Темы статей
Выбрать темы

Торговля на летних площадках: организационные моменты

Беляева Елена, налоговый эксперт, e.belyaeva@id.factor.ua
С приближением летнего сезона многие ресторанчики и кафе наверняка уже подумывают о предстоящем уличном варианте работы на свежем воздухе — открытии своих летних площадок. Для кого-то это уже стало хорошей традицией, способствующей укреплению имиджа и расположению постоянных клиентов, кто-то же только собирается это сделать впервые. Об условиях открытия и осуществления деятельности на летних площадках мы сегодня и поговорим.

Терминология

Определения термина «летняя площадка» в настоящее время в законодательстве Украины не существует. Упоминание о таком объекте можно найти лишь в Государственном стандарте Украины ДСТУ 4281:2004 «Заведения ресторанного хозяйства. Классификация», утвержденном приказом Госпотребстандарта от 31.03.04 г. № 59.

В таблице 2 «Номенклатура дополнительных услуг, предоставляемых заведениями ресторанного хозяйства» этого Cтандарта указано, что заведения ресторанного хозяйства могут организовывать открытые площадки для питания. Причем делать это вправе заведения ресторанного хозяйства следующих типов:

• рестораны;

• бары;

• кафе;

• закусочные;

• буфеты.

А вот при столовых и кафетериях открывать летние площадки запрещено, поэтому такой возможности они не имеют.

Размещение летней площадки

Открывая летний объект, прежде всего предстоит определиться с его размещением: рядом с заведением ресторанного хозяйства или в другом отдаленном месте. В связи с этим в зависимости от места расположения летние площадки можно разделить на:

открываемые при уже действующих заведениях ресторанного хозяйства (на прилегающей к ним территории по принципу дополнительного увеличения посадочных мест). Иногда с этой целью могут использоваться внутренние дворы, примыкающая ко входу территория и т. д. В этом случае летняя площадка, по сути, представляет собой часть (продолжение) предприятия общепита. Именно о таких летних площадках и пойдет речь в данной статье;

автономные летние площадки, расположенные на отдельной территории (в местах массового отдыха) и имеющие статус самостоятельного пункта продажи. Это так называемые летние кафе. Таким объектам мы посвятим отдельный материал.

Требования к летней площадке

Открываемые летние площадки, как правило, оборудуются легко монтируемыми навесами, зонтиками, палатками. Порой они не только выполняют роль ограждений, защищая в теплые летние дни от солнца, но и служат рекламой как самой летней площадки, так и фирмы-поставщика, чей логотип размещен на тенте.

Беседки, павильоны, навесы, уличная мебель (лавки, столы) относятся к малым архитектурным формам (далее — МАФ) ( ч. 2 ст. 21 Закона № 2807). При размещении МАФ необходимо соблюдать Правила № 198.

Так, в п. 27 Правил № 198 сказано, что в населенных пунктах МАФ размещаются за пределами тротуара, пешеходных дорожек, аллей на расстоянии не менее чем 1 метр (от тротуара, дорожки аллеи), но не ближе чем 5 метров до проезжей части дорог и улиц.

На улицах и дорогах, где существующие здания, сооружения и ограждение размещены на расстоянии менее чем 5 метров от проезжей части, размещение МАФ разрешается в одну линию с фасадами зданий, сооружений или ограждения.

Возле каждой МАФ должно быть внешнее искусственное освещение и оборудованы урны для мусора.

Запрещено размещать МАФ (п. 35 Правил № 198):

• возле фасадов административных и культовых зданий, непосредственно возле памятников, фонтанов, клумб, смотровых и панорамных площадок, скульптурных и других элементов украшения зданий и декоративного благоустройства территории;

• ближе чем за 20 метров до перекрестков улиц;

• в охранных зонах инженерных коммуникаций;

• на остановках общественного транспорта на расстоянии ближе чем 20 метров в обе стороны по тротуару от установленного дорожного знака, обозначающего эту остановку (кроме МАФ, сблокированных с киосками для продажи проездных билетов);

• на искусственных сооружениях (кроме случаев, когда размещение этих сооружений предусмотрено проектом строительства или реконструкции, согласованным и утвержденным в установленном порядке);

• ближе чем за 100 метров до железнодорожных переездов.

Особое внимание в ходе подготовки к открытию летней площадки уделяют благоустройству территории, созданию комфортной обстановки и уютного интерьера. При этом субъект хозяйствования должен обеспечить надлежащее санитарное состояние помещений и прилегающей к ним территории, ее обустройство и озеленение в соответствии с  Санитарными правилами для предприятий общественного питания, включая кондитерские цехи и предприятия, вырабатывающие мягкое мороженое (СанПин), утвержденными совместным приказом Министерства здравоохранения СССР и Министерства торговли СССР от 19.03.91 г.

Разрешительные документы

Для открытия летних площадок, которые расположены на территории, прилегающей к стационарному объекту заведения ресторанного хозяйства, получать какие-либо дополнительные разрешительные документы, как правило, не нужно. Ведь они уже получены на основной стационарный объект.

И все же, открывая летнюю площадку, вы можете столкнуться с тем, что по регионам Украины местными правилами будут на этот счет установлены свои условия. Поэтому насчет разрешительных документов стоит поинтересоваться у местных органов власти (для чего хорошо бы ознакомиться с положением, утвержденным местными органами, регулирующими подобные вопросы, — в частности, с местными правилами размещения летних площадок, если таковые, конечно, существуют).

К примеру, в г. Киеве понадобится заключить с госадминистрацией договор об уплате долевого участия и получить Информационный талон, который действует в период с 1 мая до 31 октября текущего года (п.п. 3.6 Порядка № 2027).

Разрешение СЭС

Если использование летней площадки было предусмотрено еще при открытии стационарного заведения ресторанного хозяйства, то соответственно согласие на ее функционирование могло быть получено с вводом в эксплуатацию самого заведения ресторанного хозяйства (напомним, что согласно п. 1.6 Правил № 219 открытие заведения ресторанного хозяйства согласовывается с учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы в установленном законодательством порядке).

В остальных же случаях необходимость согласования размещения летней площадки с органами СЭС, как правило, предусмотрена решениями местных советов, которыми утверждается порядок получения разрешения на летние площадки (МАФ), либо правилами благоустройства.

Разрешение пожарников

Право на начало работы вновь созданных предприятий, начало использования хозсубъектом объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений или их частей) дает декларация соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности ( ч. 2 ст. 57 Кодекса гражданской защиты Украины от 02.10.12 г. № 5403-VI, п. 1 Порядка № 440).

Поскольку летняя площадка является частью уже действующего заведения ресторанного хозяйства, отдельную декларацию на нее подавать не нужно. В этом случае необходимо подать новую декларацию, в которой указать сведения не только о стационарном заведении ресторанного хозяйства, но и об открываемой летней площадке.

Декларацию подают по месту расположения объекта недвижимости госадминистратору или в территориальный орган Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС). ГСЧС регистрирует декларацию бесплатно в течение 5 рабочих дней со дня ее поступления и не позднее следующего рабочего дня после регистрации передает декларацию субъекту хозяйствования с отметкой о дате и номере регистрации (пп. 6 и 10 Порядка № 440).

Лицензии

Если вы планируете продавать товары, торговля которыми подлежит лицензированию, то вам обязательно понадобится лицензия.

Например, если речь идет о реализации алкогольных напитков и табачных изделий, то для торговли ими вы должны иметь лицензию на розничную торговлю отдельно на алкогольные напитки и отдельно на табачные изделия. При этом поскольку на летнюю площадку вряд ли такую лицензию выдадут, то лучше производить расчеты за алкогольные напитки и табачные изделия через кассовый аппарат самого кафе, около которого открыта такая площадка.

Кроме того, реализуя алкогольные напитки и табачные изделия, вы должны соблюдать правила их продажи, которые приведены в  ст. 153 Закона № 481.

Ассортимент продукции

Летние площадки, организованные на базе заведений ресторанного хозяйства, обычно работают по меню основного предприятия. Поэтому необходимости в разработке отдельного ассортиментного перечня у них не возникает.

Уголок покупателя

Поскольку стационарное заведение ресторанного хозяйства, как правило, уже обустроено «Уголком покупателя», то, открывая прилегающую к нему летнюю площадку, создавать на ней дополнительный «Уголок покупателя» не нужно. В этом случае достаточно будет одного «Уголка покупателя» — в основном помещении. Правда, если это технически не сложно и позволяют условия, на летнее время (для приближения к покупателям) он может быть, к примеру, перемещен из крытого помещения в летнюю зону.

РРО

Если летняя площадка обустроена на территории, примыкающей к заведению ресторанного хозяйства, то, как правило, необходимости в дополнительном приобретении РРО на летнюю площадку не возникает. Ведь расчеты с посетителями в этом случае обычно проводятся в стационарном помещении, где уже есть РРО.

Ответственность

Нарушение государственных стандартов, норм и правил в сфере благоустройства населенных пунктов влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц предприятий и граждан — субъектов предпринимательской деятельности в размере от 850 до 1700 грн. ( ст. 152 КоАП).

Меры ответственности за нарушение правил размещения летних площадок (вплоть до их демонтажа) также могут быть предусмотрены местными нормативными актами.

Выводы

  • Открывая летнюю площадку возле заведения ресторанного хозяйства, поинтересуйтесь у органов местной власти, нужно ли получить для этого какие-то разрешительные документы.
  • При выборе места расположения летней площадки соблюдайте требования к размещению МАФ.
  • Подайте госадминистратору или в ГСЧС обновленную декларацию соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности.
  • Продажу алкогольных напитков и/или табачных изделий осуществляйте только при наличии соответствующей лицензии.

Документы статьи

Закон № 2807 — Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.05 г. № 2807-IV.

Закон № 481 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Правила № 219 — Правила работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденные приказом Минэкономики от 24.07.02 г. № 219.

Правила № 198 — Единые правила ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правила пользования ими и охраны, утвержденные постановлением КМУ от 30.03.94 г. № 198.

Порядок № 440 — Порядок подачи и регистрации декларации соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности, утвержденный постановлением КМУ от 05.06.13 г. № 440.

Порядок № 2027 — Порядок размещения площадок для питания возле стационарных заведений ресторанного хозяйства в городе Киеве, утвержденный распоряжением Исполкома Киевского горсовета (Киевской городской государственной администрации) от 07.11.13 г. № 2027.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше