Нормативний акт Нормы расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте

4. Расчет нормативных расходов топлива для разных типов подвижного состава автомобильного транспорта

Редакции
Изменения документа по годам
Печать
Автор : Министерство инфраструктуры Украины

4.1 Для легковых автомобилей и автобусов нормативные расходы топлива рассчитываются по формуле:

Qн = 0,01 Hs S (1 + 0,01 K), (3)

где: Qн — нормативный расход топлива, литры, (м3);

Hsбазовая линейная норма расхода топлива, л/100 км (м3/100 км),

S — пробег автомобиля, км,

Kсуммарный корректирующий коэффициент, %.

4.2 В случае использования в автомобилях (в том числе автобусах) автономных (независимых) обогревателей нормативный расход топлива на работу обогревателя прибавляется к общим нормативным расходам и его максимально возможное значение рассчитывается следующим образом:

Qон = Hон х 0,01 х KТ х tон, (4)

где:

Qон — максимально возможное значение нормативного расхода топлива на работу обогревателя, литры,

Hон — базовая норма расхода топлива на работу автономного обогревателя (приложение Г), л/ч.,

KТ — процент использования мощности обогревателя в зависимости от фактической температуры воздуха в холодное время года (определяется в соответствии с пп. 1.8),

tон — обоснованная и должным образом задокументированная продолжительность работы автономного обогревателя.

Примечание. Продолжительность работы автономного обогревателя и обоснование процента использования его мощности указывается в путевых листах и/или других отчетных документах.

4.3 При эксплуатации легковых автомобилей и автобусов с прицепами, выполняющих транспортную работу, которая учитывается в тонно-километрах, нормативные расходы топлива рассчитываются для них, как и для грузовых автомобилей, которые работают с прицепами (п. 4.4).

Если транспортная работа для указанных автомобилей не учитывается, к ним согласно п. 3.1.11 применяется коэффициент повышения линейной нормы расхода топлива для автомобиля с прицепом, рассчитанной с учетом снаряженной массы прицепа).

4.4 Для бортовых грузовых автомобилей и седельных тягачей в составе автопоездов, автомобилей-фургонов и грузопассажирских автомобилей, выполняющих работу, которая учитывается в тонно-километрах, нормативные расходы топлива рассчитываются по формуле:

Qн = 0,01san S + Hw • W) • (1 + 0,01 K), (5)

где: Нsan — линейная норма расхода топлива на пробег автопоезда:

Нsan = Hs + Hg Gnp, л/100 км (м3/100 км),

где Hsбазовая линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км (м3/100 км),

Hg — норма расхода топлива на одну тонну снаряженной массы прицепа или полуприцепа согласно п. 1.4, л/100 т • км (м3/100 т • км),

Gnpснаряженная масса прицепа или полуприцепа, т,

Hwнорма на транспортную работу согласно п. 1.3, л/100 т • км (м3/100 т • км),

Wобъем транспортной работы, т • км (W = GванSван, где Gванмасса груза, Sван — пробег с грузом).

Примечание. При буксировке автомобилей, при их перегоне в спаренном состоянии нормативные расходы топлива учитываются как и для автопоездов.

4.5 Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормативные расходы топлива определяются по формуле:

Qн = 0,01 Hsanc S (1 + 0,01 K) + Hz Z, (6)

где: Hsanc — линейная норма расхода топлива самосвального автопоезда, л/100 км (м3/100 км),

Hsanc = Hs + Hw (Gnp + 0,5 g),

где Hs — базовая линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля-самосвала с учетом транспортной работы, л/100 км (м3/100 км),

Hwнорма расхода топлива на транспортную работу и снаряженную массу прицепа или полуприцепа согласно п. 1.3, л/100 т • км (м3/100 т • км),

Gnpснаряженная масса прицепа или полуприцепа, т,

gгрузоподъемность прицепа, т;

Hzнорма расхода топлива на ездку с грузом автомобиля-самосвала согласно п. 1.5, л (м3);

Z — количество ездок с грузом.

В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом использования грузоподъемности выше 0,5 допускается нормирование расходов топлива по пункту 4.4. В этом случае за базовую линейную норму принимается базовая линейная норма для соответствующего базового бортового автомобиля, скорректированная по разнице снаряженных масс данных автомобилей.

4.6 Расчет нормативных расходов топлива для специальных и специализированных автомобилей.

Специальные автомобили — это автомобили, которые по своей конструкции и оборудованию предназначены для выполнения специальных рабочих функций.

Специализированные автомобили — это автомобили, которые по своей конструкции и оборудованию предназначены для перевозки пассажиров или грузов определенных категорий.

Специальные и специализированные автомобили (далее — спецавтомобили) с установленным на них оборудованием подразделяются на две группы:

— автомобили, которые выполняют специальные работы во время стоянки (автокраны, компрессорные, бурильные установки и т. п.);

— автомобили, которые выполняют специальные работы во время движения (снегоочистители, поливомоечные и т. п.).

4.6.1 Нормативные расходы топлива для спецавтомобилей, которые выполняют специальные работы во время стоянки, определяются следующим образом:

Qн = 0,01 Нs S (1 + 0,01 K) + Ноб Тоб (1 + 0,01 K∑с), (7)

где: Нsбазовая линейная норма расхода топлива на пробег специального автомобиля, л/100 км (м3/100 км);

Ноб норма расхода топлива на работу специального оборудования, л/ч. или литры на выполненную операцию (заполнение цистерны, и т. п.);

Тобвремя работы оборудования, часов или количество выполненных операций;

K — суммарный корректирующий коэффициент к линейной норме, %;

K∑ссуммарный корректирующий коэффициент к норме на работу специального оборудования, %.

В случаях, когда специальный автомобиль выполняет транспортную работу, которая учитывается в тонно-километрах, нормативные расходы топлива рассчитываются по формуле:

Qн = 0,01 (Hs S + Hw W) (1 + 0,01 K) + Ноб Тоб (1 + 0,01 K∑с), (8)

В случаях, когда специальный автомобиль выполняет транспортную работу, которая не учитывается в тонно-километрах, нормативные расходы топлива рассчитываются по формуле 7 с учетом в составе K корректирующего коэффициента по п. 3.1.11.

4.6.2 Нормативные расходы топлива для специальных автомобилей, которые выполняют работу во время движения, определяются следующим образом:

Qн = 0,01 (Hs S + Hsc Sc) (1 + 0,01 K) + Hn N, (9)

где: Hs — базовая линейная норма расхода топлива на пробег спецавтомобиля (без выполнения специальной работы), л/100 км;

S — пробег спецавтомобиля без выполнения специальной работы, км;

Hscнорма расхода топлива на пробег при выполнении специальной работы, л/100 км (м3/100 км);

Sc — пробег автомобиля при выполнении специальной работы, км;

Hnнорма расхода топлива на разбрасывание одного кузова песка или смеси согласно таблице Б.2, л;

Nколичество кузовов разбросанного песка или смеси за смену.

5. Термины, обозначения и сокращения

В таблицах приложения А использованы следующие обозначения и сокращения:

Vp, куб. см — рабочий объем двигателя;

Ne, кВт — номинальная мощность двигателя;

КП — тип коробки передач;

М — механическая коробка передач;

А — автоматическая коробка передач;

развернутая колесная формула — последовательно через запятую указываются все оси, для каждой оси после дефиса последовательно указывается:

наличие привода (П);

тип привода — постоянный (П) или такой, который отключается (О);

наличие управления поворотом колес оси (У).

В случае необходимости непосредственно после цифры — обозначения номера оси может быть указано в скобках количество скатов (1 — означает, что колеса оси являются односкатными, 2 — двускатными).

Таблица 5.1 Примеры колесных формул

Описание колесной формулы автомобиля

Колесная формула

Развернутая колесная формула

Двухосный автомобиль с приводом на заднюю ось

4 х 2

1-У, 2-ПП

Двухосный автомобиль с приводом на переднюю ось

4 х 2

1-ППУ, 2

Двухосный автомобиль с приводом на переднюю ось и управляемыми колесами второй оси (например, автопогрузчик и т. п.)

4 х 2

1-ПП, 2-У

Двухосный автомобиль с приводом на переднюю ось и управляемыми колесами передней и задней осей

4 х 2

1-ППУ, 2-У

Двухосный автомобиль с постоянным приводом на заднюю ось и приводом передней оси, который отключается

4 х 4

1-ПОУ, 2-ПП

Двухосный автомобиль с постоянным приводом на переднюю ось и приводом задней оси, который отключается

4 х 4

1-ППУ, 2-ПО

Двухосный автомобиль с постоянным приводом на все колеса

4 х 4

1-ППУ, 2-ПП

Двухосный автомобиль с приводом на заднюю ось с указанием, что колеса задней оси являются двускатными

4 х 2

1-У, 2(2)-ПП

Трехосный автомобиль с приводом на третью ось и управляемыми колесами первой оси

6 х 2

1-У, 2, 3-ПП

Трехосный автомобиль с приводом на вторую и третью ось и управляемыми колесами первой оси

6 х 4

1-У, 2-ПП, 3-ПП

Трехосный автомобиль с приводом на вторую и третью оси и управляемыми колесами первой оси с указанием, что колеса второй и третьей осей являются односкатными

6 х 4

1-У, 2(1)-ПП, 3(1)-ПП

Трехосный автомобиль с приводом на вторую и третью оси и управляемыми колесами первой оси с указанием, что колеса второй и третьей осей являются двускатными

6 х 4

1-У, 2(2)-ПП, 3(2)-ПП

Трехосный автомобиль с приводом на вторую и третью ось и управляемыми колесами первой и второй осей

6 х 4

1-У, 2-ППУ, 3-ПП

Трехосный автомобиль с приводом на вторую и третью ось и управляемыми колесами первой и третьей осей

6 х 4

1-У, 2-ПП, 3-ППУ

Трехосный автомобиль с постоянным приводом на все колеса и управляемыми колесами первой оси

6 х 6

1-ППУ, 2-ПП, 3-ПП

Трехосный автомобиль с постоянным приводом на все колеса и управляемыми колесами первой и второй осей

6 х 6

1-ППУ, 2-ППУ, 3-ПП

Трехосный автомобиль с постоянным приводом на все колеса и управляемыми колесами первой и третьей осей

6 х 6

1-ППУ, 2-ПП, 3-ППУ

Четырехосный автомобиль с приводом на третью и четвертую оси и управляемыми колесами первой и второй осей

8 х 4

1-У, 2-У, 3-ПП, 4-ПП

Четырехосный полноприводный автомобиль с постоянным приводом на все колеса и управляемыми колесами первой и второй осей

8 х 8

1-ППУ, 2-ППУ, 3-ПП, 4-ПП

Четырехосный автомобиль с постоянным приводом на все колеса и управляемыми колесами первой, второй и третьей осей

8 х 8

1-ППУ, 2-ППУ, 3-ППУ, 4-ПП

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно