Нормативний акт Налоговый кодекс Украины

Статья 56. Обжалование решений контролирующих органов

Изменения документа по годам
(3.06.2021 1525-IX)
Автор : Верховная Рада Украины

56.1. Решения, принятые контролирующим органом, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.

56.2. В случае если плательщик налогов считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму денежного обязательства или принял любое другое решение, которое противоречит законодательству или выходит за пределы полномочий контролирующего органа, установленных настоящим Кодексом или другими законами Украины, такой плательщик имеет право обратиться с жалобой о пересмотре этого решения в контролирующий орган высшего уровня.

56.3. Жалоба подается в контролирующий орган высшего уровня в письменной или электронной форме средствами электронной связи (при необходимости — с должным образом заверенными копиями документов, расчетами и доказательствами, которые плательщик налогов считает нужным предоставить с учетом требований пункта 44.6 статьи 44 настоящего Кодекса) в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения плательщиком налогов налогового уведомления-решения или другого решения контролирующего органа, которое обжалуется.

Подача жалобы в электронной форме средствами электронной связи осуществляется плательщиками налога, которые подают отчетность в электронной форме и/или прошли электронную идентификацию онлайн в электронном кабинете, с соблюдением требований законов Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» и «Об электронных доверительных услугах».

В течение шести месяцев с даты окончания срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, плательщик налогов имеет право подать жалобу вместе с ходатайством о возобновлении пропущенного срока на подачу жалобы в административном порядке и копиями подтверждающих документов уважительности причин его пропуска (при наличии). В жалобе может содержаться ходатайство о возобновлении пропущенного срока на подачу жалобы в административном порядке. Контролирующий орган высшего уровня, рассматривая ходатайство плательщика налогов, возобновляет пропущенный срок на подачу жалобы в административном порядке, если признает причины его пропуска уважительными.

Жалобы на решения территориальных органов центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику, подаются в центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику.

Жалобы на решения территориальных органов центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную таможенную политику, в части выполнения функций контролирующего органа в соответствии с подпунктом 41.1.2 пункта 41.1 статьи 41 настоящего Кодекса подаются в центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную таможенную политику.

56.31. Жалобы на решения территориальных органов центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику, принятые контролирующим органом в отношении нерезидентов, которые осуществляют в Украине деятельность через обособленные подразделения, в том числе постоянные представительства, подаются в вышестоящий контролирующий орган в течение сроков, определенных пунктом 56.3 настоящей статьи, относительно:

а) решение о постановке на налоговый учет нерезидента;

б) налоговое уведомление-решение, вынесенное в связи с определением денежного обязательства в порядке, предусмотренном подпунктом 141.4.2 пункта 141.4 статьи 141 настоящего Кодекса;

в) налоговое уведомление-решение, вынесенное в связи с определением денежного обязательства в порядке, предусмотренном пунктами 117.1 и 117.4 статьи 117 настоящего Кодекса;

г) налоговое уведомление-решение, вынесенное в связи с определением денежного обязательства, предусмотренного пунктом 133.3 статьи 133 настоящего Кодекса.

Указанные в настоящем пункте жалобы нерезидентов, которые осуществляют в Украине деятельность через обособленные подразделения, в том числе постоянные представительства, рассматриваются в общем порядке, определенном для вышестоящего контролирующего органа.

Абзац седьмой исключен.

56.4. Во время процедуры административного обжалования обязанность доказательства того, что любое начисление, осуществленное контролирующим органом в случаях, определенных настоящим Кодексом, или любое другое решение контролирующего органа является правомерным, возлагается на контролирующий орган.

Обязанность доказательства правомерности начисления или принятия любого другого решения контролирующим органом в судебном обжаловании устанавливается процессуальным законом.

56.5. Плательщик налогов одновременно с подачей жалобы контролирующему органу вышестоящего уровня обязан в письменном виде или в электронной форме средствами электронной связи (с соблюдением требований, определенных пунктом 42.4 статьи 42 настоящего Кодекса) уведомлять контролирующий орган, которым определена сумма денежного обязательства или принято другое решение, об обжаловании его налогового уведомления-решения или любого другого решения.

56.6. Исключен.

56.7. В случае принятия контролирующим органом высшего уровня решения об отказе плательщику налогов в возобновлении пропущенного срока на подачу жалобы в административном порядке или нарушения плательщиком налогов требований пункта 56.3 настоящей статьи (кроме случаев, когда плательщиком налогов было подано ходатайство о возобновлении пропущенного срока на подачу жалобы в административном порядке), поданные плательщиком налогов жалобы не рассматриваются и возвращаются ему с указанием причин возврата.

56.8. Контролирующий орган, рассматривающий жалобу плательщика налогов, обязан принять мотивированное решение и направить его в течение 20 календарных дней, следующих за днем получения жалобы, в адрес плательщика налогов средствами почтовой связи (с уведомлением о вручении) или электронной связи (с соблюдением требований, определенных пунктом 42.4 статьи 42 настоящего Кодекса) или предоставить ему под роспись.

56.9. Руководитель (его заместитель или уполномоченное лицо) контролирующего органа может принять решение о продлении срока рассмотрения жалобы плательщика налогов сверх 20-дневного срока, определенного в пункте 56.8 настоящей статьи, но не больше 60 календарных дней, и в письменном виде или в электронной форме средствами электронной связи (с соблюдением требований, определенных пунктом 42.4 статьи 42 настоящего Кодекса) сообщить об этом плательщику налогов до окончания срока, определенного в пункте 56.8 настоящей статьи.

Если мотивированное решение по жалобе плательщика налогов не направляется плательщику налогов в течение 20-дневного срока или в течение срока, продленного по решению руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу плательщика налогов со дня, следующего за последним днем указанных сроков.

Жалоба считается также полностью удовлетворенной в пользу плательщика налогов, если решение руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа о продлении сроков ее рассмотрения не было направлено плательщику налогов до окончания 20-дневного срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

56.10. Решение центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику, и решение центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную таможенную политику, принятые по рассмотрению жалобы плательщика налогов, являются окончательными и не подлежат дальнейшему административному обжалованию, но могут быть обжалованы в судебном порядке.

56.11. Не подлежит обжалованию денежное обязательство, самостоятельно определенное плательщиком налогов.

56.12. Если в соответствии с настоящим Кодексом контролирующий орган самостоятельно определяет денежное обязательство плательщика налогов по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства, такой плательщик налогов имеет право на административное обжалование решений контролирующего органа в течение 30 календарных дней, следующих за днем поступления налогового уведомления-решения (решения) контролирующего органа.

56.13. В случае когда последний день сроков, указанных в настоящей статье, приходится на выходной или праздничный день, последним днем таких сроков считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.

56.14. Сроки подачи жалобы на налоговое уведомление-решение или любое другое решение контролирующего органа могут быть продлены по правилам и на основаниях, определенных пунктом 102.6 статьи 102 настоящего Кодекса.

56.15. Жалоба, поданная с соблюдением сроков, определенных абзацем первым пункта 56.3 настоящей статьи, останавливает выполнение плательщиком налогов денежных обязательств, определенных в налоговом уведомлении-решении (решении), на срок со дня подачи такой жалобы в контролирующий орган до дня окончания процедуры административного обжалования.

В течение указанного срока налоговые требования по налогу, который обжалуется, не направляются, а сумма денежного обязательства, которое обжалуется, считается несогласованной.

56.16. Днем подачи жалобы считается день фактического получения жалобы соответствующим контролирующим органом, а в случае направления жалобы по почте — дата получения отделением почтовой связи от плательщика налогов почтового отправления с жалобой, указанная отделением почтовой связи в уведомлении о вручении почтового отправления либо на конверте.

56.17. Процедура административного обжалования заканчивается:

56.17.1. днем, следующим за последним днем срока, предусмотренного для подачи жалобы на налоговое уведомление-решение или любое другое решение соответствующего контролирующего органа в случае, когда такая жалоба не была подана в срок, предусмотренный абзацем первым пункта 56.3 настоящей статьи;

56.17.2. днем получения плательщиком налогов решения соответствующего контролирующего органа о полном удовлетворении жалобы;

56.17.3. днем получения плательщиком налогов решения центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику;

56.17.31. днем получения плательщиком налогов решения центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную таможенную политику;

56.17.4. исключен;

56.17.5. днем обращения плательщика налогов в контролирующий орган с заявлением о рассрочке, отсрочке обжалуемых денежных обязательств.

День окончания процедуры административного обжалования считается днем согласования денежного обязательства плательщика налогов, кроме случая, предусмотренного подпунктом 1081.2.2 пункта 1081.2 статьи 1081 настоящего Кодекса.

56.18. С учетом сроков давности, определенных статьей 102 настоящего Кодекса, плательщик налогов имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа в любой момент после получения такого решения.

Решение контролирующего органа, обжалованное в судебном порядке, не подлежит административному обжалованию.

Процедура административного обжалования считается досудебным порядком разрешения спора.

При обращении плательщика налогов в суд с иском о признании противоправным и/или отмене решения контролирующего органа денежное обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу.

56.19. В случае когда до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования, плательщик налогов имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в течение месяца, следующего за днем окончания процедуры административного обжалования в соответствии с пунктом 56.17 настоящей статьи.

56.20. Требования к оформлению жалобы, порядок подачи и рассмотрения жалоб устанавливаются центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

56.21. В случае когда норма настоящего Кодекса или другого нормативно-правового акта, изданного на основании настоящего Кодекса, или когда нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов, или когда нормы одного и того же нормативно-правового акта противоречат друг другу и допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, в результате чего существует возможность принять решение в пользу как плательщика налогов, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу плательщика налогов.

56.22. Если плательщик налогов обжалует решение контролирующего органа в административном порядке и/или в суде, сообщение лицу о подозрении в совершении уголовного преступления относительно уклонения от уплаты налогов не может основываться исключительно на этом решении до окончания процедуры административного обжалования или до окончательного решения дела судом.

Начало досудебного расследования в отношении плательщика налогов или уведомление о подозрении в совершении уголовного правонарушения его служебным (должностным) лицам не может быть основанием для приостановления производства по делу или оставления без рассмотрения жалобы (иска) такого плательщика налогов, поданной в суд в рамках процедуры обжалования решений контролирующих органов.

56.23. Обжалование решения об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных осуществляется в порядке, определенном настоящей статьей с учетом следующих особенностей:

56.23.1 жалоба на решение об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных подается в центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику;

56.23.2 жалоба на решение об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных рассматривается в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, комиссией центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику, при участии уполномоченного лица центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику;

56.23.3 жалоба на решение об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных рассматривается в течение 10 календарных дней со дня получения такой жалобы центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику. Срок рассмотрения жалобы не может быть продлен;

56.23.4 если мотивированное решение по жалобе плательщика налогов на решение об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных не направляется плательщику налогов в течение 10- дневного срока, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу плательщика налогов со дня, следующего за последним днем указанного срока.

56.24. Лицо-нерезидент может подать в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, жалобу в течение 90 календарных дней, следующих за днем получения лицом-нерезидентом налогового уведомления нерезиденту, составленного в соответствии со статьей 581 настоящего Кодекса.

56.24.1. Жалоба на налоговое уведомление лицу-нерезиденту, зарегистрированному в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, подается в электронной форме через специальное портальное решение для пользователей нерезидентов, которые предоставляют электронные услуги, путем электронной идентификации на государственном или английском языке.

Жалоба на налоговое уведомление лицу-нерезиденту, не зарегистрированному в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, подается в порядке, установленном международными договорами Украины, а в случае отсутствия международного договора Украины со страной лица-нерезидента — в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

56.24.2. Жалоба на налоговое уведомление лицу-нерезиденту рассматривается в течение 90 календарных дней, следующих за днем получения такой жалобы центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику. Срок рассмотрения жалобы не может быть продлен.

Если в течение 90 календарных дней мотивированное решение по жалобе не направляется:

лицу-нерезиденту, зарегистрированному в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, через специальное портальное решение для пользователей нерезидентов, которые предоставляют электронные услуги,

лицу-нерезиденту, не зарегистрированному в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, в порядке, установленном международными договорами Украины, а в случае отсутствия международного договора Украины со страной лица-нерезидента — в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины,

такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу лица-нерезидента со дня, следующего за последним днем указанного срока.

Порядок рассмотрения жалобы лица-нерезидента на налоговое уведомление лицу-нерезиденту устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

56.24.3. Решение по жалобе на налоговое уведомление лицу-нерезиденту, зарегистрированному в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, направляется в электронной форме через специальное портальное решение для пользователей нерезидентов, которые предоставляют электронные услуги, с одновременным уведомлением об отправке такого решения на электронный адрес лица-нерезидента, указанный им при регистрации в соответствии со статьей 2081 настоящего Кодекса. Решение по жалобе на налоговое уведомление лицу-нерезиденту, не зарегистрированному в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, направляется в порядке, определенном международными договорами Украины, а в случае отсутствия международного договора Украины со страной лица-нерезидента — в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Форма решения по жалобе на налоговое уведомление лицу-нерезиденту устанавливается на государственном и английском языках и утверждается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.

(изменения, внесенные подпунктом 6 пункта 5 раздела I Закона Украины от 03.06.2021 г. № 1525-IX (относительно порядка обложения налогом на добавленную стоимость операций по поставке нерезидентами электронных услуг физическим лицам), применяются к налоговым периодам, начиная с 01.01.2022 г.)

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше