4.1 Для легковых автомобилей и автобусов нормативные расходы топлива рассчитываются по формуле:
Qн = 0,01 • Hs • S • (1 + 0,01 • K∑), (3)
где: Qн — нормативный расход топлива, литры, (м3);
Hs — базовая линейная норма расхода топлива, л/100 км (м3/100 км),
S — пробег автомобиля, км,
K∑ — суммарный корректирующий коэффициент, %.
4.2 В случае использования в автомобилях (в том числе автобусах) автономных (независимых) обогревателей нормативный расход топлива на работу обогревателя прибавляется к общим нормативным расходам и его максимально возможное значение рассчитывается следующим образом:
Qон = Hон х 0,01 х KТ х tон, (4)
где:
Qон — максимально возможное значение нормативного расхода топлива на работу обогревателя, литры,
Hон — базовая норма расхода топлива на работу автономного обогревателя (приложение Г), л/ч.,
KТ — процент использования мощности обогревателя в зависимости от фактической температуры воздуха в холодное время года (определяется в соответствии с пп. 1.8),
tон — обоснованная и должным образом задокументированная продолжительность работы автономного обогревателя.
Примечание. Продолжительность работы автономного обогревателя и обоснование процента использования его мощности указывается в путевых листах и/или других отчетных документах.
4.3 При эксплуатации легковых автомобилей и автобусов с прицепами, выполняющих транспортную работу, которая учитывается в тонно-километрах, нормативные расходы топлива рассчитываются для них, как и для грузовых автомобилей, которые работают с прицепами (п. 4.4).
Если транспортная работа для указанных автомобилей не учитывается, к ним согласно п. 3.1.11 применяется коэффициент повышения линейной нормы расхода топлива для автомобиля с прицепом, рассчитанной с учетом снаряженной массы прицепа).
4.4 Для бортовых грузовых автомобилей и седельных тягачей в составе автопоездов, автомобилей-фургонов и грузопассажирских автомобилей, выполняющих работу, которая учитывается в тонно-километрах, нормативные расходы топлива рассчитываются по формуле:
Qн = 0,01 • (Нsan • S + Hw • W) • (1 + 0,01 • K∑), (5)
где: Нsan — линейная норма расхода топлива на пробег автопоезда:
Нsan = Hs + Hg • Gnp, л/100 км (м3/100 км),
где Hs — базовая линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км (м3/100 км),
Hg — норма расхода топлива на одну тонну снаряженной массы прицепа или полуприцепа согласно п. 1.4, л/100 т • км (м3/100 т • км),
Gnp — снаряженная масса прицепа или полуприцепа, т,
Hw — норма на транспортную работу согласно п. 1.3, л/100 т • км (м3/100 т • км),
W — объем транспортной работы, т • км (W = Gван • Sван, где Gван — масса груза, Sван — пробег с грузом).
Примечание. При буксировке автомобилей, при их перегоне в спаренном состоянии нормативные расходы топлива учитываются как и для автопоездов.
4.5 Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормативные расходы топлива определяются по формуле:
Qн = 0,01 • Hsanc • S • (1 + 0,01 • K∑) + Hz • Z, (6)
где: Hsanc — линейная норма расхода топлива самосвального автопоезда, л/100 км (м3/100 км),
Hsanc = Hs + Hw • (Gnp + 0,5 • g),
где Hs — базовая линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля-самосвала с учетом транспортной работы, л/100 км (м3/100 км),
Hw — норма расхода топлива на транспортную работу и снаряженную массу прицепа или полуприцепа согласно п. 1.3, л/100 т • км (м3/100 т • км),
Gnp — снаряженная масса прицепа или полуприцепа, т,
g — грузоподъемность прицепа, т;
Hz — норма расхода топлива на ездку с грузом автомобиля-самосвала согласно п. 1.5, л (м3);
Z — количество ездок с грузом.
В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом использования грузоподъемности выше 0,5 допускается нормирование расходов топлива по пункту 4.4. В этом случае за базовую линейную норму принимается базовая линейная норма для соответствующего базового бортового автомобиля, скорректированная по разнице снаряженных масс данных автомобилей.
4.6 Расчет нормативных расходов топлива для специальных и специализированных автомобилей.
Специальные автомобили — это автомобили, которые по своей конструкции и оборудованию предназначены для выполнения специальных рабочих функций.
Специализированные автомобили — это автомобили, которые по своей конструкции и оборудованию предназначены для перевозки пассажиров или грузов определенных категорий.
Специальные и специализированные автомобили (далее — спецавтомобили) с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы:
— автомобили, которые выполняют специальные работы во время стоянки (автокраны, компрессорные, бурильные установки и т. п.);
— автомобили, которые выполняют специальные работы во время движения (снегоочистители, поливомоечные и т. п.).
4.6.1 Нормативные расходы топлива для спецавтомобилей, которые выполняют специальные работы во время стоянки, определяются следующим образом:
Qн = 0,01 • Нs • S • (1 + 0,01 • K∑) + Ноб • Тоб • (1 + 0,01 • K∑с), (7)
где: Нs — базовая линейная норма расхода топлива на пробег специального автомобиля, л/100 км (м3/100 км);
Ноб — норма расхода топлива на работу специального оборудования, л/ч. или литры на выполненную операцию (заполнение цистерны, и т. п.);
Тоб — время работы оборудования, часов или количество выполненных операций;
K∑ — суммарный корректирующий коэффициент к линейной норме, %;
K∑с — суммарный корректирующий коэффициент к норме на работу специального оборудования, %.
В случаях, когда специальный автомобиль выполняет транспортную работу, которая учитывается в тонно-километрах, нормативные расходы топлива рассчитываются по формуле:
Qн = 0,01 • (Hs • S + Hw • W) • (1 + 0,01 • K∑) + Ноб • Тоб • (1 + 0,01 • K∑с), (8)
В случаях, когда специальный автомобиль выполняет транспортную работу, которая не учитывается в тонно-километрах, нормативные расходы топлива рассчитываются по формуле 7 с учетом в составе K∑ корректирующего коэффициента по п. 3.1.11.
4.6.2 Нормативные расходы топлива для специальных автомобилей, которые выполняют работу во время движения, определяются следующим образом:
Qн = 0,01 • (Hs • S + Hsc • Sc) • (1 + 0,01 • K∑) + Hn • N, (9)
где: Hs — базовая линейная норма расхода топлива на пробег спецавтомобиля (без выполнения специальной работы), л/100 км;
S — пробег спецавтомобиля без выполнения специальной работы, км;
Hsc — норма расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы, л/100 км (м3/100 км);
Sc — пробег автомобиля при выполнении специальной работы, км;
Hn — норма расхода топлива на разбрасывание одного кузова песка или смеси согласно таблице Б.2, л;
N — количество кузовов разбросанного песка или смеси за смену.
5. Термины, обозначения и сокращения
В таблицах приложения А использованы следующие обозначения и сокращения:
Vp, куб. см — рабочий объем двигателя;
Ne, кВт — номинальная мощность двигателя;
КП — тип коробки передач;
М — механическая коробка передач;
А — автоматическая коробка передач;
развернутая колесная формула — последовательно через запятую указываются все оси, для каждой оси после дефиса последовательно указывается:
наличие привода (П);
тип привода — постоянный (П) или такой, который отключается (О);
наличие управления поворотом колес оси (У).
В случае необходимости непосредственно после цифры — обозначения номера оси может быть указано в скобках количество скатов (1 — означает, что колеса оси являются односкатными, 2 — двускатными).
Таблица 5.1 Примеры колесных формул
Описание колесной формулы автомобиля |
Колесная формула |
Развернутая колесная формула |
Двухосный автомобиль с приводом на заднюю ось |
4 х 2 |
1-У, 2-ПП |
Двухосный автомобиль с приводом на переднюю ось |
4 х 2 |
1-ППУ, 2 |
Двухосный автомобиль с приводом на переднюю ось и управляемыми колесами второй оси (например, автопогрузчик и т. п.) |
4 х 2 |
1-ПП, 2-У |
Двухосный автомобиль с приводом на переднюю ось и управляемыми колесами передней и задней осей |
4 х 2 |
1-ППУ, 2-У |
Двухосный автомобиль с постоянным приводом на заднюю ось и приводом передней оси, который отключается |
4 х 4 |
1-ПОУ, 2-ПП |
Двухосный автомобиль с постоянным приводом на переднюю ось и приводом задней оси, который отключается |
4 х 4 |
1-ППУ, 2-ПО |
Двухосный автомобиль с постоянным приводом на все колеса |
4 х 4 |
1-ППУ, 2-ПП |
Двухосный автомобиль с приводом на заднюю ось с указанием, что колеса задней оси являются двускатными |
4 х 2 |
1-У, 2(2)-ПП |
Трехосный автомобиль с приводом на третью ось и управляемыми колесами первой оси |
6 х 2 |
1-У, 2, 3-ПП |
Трехосный автомобиль с приводом на вторую и третью ось и управляемыми колесами первой оси |
6 х 4 |
1-У, 2-ПП, 3-ПП |
Трехосный автомобиль с приводом на вторую и третью оси и управляемыми колесами первой оси с указанием, что колеса второй и третьей осей являются односкатными |
6 х 4 |
1-У, 2(1)-ПП, 3(1)-ПП |
Трехосный автомобиль с приводом на вторую и третью оси и управляемыми колесами первой оси с указанием, что колеса второй и третьей осей являются двускатными |
6 х 4 |
1-У, 2(2)-ПП, 3(2)-ПП |
Трехосный автомобиль с приводом на вторую и третью ось и управляемыми колесами первой и второй осей |
6 х 4 |
1-У, 2-ППУ, 3-ПП |
Трехосный автомобиль с приводом на вторую и третью ось и управляемыми колесами первой и третьей осей |
6 х 4 |
1-У, 2-ПП, 3-ППУ |
Трехосный автомобиль с постоянным приводом на все колеса и управляемыми колесами первой оси |
6 х 6 |
1-ППУ, 2-ПП, 3-ПП |
Трехосный автомобиль с постоянным приводом на все колеса и управляемыми колесами первой и второй осей |
6 х 6 |
1-ППУ, 2-ППУ, 3-ПП |
Трехосный автомобиль с постоянным приводом на все колеса и управляемыми колесами первой и третьей осей |
6 х 6 |
1-ППУ, 2-ПП, 3-ППУ |
Четырехосный автомобиль с приводом на третью и четвертую оси и управляемыми колесами первой и второй осей |
8 х 4 |
1-У, 2-У, 3-ПП, 4-ПП |
Четырехосный полноприводный автомобиль с постоянным приводом на все колеса и управляемыми колесами первой и второй осей |
8 х 8 |
1-ППУ, 2-ППУ, 3-ПП, 4-ПП |
Четырехосный автомобиль с постоянным приводом на все колеса и управляемыми колесами первой, второй и третьей осей |
8 х 8 |
1-ППУ, 2-ППУ, 3-ППУ, 4-ПП |