1. Настоящий Кодекс вступает в силу с 1 января 2011 года, кроме:
пункта 10 части второй статьи 69, а также пункта 201 части первой статьи 87 и пункта 201 части первой статьи 91 (в редакции Закона Украины от 16 октября 2012 года № 5428-VI) настоящего Кодекса, которые вступают в силу с 1 января 2014 года;
пункта 2 части второй статьи 60 и пункта 5 части второй статьи 61, которые вступают в силу с 1 января 2015 года.
2. Признать утратившим силу Бюджетный кодекс Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001 г., № 37–38, ст. 189 с последующими изменениями).
3. Установить, что положения части четвертой статьи 17 настоящего Кодекса не применяются при предоставлении государственных гарантий по кредитам (займам) Государственной службы автомобильных дорог Украины, главных распорядителей бюджетных средств, привлеченных ими для осуществления капитальных расходов сверх объемов установленных бюджетных назначений, и субъектов хозяйствования, обеспечивающих реализацию мероприятий, связанных с организацией и проведением финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу в Украине, а также реализацию международного проекта «Циклон-4».
31. Установить, что положения части тринадцатой статьи 17 настоящего Кодекса не применяются в случае рассрочки уплаты задолженности государственного предприятия «Производственное объединение Южный машиностроительный завод имени А. М. Макарова» перед государством по кредиту, привлеченному 2 февраля 2004 года в компании «Colvis Finance Limited» (Великобритания) под государственную гарантию.
32. Установить, что положения абзацев второго и третьего части первой и части пятой статьи 16 настоящего Кодекса не применяются в отношении кредитов (займов), привлеченных на основании международных договоров Украины.
33. Установить, что для целей настоящего Кодекса задолженность Украины перед Международным валютным фондом:
по кредитам, полученным Кабинетом Министров Украины, и по распределению специальных прав заимствований, использованных Кабинетом Министров Украины, относится к государственному долгу;
по кредитам, полученным Национальным банком Украины с целью поддержания платежного баланса и реализации денежно-кредитной политики, и по распределению специальных прав заимствований относится к гарантированному государством долгу.
4. Установить, что в случае превышения предельной величины, определенной абзацем первым части третьей статьи 18 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января 2011 года Верховный Совет Автономной Республики Крым, городской совет обязаны принять меры для приведения объема соответствующего долга в соответствие с положениями настоящего Кодекса в течение трех следующих бюджетных периодов.
41. Установить, что:
перераспределение расходов между местными, апелляционными судами в пределах общего объема бюджетных назначений по соответствующей бюджетной программе отдельно по общему и специальному фондам государственного бюджета осуществляется Государственной судебной администрацией Украины по согласованию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной бюджетной политики;
перераспределение расходов между местными и/или апелляционными судами по разным бюджетным программам в пределах общего объема бюджетных назначений Государственной судебной администрации Украины осуществляется Государственной судебной администрацией Украины по согласованию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной бюджетной политики, после проведения перераспределения расходов государственного бюджета в соответствии с частью восьмой статьи 23 настоящего Кодекса.
5. Установить, что положения пункта 1 части первой статьи 69 и пункта 2 части первой статьи 71 настоящего Кодекса применяются с учетом особенностей, определенных Налоговым кодексом Украины для уплаты единого и фиксированного налогов.
51. Установить, что экологический налог (кроме налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока, а также с учетом особенностей, определенных пунктом 1 части второй статьи 671 настоящего Кодекса) зачисляется в таких пропорциях:
1) в специальный фонд государственного бюджета:
в 2011–2012 годах — 30 процентов;
в 2013 году — 53 процента, из них 33 процента с направлением на финансовое обеспечение исключительно целевых проектов экологической модернизации предприятий в пределах сумм уплаченного ими экологического налога в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;
с 2014 года — 65 процентов, из них 50 процентов с направлением на финансовое обеспечение исключительно целевых проектов экологической модернизации предприятий в пределах сумм уплаченного ими экологического налога в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;
(действие абзаца четвертого подпункта 1 пункта 51 раздела VІ остановлено согласно Закону Украины от 16.01.2014 г. № 719-VII, учитывая изменения, внесенные Законом Украины от 27.03.2014 г. № 1165-VII)
2) в специальный фонд местных бюджетов:
в 2011–2012 годах — 70 процентов, в том числе: в сельские, поселковые, городские бюджеты — 50 процентов, областные бюджеты и бюджет Автономной Республики Крым — 20 процентов, бюджеты городов Киева и Севастополя — 70 процентов;
в 2013 году — 47 процентов, в том числе: в сельские, поселковые, городские бюджеты — 33,5 процента, областные бюджеты и бюджет Автономной Республики Крым — 13,5 процента, бюджеты городов Киева и Севастополя — 47 процентов;
с 2014 года — 35 процентов согласно пункту 10 части второй статьи 69 настоящего Кодекса.
6. Установить, что Кабинет Министров Украины после завершения административно-территориальной реформы в части укрупнения административно-территориальных единиц и вступления в силу соответствующих изменений в законы по вопросам местного самоуправления определяет в проекте закона о Государственном бюджете Украины объемы межбюджетных трансфертов для бюджетов новых образовавшихся укрупненных административно-территориальных единиц.
7. Установить, что Кабинет Министров Украины, Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих местных советов обеспечивают в соответствии с законодательством Украины предоставление льгот отдельным категориям граждан путем введения социальных карточек и проведения расходов в соответствии с настоящим Кодексом исключительно с применением Единого государственного автоматизированного реестра лиц, имеющих право на льготы.
8. Кабинет Министров Украины имеет право устанавливать размеры социальных выплат, не определенные законом, в абсолютных суммах в пределах бюджетных назначений, установленных по соответствующим бюджетным программам, до законодательного урегулирования такого вопроса.
9. Установить, что до законодательного урегулирования бесспорного списания средств бюджета и возмещения убытков, нанесенных бюджету:
1) решение суда о взыскании (аресте) средств государственного бюджета (местных бюджетов) исполняется исключительно центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств. Указанные решения передаются центральному органу исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, для исполнения.
Бесспорное списание средств государственного бюджета (местных бюджетов) осуществляется центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, по очередности поступления таких решений, относительно расходов бюджета — в пределах соответствующих бюджетных назначений и предоставленных бюджетных ассигнований.
Расходы бюджетных учреждений, в отношении которых принято решение о наложении на них ареста, разрешается осуществлять в части расходов, которые статьей 55 настоящего Кодекса определены как защищенные, в случае указания об этом в судебном решении;
2) возмещение в соответствии с законом ущерба, причиненного физическому либо юридическому лицу вследствие незаконно принятых решений, действий или бездействия органов государственной власти (органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления), а также их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий, осуществляется государством (Автономной Республикой Крым, органами местного самоуправления) за счет средств государственного бюджета (местных бюджетов) в пределах бюджетных назначений по решению суда в размере, не превышающем суммы реальных убытков, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Если для возмещения такого ущерба необходимы дополнительные средства сверх объема бюджетных назначений, в установленном законодательством порядке подаются соответствующие предложения по внесению изменений в закон о Государственном бюджете Украины (решение о местном бюджете) и/или выделению средств из резервного фонда государственного бюджета (местного бюджета);
3) в случае бесспорного списания средств государственного бюджета (местных бюджетов) центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, отражает в учете соответствующие бюджетные обязательства распорядителя бюджетных средств, по вине которого возникли такие обязательства. Погашение таких бюджетных обязательств осуществляется исключительно за счет бюджетных ассигнований этого распорядителя бюджетных средств. Одновременно распорядитель бюджетных средств обязан привести в соответствие с бюджетными ассигнованиями другие взятые бюджетные обязательства;
4) списание средств по соответствующему решению суда в пользу работников, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава бюджетного учреждения, имеющих право на бесплатное или льготное материальное и бытовое обеспечение, осуществляется центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, со счетов соответствующего распорядителя бюджетных средств в пределах его бюджетных ассигнований;
5) списание средств из бюджета по решению суда о возврате плательщику налогов излишне и/или ошибочно уплаченных налогов и сборов (обязательных платежей) и других доходов бюджета осуществляется в пределах излишне и/или ошибочно уплаченных им в бюджет средств;
6) возврат по решению суда стоимости конфискованного или обращенного в доход государства судом имущества осуществляется в размерах сумм средств, поступивших в бюджет от реализации этого имущества, за вычетом сумм налогов и сборов (обязательных платежей), которые были начислены в соответствии с законодательством, но не уплачены на момент реализации.
Оценка конфискованного или обращенного в доход государства судом имущества осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Реализация конфискованного или обращенного в доход государства судом имущества осуществляется в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Возмещение расходов, связанных с транспортировкой, хранением, экспертной оценкой, сертификацией конфискованного или обращенного в доход государства судом имущества, осуществляется за счет бюджетных назначений уполномоченных органов государственной власти в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной бюджетной политики.
Руководители учреждений, ответственные должностные, служебные лица, осуществляющие учет, распоряжение, хранение и реализацию конфискованного или обращенного в доход государства судом имущества, при осуществлении таких полномочий несут ответственность за совершенные действия или бездействие в соответствии с законодательством;
7) возврат по решению суда конфискованной (изъятой) национальной и иностранной валюты осуществляется центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, в валюте платежа, которая была зачислена в государственный бюджет, или по заявлению получателя в гривневом эквиваленте по официальному обменному курсу Национального банка Украины в соответствии с законодательством;
8) решения суда, предусматривающие списание средств по расходам, бюджетные назначения по которым не определены законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), подлежат обжалованию органами государственной власти (органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления) в апелляционном, кассационном порядке.
Списание средств государственного бюджета (местных бюджетов) во исполнение решений судов осуществляется со времени установления по таким расходам бюджетных назначений в законе о Государственном бюджете Украины (решении о местном бюджете) или в изменениях к ним;
9) средства, возмещенные государством из государственного бюджета (Автономной Республикой Крым, органами местного самоуправления из местных бюджетов) согласно этому пункту, считаются убытками государственного бюджета (местных бюджетов). По представлению центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, органы прокуратуры обращаются в интересах государства в суд с исками о возмещении убытков, нанесенных государственному бюджету (местным бюджетам);
10) должностные и служебные лица органов государственной власти (органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления), действия которых нанесли ущерб, возмещенный из бюджета, несут гражданскую, административную и уголовную ответственность согласно закону.
В случае установления в действиях должностного, служебного лица органов государственной власти (органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления) состава преступления по обвинительному приговору суда в отношении него, вступившему в законную силу, лишь к такому лицу могут быть предъявлены требования физических и юридических лиц о возмещении упущенной имущественной выгоды и морального вреда в установленном порядке.
В случае установления в действиях должностного, служебного лица органов государственной власти (органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления) состава преступления по обвинительному приговору суда в отношении него, вступившему в законную силу, органы государственной власти (органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления) в установленном законодательством порядке реализуют право обратного требования (регресса) к этому лицу о возмещении убытков, нанесенных государственному бюджету (местным бюджетам), в размере выплаченного возмещения, если иное не установлено законодательством.
Органы государственной власти (органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления) после выполнения решений суда о взыскании средств со счетов, на которых учитываются средства государственного бюджета (местных бюджетов), в случаях, определенных этим пунктом, проводят служебное расследование в отношении причастных должностных, служебных лиц этих органов, если решением суда не установлено в действиях должностных, служебных лиц состава преступления.
По результатам служебного расследования органы государственной власти (органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления) и органы, которые осуществляют казначейское обслуживание бюджетных средств, в месячный срок могут обратиться в суд с исковым заявлением о возмещении убытков, нанесенных государственному бюджету (местным бюджетам), с предъявлением обратного требования (регресса) в размере выплаченного возмещения к должностным, служебным лицам этих органов, виновным в нанесении убытков (кроме возмещения выплат, связанных с трудовыми отношениями и возмещением морального ущерба).
Если убытки, нанесенные государственному бюджету (местному бюджету), являются результатом совместных действий или бездействия нескольких должностных и служебных лиц, которые привели к причинению ущерба физическим или юридическим лицам, такие должностные и служебные лица несут солидарную ответственность согласно Гражданскому кодексу Украины и другим законодательным актам Украины.
91. Установить, что средства финансового резерва для снятия с эксплуатации атомных блоков, который формируется в соответствии с Законом Украины «Об упорядочении вопросов, связанных с обеспечением ядерной безопасности», Государственное предприятие «Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом» перечисляет в специальный фонд Государственного бюджета Украины. Для зачисления этих средств центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, открывает соответствующий бюджетный счет по поступлениям.
10. Кабинету Министров Украины до 1 июля 2013 года обеспечить проведение инвентаризации всех нормативно-правовых актов, регламентирующих применение отраслевых нормативов при осуществлении расходов местных бюджетов, которые учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, в частности относительно сети бюджетных учреждений, педагогической нагрузки, нормативов расходов бюджетных учреждений, и установление минимального и максимального значения таких нормативов в зависимости от объемов финансовых ресурсов.
11. Кабинету Министров Украины в течение года разработать проекты законов Украины по вопросам здравоохранения, предусмотрев осуществление мер по:
передаче ведомственных учреждений и заведений здравоохранения в сферу управления центрального органа исполнительной власти по обеспечению реализации государственной политики в сфере здравоохранения;
переходу в использовании бюджетных средств от содержания государственных и коммунальных лечебно-профилактических заведений к оплате соответствующих медицинских услуг (с изменением организационно-правовых форм хозяйствования таких заведений);
введению нового механизма финансового обеспечения первичной медико-санитарной помощи;
подготовке условий для перехода на страховую модель здравоохранения.
12. На период реализации Закона Украины «О порядке проведения реформирования системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и городе Киеве»:
1) Кабинет Министров Украины имеет право изменять разграничение расходов на здравоохранение между местными бюджетами пилотных регионов, установленное статьями 89 и 90 настоящего Кодекса, и определять особенности финансового обеспечения учреждений здравоохранения, являющихся участниками пилотного проекта;
2) определить расходы общего фонда местных бюджетов пилотных регионов на здравоохранение защищенными;
3) к расходам, которые осуществляются из областных бюджетов, бюджета города Киева и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относятся расходы на вторичную (специализированную), третичную (высокоспециализированную) и экстренную медицинскую помощь (учреждения здравоохранения пилотных регионов, которые обеспечивают предоставление соответственно вторичной (специализированной), третичной (высокоспециализированной) и экстренной медицинской помощи);
4) налог на доходы физических лиц (кроме налога, определенного пунктом 11 части второй статьи 29 настоящего Кодекса), который уплачивается (перечисляется) согласно Налоговому кодексу Украины на территории городов областного значения пилотных регионов, как исключение из положений части второй статьи 65 и подпункта 1 части первой статьи 66 настоящего Кодекса зачисляется в размере: 50 процентов — в областные бюджеты и 50 процентов — в бюджеты городов областного значения;
5) до завершения реорганизации заведений здравоохранения в пилотных регионах областной совет может передавать средства на осуществление расходов местных бюджетов относительно содержания заведений здравоохранения районному, городскому (города областного значения) совету в виде межбюджетного трансферта в соответствии с районным, городским (города областного значения) бюджетом;
6) в случае несвоевременного принятия решения о местном бюджете в пилотных регионах положения статьи 79 настоящего Кодекса применяются с учетом изменения разграничения расходов на здравоохранение между районными бюджетами, бюджетами городов областного значения и областным бюджетом.
121. Кабинету Министров Украины до 1 января 2013 года установить перечень квазифискальных операций и органов власти (управления), ответственных за проведение оценки возможного влияния таких операций на показатели бюджета.
13. Исключен.
14. Установить, что:
1) Кабинет Министров Украины обеспечивает представление проектов бюджетов и смет фондов общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования на плановый год Верховной Раде Украины и Президенту Украины не позднее 15 сентября года, предшествующего плановому, вместе с материалами, которые согласно статье 38 настоящего Кодекса прилагаются к проекту закона о Государственном бюджете Украины;
2) средства фондов общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования обслуживаются органами, осуществляющими казначейское обслуживание бюджетных средств;
3) фонды общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования ежеквартально представляют Верховной Раде Украины, Президенту Украины, Кабинету Министров Украины, Счетной палате, центральному органу исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной бюджетной политики, и центральному органу исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, отчеты о выполнении бюджетов и смет соответствующих фондов в порядке и сроки, установленные центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной бюджетной политики.
15. Разрешить Киевскому городскому совету, как исключение из положений статей 72 и 74 настоящего Кодекса, осуществить в 2012 году заимствования в общий фонд бюджета города Киева для погашения задолженности по вексельным расчетам по возмещению разницы в тарифах на тепловую энергию.
16. Установить, что на период действия Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» нормы настоящего Кодекса, которые распространяются на Автономную Республику Крым и город Севастополь, применяются в особом порядке.
Президент Украины В. Янукович