12.1. Верховная Рада Украины устанавливает на территории Украины общегосударственные налоги и сборы и определяет:
12.1.1. перечень общегосударственных налогов и сборов;
12.1.2. перечень местных налогов и сборов, установление которых относится к компетенции сельских, поселковых, городских советов и советов объединенных территориальных громад, созданных в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий громад;
12.1.3. положения, определенные в пунктах 7.1, 7.2 статьи 7 настоящего Кодекса по общегосударственным налогам и сборам;
12.1.4. положения, определенные в пунктах 7.1, 7.2 статьи 7 настоящего Кодекса по местным налогам и сборам.
12.2. К полномочиям Верховной Рады Автономной Республики Крым относятся:
12.2.1. установление на территории Автономной Республики Крым рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых (кроме рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения), рентной платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в пределах их предельных ставок, определенных настоящим Кодексом;
12.2.2. изменение размера ставок рентной платы, предусмотренной подпунктом 12.2.1 настоящего пункта, в пределах ее предельных ставок, определенных настоящим Кодексом, в порядке, установленном настоящим Кодексом;
12.2.3. определение размера и предоставление дополнительных налоговых льгот в пределах сумм, поступающих в бюджет Автономной Республики Крым в соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Украины.
12.3. Сельские, поселковые, городские советы и советы объединенных территориальных громад, созданных в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий громад, в пределах своих полномочий принимают решение об установлении местных налогов и сборов и налоговых льгот по уплате местных налогов и сборов до 15 июля года, который предшествует бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и/или сборов, и о внесении изменений в такие решения.
12.3.1. Установление местных налогов и сборов осуществляется в порядке, определенном настоящим Кодексом.
12.3.2. При принятии решения об установлении местных налогов и/или сборов обязательно определяются объект налогообложения, плательщик налогов и сборов, размер ставки, налоговый период и другие обязательные элементы, определенные статьей 7 настоящего Кодекса с соблюдением критериев, установленных разделом XII настоящего Кодекса для соответствующего местного налога или сбора.
12.3.3. Сельские, поселковые, городские советы и советы объединенных территориальных громад, созданные согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад, направляют в десятидневный срок со дня принятия решения, но не позже 25 июля года, который предшествует бюджетному периоду, в котором планируется применение установленных местных налогов и/или сборов и налоговых льгот по уплате местных налогов и/или сборов, в контролирующий орган, в котором состоят на учете плательщики соответствующих местных налогов и/или сборов, в электронном виде информацию относительно ставок и налоговых льгот по уплате местных налогов и/или сборов в порядке и по форме, утвержденным Кабинетом Министров Украины, и копии принятых решений об установлении местных налогов и/или сборов и о внесении изменений в такие решения.
Если в решении органа местного самоуправления об установлении местных налогов и/или сборов, а также налоговых льгот по их уплате не определен срок его действия, такое решение является действующим до принятия нового решения.
Контролирующие органы не позже 25 августа текущего года составляют сводную информацию о размере и дате установления ставок местных налогов и/или сборов на соответствующих территориях, а также об установленных на соответствующих территориях налоговых льготах и подают ее в электронной форме центральному органу исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику.
Контролирующие органы в соответствии с Бюджетным кодексом Украины подают органам местного самоуправления в разрезе источников доходов отчетность:
о суммах начисленных и уплаченных налогов и/или сборов, суммах налогового долга и излишне уплаченных в местные бюджеты налогов и/или сборов на соответствующих территориях — ежемесячно, не позже 10 числа месяца, следующего за отчетным;
о суммах списанного безнадежного налогового долга; суммах рассроченных и отсроченных денежных обязательств и/или налогового долга плательщиков налогов, которые должны быть уплачены в местные бюджеты на соответствующих территориях; суммах предоставленных налоговых льгот, включая потери доходов бюджета от их предоставления, — ежеквартально, не позже 25 дней после окончания отчетного квартала.
Отчетность в разрезе плательщиков налогов — юридических лиц предоставляется контролирующим органом по запросу органа местного самоуправления в течение 20 дней с момента получения им запроса.
Порядок предоставления отчетности в разрезе плательщиков налогов — юридических лиц органам местного самоуправления утверждается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.
Центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику, не позже 25 сентября текущего года обнародует на своем официальном веб-сайте сводную информацию о размере и дате установления на соответствующих территориях ставок местных налогов и/или сборов, а также об установленных на соответствующих территориях налоговых льготах.
Орган местного самоуправления в десятидневный срок со дня утверждения технической документации по нормативной денежной оценке земель направляет в электронной форме в контролирующий орган и центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере земельных отношений, информацию о нормативной денежной оценке земель в порядке и по форме, утвержденным Кабинетом Министров Украины.
Порядок обмена информацией между органами местного самоуправления и центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере земельных отношений, определяется Кабинетом Министров Украины.
Центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере земельных отношений, не позже 15 июля текущего года обнародует на своем официальном веб-сайте сводную информацию о проведенной нормативной денежной оценке земель.
12.3.4. Решение об установлении местных налогов и/или сборов официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 25 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и/или сборов или изменений (плановый период). В другом случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом.
12.3.5. В случае если до 15 июля года, который предшествует бюджетному периоду, в котором планируется применение местных налогов и/или сборов, сельский, поселковый, городской совет или совет объединенных территориальных громад, созданный согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад, не принял решение об установлении соответствующих местных налогов и/или сборов, которые являются обязательными согласно нормам настоящего Кодекса, такие налоги и/или сборы взимаются исходя из норм настоящего Кодекса с применением ставок, которые действовали до 31 декабря года, который предшествует бюджетному периоду, в котором планируется применение таких местных налогов и/или сборов.
12.3.6. Центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, утверждает формы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам согласно порядку, установленному настоящим Кодексом, а в случае необходимости предоставляет методические рекомендации по их заполнению.
12.3.7. Не разрешается сельским, поселковым, городским советам и советам объединенных территориальных громад, созданных в соответствии с законом и перспективным планом формирования территорий громад, устанавливать индивидуальные льготные ставки местных налогов и сборов для отдельных юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и физических лиц или освобождать их от уплаты таких налогов и сборов.
12.4. К полномочиям сельских, поселковых, городских советов и советов объединенных территориальных громад, созданных согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад, по налогам и сборам относятся:
12.4.1. установление ставок местных налогов и сборов в пределах ставок, определенных настоящим Кодексом;
12.4.2. определение перечня налоговых агентов согласно статье 268 настоящего Кодекса;
12.4.3. принятие решения об установлении местных налогов и сборов, изменении размера их ставок, объекта налогообложения, порядка взимания или предоставления налоговых льгот, которое влечет изменение налоговых обязательств плательщиков налогов и которое вступает в силу с начала бюджетного периода;
12.4.4. исключен.
12.5. Официально обнародованное решение об установлении местных налогов и/или сборов, а также изменении размера их ставок, объекта налогообложения, порядка взимания либо предоставления налоговых льгот или о внесении изменений в такие решения является нормативно-правовым актом по вопросам обложения местными налогами и сборами, который вступает в силу с учетом сроков, предусмотренных подпунктом 12.3.4 настоящей статьи.
Плательщики местных налогов и сборов при определении своих налоговых обязательств могут использовать сводную информацию, размещенную на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику. Такие плательщики освобождаются от ответственности в случае, если в сводной информации, размещенной на официальном веб-сайте, выявлена ошибка, которая содержит расхождения между данными контролирующих органов и данными официально обнародованного решения об установлении местных налогов и/или сборов или о внесении изменений в такие решения. В таком случае к таким плательщикам налога штрафные санкции и пеня, предусмотренные настоящим Кодексом за нарушение налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, которые вызваны такой ошибкой, не применяются, оснований для привлечения плательщика налогов и/или его должностных лиц к ответственности нет.