• Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • В разработке
20/32

Статья 20. Применение программно-целевого метода в бюджетном процессе

1. В бюджетном процессе программно-целевой метод применяется на уровне государственного бюджета и на уровне местных бюджетов.

2. Особыми составляющими программно-целевого метода в бюджетном процессе являются бюджетные программы, ответственные исполнители бюджетных программ, паспорта бюджетных программ, результативные показатели бюджетных программ.

3. Бюджетные программы формируются главными распорядителями бюджетных средств во время подготовки предложений к Бюджетной декларации (прогнозу местного бюджета) и составления бюджетного запроса с учетом планов деятельности на среднесрочный период, прогнозных и программных документов экономического и социального развития.

4. Ответственный исполнитель бюджетных программ определяется главным распорядителем бюджетных средств по согласованию с Министерством финансов Украины (местным финансовым органом). Ответственным исполнителем бюджетных программ может быть главный распорядитель бюджетных средств по бюджетным программам, выполнение которых обеспечивается его аппаратом, и/или распорядитель бюджетных средств нижестоящего уровня, который обеспечивает выполнение бюджетных программ в системе главного распорядителя.

Ответственный исполнитель бюджетных программ в процессе их выполнения обеспечивает целевое и эффективное использование бюджетных средств в течение всего срока реализации соответствующих бюджетных программ в пределах определенных бюджетных назначений.

5. Результативные показатели бюджетной программы используются для оценки эффективности бюджетной программы по направлениям использования бюджетных средств и включают количественные и качественные показатели, которые определяют результат выполнения бюджетной программы, характеризуют ход ее реализации, степень достижения целей государственной политики в соответствующей сфере деятельности, формирование и/или реализацию которой обеспечивает главный распорядитель бюджетных средств, достижения цели бюджетной программы, выполнения заданий бюджетной программы, освещают объем и качество предоставления публичных услуг.

Перечень результативных показателей относительно каждой бюджетной программы разрабатывается главными распорядителями бюджетных средств согласно нормативно-правовому акту Министерства финансов Украины.

Результативные показатели бюджетной программы должны подтверждаться официальной государственной статистической, финансовой и другой отчетностью, данными бухгалтерского, статистического и внутрихозяйственного (управленческого) учета.

6. На всех стадиях бюджетного процесса его участники в рамках своих полномочий осуществляют оценку эффективности бюджетных программ, которая предусматривает мероприятия по мониторингу, анализу и контролю за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. Оценка эффективности бюджетных программ осуществляется на основании данных мониторинга, анализа результативных показателей бюджетных программ, а также другой информации, которая содержится в бюджетных запросах, сметах, паспортах бюджетных программ, отчетах о выполнении смет и отчетах о выполнении паспортов бюджетных программ. Организационно-методологические основы осуществления оценки эффективности бюджетных программ главными распорядителями бюджетных средств определяются Министерством финансов Украины.

Результаты оценки эффективности бюджетных программ (включая заключения органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение контроля за соблюдением бюджетного законодательства, и заключения Счетной палаты) являются основанием для принятия решений о внесении в установленном порядке изменений в бюджетные назначения текущего бюджетного периода, соответствующих предложений в проект бюджета на плановый бюджетный период и Бюджетную декларацию (прогноз местного бюджета), включая остановку реализации соответствующих бюджетных программ.

7. По бюджетным программам, осуществление мероприятий по которым требует нормативно-правового определения механизма использования бюджетных средств, главные распорядители средств государственного бюджета разрабатывают проекты порядков использования средств государственного бюджета (в том числе по бюджетным программам, впервые определенным законом о Государственном бюджете Украины) и обеспечивают их утверждение в течение 30 дней со дня вступления в силу закона о Государственном бюджете Украины. По решению Кабинета Министров Украины (в форме протокольного решения) порядки использования средств государственного бюджета утверждаются Кабинетом Министров Украины или главным распорядителем средств государственного бюджета по согласованию с Министерством финансов Украины. Об утверждении таких порядков информируется Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета.

Абзац второй исключен.

Если реализация бюджетной программы продолжается в следующих бюджетных периодах, действие порядка использования бюджетных средств по такой бюджетной программе (с учетом изменений к этому порядку, внесенных в случае необходимости) продолжается до завершения ее реализации.

Порядок использования бюджетных средств должен содержать:

цели и направления использования бюджетных средств;

ответственного исполнителя бюджетной программы, основания и/или критерии привлечения получателей бюджетных средств к выполнению бюджетной программы;

задачи главного распорядителя бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня (получателей бюджетных средств), которые обеспечивают выполнение бюджетной программы, с определением порядка отчетности о ее выполнении (в том числе о результативных показателях) и мер влияния в случае ее невыполнения;

в случае необходимости порядок, сроки и основания, а также критерии распределения (перераспределения) расходов между административно-территориальными единицами в разрезе распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня и получателей бюджетных средств с учетом соответствующих нормативно-правовых актов;

конкурсные требования к инвестиционным проектам, включая порядок и критерии их отбора, а также критерии и условия определения исполнителей таких проектов;

критерии и условия отбора субъектов хозяйствования, которым предоставляется государственная поддержка из бюджета, а также определение объема такой поддержки;

условия и критерии конкурсного отбора заемщиков и проектов (программ), на реализацию которых предоставляются кредиты из бюджета; условия предоставления кредитов из бюджета и их возврата, включая положения по осуществлению контроля за их возвратом;

положения о необходимости перечисления средств по бюджетным программам, которые предусматривают предоставление субвенций из государственного бюджета местным бюджетам;

пути погашения бюджетной задолженности в случае ее наличия;

требования по необходимости отражения в первичном и бухгалтерском учете полученных (созданных) оборотных и необоротных активов бюджетными учреждениями и получателями бюджетных средств, в том числе полученных (созданных) в результате проведения централизованных мероприятий;

в случае необходимости — положения об осуществлении закупки товаров, работ и услуг, определении условий и сроков поставки и проведения расчетов;

другие положения по особенностям бюджетной программы.

8. Главный распорядитель бюджетных средств разрабатывает и в течение 45 дней со дня вступления в силу закона о Государственном бюджете Украины (решения о местном бюджете) утверждает по согласованию с Министерством финансов Украины (местным финансовым органом) паспорт бюджетной программы.

Правила составления паспортов бюджетных программ и отчетов об их выполнении устанавливаются Министерством финансов Украины.

9. Программно-целевой метод в бюджетном процессе предусматривает применение среднесрочного бюджетного планирования, в рамках которого осуществляется составление Бюджетной декларации (прогноза местного бюджета).

10. Для обеспечения повышения эффективности и результативности использования средств государственного бюджета по решению Кабинета Министров Украины проводятся обзоры расходов государственного бюджета. Такие обзоры предусматривают осуществление анализа эффективности реализации государственной политики в соответствующей сфере деятельности за счет средств государственного бюджета в пределах определенных бюджетных программ, а также оценки эффективности, результативности и экономической целесообразности соответствующих расходов государственного бюджета.

Организационно-методологические основы проведения осмотров расходов государственного бюджета определяются Министерством финансов Украины.

По результатам таких обзоров Кабинет Министров Украины принимает решение, которое является основанием для внесения соответствующих предложений в проект государственного бюджета на плановый бюджетный период и в Бюджетную декларацию.