проектирования и строительства объектов, осуществляемого собственниками либо пользователями земельных участков, является получение ими исходных данных. Им посвящена ст. 29 Закона № 3038, которая согласно Закону № 5496 была изложена в новой редакции.

Так, в частности, был изменен состав исходных данных — основными составляющими их теперь являются:

 

1

градостроительные условия и ограничения (как и ранее)

2

задание на проектирование

Примечание. Раньше также задания на проектирование входили в состав исходных данных. Но отныне требования к таким заданиям несколько изменили свое местонахождение. О них можно узнать из ч. 10 ст. 29 Закона № 3038 в новой редакции. Они остались почти прежними — так, задания на проектирование должны определять обоснованные требования заказчика к планировочным, архитектурным, инженерным и технологическим решениям объекта строительства, его основным параметрам, стоимости и организации его строительства и составляться с учетом технических условий, градостроительных условий и ограничений

3

технические условия Примечание. Ранее отсутствовали. Но причисление технических условий к составляющим исходным данных уместно, ведь все равно при разработке проектной документации на строительство объектов они должны быть учтены и соблюдены. Кроме того, напомним, что механизм разработки проектной документации на строительство объектов предусмотрен в Порядке разработки проектной документации на строительство объектов, утвержденном приказом Минрегиона от 16.05.2011 г. № 45. В этом документе определено, что для обеспечения проектирования объекта строительства заказчик должен предоставить генпроектировщику (проектировщику) исходные данные на проектирование. Правда, составляющие исходных данных, определенные в п. 4 упомянутого выше Порядка, отличаются от нового перечня, приведенного в обновленной ст. 29 Закона № 3038. Раньше они дублировались. Считаем, что вскоре и этот нормативно-правовой акт будет приведен в соответствие с Законом № 3038

 

Положительным является также то, что отныне ч. 2 ст. 29 Закона № 3038 разграничила органы власти, к которым необходимо обращаться с заявлением о намерении по застройке земельного участка. Итак, исходя из этой нормы физическое либо юридическое лицо должно подавать такое заявление:

 

исполнительному органу сельского, поселкового, городского совета

в случае размещения земельного участка в пределах населенного пункта

районной государственной администрации

в случае размещения земельного участка за пределами населенных пунктов

 

Необходимо также обратить внимание на то, что отныне в ст. 29 Закона № 3038 регламентируются порядок и срок получения градостроительных условий и ограничений, а не исходных данных, как это было в предыдущей редакции. Более того, сокращен срок предоставления градостроительных условий и ограничений с 10 до 7 дней. Так, отныне ч. 5 ст. 29 Закона № 3038 предусматривается, что рассмотрение заявления и предоставление градостроительных условий и ограничений либо принятие решения об отказе в их предоставлении осуществляются специально уполномоченным органом градостроительства и архитектуры в течение семи рабочих дней со дня регистрации заявления.

Следовательно, теперь п. 2.4 Порядка предоставления градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, их состава и содержания, утвержденных приказом от 07.07.2011 г. № 109, заработал. Напомним: в этой норме идет речь о том, что рассмотрение заявления, предоставление градостроительных условий и ограничений или принятие решения об отказе в их выдаче осуществляются специально уполномоченным органом градостроительства и архитектуры в порядке, установленном Законом № 3038. При этом соответствующая норма до принятия Закона № 5496 отсутствовала в Законе № 3038.

Кроме того, обновленная ст. 29 Закона № 3038 уточняет, что градостроительные условия и ограничения действуют до завершения строительства объекта независимо от изменения заказчика. Ранее конкретизация относительно действий нового заказчика отсутствовала.

Появилась и новая норма в ст. 29 Закона № 3038, которая определяет, что задание на проектирование объектов строительства составляется и утверждается заказчиком по согласованию с проектировщиком (ч. 9). Напомним, что специальный нормативно-правовой акт (имеется в виду указанный выше Порядок, утвержденный приказом Минрегиона от 16.05.2011 г. № 45) также определяет механизм составления задания на проектирование — в соответствии с его «предписаниями» задание на проектирование объектов строительства (корректировка проектов) должно составляться и утверждаться заказчиком по согласованию с инвестором (главным распорядителем бюджетных средств) и генпроектировщиком.

И коль мы уже заговорили об исходных данных, нельзя обойти вниманием и изменения, коснувшиеся технических условий.

Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 3038 технические условия — это комплекс условий и требований к инженерному обеспечению объекта строительства, которые должны соответствовать его расчетным параметрам, в частности по водо-, тепло-, энерго- и газоснабжению, канализации, радиофикации, наружному освещению, отведению ливневых вод, телефонизации, телекоммуникации, диспетчеризации, пожарной и техногенной безопасности.

Сами же состав, содержание, порядок предоставления технических условий и порядок определения стоимости услуг по их предоставлению устанавливаются соответствующими центральными органами исполнительной власти.

Закон № 5496 уточнил, что технические условия действуют до завершения строительства объекта независимо от изменения заказчика. То есть при получении технических условий действуют те же правила, что и при получении градостроительных условий и ограничений.

Произошли некоторые изменения и в утверждении проектной документации на объекты строительства. Отныне значительно расширен перечень проектной документации, утверждение которой должно осуществляться согласно порядку, утвержденному КМУ. Так, ранее под такой порядок подпадала только проектная документация на объекты строительства, сооружаемые с привлечением государственных средств. Теперь же под действие соответствующего порядка подпадает документация, согласно которой осуществляется строительство объектов с привлечением бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии (ст. 31 Закона № 3038).

Претерпели изменения и нормы, касающиеся документов, которые дают право на начало выполнения подготовительных и строительных работ. Речь идет о декларациях соответственно на начало выполнения подготовительных работ и на начало выполнения строительных работ.

Так, в частности, положения ст. 35 и ст. 36 Закона № 3038 были наконец приведены в соответствие с механизмом подачи указанных выше деклараций. Сравним редакции измененных и прежних положений:

 

Предыдущая редакция

Новая редакция

Ч. 6 ст. 35 Закона № 3038

Орган государственного архитектурно-строительного контроля (далее— орган госархстройконтроля) отказывает в регистрации декларации о начале выполнения подготовительных работ, если декларация подана или оформлена с нарушением установленных требований. Решение об отказе в регистрации декларации о начале выполнения подготовительных работ принимается в срок, предусмотренный для регистрации декларации

Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля (далее — Инспекция) возвращают декларацию о начале выполнения подготовительных работ заказчику, если декларация подана или оформлена с нарушением установленных требований, с обоснованием причины в срок, предусмотренный для ее регистрации

Ч. 4 ст. 36 Закона № 3038

Орган госархстройконтроля отказывает в регистрации декларации о начале выполнения строительных работ, если декларация подана или оформлена с нарушением установленных требований. Решение об отказе в регистрации декларации о начале выполнения строительных работ принимается в срок, предусмотренный для регистрации декларации

Инспекции возвращают декларацию о начале выполнения строительных работ заказчику, если декларация подана или оформлена с нарушением установленных требований, с обоснованием причины в срок, предусмотренный для ее регистрации

 

Как известно, ранее существовала коллизия между нормами Закона № 3038, а также Порядка выполнения подготовительных работ и Порядка выполнения строительных работ, утвержденных постановлением КМУ от 13.04.2011 г. № 466 «Некоторые вопросы выполнения подготовительных и строительных работ». Так, в указанных выше Порядках регламентировалось, что в случае если декларация (как о начале выполнения подготовительных, так и о начале выполнения строительных работ) подана или оформлена с нарушением установленных требований, соответствующая инспекция возвращает ее заказчику с обоснованием причин возврата в срок, предусмотренный для ее регистрации. В то же время в Законе № 3038 шла речь об отказе в регистрации декларации. Теперь же такой коллизии не существует.

Соответствующие изменения были внесены и в ст. 39 Закона № 3038, регламентирующую вопросы оформления деклараций о готовности объектов к эксплуатации. Отныне в их регистрации также не отказывают, а просто возвращают, если декларации поданы или оформлены с нарушением установленных требований.

Кроме того, теперь на законодательном уровне сокращен перечень лиц, в случае изменения которых при проведении подготовительных и строительных работ (право на проведение которых было получено заказчиками на основании зарегистрированной соответствующей декларации), заказчик должен уведомить Инспекцию.

Опять же, чтобы было понятно, о чем идет речь, сравним ниже две редакции:

 

Предыдущая редакция

Новая редакция

Ч. 8 ст. 35 Закона № 3038

В случае если право на строительство объекта передано другому заказчику либо изменен генеральный подрядчик или подрядчик (если подготовительные работы выполняются без привлечения субподрядчиков) либо лица, ответственные за проведение авторского надзора, или ответственные исполнители работ, заказчик в течение трех рабочих дней уведомляет о таких изменениях орган госархстройконтроля

В случае если право на строительство объекта передано другому заказчику либо изменены лица, ответственные за проведение авторского надзора, заказчик в течение трех рабочих дней уведомляет о таких изменениях орган госархстройконтроля

Ч. 5 ст. 36 Закона № 3038

В случае если право на строительство объекта передано другому заказчику либо изменен генеральный подрядчик или подрядчик (если строительные работы выполняются без привлечения субподрядчиков) либо лица, ответственные за проведение авторского и технического надзора, или ответственные исполнители работ, заказчик в течение трех рабочих дней уведомляет о таких изменениях орган госархстройконтроля, зарегистрировавший декларацию о начале выполнения строительных работ

В случае если право на строительство объекта передано другому заказчику либо изменены лица, ответственные за проведение авторского и технического надзора, заказчик в течение трех рабочих дней уведомляет о таких изменениях орган госархстройконтроля, зарегистрировавший декларацию о начале выполнения строительных работ

 

Претерпела изменения и ст. 37 Закона № 3038, в которой идет речь о разрешениях на выполнение строительных работ. Эта статья кардинально меняет судьбу застройщиков объектов строительства, относящихся к IV и V категориям сложности. Отныне отпала необходимость в переоформлении разрешений на строительство в случае, если право на строительство объекта передано другому заказчику либо изменен генеральный подрядчик или подрядчик (если строительные работы выполняются без привлечения субподрядчиков). В этих случаях заказчик должен в течение трех рабочих дней уведомить о таких изменениях Инспекцию, выдавшую разрешение, с подачей удостоверенных в установленном порядке копий документов, подтверждающих указанные изменения (абз. 1 ч. 7 ст. 37 Закона № 3038). Продолжение выполнения строительных работ без такого уведомления запрещается.

А теперь поговорим еще об одной изюминке Закона № 5496. Закон № 3038 был дополнен новой ст. 391, определяющей механизм внесения изменений в уведомления или декларации, отмены регистрации уведомления или декларации. Напомним, что раньше этот вопрос не был урегулирован на законодательном уровне, что вызывало множество недоразумений в деятельности как Инспекций, так и заказчиков строительства. Отныне, надеемся, вопрос будет снят.

Итак, в новой норме предусмотрено следующее:

 

1

если заказчик самостоятельно выявил техническую ошибку в направленном уведомлении о начале выполнения подготовительных или строительных работ, зарегистрированной декларации о начале выполнения подготовительных или строительных работ либо о готовности объекта к эксплуатации

2

в случае выявления Инспекцией недостоверных данных, приведенных в направленном уведомлении или зарегистрированной декларации, которые не являются основанием считать объект самовольным строительством в соответствии с законом

 

в такие уведомление или декларацию вносятся изменения в порядке, установленном КМУ. Правда, теперь придется еще дождаться издания соответствующего порядка...

Кроме того, уточняется, что заказчик обязан в течение трех рабочих дней предоставить достоверные данные об информации, требующей изменения, для внесения Инспекцией соответствующих сведений в реестр, а также в уведомление или декларацию. Такими должны быть действия заказчика в случае самостоятельного выявления технической ошибки или выявления Инспекцией недостоверных данных, которые не дают основания считать объект самостроем.

Обратите внимание на важную деталь — ч. 4 ст. 391 Закона № 3038 четко определено, что к заказчику, который самостоятельно выявил допущенную техническую ошибку и подал соответствующее заявление, штрафные санкции за ранее поданные с ошибками уведомление или декларацию либо выявленные в них недостоверные данные не применяются.

И совсем другие последствия ожидают заказчиков строительства в случае выявления Инспекцией факта предоставления недостоверных данных, приведенных в направленном уведомлении или зарегистрированной декларации, которые являются основанием считать объект самовольным строительством. Такими ситуациями, в частности, являются:

1) если объект построен или строится на земельном участке, который не был отведен для этой цели;

2) если объект строится без соответствующего документа, дающего право выполнять строительные работы, или надлежащим образом утвержденного проекта либо строительного паспорта.

По правилам новой статьи регистрация такого уведомления или декларации подлежит отмене Инспекцией в порядке, установленном КМУ. Об отмене уведомления или декларации заказчику в письменном виде сообщается в течение трех рабочих дней со дня отмены.

И приятная новость — отмена уведомления или декларации не свидетельствует о том, что «строительству конец». Так, ч. 3 ст. 391 Закона № 3038 оставляет заказчику право после отмены регистрации соответствующего уведомления или декларации повторно направить уведомление или подать декларацию согласно требованиям, установленным законодательством.

На этом пока что предлагаем завершить обзор новшеств градостроительства. О других изменениях читайте в следующих номерах нашего издания.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше