64.1. Постановка на учет по основному месту учета юридических лиц и их обособленных подразделений как плательщиков налогов и сборов в контролирующих органах осуществляется на основании сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, предоставленных согласно Закону Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований», в день получения указанных сведений контролирующими органами.
Данные о постановке на учет юридических лиц и их обособленных подразделений как плательщиков налогов и сборов в контролирующих органах передаются в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований в день постановки на учет юридического лица и/или обособленного подразделения юридического лица в порядке, установленном Министерством юстиции Украины и центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.
64.2. Постановка на учет по основному месту учета плательщиков налогов — юридических лиц и обособленных подразделений юридических лиц, для которых законом установлены особенности их государственной регистрации и которые не включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, осуществляется в день получения соответствующего заявления, которое плательщик налогов обязан подать в десятидневный срок после государственной регистрации (легализации, аккредитации или удостоверения факта создания другим способом).
64.3. Постановка на учет юридических лиц и их обособленных подразделений как плательщиков налогов и сборов в контролирующих органах согласно пункту 64.1 настоящей статьи подтверждается сведениями, обнародованными на портале электронных сервисов в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований».
В случае постановки на учет юридических лиц и их обособленных подразделений как плательщиков налогов и сборов в контролирующих органах согласно пункту 64.2 настоящей статьи этим юридическим лицам и обособленным подразделениям юридических лиц не позже следующего рабочего дня со дня постановки на учет по основному месту учета направляется (выдается) справка о постановке на учет.
64.4. Воинские части обязаны в течение 10 календарных дней после регистрации воинской части как субъекта хозяйствования стать на учет в контролирующем органе по месту своей дислокации согласно пункту 64.2 настоящей статьи.
64.5. Нерезиденты (иностранные юридические компании, организации), которые осуществляют в Украине деятельность через обособленные подразделения, в том числе постоянные представительства, или приобретают недвижимое имущество или получают имущественные права на такое имущество в Украине, или открывают счета в банках Украины в соответствии со статьей 6 Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине», или приобретают право собственности на инвестиционный актив, определенный абзацами третьим — шестым подпункта «е» подпункта 141.4.1 пункта 141.4 статьи 141 настоящего Кодекса, у другого нерезидента, который не имеет постоянного представительства в Украине, обязаны стать на учет в контролирующих органах.
Постановка на учет в контролирующем органе нерезидента осуществляется при наступлении первого из событий, определенного в абзаце первом настоящего пункта, не позже следующего рабочего дня со дня поступления от нерезидента соответствующего заявления, которое он обязан подать:
в десятидневный срок после аккредитации (регистрации, легализации) на территории Украины обособленного подразделения — в контролирующий орган по местонахождению обособленного подразделения;
до приобретения недвижимого имущества или получения имущественных прав на такое имущество в Украине — в контролирующий орган по местонахождению недвижимого имущества;
до открытия счета в Украине — в контролирующий орган по местонахождению учреждения (отделения) банка или другого финансового учреждения, в которых открывается счет;
до даты осуществления первого платежа за инвестиционный актив, который приобретается, — в контролирующий орган по местонахождению украинского юридического лица, акции, корпоративные права которого формируют стоимость инвестиционного актива, являющегося предметом такой сделки.
К заявлению прилагаются копии следующих документов (с предъявлением оригиналов):
извлечения из соответствующего бизнес-реестра (торгового, банковского или другого реестра, в котором фиксируется факт государственной регистрации компании, организации), выданного в стране регистрации иностранной компании, организации и легализированного в установленном порядке, если иное не предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, которое сопровождается нотариально заверенным переводом на украинский язык;
документа, который подтверждает присвоение идентификационного (регистрационного, учетного) номера (кода) нерезидента в стране его регистрации, если в извлечении из соответствующего бизнес-реестра не указаны сведения о таком номере (коде), который сопровождается нотариально заверенным переводом на украинский язык;
документа, которым подтверждаются полномочия представителя нерезидента. В случае если такой документ выдан в стране регистрации нерезидента, он должен быть легализирован в установленном порядке, если иное не предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, и сопровождаться нотариально заверенным переводом на украинский язык;
документа об аккредитации (регистрации, легализации) обособленного подразделения иностранной компании, организации на территории Украины, если нерезидент осуществляет в Украине деятельность через обособленное подразделение.
В случае аккредитации (регистрации, легализации) на территории Украины обособленного подразделения иностранной компании, организации, в том числе постоянного представительства, одновременно с постановкой на учет нерезидента осуществляется постановка на учет обособленного подразделения такого нерезидента.
В случае установления контролирующим органом по результатам налогового контроля признаков ведения нерезидентом хозяйственной деятельности на территории Украины, указанной в абзацах третьем — пятом настоящего пункта, без постановки на налоговый учет нерезидента, в частности осуществления резидентом деятельности в интересах нерезидента через обособленные подразделения, в том числе, который имеет признаки постоянного представительства, контролирующим органом назначается проверка такой деятельности. Порядок проведения проверки для целей настоящего пункта определяется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, с учетом особенностей, определенных настоящим Кодексом.
Если проверкой установлено ведение нерезидентом деятельности через обособленные подразделения, в том числе постоянное представительство в Украине без постановки на налоговый учет, контролирующий орган составляет акт проверки, который направляется нерезиденту в порядке, определенном пунктом 86.13 статьи 86 настоящего Кодекса. На основании акта проверки контролирующим органом может быть принято решение о постановке на учет такого нерезидента в Украине без заявления нерезидента и получения возражения к акту проверки.
В случае регистрации лица-нерезидента в качестве плательщика налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2081.2 статьи 2081 настоящего Кодекса одновременно автоматически осуществляется постановка на учет такого лица-нерезидента.
Порядок постановки на учет нерезидентов в контролирующих органах устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику.
Порядок уведомления нерезидентов о постановке на учет как плательщиков налогов устанавливается Кабинетом Министров Украины.
64.6. На учете в контролирующих органах должны находиться соглашения о разделе продукции, договоры управления имуществом (кроме договоров, касающихся операций, определенных во втором предложении абзаца второго подпункта 5 пункта 180.1 статьи 180 настоящего Кодекса) и договоры о совместной деятельности на территории Украины без создания юридических лиц, на которые распространяются особенности налогового учета и налогообложения деятельности по таким договорам (соглашениям), определенным настоящим Кодексом.
В контролирующих органах не учитываются договоры о совместной деятельности, на которые не распространяются особенности налогового учета и налогообложения совместной деятельности, определенные настоящим Кодексом. Каждый участник таких договоров состоит на учете в контролирующих органах и исполняет обязанности плательщика налогов самостоятельно.
Абзац третий исключен.
Постановка на учет договора или соглашения осуществляется путем дополнительного постановки на учет управляющего имуществом, участника договора о совместной деятельности или соглашения о разделе продукции как плательщика налогов — ответственного за удержание и внесение налогов в бюджет при выполнении договора или соглашения.
Абзац пятый исключен.
64.7. Центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, определяет порядок учета плательщиков налогов в контролирующих органах и порядок формирования Реестра крупных плательщиков налогов на соответствующий год с учетом критериев, определенных настоящим Кодексом для крупных плательщиков налогов.
В случае включения плательщика налогов в Реестр крупных плательщиков налогов на него распространяются особенности, определенные настоящим Кодексом для крупных плательщиков налогов.
После включения плательщика налогов в Реестр крупных плательщиков налогов и получения уведомления центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику, о таком включении плательщик налогов обязан стать на учет по основному месту учета в территориальном органе центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику, который осуществляет сопровождение крупных плательщиков налогов, с начала налогового периода (календарного года), на который сформирован Реестр, и по неосновному месту учета в таком территориальном органе центрального органа исполнительной власти или его структурных подразделениях относительно имеющихся в пределах населенного пункта по местонахождению территориального органа центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику, который осуществляет сопровождение крупных плательщиков налогов, объектов налогообложения или объектов, которые связаны с налогообложением по перечню, определенному центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую политику, или через которые осуществляется деятельность такого крупного плательщика налогов.
Относительно крупных плательщиков налогов, которые самостоятельно не стали на учет в территориальном органе центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику, который осуществляет сопровождение крупных плательщиков налогов, или его структурных подразделениях, центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику, принимает решение об изменении основного и неосновного места учета таких крупных плательщиков налогов и переводе их на учет в территориальный орган центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику, который осуществляет сопровождение крупных плательщиков налогов, или его структурные подразделения.
Абзац пятый исключен.
В случае принятия решения о переводе крупного плательщика налогов на учет в территориальный орган центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику, который осуществляет сопровождение крупных плательщиков налогов, или другой контролирующий орган, соответствующие контролирующие органы обязаны в течение 20 календарных дней после принятия такого решения осуществить постановку на учет / снятие с учета такого плательщика налогов.
Крупный плательщик налогов, относительно которого центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику, принято решение о переводе на учет в контролирующий орган, который осуществляет сопровождение крупных плательщиков налогов, или другой контролирующий орган, после постановки его на учет по новому месту учета обязан уплачивать налоги по месту предыдущего учета в контролирующих органах, а подавать налоговую отчетность и исполнять другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, по новому месту учета.
(изменения, внесенные пунктом 7 раздела I Закона Украины от 03.06.2021 г. № 1525-IX (относительно порядка обложения налогом на добавленную стоимость операций по поставке нерезидентами электронных услуг физическим лицам), применяются к налоговым периодам, начиная с 01.01.2022 г.)