Темы статей
Выбрать темы

Торговая марка: как зарегистрировать и отразить в бухучете

Любое предприятие, которое начинает производить новый вид продукции, хочет защитить его от конкурентов, которые могут попробовать обогатиться за счет копирования вашей продукции. Чтобы этого не случилось, субъект хозяйствования должен как-то выделить свою продукцию среди других видов подобной продукции и тем самым сделать ее узнаваемой. Для этого обычно используют свою торговую марку. О том, как отразить создание торговой марки в учете, поговорим далее.

Требования к ТМ

Торговая марка (ТМ) — это любое обозначение или любая комбинация обозначений, которые пригодны для выделения товаров (услуг), которые производятся (предоставляются) одним лицом, от товаров (услуг), которые производятся (предоставляются) другими лицами. Такими обозначениями могут быть, в частности, слова, в том числе собственные имена, буквы, цифры, изобразительные элементы, цвета и комбинации цветов, а также любая комбинация таких обозначений (ст. 492 ГКУ и п. 2 ст. 5 Закона № 3689).

По сути ТМ является результатом творческой деятельности человека. Лицо, которое разработало такую ТМ (самостоятельно или с привлечением дизайнерского агентства), имеет на нее право интеллектуальной собственности. Приобретение права интеллектуальной собственности на ТМ происходит путем получения Свидетельства Украины на знак для товаров и услуг (далее — Свидетельство) в установленном законодательством порядке, а именно в порядке, определенном Законом № 3689 (ч. 1 ст. 494 ГКУ, ч. 1 ст. 157 ГКУ). Оно предоставляет владельцу ТМ исключительные полномочия на пользование и распоряжение ТМ по своему усмотрению.

Под созданием ТМ понимают ее регистрацию в Государственном реестре свидетельств Украины на знаки для товаров и услуг. После включения ТМ в этот Госреестр лицу выдают Свидетельство.

Срок действия Свидетельства ограничен 10 годами от даты подачи заявки. Но его можно продолжать — каждый раз дополнительно на 10 лет. Для этого владелец должен подать соответствующее ходатайство на протяжении последнего года действия таких прав и уплатить соответствующий сбор.

Перед тем как проводить регистрацию ТМ, которая будет применяться для маркировки ваших товаров и услуг, вам следует определиться с ее дизайном. Не важно, как она будет выглядеть (это будет название, изображение или слоган). Главное, чтобы ее вид был уникальным, не нарушал права третьих лиц и не вводил в заблуждение потребителя.

Поэтому, перед тем как проводить разработку ТМ, проанализируйте данные о виде и форме уже зарегистрированных ТМ на схожесть с вашей.

Помощником для вас может стать база уже зарегистрированных ТМ. Ее вы можете найти на сайте http://base.uipv.org/searchbul/search.php (выберите в верхнем окошке «Сведения о выдаче свидетельства в Украине на знаки для товаров и услуг» и произведите поиск по ключевым словам).

Предварительный поиск подобных ТМ продукта или услуги, которую вы производите, поможет обнаружить все схожие или тождественные знаки и выбрать стратегию разработки ТМ, чтобы избежать в дальнейшем возможного отказа в регистрации.

Изготовление и приобретение ТМ

Самостоятельная разработка ТМ. После того, как вы определились со стратегией разработки ТМ, переходите к действиям. То есть начинаете разрабатывать ТМ. Это можно делать или самостоятельно, или с привлечением сторонних лиц (дизайнерского агентства).

При разработке вида ТМ следует помнить о требованиях к ее форме и содержанию. Они прописаны в ст. 6 Закона № 3689.

Так, например, в ТМ не могут использоваться обозначения, которые изображают или имитируют государственные гербы, флаги и другие государственные символы (эмблемы), официальные названия государств, эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, промышленные образцы, права на которые принадлежат в Украине другим лицам, названия известных в Украине произведений науки, литературы и искусства или цитаты и персонажи из них, произведения искусства и их фрагменты без согласия владельцев авторского права или их правопреемников. Кроме того, объектом знака не могут быть имена или псевдонимы лиц, которые занимали руководящие должности в коммунистической партии, высших органах власти и управления СССР, УССР, работали в советских органах государственной безопасности, названия СССР, УССР, других союзных советских республик и производные от них, названия, связанные с деятельностью коммунистической партии, установлением советской власти на территории Украины и т. п.

Поэтому, разрабатывая вид торговой марки, детально выучите требования к их изображению.

Обращаем внимание: объем правовой охраны, которая предоставляется на торговую марку, определяется изображением знака и перечнем товаров и услуг, на которые он разработан. Поэтому, разрабатывая свою торговую марку, нужно выяснить, для какого количества классов товаров или услуг вы будете использовать ТМ. Их 45. Чтобы узнать о них больше, заблаговременно ознакомьтесь с МКТУ (http://nice 102014.uipv.org/).

Приобретение ТМ. Предприятие может не только разработать ТМ самостоятельно, но и приобрести уже готовую ТМ. Чтобы это сделать, вам следует заключить договор о передаче исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности (ст. 1113 ГКУ). По настоящему договору одна сторона (лицо, которое имеет исключительные имущественные права на ТМ) передает второй стороне частично или в полном составе эти права в соответствии с законом и на определенных договором условиях. При этом под частичной передачей понимается передача прав на ТМ на часть товаров и услуг по МКТУ, на которые выдана ТМ.

Если вы приобретете ТМ, то позаботьтесь, чтобы в договоре было четко прописано, что вам передается исключительное имущественное право на ТМ. Чтобы не возникла ситуация, когда приобретенной ТМ по подобному договору будет пользоваться на законных основаниях и кто-то еще кроме вас.

Если все в порядке и вы соглашаетесь заплатить указанную в договоре сумму, то — к делу. Но помните, что просто поставить подписи под договором и получить право собственности на ТМ не удастся. Дело в том, что в соответствии с ч. 2 ст. 1114 ГКУ установлено, что факт передачи исключительных имущественных прав интеллектуальной собственности подлежит госрегистрации.

Суть такой госрегистрации сводится к тому, что орган, который уполномочен регистрировать ТМ на основании такого договора, должен внести в реестр ТМ данные о новом владельце ТМ. Факт такого изменения фиксируется в приложении к Свидетельству, а информация об изменении публикуется в официальном бюллетене. Получив приложение к Свидетельству, приобретатель права на ТМ становится владельцем исключительных имущественных прав на нее.

Если же вы получите только часть прав на ТМ, то есть права собственности на ТМ относительно части указанных в Свидетельстве товаров и услуг, которые им защищены, то после публикации о передаче части прав Государственная служба интеллектуальной собственности Украины выдаст новое Свидетельство на имя лица, которому передано это право, при наличии документа об уплате государственной пошлины за выдачу Свидетельства (ст. 16 Закона № 3689).

Правила регистрации ТМ

Чтобы зарегистрировать самостоятельно разработанную ТМ и получить Свидетельство, субъект хозяйствования должен сделать несколько шагов.

Шаг 1. Подача заявки. Заявку на регистрацию подаете Государственному предприятию «Украинский институт промышленной собственности» (далее — Укрпатент).

Внимание! Ее можно подать или самостоятельно, или обратившись к услугам представителя по делам интеллектуальной собственности (патентному поверенному)*.

* Нерезиденты, которые хотят зарегистрировать ТМ, обязаны проводить такую процедуру только через патентных поверенных.

Если вы хотите сэкономить, то подаете заявку самостоятельно. Такое заявление подается в письменном виде (п.п. 2.1.1 Правил № 116), или:

• лично заявителем;

• в электронном виде через сайт Укрпатента (http://base.uipv.org/efiling/).

К сведению! В Правилах № 116 возможность подачи заявок в электронном виде не предусмотрена. В то же время Укрпатент не против того, чтобы заявки поступали в электронной форме.

Поданная заявка должна касаться одной ТМ. Она заполняется на украинском языке и содержит:

• заявление о регистрации знака;

• изображение обозначения, которое заявляется;

• перечень товаров и услуг, для которых заявитель просит зарегистрировать знак, сгруппированных по МКТУ;

• название заявителя (заявителей) и его адрес.

При подаче заявки вам нужно уплатить сбор за подачу заявки (1000 грн. за каждый класс по МКТУ) плюс разные «доплаты», например, за представление в заявке цветного изображения знака. Документ об оплате вы можете подать вместе с самой заявкой или в течение 2 месяцев с даты ее подачи.

Размеры сбора за регистрацию ТМ и порядок его уплаты ищите в Порядке № 1716.

Если все в порядке с документами, то в течение месяца вы получите сообщение с указанием номера заявки и даты представления документов.

Обратите внимание! Начиная с даты подачи заявки у предприятия (предпринимателя) возникают имущественные права интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 496 ГКУ). На следующий день уже можно использовать ТМ в своей деятельности (письмо Госпредпринимательства от 22.06.10 г. № 7930).

Шаг 2. Экспертиза. После представления необходимых документов и уплатив сбор, заявитель ожидает, пока Укрпатент проведет экспертизу заявки, и примет решение о регистрации или отказе в регистрации ТМ.

Экспертиза состоит из нескольких этапов, на которых останавливаться не будем. Заметим только, что за тем, как ваша заявка проходит все стадии, вы можете следить на сайте Укрпатента в разделе «ІДС «Ведомости о состоянии делопроизводства за заявками на знаки для произведений и услуг».

Важно! Если заявка не пройдет экспертизу, ее просто отклонят, а деньги не вернут. В любом случае вам сообщат письмом.

В случае положительного ответа вы получите решение о регистрации ТМ.

Шаг 3. Патентный сбор. Если принято положительное решение, то Укрпатент осуществит публикацию в официальном бюллетене сведений о выдаче Свидетельства и зарегистрирует ТМ.

Но перед тем, как провести такую публикацию, заявитель должен уплатить государственную пошлину (85 грн.) за выдачу Свидетельства (п.п. «у» ст. 6 Декрета № 7-93) и сбор за публикацию о его выдаче (150 грн. за каждый класс МКТУ) (приложение к Порядку № 1716).

Внимание! Делать это следует после того, как к вам поступит решение о регистрации ТМ. Такие суммы пошлины и сборов следует уплатить в течение трех месяцев от даты поступления полученного решения, а квитанцию об уплате направить в Укрпатент. Если этого не сделать, публикация о регистрации ТМ не состоится и вы не зарегистрируете ТМ (ст. 12 и 13 Закона № 3689).

Шаг 4. Получение Свидетельства. Если заявитель уплатил пошлину и сбор, то Укрпатент публикует сообщение и выдает Свидетельство в месячный срок после этого (ст. 14 Закона № 3689).

В течение месяца вы получите Свидетельство, которое состоит из двух страниц — собственно Свидетельства и спецификации к нему.

Именно в последнем из них будут указаны:

• дата окончания срока действия Свидетельства;

• номер поданной вами заявки;

• дата публикации и номер официального бюллетеня, в котором указаны данные о регистрации ТМ;

• владелец ТМ;

• классы, по которым ТМ зарегистрировали.

Получив такое Свидетельство, вы можете быть спокойны, что защищены от посягательства других лиц на вашу интеллектуальную собственность и оно дает вам право (ст. 16 Закона № 3689):

• наносить знак на любой товар, для которого знак зарегистрирован, упаковку, в которой содержится такой товар, вывеску, связанную с ним, этикетку, нашивку, бирку или другой прикрепленный к товару предмет, хранение такого товара с указанным нанесением знака с целью предложения для продажи, предложения его для продажи, импорту (ввозу) и экспорту (вывозу);

• применять его во время предложения и предоставления любой услуги, для которой знак зарегистрирован;

• применять его в деловых документах или в рекламе;

• предоставлять любому лицу разрешение на использование знака на основании договора;

• ставить на изображении ТМ знак ® («Зарегистрировано»).

Учет расходов на приобретение и разработку ТМ

Вопрос о том, признавать ли ТМ объектом НМА, возник давно. Нормы нашего законодательства сформулированы таким образом, что трактовать их можно по-разному.

С одной стороны, п. 5 П(С)БУ 8 «Нематериальные активы» предусматривает, что право собственности на ТМ (знаки для товаров и услуг) классифицируют как объект НМА. С другой стороны, тот же документ предлагает стоимость издания и затраты на создание торговых марок (товарных знаков) не признавать НМА, а отражать в составе расходов соответствующего отчетного периода (п. 9 П(С)БУ 8).

Как быть?

На наш взгляд, эти нормы касаются разных методов получения права на ТМ.

1. Самостоятельное создание и регистрация ТМ. Все расходы на создание ТМ следует относить на расходы периода (п. 9 П(С)БУ 8). Речь идет о расходах в виде:

• суммы сборов, уплаченных при регистрации торгового знака,

• суммы госпошлины при получении свидетельства,

• стоимости услуг разных специалистов (плата рекламному агентству за разработку, услуги дизайнеров и т. п.);

• размера зарплаты персонала, который занимался его разработкой, стоимости материала, на котором печатались пробные образцы ТМ, и т. п.

Подтверждение того, что такие расходы являются расходами периода, находим и в п. 63 МСБУ 38 «Нематериальные активы». В нем указано, что затраты на «внутригенерированные» ТМ не следует признавать как НМА. И причина простая: в этом случае не выполнен один из важных критериев признания актива — возможность достоверно оценить его себестоимость (п. 7 П(С)БУ 8). Согласитесь, что отделить расходы на создание ТМ от расходов на развитие всего предприятия достаточно трудно.

При этом, поскольку такие расходы связаны именно с реализацией продукции (попытка защитить ее от подделки), то их следует относить в состав расходов на сбыт и отражать на счете 93. С этим соглашается и Минфин в письме от 11.09.06 г. № 31-34000-10-10/18842 (ср. ).

2. Приобретение ТМ. Если вы приобрели уже зарегистрированную ТМ, то в учете вы создаете объект НМА. Его первоначальная стоимость будет состоять из (п. 10 и 11 П(С)БУ 8):

• стоимости приобретения;

• суммы госпошлины при получении Свидетельства или приложения к нему;

• суммы непрямых налогов, которые не подлежат возмещению (например, сумма НДС при приобретении неплательщиком НДС);

• других расходов, непосредственно связанных с созданием НМА и доведением до состояния, в котором они пригодны для использования по назначению.

Вышеупомянутые расходы на регистрацию ТМ до получения Свидетельства субъект хозяйствования собирает на дебете субсчета 154, а после получения Свидетельства и введения в эксплуатацию ТМ все расходы списывает в дебет субсчета 123 «Права на коммерческие обозначения». На этом субсчете ведется учет наличия прав на коммерческие обозначения, права на ТМ (знаки для товаров и услуг) и коммерческие (фирменные) наименования и тому подобное.

Расходы на получение права собственности на ТМ, как и остальных НМА, подлежат амортизации. При этом предприятие самостоятельно устанавливает срок полезного использования НМА (пп. 25 — 31 П(С)БУ 8). Но, поскольку Свидетельство выдается на 10 лет, целесообразно установить и срок полезного использования, ориентируясь на этот срок.

Начисление амортизации этих активов осуществляется начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором они введены в хозяйственный оборот по одному из методов начисления, предусмотренных в П(С)БУ 7 «Основные средства», который предприятие выберет самостоятельно.

В то же время, если вы являетесь плательщиком налога на прибыль, то при определении срока полезного использования ТМ вам нужно ориентироваться на сроки начисления амортизации НМА, прописанные в п.п. 138.3.4 НКУ. В нем указано, что ТМ отнесена к группе 3 НМА и срок полезного использования таких активов определяется в соответствии с правоустанавливающим документом. Свидетельство на ТМ выдается на 10 лет, потому сроки полезного использования ТМ в бухучете и в налоговом учете должны совпадать.

Налоговый учет

Налоговый учет расходов на разработку/приобретение ТМ непосредственно зависит от того, как такие расходы квалифицируют в бухучете.

1. Разработка ТМ. Как мы сказали выше, в бухучете такие расходы являются расходами отчетного периода. Поэтому в налоговом учете все предприятия (независимо от того, являются они «высокодоходными» или «малодоходными» плательщиками налога на прибыль) такие расходы отражают по тем же правилам, что и в бухучете. То есть такие расходы уменьшают объект обложения налогом на прибыль в периоде их отражения в бухучете.

2. Приобретение ТМ. Если речь идет о приобретении ТМ, то в бухучете предприятие создает объект НМА. То есть в периоде понесения расходов на приобретение ТМ плательщики налога на прибыль группируют их на счете учета капитальных инвестиций, а следовательно, они не увеличивают бухгалтерские расходы и не влияют на финансовый результат как объект обложения налогом на прибыль.

При этом у предприятий-малодоходников такие расходы уменьшат финрезультат для целей налогообложения постепенно в составе амортизации стоимости объекта НМА.

Предприятиям-высокодоходникам, а также малодоходникам-добровольцам нужно помнить, что у них налоговый учет данными бухучета не ограничивается. Для расчета налога на прибыль им придется корректировать бухгалтерский финрезультат на налоговые разницы, в том числе на разницы, которые возникают при начислении амортизации НМА (пп. 138.1 и 138.2 НКУ).

Как вы знаете, суть расчета этой разницы заключается в том, что налогоплательщик при расчете объекта налогообложения:

• увеличивает финрезультат на сумму амортизации, начисленной по бухгалтерским правилам (п. 138.1 НКУ), и одновременно

• уменьшает финрезультат на сумму амортизации, рассчитанной по налоговым правилам (п. 138.2 НКУ).

То есть в конце концов на объект налогообложения высокодоходника (малодоходника-добровольца) повлияет только амортизация, определенная по правилам НКУ.

Выходит, что предприятия-высокодоходники и малодоходники-добровольцы вынуждены вести отдельный налоговый учет операций с НМА.

Поэтому при зачислении НМА в состав активов не забудьте сформировать его первоначальную стоимость в налоговом учете, а также определиться с «налоговым» методом начисления амортизации и сроком ее начисления для целей налогообложения (п.п. 138.3.4 НКУ).

В завершение разговора о ТМ приведем пример отражения в учете расходов на создание/приобретение ТМ.

Отражение в учете расходов на создание/приобретение ТМ

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,

грн.

дебет

кредит

Создание ТМ

1. Перечислена дизайнерскому агентству предоплата за создание макета ТМ

371

311

24000,00

2. Отражен налоговый кредит по НДС (на основании НН, зарегистрированной в ЕРНН)

641

644/2

4000,00

3. Передан макет ТМ

93

631

20000,00

4. Списан налоговый кредит по НДС

644/2

631

4000,00

5. Отражен зачет задолженностей

631

371

24000,00

6. Уплачен сбор за подачу заявки на регистрацию ТМ для товаров и услуг

377

311

2000,00

7. Уплачен сбор за публикацию о выдаче свидетельства на ТМ

377

311

150,00

8. Уплачена госпошлина за выдачу свидетельства на ТМ

642

311

85,00

9. Списана в состав расходов сумма сборов (2000 + 150)

93

377

2150,00

10. Списана в состав расходов сумма госпошлины

93

642

85,00

Приобретение ТМ

1. Перечислена плата за ТМ

371

311

36000,00

2. Отражен налоговый кредит по НДС (на основании НН, зарегистрированной в ЕРНН)

641

644/2

6000,00

3. Отражены расходы, связанные с регистрацией факта передачи прав на ТМ

154

631

3500,00

4. Получено Свидетельство на ТМ

154

631

30000,00

5. Списан налоговый кредит по НДС

644/2

631

6000,00

6. Отражен зачет задолженностей

371

631

36000,00

7. Введена в хозяйственный оборот ТМ

123

154

33500,00

Документы и сокращения статьи

Закон № 3689 — Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» от 15.12.93 г. № 3689-XII.

Декрет № 7-93 — Декрет КМУ «О государственной пошлине» от 21.01.93 г. № 7-93.

Порядок № 1716 — Порядок уплаты сборов за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 23.12.04 г. № 1716.

Правила № 116 — Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства Украины на знак для товаров и услуг, утвержденные приказом Государственного патентного ведомства Украины от 28.07.95 г. № 116.

ТМ — торговая марка.

МКТУ — Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков.

НМА — нематериальный актив.

НН — налоговая накладная.

ЕРНН — Единый реестр налоговых накладных.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше