1. База начисления единого взноса и размеры единого взноса для плательщиков, указанных в части первой статьи 4 Закона, на которых распространяется действие настоящей Инструкции, определены статьей 7 Закона.
2. Особенности определения базы начисления единого взноса для некоторых категорий плательщиков, определенных частью первой статьи 4 Закона:
1) для плательщиков, указанных в пунктах 4 (кроме физических лиц — предпринимателей, которые избрали упрощенную систему налогообложения) и 5 части первой статьи 4 Закона, которые не имеют основного места работы, единый взнос устанавливается в соответствии с Законом в размере 22 процентов на сумму дохода (прибыли), полученного от их деятельности, которая подлежит обложению налогом на доходы физических лиц, но не больше максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной Законом. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса в месяц.
В случае если таким плательщиком не получен доход (прибыль) в отчетном периоде или отдельном месяце отчетного периода, такой плательщик имеет право самостоятельно определить базу начисления, но не больше максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной настоящим Законом. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса.
Если плательщики, указанные в пунктах 4 (кроме физических лиц — предпринимателей, которые избрали упрощенную систему налогообложения) и 5 части первой статьи 4 Закона, имеют основное место работы, то такие плательщики освобождаются от уплаты за себя единого взноса за месяцы отчетного периода, за которые работодателем был уплачен страховой взнос за них в размере не меньше минимального страхового взноса.
При этом, если работодателем за таких лиц был уплачен страховой взнос за месяцы отчетного периода в размере меньше чем минимальный страховой взнос, то такие лица могут быть плательщиками единого взноса при условии самостоятельного определения базы начисления единого взноса за месяцы отчетного периода, за которые работодателем был уплачен страховой взнос за таких лиц в размере меньше минимального страхового взноса, но не больше максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной настоящим Законом. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса.
Лица, указанные в пункте 5 части первой статьи 4 Закона, освобождаются от уплаты за себя единого взноса при условии постановки их на учет как физических лиц — предпринимателей и осуществления ими одного вида деятельности одновременно как лиц, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность и физических лиц — предпринимателей.
Такие лица определяют базу начисления единого взноса как физические лица — предприниматели в порядке, определенном статьей 7 Закона, в зависимости от категории плательщика единого взноса;
2) для плательщиков, указанных в пункте 4 части первой статьи 4 Закона, которые избрали упрощенную систему налогообложения, единый взнос устанавливается в размере 22 процентов на сумму, которая определяется такими плательщиками самостоятельно для себя, но не больше максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной Законом. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса.
Если плательщики, указанные в пункте 4 части первой статьи 4 Закона, которые избрали упрощенную систему налогообложения, имеют основное место работы, то такие плательщики освобождаются от уплаты за себя единого взноса за месяцы отчетного периода, за которые работодателем был уплачен страховой взнос за них в размере не меньше минимального страхового взноса.
При этом, если работодателем за таких лиц был уплачен страховой взнос за месяцы отчетного периода в размере меньше чем минимальный страховой взнос, то такие лица могут быть плательщиками единого взноса при условии самостоятельного определения базы начисления единого взноса за месяцы отчетного периода, за которые работодателем был уплачен страховой взнос за таких лиц в размере меньше минимального страхового взноса, но не больше максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной настоящим Законом. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса;
3) для плательщиков, указанных в пункте 51 части первой статьи 4 Закона, единый взнос устанавливается в размере 22 процентов на сумму распределенного дохода (прибыли), которая подлежит обложению налогом на доходы физических лиц, полученного таким плательщиком от чистой обложенной налогом прибыли фермерского хозяйства, но не больше максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной Законом. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса.
Базой начисления единого взноса является распределенный доход (прибыль), полученный такими плательщиками от чистой прибыли фермерского хозяйства в отчетном году, которая подлежит обложению налогом на доходы физических лиц. При определении дохода (прибыли), с которого уплачивается единый взнос, учитываются календарные месяцы, в которых получен такой доход (прибыль).
В случае если таким плательщиком не получен доход (прибыль) в отчетном периоде или отдельном месяце отчетного периода, такой плательщик имеет право самостоятельно определить базу начисления, но не больше максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной настоящим Законом. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса;
4) лица, указанные в пунктах 4, 5 и 51 части первой статьи 4 Закона, освобождаются от уплаты за себя единого взноса при условии соблюдения ими требований, определенных частью четвертой статьи 4 Закона. Такие лица могут быть плательщиками единого взноса исключительно при условии их добровольного участия в системе общеобязательного государственного социального страхования.
Лица, указанные в пунктах 4 и 5 части первой статьи 4 Закона, которые имеют основное место работы, освобождаются от уплаты за себя единого взноса при условии соблюдения ими требований, определенных частью шестой статьи 4 Закона. Такие лица могут быть плательщиками единого взноса при условии самостоятельного определения за месяцы отчетного периода, за которые работодателем был уплачен страховой взнос за таких лиц в размере меньше минимального страхового взноса, базы начисления, но не больше максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной Законом. При этом сумма единого взноса не может быть меньше размера минимального страхового взноса;
5) льготный размер единого взноса для плательщиков единого взноса, определенных частью первой статьи 4 Закона и условия его применения:
единый взнос для плательщиков, указанных в статье 4 Закона, установлен в размере 22 процента к определенной статьей 7 Закона базе начисления единого взноса, кроме:
предприятий, учреждений и организаций, физических лиц — предпринимателей, в том числе тех, которые избрали упрощенную систему налогообложения, в которых работают лица с инвалидностью, — для которых единый взнос устанавливается в соответствии с Законом в размере 8,41 процента суммы начисленной заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда», и суммы оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности, которая осуществляется за счет средств работодателя, и пособия по временной нетрудоспособности, пособия в связи с беременностью и родами для работающих лиц с инвалидностью;
предприятий и организаций всеукраинских общественных организаций лиц с инвалидностью, в частности обществ УОГ и УОС, в которых количество лиц с инвалидностью составляет не меньше чем 50 процентов общей численности работников, при условии, что фонд оплаты труда таких лиц с инвалидностью составляет не меньше чем 25 процентов суммы расходов на оплату труда, — для которых единый взнос устанавливается в соответствии с Законом в размере 5,3 процента суммы начисленной заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда», и суммы вознаграждения физическим лицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам, а также суммы оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности, которая осуществляется за счет средств работодателя, и пособия по временной нетрудоспособности, пособия в связи с беременностью и родами;
предприятий и организаций общественных организаций лиц с инвалидностью, в которых количество лиц с инвалидностью составляет не меньше чем 50 процентов общей численности работников, при условии, что фонд оплаты труда таких лиц с инвалидностью составляет не меньше чем 25 процентов суммы расходов на оплату труда, — для которых единый взнос устанавливается в соответствии с Законом в размере 5,5 процента суммы начисленной заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются в соответствии с Законом Украины «О оплате труда», и суммы оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности, которая осуществляется за счет средств работодателя, и пособия по временной нетрудоспособности, пособия в связи с беременностью и родами для работающих лиц с инвалидностью.
Для возможности применения плательщиком льготной ставки единого взноса необходимо подтвердить установление работнику инвалидности.
Подтверждением установления работнику инвалидности является заверенная копия справки к акту осмотра в медико-социальной экспертной комиссии об установлении группы инвалидности. Заверение копии справки осуществляется непосредственно плательщиками, указанными в абзацах втором — четвертом пункта 3 настоящего раздела настоящей Инструкции.
Начисление единого взноса в размерах, определенных абзацами вторым — четвертым пункта 3 настоящего раздела настоящей Инструкции, осуществляется с даты установления группы инвалидности (но не раньше получения заверенной копии справки к акту осмотра в медико-социальной экспертной комиссии) и заканчивается датой прекращения инвалидности;
6) начисление единого взноса на заработную плату (доход), которая не превышает размер минимальной заработной платы, установленной законом на месяц:
для плательщиков, указанных в пункте 1 части первой статьи 4 Закона, если база начисления единого взноса не превышает размер минимальной заработной платы для каждого застрахованного лица, установленной законом на месяц, за который получен доход, сумма единого взноса рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который получен доход (прибыль), и установленной ставки единого взноса при условии нахождения в трудовых отношениях (несения военной службы) полный календарный месяц или отработки всех рабочих дней отчетного месяца, которые предусмотрены правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности согласно законодательству.
Требования относительно начисления единого взноса на заработную плату (доход), которая не превышает размер минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, не применяются к:
заработной плате из источника не по основному месту работы;
заработной плате (доходу) работника с инвалидностью, который работает на предприятии, в учреждении, организации, у физического лица — предпринимателя, в том числе того, который избрал упрощенную систему налогообложения, где применяется ставка 8,41 процента;
заработной плате (доходам) всех работников всеукраинских общественных организаций лиц с инвалидностью, в частности обществ УОГ и УОС, где применяется ставка 5,3 процента;
заработной плате (доходам) работников с инвалидностью предприятий и организаций общественных организаций лиц с инвалидностью, где применяется ставка 5,5 процента;
заработной плате работников, которым предоставлены отпуска без сохранения заработной платы в соответствии с пунктом 18 части первой статьи 25 Закона Украины «Об отпусках».