Нужна ли вообще аптечка?
В письме Исполнительной дирекции Фонда «несчастного случая» от 16.08.05 г. № 261-05-3 отмечено, что в настоящее время нет единого нормативно-правового акта по охране труда, который обязывал бы предприятия иметь медаптечки. С тех пор ситуация не изменилась.
В то же время из других актов законодательства вытекает необходимость обеспечения рабочих мест аптечками.
Работодатель обязан создать на каждом рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда, а также обеспечить соблюдение требований законодательства относительно прав работников в сфере охраны труда ( ст. 13 Закона об охране труда*).
* Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII.
С этой целью работодатель обеспечивает функционирование системы управления охраной труда, в частности принимает срочные меры для помощи пострадавшим. За нарушение этих требований он несет непосредственную ответственность.
Также при наступлении несчастного случая непосредственный руководитель работ (уполномоченное лицо предприятия) обязан, в частности, срочно организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшему ( п. 8 Порядка № 1232**). Именно здесь и пригодится аптечка.
Отсюда вывод: аптечка на предприятии все-таки нужна!
Автомобильная аптечка
К эксплуатации транспортных средств выдвигают определенные требования. Так, в частности, в автомобиле обязательно должна находиться аптечка первой медицинской помощи: запрещается эксплуатация ТС без медицинской аптечки (с нанесенными на нее сведениями о типе ТС, для которого она предназначена, на мотоцикле с боковым прицепом, легковом, грузовом автомобиле, колесном тракторе, автобусе, микроавтобусе, троллейбусе, автомобиле, перевозящем опасный груз) (п.п. «є» п.п. 31.4.7 ПДД).
Аптечка, соответствующая требованиям госстандарта ДСТУ 3961-2000 «Аптечка медична автомобільна», должна располагаться в закрепленном состоянии в месте, определенном предприятием-производителем. Если конструкцией ТС такого места не предусмотрено, аптечка должна находиться в легкодоступном месте.
Инспекторы ГАИ настаивают на том, что автомобильная аптечка — это часть комплектности ТС. Соответственно они имеют право проверять ее согласно п.п. «б» п. 2.4 ПДД (ср. ). При этом за отсутствие аптечки (о ее составе — далее) они грозят штрафом за вождение ТС, имеющих технические неисправности, с которыми эксплуатация запрещена, — 340 грн. ( ч. 1 ст. 121 КоАП),
а если речь о ТС, предоставляющем услуги по перевозке пассажиров, — от 680 грн. ( ч. 2 ст. 121 КоАП). В то же время можно поспорить: отсутствие или неправильная комплектация аптечки не является технической неисправностью. Поэтому максимальный штраф — предупреждение по ст. 125 КоАП.
Что положить в аптечку?
Точного перечня медпрепаратов, средств и приборов, которые должны находиться в аптечке на предприятии, нет. В то же время некоторые отраслевые нормативные документы, которые требуют наличия аптечки, расписывают ее содержимое.
Это, например, приложение 5 к Правилам безопасности при работах на кабельных линиях связи и проводного вещания (НПАОП 64.2-1.07-96), приложение 10 (часть 4) к Правилам безопасности систем газоснабжения Украины (НПАОП 0.00-1.20-98), Инструкция по оказанию первой помощи пострадавшим в результате несчастного случая, произошедшего во время обслуживания энергетического оборудования (СОУ-Н МПЕ 40.1.03.702:2005).
Также перечень лекарств, которые должны находиться в автомобильной аптечке, утвержден приказом МОЗ от 07.07.98 г. № 187. Причем здесь приведены перечни для двух видов аптечек, в зависимости от количества пассажиров:
— аптечка № 1*** (для пассажирских легковых транспортных средств с количеством пассажиров до 9 человек и грузового транспорта) — состоит из 16 наименований медпрепаратов и изделий медицинского назначения, а также прилагаемой к ним инструкции по пользованию средствами автомобильной аптечки;
— аптечка № 2**** (для пассажирских транспортных средств с количеством пассажиров более 9 человек) — состоит из 24 наименований медицинских препаратов и изделий медицинского назначения, а также инструкции по их применению.
Мы обобщили указанные рекомендации и приводим примерный перечень содержимого аптечки предприятия (см. схему на следующей странице). Фонд «несчастного случая» в упомянутом выше письме отмечает: перечень необходимых лекарств, которыми должны комплектоваться медицинские аптечки, определяется характером вредных и опасных производственных факторов, которые могут возникнуть на рабочем месте.
Важно: нужно определить ответственного, который будет закупать медикаменты и следить за сроком их годности. Разумно, если таким человеком будет член службы охраны труда предприятия.
Как выбросить старые лекарства?
Лекарства с истекшим сроком годности ни в коем случае нельзя использовать. Но просто так выбросить их в мусор тоже запрещено. Их нужно утилизировать в порядке, прописанном Правилами утилизации*****. Наличие лекарств, не подлежащих дальнейшему использованию, определяют органы госконтроля и/или должностные (уполномоченные) лица хозсубъектов в сфере оборота лекарств и оформляют актом, форма которого приведена в приложении 1 к Правилам утилизации.
Примерный перечень лекарств и предметов, которые должны содержаться в аптечке
Неликвидные лекарства нужно передать предприятиям, которые имеют лицензию на обращение с опасными отходами (прямо или через поставщиков, если есть такая возможность). Также органам госконтроля по месту осуществления деятельности нужно подать информацию о передаче лекарств, не подлежащих дальнейшему использованию, на утилизацию или обезвреживание (приложение 2 к Правилам утилизации).
Важно: списание просроченных лекарств нужно документально оформить — актом списания. В этот же акт можно включить перечень использованных медпрепаратов. Такие акты разумно составлять периодически (например, раз в месяц или в квартал).
Учет покупки и пополнения аптечки
Вы прекрасно знаете, что использование активов в хозяйственной деятельности с 01.01.2015 г. больше не является яблоком раздора в вопросе налоговых расходов. С начала 2015 года учет налога на прибыль ориентируется на бухгалтерский учет.
Но хозяйственность все еще нужна для целей НДС, а также для «налоговой» амортизации высокодоходных плательщиков налога на прибыль, которые используют налоговые разницы.
Мы подскажем вам аргумент «за»: выше мы отмечали, что аптечка на предприятии необходима в рамках охраны труда, а наличие аптечки при эксплуатации ТС является обязательным согласно ПДД.
Важный нюанс: не все лекарства и/или медизделия могут облагаться НДС по льготной ставке 7 %. Поэтому, заполняя декларацию по НДС, внимательно разносите суммы НК в стр. 10.1.1 и 10.1.2.
Что касается отражения такой покупки в учете, то для предприятия, приобретающего укомплектованную аптечку впервые, она окажется объектом МНМА. Для сближения бухучета с налоговым стоимостный предел для отнесения активов в состав МНМА лучше установить на уровне 6000 грн.****** (ориентир на определение ОС из п.п. 14.1.138 НКУ).
****** См. статьи «Дележ» ОС/МНМА по-новому: как настроить учет?» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 34, «Новый предел для ОС: обязательно ли изменять учетную политику?» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 36.
Зачислив приобретенную аптечку на субсчет 112, можете воспользоваться выгодными методами их амортизации: «50 % на 50 %» либо же «100 %» ( п. 27 П(С)БУ 7).
Дальнейшее пополнение аптечки лекарственными средствами и изделиями медназначения следует отражать по дебету субсчета 209 «Прочие материалы».
Как выбрать правильные статьи расходов для начисления амортизации аптечки и списания закупленных лекарств? Если речь идет об автомобильной аптечке, то все зависит от направления использования автотранспорта (автомобиль, обслуживающий админперсонал, — административные расходы и счет 92, а доставляющий продукцию потребителям, — расходы на сбыт и счет 93).
Если же говорим об аптечке, которая хранится на предприятии, то за основу можно взять то, для работников какого подразделения предназначена аптечка (например, расходы на приобретение аптечки для производственного цеха попадут в общепроизводственные расходы на счет 91).
Пример. Приобретена «универсальная» аптечка для офиса стоимостью 150,00 грн. (в том числе НДС — 9,81 грн. по ставке 7 %). Затем запасы аптечки пополнили новыми лекарствами.
Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн. | |
дебет | кредит | ||
1. Получили аптечку | 153 | 631 | 140,19 |
631 | 311 | 150,00 | |
2. Отразили НК по НДС на основании НН | 641 | 631 | 9,81* |
3. Аптечку передали в эксплуатацию (выдана ответственному лицу, передана для автомобиля) | 112 | 153 | 140,19 |
4. При передаче аптечки в эксплуатацию начислили амортизацию | 92 (91, 93, 949) | 132 | 140,19** |
5. Приобрели новые медпрепараты для пополнения аптечки | 209 | 631 | 81,31 |
631 | 311 | 87,00 | |
6. Отражен НК на основании НН | 641 | 631 | 5,69 |
7. Закупленные медпрепараты передали для аптечки | 92 (91,93,949) | 209 | 81,31 |
* Считаем, что сама аптечка и ее содержимое облагаются по ставке НДС 7 %. Для того, чтобы «вынуть» сумму НДС из общей суммы покупки: 150,00 х 7 : 107 = 9,81 (грн.). Чтобы найти сумму покупки без 7-процентного НДС: 150,00 : 1,07 = 140,19 (грн.). ** Предприятие начисляет амортизацию по МНМА методом «100 %». |