Производство спирта этилового (в том числе как лекарственного средства), спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового, зернового дистиллята может осуществляться только на государственных предприятиях, а биоэтанола — на предприятиях всех форм собственности при наличии у них лицензий.
Производство биоэтанола запрещается на акцизных складах, на которых осуществляется производство и/или хранение других видов спирта этилового (кроме хранения спирта этилового-сырца, который используется для производства биоэтанола).
Производство спирта этилового денатурированного запрещается на акцизных складах, на которых осуществляется производство и/или хранение спирта этилового неденатурированного.
Производство алкогольных напитков для реализации на территории Украины осуществляется с использованием спирта этилового ректифицированного, коньячного и плодового и зернового дистиллята, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового и виноградного дистиллята спиртового, которые имеют статус украинских товаров в соответствии с Таможенным кодексом Украины.
Производство спирта коньячного и плодового, зернового дистиллята осуществляется субъектами хозяйствования независимо от формы собственности, которые имеют соответствующую лицензию, полный технологический цикл производства коньяка и алкогольных напитков по коньячной технологии, обеспечены специальной тарой для выдержки спиртов и квалифицированными специалистами. Производство спирта коньячного также осуществляется субъектами хозяйствования независимо от формы собственности, которые имеют соответствующую лицензию, осуществляют переработку винограда и производство виноматериалов виноградных, обеспечены дубовой тарой или нержавеющими либо эмалированными емкостями с дубовой клепкой для выдержки спирта коньячного и плодового, квалифицированными специалистами и собственными производственными мощностями по производству спирта коньячного. Производство коньяка Украины также осуществляется субъектами хозяйствования независимо от формы собственности путем купажа коньячных спиртов украинского и/или неукраинского происхождения без каких-либо ограничений относительно долей их использования в производстве, выдержанных не меньше трех лет в дубовой таре или нержавеющих либо эмалированных емкостях с дубовой клепкой. Послекупажный отдых коньяков устанавливается решением субъекта хозяйствования.
(изменения, внесенные пунктом 10 раздела II Закона Украины от 28.12.2007 г. № 107-VI, признаны такими, которые не соответствуют Конституции Украины (являются неконституционными), согласно Решению Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 г. № 10-рп/2008)
Производство алкогольных напитков и табачных изделий осуществляется субъектами хозяйствования независимо от форм собственности при условии получения лицензии.
Решение о проектировании и строительстве новых спиртовых производств, а также о распределении производства спирта между субъектами хозяйствования в зависимости от направлений использования спирта принимается Кабинетом Министров Украины.
Производство спирта этилового, коньячного и плодового и зернового дистиллята, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового, дистиллята виноградного спиртового, спирта-сырца плодового, биоэтанола и алкогольных напитков осуществляется при наличии внесенных в Единый реестр мест хранения спирта. При этом помещения, в которых осуществляется производство спирта этилового, и места хранения спирта, расположенные на государственном предприятии, которое производит спирт этиловый, и помещения, в которых осуществляется производство биоэтанола, и места хранения биоэтанола, расположенные на предприятии, которое производит биоэтанол, считаются акцизным складом. Акцизным складом также считаются производственные помещения на территории субъекта хозяйствования, где субъектом хозяйствования производится, обрабатывается (перерабатывается) водка и ликеро-водочные изделия, и его складские помещения, в которых хранится, получается или отправляется водка и ликеро-водочные изделия. На акцизных складах постоянно действуют представители органа доходов и сборов по месту расположения акцизного склада. Акцизные склады должны быть оборудованы расходомерами — счетчиками объема произведенного спирта этилового, которые зарегистрированы в Едином государственном реестре расходомеров — счетчиков объема произведенного спирта этилового. Отпуск спирта этилового без наличия расходомера — счетчика объема произведенного спирта этилового запрещается. Порядок ведения Единого государственного реестра расходомеров — счетчиков объема произведенного спирта этилового устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Внесение данных в Единый реестр проводится на основании заявления субъекта хозяйствования с обязательным указанием местонахождения места хранения спирта, а также: для юридических лиц — наименования, местонахождения, кода Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ), для физических лиц — субъектов хозяйствования — фамилии, имени, отчества, места проживания, регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов.
К заявлению прилагается документ, который подтверждает право пользования этим помещением, и справка о соответствии места хранения спирта требованиям, установленным центральным органом исполнительной власти, уполномоченным Кабинетом Министров Украины.
Справка о внесении места хранения спирта в Единый реестр выдается субъекту хозяйствования в течение пяти календарных дней от даты подачи заявления. Ведение Единого реестра и выдача справок о внесении мест хранения спирта в Единый реестр осуществляются за счет средств Государственного бюджета Украины. Органы власти обеспечивают свободный доступ к сведениям, которые содержатся в Едином реестре.
Исключение мест хранения из Единого реестра осуществляется органом доходов и сборов, который вносил его в Единый реестр, на основании письменного заявления субъекта хозяйствования, который был заявителем такого места хранения спирта, или в случае аннулирования лицензии, выданной такому субъекту хозяйствования в соответствии с настоящим Законом, путем принятия соответствующего письменного распоряжения не раньше чем через 10 рабочих дней с момента возникновения предусмотренных настоящим Законом оснований.
Орган доходов и сборов должен выдать субъекту хозяйствования, который был заявителем, удостоверенную копию письменного распоряжения об исключении места хранения спирта из Единого реестра в течение трех рабочих дней с момента его принятия.
Орган доходов и сборов по месту расположения акцизного склада назначает своего представителя (представителей) на таком складе.
Копия решения о назначении представителя (представителей) органа доходов и сборов в день принятия такого решения направляется владельцу акцизного склада.
Представитель (представители) органа доходов и сборов осуществляет (осуществляют) постоянный непосредственный контроль за соблюдением установленного порядка отпуска спирта этилового и уплаты акцизного налога с него.
Порядок работы представителей органа доходов и сборов на акцизном складе устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики. При этом распорядок работы представителей органа доходов и сборов должен соответствовать режиму работы акцизного склада, установленному его владельцем.
Производство дистиллята виноградного спиртового и спирта-сырца плодового осуществляется субъектами хозяйствования при наличии лицензий независимо от формы собственности с правом реализации в качестве сырья другими субъектами хозяйствования, которые имеют лицензии на производство спирта этилового, спирта этилового ректифицированного виноградного или спирта этилового ректифицированного плодового.
Малые производства винодельческой продукции осуществляют производство и разлив в потребительскую тару вин виноградных, вин плодово-ягодных и/или напитков медовых из виноматериалов исключительно собственного производства (не приобретенных), полученных путем переработки плодов, ягод, винограда, меда собственного производства.
Новые марки вин виноградных, вин плодово-ягодных и/или напитков медовых малых производств винодельческой продукции утверждает руководитель субъекта хозяйствования на основании заключения Центральной отраслевой дегустационной комиссии винодельческой промышленности и/или дегустационной комиссии профильного научного учреждения, и/или дегустационной комиссии отраслевого общественного союза, которые действуют в соответствии с порядком, утвержденным центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере сельского хозяйства и по вопросам продовольственной безопасности государства.
Производство горючего осуществляется субъектами хозяйствования независимо от формы собственности при условии наличия лицензии на право производства горючего.