Нормативний акт Нормы расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте

1. Виды норм расходов топлива и смазочных материалов

Редакции
Изменения документа по годам
Печать
Автор : Министерство транспорта Украины

1.1 Для автомобилей устанавливаются следующие виды норм расходов топлива:

базовая линейная норма на пробег автомобиля — на 100 км;

норма на выполнение транспортной работы (учитывает дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом) — на 100 тонно-километров (т • км);

норма на одну тонну снаряженной массы Hg (учитывает дополнительный расход топлива при изменении снаряженной массы автомобиля, прицепа или полуприцепа);

норма на ездку с грузом (учитывает увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием и выполнением операций загрузки и разгрузки) — на одну ездку;

норма на пробег при выполнении специальной работы — на 100 км;

норма на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, — на час или на выполненную операцию;

норма на работу независимого обогревателя — на один час работы независимого обогревателя.

1.2 Базовая норма Hs устанавливается:

— для грузовых автомобилей (за исключением самосвалов) — в снаряженном состоянии;

— для легковых автомобилей и автобусов (полная масса которых не превышает 3,5 т) и самосвалов — с половиной нагрузки;

— для автобусов (полная масса которых превышает 3,5 т) — с полной нагрузкой (полной массой);

— для грузопассажирских автомобилей — в снаряженном состоянии с половиной массы пассажиров.

Базовые линейные нормы по типам автомобилей приведены в таблицах приложений А и Б в разрезе моделей (модификаций) автомобилей в алфавитном порядке (по украинскому и латинскому алфавиту).

В связи с тем, что большинство современных автомобилей имеют многовариантное конструктивное исполнение (комплектация одной модели автомобиля различными моделями двигателя, коробки передач, главной передачи и т. п.), новоразработанные и пересмотренные в 1997 году базовые линейные нормы приведены в отдельных таблицах с указанием технических данных и особенностей конструктивного исполнения моделей (модификаций) транспортных средств, которые позволяют их идентифицировать. Эти нормы распространяются только на модели (модификации) автомобилей с указанными техническими данными и особенностями конструктивного исполнения.

Базовые линейные нормы расходов топлива установлены в следующих единицах измерения:

— для бензиновых, дизельных автомобилей и автомобилей, которые работают на сжиженном нефтяном газе, — в литрах на 100 км пробега (л/100 км);

— для автомобилей, которые работают на сжатом природном газе, — в нормальных кубических метрах на 100 км (м3/100 км);

— для газодизельных автомобилей нормы расхода сжатого природного газа приведены в таблицах в м3/100 км, а дизельного топлива — рядом в л/100 км.

Нормы расходов дизельного топлива отмечены индексом «д», поставленным после цифрового значения норм, сжиженного нефтяного газа — индексом «снг», сжатого природного газа — «спг». Для газобаллонных автомобилей (ГБА) в скобках указана норма при работе на бензине, для газодизельных (ГДА) — на дизельном топливе.

Из перечня моделей автомобилей исключены те, производство которых прекращено 25 и более лет назад. При необходимости расчета нормативных расходов топлива на автомобили этих моделей применяются корректирующие коэффициенты и формулы расчетов согласно настоящему нормативному документу, а базовые линейные нормы согласно Нормам расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденным приказом Минтранса Украины № 179 от 03.05.95 г.

1.3 Норма на выполнение транспортной работы Hw применяется для бортовых грузовых автомобилей и седельных тягачей в составе автопоездов, автомобилей-фургонов и грузопассажирских автомобилей, выполняющих работу, которая учитывается в тонно-километрах (может применяться для легковых автомобилей и автобусов с прицепами, выполняющих выполняют транспортную работу, которая учитывается в тонно-километрах).

Предельно допустимые (максимальные) нормы на выполнение транспортной работы Hw в зависимости от вида топлива составляют:

— бензин — 2,0 л/100 т • км;

— дизельное топливо — 1,3 л/100 т • км;

— сжиженный нефтяной газ — 2,5 л/100 т • км;

— сжатый природный газ — 2,0 м3/100 т • км;

— при газодизельном питании двигателя — природного газа 1,2 м3/100 т • км и дизельного топлива 0,25 л/100 т • км.

Примечание. Для автопоездов, полная масса и максимальная скорость которых равна или превышает соответственно 40 тонн и 100 км/ч. (по данным завода-изготовителя), предельно допустимая норма на транспортную работу составляет 1,0 л дизельного топлива на 100 т • км.

Рекомендуется при магистральных перевозках современными грузовыми автомобилями применять норму на транспортную работу в пределах 0,6 ... 0,8 л дизельного топлива на 100 т • км.

Фактический расход топлива на выполнение транспортной работы зависит от количества остановок, фаз разгона-выбега на единицу пути и от рельефа местности.

Право установления конкретных величин норм расходов топлива на выполнение транспортной работы в регламентированных пределах предоставляется руководителям предприятий и утверждается приказом (распоряжением) по предприятию.

1.4 Норма на одну тонну снаряженной массы Hg (автопоезда, автомобиля, прицепа или полуприцепа) применяется при расчетах линейной нормы расхода топлива при изменении снаряженной массы автомобиля относительно снаряженной массы базового автомобиля, при расчетах линейной нормы автопоездов и т. п. Нормы на одну тонну снаряженной массы Hg (л/100 т • км) в зависимости от вида топлива равны соответствующим нормам на выполнение транспортной работы согласно п. 1.3.

1.5 Норма на ездку с грузом Hz применяется для автомобилей-самосвалов и автопоездов с самосвальными кузовами и учитывает увеличение расходов топлива, связанное с маневрированием и выполнением операций загрузки и разгрузки на каждую ездку с грузом. Hz установлен в следующем размере:

— 0,25 л жидкого топлива (0,25 м3 природного газа) на каждую единицу самосвального подвижного состава;

— 0,2 м3 природного газа и 0,1 л дизельного топлива при газодизельном питании двигателя.

Для большегрузных автомобилей-самосвалов БелАЗ установлен Hz = 1,0 л на ездку.

1.6 Норма на работу специального оборудования, установленного на автомобилях Ноб применяется для специальных и специализированных автомобилей, которые выполняют специальные работы во время стоянки (автокраны, компрессорные, бурильные установки и т. п.). Нормы на работу специального оборудования в литрах на час работы оборудования или в литрах на одну технологическую операцию приведены в таблице Б.1 приложения Б.

1.7 Норма на пробег при выполнении специальной работы Hsc применяется для специальных и специализированных автомобилей, которые выполняют специальные работы во время движения (снегоочистители, поливомоечные и т. п.). Нормы на пробег при выполнении специальной работы по моделям спецавтомобилей приведены вместе с линейными нормами на пробег без выполнения специальной работы в таблице Б.2 приложения Б.

1.8 Норма на работу независимого обогревателя Нон применяется для автомобилей, оборудованных независимыми обогревателями. В приложении Г приведены нормы расходов топлива независимыми обогревателями автомобилей на один час работы обогревателя.

Пользование обогревателями допускается при температуре окружающей среды от 0 до +10 °С — до 50% продолжительности работы автомобиля на линии, при температуре ниже 0 °С — от 50 до 100% продолжительности работы автомобиля. Расход топлива на работу обогревателя учитывается в общих нормативных расходах топлива согласно п. 4.2.

При условии отсутствия в приложении Г нормы на работу независимого обогревателя применяется корректирующий коэффициент 3.1.13.

1.9 Нормативный расход топлива Qн — это объем топлива, выраженный в объемных единицах (л, м3), который должен расходоваться автомобилем при осуществлении определенного пробега, выполнении определенной транспортной или специальной работы с учетом определенных условий эксплуатации. Нормативные расходы топлива для каждого конкретного автомобиля рассчитываются по приведенным в разделе 3 формулам в зависимости от типа автомобиля (легковой, автобус, грузовой бортовой, специальный и т. п.) с применением указанных выше норм расходов топлива и коэффициентов их корректировки, приведенных в разделе 2.

1.10 Нормативы расходов смазочных материалов, приведенные в приложении В, установлены на 100 литров (100 м3 СПГ) нормативных расходов топлива Qн, рассчитанных для данного автомобиля:

— нормативы расходов масел — в л/100 л (л/100 м3 СПГ) Qн;

— нормативы расходов масел — в кг/100 литров (кг/100 м3 СПГ) Qн.

Нормативы расходов масел и смазок уменьшаются на 50% для всех автомобилей, которые находятся в эксплуатации до трех лет (кроме автомобилей, отмеченных в приложении В знаком (*)).

Нормативы увеличиваются до 20% для автомобилей, которые находятся в эксплуатации больше восьми лет.

Расходы смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов устанавливаются в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше