Дарим новогодние радости
Кто из нас не любит получать подарки? Это радостно и приятно. Но дарить их — не менее приятное занятие, ведь таким образом мы можем выразить самые искренние наши чувства. А Новый год — это прекрасный повод порадовать не только близких нам людей, но и партнеров по бизнесу, покупателей и клиентов. О том, как отразить расходы на такие новогодние хлопоты, вы узнаете из данной статьи.
Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Документы статьи
КоАП
— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.Закон о налоге на прибыль
— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР4.Закон об НДС
— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.Закон о лицензировании
— Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.Закон о патентовании
— Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. № 98/96-ВР.Закон об РРО
— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.Закон № 481
— Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.Закон № 889
— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.Закон № 2288
— Закон Украины «Об обращении со взрывчатыми материалами промышленного назначения» от 23.12.2004 г. № 2288-IV.Закон № 2806
— Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.Закон № 4004
— Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII.Концепция № 1065
— Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности, утвержденная постановлением КМУ от 22.08.2007 г. № 1065.Положение № 1077
— Положение об изготовлении, хранении и реализации торговых патентов, утвержденное постановлением КМУ от 13.07.98 г. № 1077.Перечень № 1336
— Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.Лицензионные условия № 128/1037
— Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей, утвержденные приказом Госкомпредпринимательства, Министерства финансов Украины от 12.12.2002 г. № 128/1037.Правила № 1649
— Временные правила обращения в Украине бытовых пиротехнических изделий, утвержденные приказом МВД Украины от 23.12.2003 г. № 1649.
Новогодние скидки и распродажи
Торговое предприятие решило провести новогоднюю акцию, заключающуюся в предоставлении скидок покупателям на определенную группу товаров. Каков порядок налогообложения такого мероприятия?
Принимая решение о проведении любого маркетингового мероприятия, в том числе и новогодней акции, предприятию следует позаботиться о его грамотном документальном оформлении. Ведь именно от этого будет зависеть дальнейший учет такого мероприятия. Для этого, прежде всего, должен быть составлен распорядительный документ о проведении акции —
приказ. В нем указываются период предоставления скидок, их размер, условия предоставления, а также информация о том, что акция является маркетинговым мероприятием (элементом маркетинговой политики предприятия) и проводится с целью продвижения товаров на рынок, повышения спроса, расширения круга потребителей и т. п.Объявление о новогодней акции (скидках и распродажах) и условиях ее проведения имеет смысл разместить на видном месте (в торговом зале, на входе, в витрине магазина) или в средствах массовой информации. Такие действия дадут возможность предприятию, во-первых, отстоять связь проводимого мероприятия
с хозяйственной деятельностью, а во-вторых, подтвердить обычность акционной (т. е. более низкой) цены товара, поскольку считается, что такой товар продается путем публичного объявления условий продажи (см. п.п. 1.20.3 Закона о налоге на прибыль).Это означает, что валовой доход и налоговые обязательства по НДС продавец отразит по общеустановленным правилам
исходя из обычной (продажной) цены товара. При этом не нужно беспокоиться о корректировке ранее отраженных валовых расходов и налогового кредита по НДС, ведь осуществляемая операция имеет хозяйственную направленность.Пример 1.
Магазин «Водолей» проводит рекламную акцию, в ходе которой с 15 по 31 декабря 2008 года всем покупателям предоставляется скидка в размере 20 % на спортивное снаряжение фирмы «Фея».Остатки товара на начало месяца составили 150000 грн. по розничным ценам. Торговая наценка в остатках товаров — 34500 грн.
В течение декабря 2008 года предприятие приобрело товар на сумму 48000 грн. (без НДС — 40000 грн.; НДС 20 % — 8000 грн.). Продажная стоимость приобретенного товара — 52000 грн.
Согласно отчетам РРО реализован товар по розничным ценам (без учета скидки) на сумму 96000 грн., в том числе стоимость спортивного снаряжения, проданного с 15 по 31 декабря, — 36000 грн. Скидка составила 7200 грн.
В кассу поступила выручка в сумме 88800 грн. (96000 грн. - 7200 грн.).
В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:
Учет новогодних скидок и распродаж
Таблица 1
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Сумма, грн. | Бухгалтерский учет | Налоговый учет | ||
Дт | Кт | ВД | ВР | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Оприходованы товары | 40000 | 281 | 631 | — | 40000 |
2 | Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости товаров | 8000 | 641/НДС | 631 | — | — |
3 | Оплачены полученные товары | 48000 | 631 | 311 | — | — |
4 | Товары переданы в розницу | 40000 | 282 | 281 | — | — |
5 | Начислена торговая наценка | 12000 | 282 | 285 | — | — |
6 | Отражен доход от реализации товаров (с учетом скидки) | 88800 | 301 | 702 | 74000 | — |
7 | Начислены налоговые обязательства по НДС в составе стоимости товаров | 14800 | 702 | 641/НДС | — | — |
8 | Отражена торговая скидка | 7200 | 285 | 282 | — | — |
9 | Списана сумма реализованной торговой наценки | 14899* | 285 | 282 | — | — |
* Сумма торговой наценки, относящейся к реализованным товарам, рассчитывается следующим образом: 1) определяется средний процент торговой наценки: [(34500 + 12000) : (150000 + 52000) х 100 % = 23,02 %]; 2) определяется сумма реализованной торговой наценки: [96000 х 23,02 % : 100 % = 22099 (грн.)]. Поскольку сумма скидки уже отражена в строке 8 данной таблицы, в строку 9 записываем разницу: [22099 - 7200 = 14899 (грн.)]. | ||||||
10 | Отражена себестоимость реализованных товаров | 73901* | 902 | 282 | — | — |
* Себестоимость реализованных товаров определяется как разница между продажной стоимостью реализованных товаров и торговой наценкой, относящейся к реализованным товарам: [96000 - 22099 = 73901 (грн.)]. | ||||||
11 | Списаны на финансовый результат: | |||||
— доход от реализации товаров | 74000 | 702 | 791 | — | — | |
— себестоимость реализованных товаров | 73901 | 791 | 902 | — | — |
И несколько слов о правилах налогообложения доходов покупателей — физических лиц. В соответствии с
п.п. 4.2.9 Закона № 889 в доходы покупателя должна попадать сумма скидки с цены (стоимости) товаров (услуг), превышающая обычную, рассчитанную по правилам определения обычных цен (в размере такой скидки). Однако если предоставляемая всем покупателям скидка является обычной согласно п. 1.20 Закона о налоге на прибыль (т. е. действует принцип неизбирательности), оснований для включения суммы скидки в налогооблагаемый доход физических лиц нет.
Новогодний розыгрыш призов
Предприятие планирует провести новогодний розыгрыш призов среди своих покупателей. Нужно ли в данном случае получать соответствующие лицензию и торговый патент? В каком порядке осуществляется налоговый и бухгалтерский учет такой акции?
В рассматриваемой ситуации розыгрышу призов среди покупателей целесообразно придать ярко выраженную
рекламную окраску. В противном случае проводимая акция может быть классифицирована, с точки зрения п. 29 ст. 9 Закона о лицензировании, как организация лотереи — разновидности игорного бизнеса.На помощь здесь приходит
п. 1.1 Лицензионных условий № 128/1037, в котором сказано, что данные Лицензионные условия не распространяются на проведение на бесплатной основе розыгрышей среди покупателей товаров (услуг) с выдачей выигрышей в наличной или имущественной форме, которые проводятся с целью рекламы.Так что для избежания лицензирования нужно:
—
во-первых, представить розыгрыш призов, проводимый с целью повышения заинтересованности покупателей в приобретении конкретной продукции (товаров, работ, услуг) и для создания определенного имиджа предприятия-продавца как рекламную кампанию по стимулированию продажи товаров (работ, услуг);—
во-вторых, соблюсти важный момент — бесплатность участия покупателей в розыгрыше.Теперь что касается патентования.
Поскольку проведение розыгрыша призов среди покупателей связано с выдачей денежных
выигрышей в наличной или имущественной форме, может возникнуть вопрос о необходимости приобретения торгового патента на осуществление операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса.Беспокоиться не стоит — деятельность по проведению розыгрыша призов, главной целью которой является привлечение покупателей
(а не получение прибыли), не имеет ничего общего с игорным бизнесом. Ведь проводимая акция — это не что иное, как реклама товаров с целью увеличения на них потребительского спроса. А рекламные розыгрыши не подлежат патентованию. С этим согласны и в ГНАУ (см. письма от 14.02.2006 г. № 48/2/15-0410 в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 31 и от 07.07.2006 г. № 4499/6/15-0416 в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 102).Правда, для подстраховки в этом случае лучше запастись определенными доказательствами того, что розыгрыш призов проводится
исключительно в рекламных целях. Для этого нужно:—
во-первых, представить сам розыгрыш как рекламную кампанию. С этой целью имеет смысл издать соответствующий приказ и назначить ответственного за проведение такой рекламной кампании;—
во-вторых, не упоминать термин «лотерея», а назвать эту операцию акцией;— в-третьих
, представить сам выигрыш или приз как подарок или как возможность приобрести товар за символическую плату (так будет гораздо безопаснее с налоговой точки зрения);— в-четвертых
, проинформировать потенциальных покупателей о том, что по итогам акции они смогут получить подарок только в имущественной форме.В налоговом учете торгового предприятия призы и выигрыши рассматриваются как безвозмездно предоставленные товары (см.
п. 1.23 Закона о налоге на прибыль).Для отражения затрат на приобретение и распространение таких товаров в
рекламных целях в составе валовых расходов следует руководствоваться абзацем вторым п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль, который позволяет включить указанные расходы в валовые в размере, не превышающем 2 % налогооблагаемой прибыли предприятия за предыдущий отчетный (налоговый) год.Размер хотя и невелик, но при наличии приличной прибыли за предыдущий год все затраты, связанные с проведением рекламного розыгрыша, «впишутся» в установленные 2 %.
С валовым доходом ситуация складывается так. В случаях, когда призы передаются бесплатно неплательщику налога на прибыль (в том числе физическому лицу) или нестандартному его плательщику, предприятие-даритель
отражает валовой доход исходя из обычных цен. С учетом п. 1.20 Закона о налоге на прибыль обычной ценой здесь будет считаться стоимость этих или аналогичных им товаров, по которой они реализовывались бы покупателям за денежные средства в обычных рыночных условиях, а не передавались бы бесплатно.Если же призы передаются бесплатно плательщику налога на прибыль, то валовой доход
не возникает, вернее он равен нулю. Такой вывод следует из положений пп. 7.4.1 , 7.4.3 Закона о налоге на прибыль и подтверждается постановлением ВХСУ от 22.09.2004 г. по делу № 11/508 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 84).Что касается НДС, то факт использования товаров, приобретенных для рекламных розыгрышей, в хозяйственной деятельности налогоплательщика дает ему право включить суммы «входного» НДС по ним в налоговый кредит на основании
п.п. 7.4.1 Закона об НДС. При этом в отношении тех бесплатно розданных призов, стоимость которых превысила 2 % ограничение и не попала в валовые расходы, корректировка изначально отнесенных в налоговый кредит сумм НДС не производится. Это подтверждает и ГНАУ в письмах от 15.05.2006 г. № 9120/7/16-1517-15 и от 16.06.2006 г. № 6421/6/16-1515-26 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 55 и 80 соответственно).Следует помнить, что по правилу, установленному
п. 4.2 Закона об НДС, бесплатная передача товаров сопровождается начислением налоговых обязательств по НДС по ставке 20 % исходя из фактической цены операции, но не ниже обычных цен. Как и при отражении валового дохода, обычной ценой при начислении налоговых обязательств по НДС будет стоимость этих или подобных товаров, по которой они реализовывались бы покупателям за денежные средства в обычных рыночных условиях.Не забудьте, что предоставление приза покупателю — физическому лицу в результате проведения новогоднего розыгрыша влечет за собой необходимость обложения стоимости такого приза
налогом с доходов физических лиц по двойной ставке (30 %). На это указывают налоговики в письме от 14.10.2005 г. № 9924/6/17-3116.В таком случае база для налогообложения должна исчисляться с применением «натурального» коэффициента (в 2008 году —
1,428571). Хотя представители налоговой службы по этому поводу считают, что «натуральный» коэффициент для определения объекта обложения налогом с доходов не применяется вообще (см. письмо от 08.10.2008 г. № 20454/7/17-0717). С такой точкой зрения согласиться сложно, поскольку при выдаче дохода в натуральной форме физическое лицо получает целостный предмет, денежное выражение которого является «чистым» доходом физического лица. Так что доход к начислению должен определяться путем умножения такого «чистого» дохода на «натуральный» коэффициент. Подробнее данный вопрос рассмотрен в статье «Натуральный» коэффициент: особенности применения» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 71).Пример 2.
Магазин «Уют» с рекламной целью организовал проведение розыгрыша чеков, в результате которого покупателю — обладателю выигрышного чека предоставляется возможность получить в качестве приза набор посуды, который ранее был приобретен для вручения в виде приза за 480 грн. (без НДС — 400 грн.; НДС 20 % — 80 грн.). Эта цена является обычной.Налогооблагаемая прибыль предприятия за 2007 год составила 100000 грн. Следовательно, сумма, которая может быть включена в валовые расходы в связи с проведением рекламного розыгрыша, составляет 2000 грн. (100000 грн.
х 2 % : 100 %).Вручение приза оформляется путем составления акта приема-передачи с указанием его стоимости.
Размер налогооблагаемого дохода получателя приза в рассматриваемой ситуации составляет 685,71 грн. (480 грн.
х 1,428571). Соответственно сумма налога с доходов, которую предприятие должно перечислить в бюджет не позднее дня, следующего за днем выдачи приза, составляет 205,71 грн. (685,71 грн. х 30 % : 100 %).В налоговом и бухгалтерском учете предприятия данные операции отражаются следующими записями:
Учет выдачи приза в результате новогоднего розыгрыша
Таблица 2
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Сумма, грн. | Бухгалтерский учет | Налоговый учет | ||
Дт | Кт | ВД | ВР | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Приобретен набор посуды с целью передачи в виде приза | 400,00 | 281 | 631 | — | 400* |
* Поскольку 2 % предел не превышен, расходы на приобретение товара, передаваемого в качестве приза, в полном объеме включаются в состав валовых расходов предприятия на основании п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль. | ||||||
2 | Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости приобретенного набора посуды | 80,00 | 641/НДС | 631 | — | — |
3 | Перечислены поставщику денежные средства за приобретенный набор посуды | 480,00 | 631 | 311 | — | — |
4 | Вручен приз покупателю по результатам проведения розыгрыша | 400,00 | 377 | 281 | 400 | — |
5 | Отражены налоговые обязательства по НДС | 80,00 | 377 | 641/НДС | — | — |
6 | Начислен доход физическому лицу — получателю приза | 685,71 | 93 | 685 | — | — |
7 | Начислен налог с доходов физических лиц | 205,71 | 377 | 641/НДФЛ | — | — |
8 | Произведен зачет задолженности с покупателем | 685,71 | 685 | 377 | — | — |
9 | Перечислен в бюджет налог с доходов физических лиц | 205,71 | 641/НДФЛ | 311 | — | — |
Новогодняя ярмарка
Предприятие планирует принять участие в новогодней ярмарке с целью реализации своей продукции — изделий из меха. Нужно ли для этой цели приобретать торговый патент и получать разрешение на размещение объекта торговли? В каком порядке отражаются в учете расходы на участие в ярмарке?
Прежде всего напомним, что
ярмарка представляет собой мероприятие, непосредственно связанное с розничной или оптовой торговлей, проводимое регулярно в определенном месте и в определенный срок. Такая расшифровка дана в Концепции № 1065.Участвуя в ярмарке, субъект хозяйственной деятельности может не только демонстрировать свою продукцию, товары, работы или услуги, но и продавать их, то есть непосредственно осуществлять торговую деятельность. Причем такая деятельность классифицируется как
выездная (мелкорозничная) торговля, что предусматривает наличие у предприятия определенных документов, которые оформляются согласно требованиям законодательства Украины для осуществления этого вида торговли.Так, учитывая, что торговая деятельность на ярмарке осуществляется за наличные, предприятию необходим торговый патент. А поскольку ярмарочные мероприятия имеют
непродолжительный характер, приобретается краткосрочный торговый патент (п. 16 Положения № 1077).Причем заметьте: даже если предприятие уже имеет обычный торговый патент на осуществление торговой деятельности, для торговли на ярмарке оно все равно должно приобрести
краткосрочный торговый патент. Ведь ярмарка для него — это отдельная торговая точка (а торговый патент, как предусмотрено п. 3 ст. 3 Закона о патентовании, приобретается на каждую из торговых точек).У такого патента согласно
пп. 4, 5 ст. 3 Закона о патентовании:— срок действия составляет
от 1 до 15 дней;— плата установлена в фиксированном размере —
10 грн. за каждый день торговли и должна быть внесена не позднее чем за один день до начала осуществления торговой деятельности.Краткосрочный торговый патент выдается на основании заявки субъекта предпринимательства в трехдневный срок со дня ее предоставления (
п. 12 Положения № 1077). Для его получения предприятию следует обратиться в налоговый орган по месту проведения ярмарки.Кроме патента, для участия в ярмарке нужно подумать и о
разрешении на размещение объекта торговли. Вообще-то, со вступлением в силу Закона № 2806 правовых оснований для оформления и выдачи разрешений на размещение объекта торговли нет. На это указывает Госкомпредпринимательства в письме от 14.08.2007 г. № 6048 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 80). Однако если решениями местных органов власти предусмотрено получение такого разрешения, через эту процедуру, видимо, придется пройти.Несмотря на то что торговля на ярмарке осуществляется за наличные, применения регистраторов расчетных операций (РРО) в этом случае
не требуется (за исключением расположенных на территории ярмарки магазинов, киосков, палаток, павильонов, помещений контейнерного типа), но нужно использовать расчетные книжки (РК) и книги учета расчетных операций (КУРО). На это указывает п. 3 Перечня № 1336.Торговать таким образом (без РРО, но с РК и КУРО) можно лишь до тех пор, пока объем расчетных операций по всем объектам выездной ярмарочной торговли в течение года не превысит 200000 грн. (
п. 2 постановления № 1336).А вот субъектам предпринимательской деятельности — физическим лицам, которые приобрели фиксированный патент или уплачивают единый налог, предоставлено право торговать
без применения РРО и РК (см. пп. 5, 6 ст. 9 Закона об РРО).Для отражения расходов на участие в ярмарке в
налоговом учете важно, чтобы они имели хозяйственную направленность и носили рекламный характер.Конечно, абсолютно очевидно, что, демонстрируя свои товары на ярмарке, предприятие таким образом
рекламирует их в расчете на повышение спроса, расширение круга потребителей, увеличение объема продаж. Тем не менее рекомендуем подготовить соответствующие документы (приказ или распоряжение руководителя), подтверждающие рекламно-хозяйственную цель участия предприятия в ярмарке.Тогда у налогоплательщика будут все основания, руководствуясь
абзацем первым п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль, в полном объеме включить в валовые расходы ярмарочные затраты, среди которых могут быть:— плата за участие в ярмарке;
— плата за аренду выставочно-ярмарочного оборудования (или расходы на его изготовление, если они, конечно, не превышают 1000 грн.);
— расходы на создание и распространение рекламных материалов (каталогов, проспектов, календарей, блокнотов, листовок, прайс-листов и т. п.);
— расходы на транспортировку и др.
С учетом того, что расходы на участие в ярмарке имеют хозяйственную направленность, суммы «входного» НДС по ним предприятие включает в налоговый кредит отчетного периода на основании
п.п. 7.4.1 Закона об НДС.В
бухгалтерском учете расходы на проведение ярмарки классифицируются как расходы на рекламу и отражаются на счете 93 «Расходы на сбыт».Пример 3.
Предприятие «Соболек» планирует принять участие в новогодней ярмарке. В связи с этим его расходы составили:— плата за участие в ярмарке — 1446 грн. (без НДС — 1200 грн., НДС 20 % — 240 грн.; налог с рекламы — 6 грн. (предположим, что организатор ярмарки выставил предприятию счет, в котором указан налог с рекламы));
— аренда выставочно-ярмарочного оборудования — 480 грн. (без НДС — 400 грн.; НДС 20 % — 80 грн.).
В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:
Учет расходов на участие в новогодней ярмарке
Таблица 3
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Сумма, грн. | Бухгалтерский учет | Налоговый учет | ||
Дт | Кт | ВД | ВР | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Перечислена плата за участие в ярмарке | 1446 | 371 | 311 | — | 1206 |
2 | Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе платы за участие в ярмарке | 240 | 641/НДС | 644 | — | — |
3 | Перечислена плата за аренду выставочно-ярмарочного оборудования | 480 | 371 | 311 | — | 400 |
4 | Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе платы за аренду выставочно-ярмарочного оборудования | 80 | 641/НДС | 644 | — | — |
5 | Отражены в составе расходов отчетного периода: | |||||
— плата за участие в ярмарке (подписан акт выполненных работ) | 1206 | 93 | 685 | — | — | |
— плата за аренду выставочно-ярмарочного оборудования (подписан акт выполненных работ) | 400 | 93 | 685 | — | — | |
6 | Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС в составе платы за участие в ярмарке | 240 | 644 | 685 | — | — |
7 | Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС в составе платы за аренду выставочно-ярмарочного оборудования | 80 | 644 | 685 | — | — |
8 | Произведен зачет задолженности в части платы за участие в ярмарке | 1446 | 685 | 371 | — | — |
9 | Произведен зачет задолженности в части платы за аренду выставочно-ярмарочного оборудования | 480 | 685 | 371 | — | — |
10 | Отнесены на финансовый результат расходы на сбыт (1206 грн. + 400 грн.) | 1606 | 791 | 93 | — | — |
Подробнее о правилах учета выставочно-ярмарочных расходов изложено в
статье «Принимаем участие в выставках и ярмарках» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 54.
Фейерверк как элемент новогодней акции
Предприятие решило приобрести пиротехнические изделия для использования их в ходе рекламной акции. Включается ли стоимость такой покупки в состав валовых расходов?
Прежде всего укажем, что, принимая решение о приобретении пиротехнических изделий, нужно помнить об определенных требованиях к их использованию.
Так, согласно
п. 1.4 Правил № 1649 пиротехнические изделия могут быть бытового или технического и специального назначения.Использование пиротехнических изделий
технического и специального назначения допускается специалистами, которые владеют специальными знаниями и навыками, имеют соответствующую аттестацию и могут обеспечить надлежащие условия в отношении технического оснащения.Проведение
профессиональных фейерверков (салютов) с использованием пиротехнических изделий, для приведения в действие которых необходимо специальное оборудование, подпадает под действие Закона № 2288 и может проводиться исключительно зарегистрированными в установленном порядке и имеющими право на такой вид деятельности субъектами хозяйственной деятельности.Кроме того, такое
профессиональное мероприятие можно проводить только при наличии соответствующих письменных разрешений и заключений, выданных, в частности:— Госгорпромнадзором или его территориальным отделением;
— органами государственного пожарного надзора;
— взрывотехнической службой научно-исследовательского экспертно-криминалистического центра (НИЭКЦ) при УМВД Украины;
— органами местного самоуправления.
Данный список
не исчерпывающий и может быть дополнен местными положениями о порядке и правилах проведения фейерверков (салютов)*.* См., к примеру, Положение о порядке и правилах проведения фейерверков (салютов) на территории города Одессы (приложение к решению Одесского городского совета от 06.03.2006 г. № 5292-IV), Положение о порядке и правилах проведения фейерверков на территории Киева № 17/872, принятое Киевсоветом 31.07.2003 г.
Нарушение порядка производства, хранения, перевозки, торговли и использования пиротехнических средств приводит к применению штрафных санкций в размере от 35 до 60 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 595 до 1020 грн.) с конфискацией пиротехнических средств. За повторные нарушения в течение года штраф составляет уже от 60 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 1020 до 1700 грн.) с конфискацией пиротехнических средств (см.
ст. 1956 КоАП).Так что во избежание каких-либо вопросов со стороны вышеперечисленных органов предприятию лучше всего обратиться к специалистам, которые помогут качественно и безопасно провести профессиональный фейерверк.
Однако если вы решили устроить праздник своими силами, то можете воспользоваться
пиротехническими изделиями бытового назначения, предназначенными для развлечений (проведения фейерверков). Они свободно продаются населению и обращение с ними не требует специальных знаний и навыков. Использование таких изделий осуществляется самостоятельно с соблюдением требований инструкции по их применению, которая прилагается к этим изделиям или наносится на их потребительскую упаковку.Однако учтите, что проведение фейерверков (салютов) и использование пиротехнических изделий запрещены в ночное время — с 22.00 до 8.00 ч (см.
ст. 24 Закона № 4004).У предприятия, приобретающего бытовые пиротехнические изделия, есть вполне реальные шансы увеличить свои валовые расходы на стоимость такой покупки. Придать ей соответствующий статус можно с помощью
абзаца второго п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль, позволяющего учесть в составе валовых расходов затраты на организацию приемов, презентаций и праздников, приобретение и распространение подарков, включая бесплатную раздачу образцов товаров или бесплатное предоставление услуг (выполнение работ) в рекламных целях.В связи с тем, что приобретенные пиротехнические изделия планируется использовать
в ходе рекламной акции, можно утверждать: проведение такого мероприятия, как фейерверк, непосредственно связано с хозяйственной деятельностью предприятия.Для верности рекламную цель приобретения пиротехнических изделий следует отразить в приказе или распоряжении руководителя. Это может быть, например, увеличение объемов реализации, расширение круга потребителей и в конечном итоге — получение дополнительной прибыли.
Тогда стоимость указанных изделий на вполне законных основаниях увеличит валовые расходы налогоплательщика (разумеется, в пределах 2 % налогооблагаемой прибыли за предыдущий отчетный (налоговый) год).
Хотя налогоплательщики, для которых
организация праздников на заказ и за счет других лиц является основным видом деятельности (сюда можно отнести, в частности, кафе, рестораны, развлекательные центры и т. п.), вправе претендовать на валовые расходы по таким затратам в полной сумме на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль.Хозяйственная направленность расходов на проведение фейерверка позволит увеличить и налоговый кредит отчетного периода на сумму «входного» НДС на основании
п.п. 7.4.1 Закона об НДС, причем без оглядки на 2 % лимит.Кстати, в таком же порядке нужно действовать и в ситуации, если вы обратились к специалистам для проведения профессионального фейерверка (салюта).
Пример 4.
Предприятие «Малахит» в канун Нового года решило провести рекламную акцию в честь открытия своего магазина и устроить фейерверк. Для этой цели приобретены бытовые пиротехнические изделия на сумму 6000 грн. (без НДС — 5000 грн.; НДС 20 % — 1000 грн.).Налогооблагаемая прибыль предприятия за 2007 год составила 210000 грн. Следовательно, сумма, которая может быть включена в валовые расходы в связи с проведением рекламного розыгрыша, составляет 4200 грн. (210000 грн.
х 2 % : 100 %). Оставшаяся сумма 800 грн. (5000 грн. - 4200 грн.) в валовые расходы не попадает.В налоговом и бухгалтерском учете предприятия данные операции отражаются следующими записями:
Учет расходов на проведение фейерверка с использованием бытовых пиротехнических изделий
Таблица 4
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Сумма, грн. | Бухгалтерский учет | Налоговый учет | ||
Дт | Кт | ВД | ВР | |||
1 | Перечислена предоплата за бытовые пиротехнические изделия | 6000 | 371 | 311 | — | 4200* |
* Стоимость пиротехники включается в состав валовых расходов на основании п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль только в пределах 2 % лимита, т. е. в сумме 4200 грн. | ||||||
2 | Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе суммы предоплаты за бытовые пиротехнические изделия | 1000 | 641/НДС | 644 | — | — |
3 | Оприходованы приобретенные бытовые пиротехнические изделия | 5000 | 209 | 631 | — | — * |
* Стоимость приобретенных бытовых пиротехнических изделий в сумме 4200 грн. участвует в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль. | ||||||
4 | Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС при оприходовании бытовых пиротехнических изделий | 1000 | 644 | 631 | — | — |
5 | Произведен зачет задолженностей | 6000 | 631 | 371 | — | — |
6 | Использованы бытовые пиротехнические изделия в ходе проведения рекламной акции | 5000 | 93 | 209 | — | — |
7 | Отнесена на финансовый результат стоимость использованных бытовых пиротехнических изделий | 5000 | 791 | 93 | — | — |
Новогоднее угощение для посетителей офиса
В предновогодние дни предприятие планирует организовать угощение посетителей офиса (партнеров, клиентов, покупателей) чаем, кофе, фруктами и сладостями. Каким образом расходы на такое угощение отражаются в налоговом учете? Можно ли для угощения приобрести шампанское?
В данном случае для отражения в налоговом учете стоимости новогоднего угощения можно воспользоваться
абзацем вторым п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль, который для таких затрат открывает «дверцу» в валовые расходы.Правда, заветная валоворасходная сумма, как вы уже знаете, весьма ограничена: она
не должна превышать 2 % налогооблагаемой прибыли за предыдущий отчетный (налоговый) год.К тому же, учитывая строгий подход
п.п. 5.3.1 Закона о налоге на прибыль к формированию валовых расходов, очень важно, чтобы понесенные затраты были связаны с хозяйственной деятельностью предприятия. Поэтому необходимо придать им рекламную окраску, присвоив статус представительских (презентационных) расходов, которые осуществляются с целью создания положительного бизнес-имиджа фирмы с обязательным участием потенциальных покупателей (клиентов), демонстрацией образцов своей продукции и непременным стремлением завязать новые деловые связи и заключить взаимовыгодные договоры.Подтвердить такие намерения нужно соответствующим приказом или распоряжением руководителя о
рекламном характере планируемой акции.Кроме того, придется позаботиться о наличии дополнительных подтверждающих документов:
— списка приглашенных гостей для участия в
церемонии угощения;— программы
проведения так называемого приема;— сметы
представительских расходов;— накладных на отпуск со склада запасов, которые используются в процессе проведения мероприятия;
— первичных документов, подтверждающих понесенные расходы (актов, накладных и т. п.);
— отчета
о выполнении сметы представительских расходов.В таком случае расходы можно будет смело
включить в состав валовых.Предлагаемый вариант также дает возможность воспользоваться и
правом на налоговый кредит по НДС. Если связь проводимого мероприятия с хоздеятельностью предприятия подтверждена, то суммы «входного» НДС в полном объеме попадут в налоговый кредит в соответствии с п.п. 7.4.1 Закона об НДС, даже если в учете налога на прибыль указанные расходы превысят 2 % валоворасходный лимит.Если документальное оформление мероприятия с целью подтверждения хознаправленности проигнорировать, проверяющие могут классифицировать понесенные предприятием «чайно-кофейные» расходы, как направленные на финансирование личных потребностей физических лиц, т. е. не связанные с хоздеятельностью, что подтверждает консультация сотрудников налоговой службы, опубликованная в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 7, с. 19.
Как видим, лучше в этой ситуации подстраховаться и тем самым сохранить право на валовые расходы (пусть и с учетом 2 % лимита) и на налоговый кредит по НДС.
Не забудьте, что в
п.п. 5.4.8 Закона о налоге на прибыль содержится прямой запрет на включение в валовые расходы наличных, израсходованных на представительские цели. Поэтому затраты на приобретение воды, чая, кофе, фруктов, сладостей попадут в валовые расходы только в том случае, если расчеты осуществлялись в безналичной форме. На это обращают внимание и налоговики в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 47, с. 4.Хотя для целей налогового кредита по НДС форма расчетов значения не имеет.
Далее о вопросах, касающихся налогообложения доходов физических лиц, участвующих в церемонии угощения. Понятно, что посетители офиса будут потреблять специально приобретенные для них чай, кофе, фрукты, сладости совершенно
безвозмездно. Тем не менее стоимость таких «благ» не будет включаться в их доход и соответственно не будет облагаться налогом с доходов физических лиц. Основанием для такого вывода служит письмо ГНАУ от 29.07.2005 г. № 7129/6/17-3116 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 71), где сказано, что стоимость воды, кофе, чая и печенья, приобретенных за счет средств работодателя и предназначенных для потребления в офисе всеми работниками предприятия, а также посетителями, не может рассматриваться как объект обложения налогом с доходов физических лиц. Подтверждает это и консультация специалистов налоговых органов, опубликованная в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 47, с. 10.Теперь что касается приобретения за счет средств предприятия шампанского с целью угощения посетителей офиса. Рисковать здесь не стоит, поскольку такое мероприятие рассматривается как
распространение алкогольных напитков с безвозмездным их предоставлением потребителю. А действовать так можно только при наличии соответствующей лицензии. В противном случае к предприятию применят штраф в размере 200 % стоимости полученной партии товара (т. е. приобретенных для клиентов спиртных напитков), но не менее 1700 грн. (ст. 17 Закона № 481). На это указывают представители налоговых органов в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2004, № 47, с. 26.Так что, если вы хотите угостить важного клиента шампанским, сделайте это в частном порядке.
Желаем, чтобы все проводимые вами предновогодние мероприятия стали очередной ступенькой к процветанию и стабильности вашего бизнеса!