Производство спирта этилового (в том числе в качестве лекарственного средства), спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового может осуществляться только на государственных предприятиях, а биоэтанола — на предприятиях всех форм собственности при наличии у них лицензий.
Производство спирта коньячного и плодового, зернового дистиллята осуществляется субъектами хозяйствования независимо от формы собственности, которые имеют соответствующую лицензию, полный технологический цикл производства коньяка и алкогольных напитков по коньячной технологии, обеспечены специальной тарой для выдержки спиртов и квалифицированными специалистами. Производство спирта коньячного также осуществляется субъектами хозяйствования независимо от формы собственности, которые имеют соответствующую лицензию, осуществляют переработку винограда и производство виноматериалов виноградных, обеспечены дубовой тарой или нержавеющими либо эмалированными емкостями с дубовой клепкой для выдержки спирта коньячного и плодового, квалифицированными специалистами и собственными производственными мощностями по производству спирта коньячного. Производство коньяка Украины также осуществляется субъектами хозяйствования независимо от формы собственности путем купажа коньячных спиртов, выдержанных не меньше трех лет в дубовой таре или нержавеющих либо эмалированных емкостях с дубовой клепкой. Послекупажный отдых коньяков устанавливается решением субъекта хозяйствования.
(изменения, внесенные пунктом 10 раздела II Закона Украины от 28.12.2007 г. № 107-VI, признаны такими, которые не соответствуют Конституции Украины (являются неконституционными), согласно Решению Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 г. № 10-рп/2008)
Производство алкогольных напитков и табачных изделий осуществляется субъектами хозяйствования независимо от форм собственности при условии получения лицензии.
Решение о проектировании и строительстве новых спиртовых производств, а также о распределении производства спирта между субъектами хозяйствования в зависимости от направлений использования спирта принимается Кабинетом Министров Украины.
Производство спирта этилового, коньячного и плодового, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового, дистиллята виноградного спиртового, спирта-сырца плодового и алкогольных напитков осуществляется при наличии внесенных в Единый реестр мест хранения спирта. При этом помещения, в которых осуществляется производство спирта этилового, и места хранения спирта, расположенные на государственном предприятии, которое производит спирт этиловый, считаются акцизным складом. Акцизным складом также считаются производственные помещения на территории субъекта хозяйствования, где субъектом хозяйствования производится, обрабатывается (перерабатывается) водка и ликеро-водочные изделия, и его складские помещения, в которых хранится, получается или отправляется водка и ликеро-водочные изделия. На акцизных складах постоянно действуют представители органа доходов и сборов по месту расположения акцизного склада. Акцизные склады должны быть оборудованы расходомерами — счетчиками объема произведенного спирта этилового, которые зарегистрированы в Едином государственном реестре расходомеров — счетчиков объема произведенного спирта этилового. Отпуск спирта этилового без наличия расходомера — счетчика объема произведенного спирта этилового запрещается. Порядок ведения Единого государственного реестра расходомеров — счетчиков объема произведенного спирта этилового устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Внесение данных в Единый реестр проводится на основании заявления субъекта хозяйствования с обязательным указанием местонахождения места хранения спирта, а также: для юридических лиц — наименования, местонахождения, кода Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ), для физических лиц — субъектов хозяйствования — фамилии, имени, отчества, места проживания, регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов.
К заявлению прилагается документ, который подтверждает право пользования этим помещением, и справка о соответствии места хранения спирта требованиям, установленным центральным органом исполнительной власти, уполномоченным Кабинетом Министров Украины.
Справка о внесении места хранения спирта в Единый реестр выдается субъекту хозяйствования в течение пяти календарных дней от даты подачи заявления. Ведение Единого реестра и выдача справок о внесении мест хранения спирта в Единый реестр осуществляются за счет средств Государственного бюджета Украины. Органы власти обеспечивают свободный доступ к сведениям, которые содержатся в Едином реестре.
Исключение мест хранения из Единого реестра осуществляется органом доходов и сборов, который вносил его в Единый реестр, на основании письменного заявления субъекта хозяйствования, который был заявителем такого места хранения спирта, или в случае аннулирования лицензии, выданной такому субъекту хозяйствования в соответствии с настоящим Законом, путем принятия соответствующего письменного распоряжения не раньше чем через 10 рабочих дней с момента возникновения предусмотренных настоящим Законом оснований.
Орган доходов и сборов должен выдать субъекту хозяйствования, который был заявителем, удостоверенную копию письменного распоряжения об исключении места хранения спирта из Единого реестра в течение трех рабочих дней с момента его принятия.
Орган доходов и сборов по месту расположения акцизного склада назначает своего представителя (представителей) на таком складе.
Копия решения о назначении представителя (представителей) органа доходов и сборов в день принятия такого решения направляется владельцу акцизного склада.
Представитель (представители) органа доходов и сборов осуществляет (осуществляют) постоянный непосредственный контроль за соблюдением установленного порядка отпуска спирта этилового и уплаты акцизного налога с него.
Порядок работы представителей органа доходов и сборов на акцизном складе устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики. При этом распорядок работы представителей органа доходов и сборов должен соответствовать режиму работы акцизного склада, установленному его владельцем.
Производство дистиллята виноградного спиртового и спирта-сырца плодового осуществляется субъектами хозяйствования при наличии лицензий независимо от формы собственности с правом реализации в качестве сырья другими субъектами хозяйствования, которые имеют лицензии на производство спирта этилового, спирта этилового ректифицированного виноградного или спирта этилового ректифицированного плодового.
Малые производства винодельческой продукции осуществляют производство и разлив в потребительскую тару вин виноградных, вин плодово-ягодных и/или напитков медовых из виноматериалов исключительно собственного производства (не приобретенных), полученных путем переработки плодов, ягод, винограда, меда собственного производства.
Новые марки вин виноградных, вин плодово-ягодных и/или напитков медовых малых производств винодельческой продукции утверждает руководитель субъекта хозяйствования на основании заключения Центральной отраслевой дегустационной комиссии винодельческой промышленности и/или дегустационной комиссии профильного научного учреждения, и/или дегустационной комиссии отраслевого общественного союза, которые действуют в соответствии с порядком, утвержденным центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере сельского хозяйства и по вопросам продовольственной безопасности государства.