Темы статей
Выбрать темы

Регистраторы расчетных операций. 7. Платежные терминалы

редактор Вороная Наталья, налоговые эксперты Савченко Елена, Чернышова Наталья, Хмелевская Оксана
Расчеты банковскими карточками прочно вошли в обиход граждан. Многие смогли убедиться, что это удобная и полезная вещь, и отдают предпочтение продавцам, которые обеспечивают данный вид расчетов. Для того чтобы реализовать такую возможность, торговцы устанавливают специальное устройство — платежный (POS) терминал.

Определение этому термину вы найдете в п. 1.321 Закона № 2346. Так, платежный терминал (далее — ПТ) — электронное устройство, предназначенное для инициирования перевода со счета, в том числе выдачи наличных, получения справочной информации и распечатывания документа по операции с использованием электронного платежного средства.

В свою очередь, электронное платежное средство (далее — ЭПС) это платежный инструмент, который предоставляет его держателю возможность с помощью платежного устройства получить информацию о принадлежащих держателю средствах и инициировать их перевод ( п. 1.14 Закона № 2346). К ЭПС, в частности, относятся все виды банковских платежных карточек.

Проще говоря, ПТ дает возможность субъектам, осуществляющим свою деятельность в сфере торговли, общепита или услуг, принимать к оплате не только наличные средства, но и ЭПС. С помощью ПТ можно переводить средства со счета покупателя на счет продавца, формировать справочную информацию, печатать документы и т. д.

Установка ПТ даст вам преимущество перед конкурентами. Однако для многих это обязанность, а не добровольное мероприятие. Подробнее об этом вы узнаете далее.

7.1. Кто обязан установить платежный терминал

Установка ПТ — это далеко не маркетинговый трюк, а обязанность отдельных субъектов, закрепленная в п. 14.19 Закона № 2346. Нормы этого пункта предписывают субъектам хозяйствования обеспечить покупателям (заказчикам) возможность осуществлять расчеты за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием ЭПС.

Конкретные требования к субъектам хозяйствования относительно приема ЭПС должны быть определены КМУ. Заметим, что до настоящего времени такой документ не утвержден. Однако действующим остается постановление № 878, которое было разработано под «старую» редакцию ст. 14 Закона № 2346 (она существовала до 18.10.2012 г.). Тем не менее в письме Миндоходов от 29.04.2013 г. № 2397/5/99-99-18-05-16 (далее — письмо № 2397) налоговики подтвердили, что этот документ не утратил своей актуальности. А значит, им можно руководствоваться и далее (до принятия нового постановления или внесения изменений в действующее). Соответственно, на него и будем ориенти­роваться.

Те, кто обязан использовать ПТ, перечислены в п. 1 постановления № 878. Это субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг и используют РРО в соответствии с Законом об РРО.

Если вы не используете РРО, поскольку освобождены от его применения, то иметь ПТ вам не обязательно

С этим согласны и налоговики (см. письмо № 2397).

Важно! Количество ПТ должно составлять не менее 50 % количества РРО. У вас всего один РРО? Вы также обязаны обеспечить прием ЭПС, т. е. вам нужен ПТ.

При этом через ПТ нужно принимать ЭПС не менее трех платежных систем. Одной из них должна быть многоэмитентная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины (аббревиатура существующей системы — НСМЭП).

Регистрировать ПТ в органе ГФСУ или уведомлять о его наличии не нужно

«Льготный контингент»

Заметим: в правилах использования ПТ есть и свои льготы. Так, некоторые субъекты хозяйствования, которые применяют РРО, могут не устанавливать ПТ на основании п. 2 постановления № 878. К ним относятся:

1) субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность в населенных пунктах с численностью населения менее 25 тыс. человек;

2) предприятия торговли с торговой площадью до 20 кв. м (кроме автозаправочных станций). Очевидно, что под это освобождение не попадут ФЛП-торговцы. Но для юрлиц с «льготной» торговой площадью, независимо от численности населения в населенном пункте, освобождение будет действовать. Здесь важно обратить внимание на то, что понимают под торговой площадью.

Торговая площадь магазина — площадь для торговли и обслуживания покупателей, включая сданную в аренду (кроме отдельных помещений, которые полностью сданы в аренду). То есть это сумма площадей, на которых осуществляется продажа товаров, и площадей для размещения служб по дополнительному обслуживанию покупателей (отдел заказов, кафетерий, демонстрационный зал, камера хранения, упаковочная, оформление продажи в кредит и другие службы по дополнительному обслуживанию покупателей). При этом торговая площадь включает площади, занятые под прилавками, стеллажами и другим оборудованием, установленном в торговом зале ( п.п. 3.1.2 Инструкции № 327).

Таким образом, к примеру, складские помещения в торговую площадь не входят;

3) заведения общественного питания закрытого типа, которые обслуживают определенный контингент потребителей, в частности личный состав Вооруженных Сил и других воинских формирований, студентов, учащихся и преподавателей высших, профессионально-технических, общеобразовательных учебных заведений, работников промышленных предприятий.

Тем, кто не попал в число «льготников», нужно учесть:

установка ПТ не заменит РРО

Если субъект хозяйствования обязан использовать РРО, то расчетная операция с покупателем должна проводиться на полную сумму покупки (предоставления услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО с распечатыванием соответствующих расчетных документов ( п. 1 ст. 3 Закона об РРО). В свою очередь, к расчетной операции в понимании ст. 2 Закона о РРО, в частности, относится прием от покупателей платежных карточек по месту реализации товаров (услуг). То есть без РРО здесь не обойтись.

Кроме того, ПТ не сможет выдать покупателю расчетный документ, предусмотренный ст. 2 Закона об РРО. Подробнее об этом см. в подразделе 7.3 на с. 78.

ПТ к нефискальному РРО

Теперь затронем вопрос, интересующий ФЛП-единоналожников. Как вы помните, в настоящее время они могут не применять РРО* согласно п. 296.10 НКУ и п. 6 ст. 9 Закона об РРО, но при желании имеют право завести нефискальный аппарат для ведения учета и распечатки чеков ( ст. 13 Закона об РРО). Нужен ли ПТ, если используется нефискальный РРО?

* Право работать без РРО у большинства единоналожников скоро «отберут»: у группы 3 — с 01.07.2015 г., а у группы 2 — с 01.01.2016 г. (исключение — торговля на рынке и продажа товаров мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети).

По нашему мнению, устанавливать ПТ должны только те субъекты предпринимательства, которые обязаны использовать РРО. ФЛП-единоналожники в их число пока не входят, поэтому они могут работать без ПТ. Это мнение прослеживается и в письме Госпотребинспекции от 05.05.2014 г. № 2565-3-11/8.

Но налоговики считают иначе (см. письмо Миндоходов от 26.02.2014 г. № 3737/6/99-99-18-03-01-15). По их мнению,

ПТ нужно устанавливать даже с нефискальным РРО

Таким образом, фискалы буквально трактуют законодательство: если применяешь РРО, в том числе добровольно, то, будь добр, установи ПТ.

Что ж, учитывая внушительный размер штрафа, который могут применить налоговики (см. с. 86), дешевле «поддаться на уговоры» и установить ПТ.

Но имейте в виду: в любом случае от обязанности применять ПТ освобождаются субъекты хозяйствования, перечисленные в п. 2 постановления № 878 (см. с. 74).

«Сольная партия»
платежного терминала

Вы уже знаете, что ПТ не может выполнять функции РРО. Соответственно, те, кто применяют РРО, устанавливают ПТ дополнительно, а не вместо него. А как обстоит дело с теми, кто имеет право не использовать РРО, но хочет установить ПТ? С ними все по-другому.

Такие субъекты могут установить только ПТ, который будет работать без РРО. Дело в том, что Закон № 2346 не обязывает владельцев ПТ использовать их только в паре с кассовыми аппаратами, как фискальными, так и нефискальными. Также этого не требует и Закон об РРО.

По сути, ПТ — это всего лишь способ замены наличных расчетов безналичными при осуществлении расчетов по его местонахождению. Поэтому при желании субъект хозяйствования, который не обязан по законодательству использовать РРО, может установить ПТ без применения РРО. Такой же вывод содержит письмо Минэкономики от 07.02.2013 г. № 3501-06/4370-12.

Двое на одного (два торговца и один терминал)

Еще один интересный вопрос. Могут ли два разных субъекта хозяйствования использовать один и тот же ПТ? Однозначного ответа на этот вопрос в законодательстве не найти. Тем не менее ни Закон об РРО, ни Закон № 2346 этого не запрещают. А как известно, «что не запрещено — то разрешено». Главное, чтобы такую возможность обеспечивало программное обеспечение ПТ.

Обратите внимание: если ПТ планируют использовать два разных торговца, то подключать терминал к РРО одного из них конечно же не нужно.

Расчеты следует проводить в таком порядке. Вначале торговец должен провести операцию через ПТ, т. е. снять денежные средства с карточки покупателя и распечатать квитанцию терминала. Далее он проводит сумму товара через РРО и распечатывает фискальный чек, в котором в виде формы оплаты указывается «Картка» или «Безготівкова». Затем чек РРО и квитанцию ПТ выдают покупателю.

7.2. Устанавливаем платежный терминал и работаем с ним

После того как мы разобрались, кому нужен ПТ, расскажем о том, как начать с ним работать. Для этого вам нужно обратиться в любой банк и заключить договор эквайринга. Проще говоря, договор на технологическое и информационное обслуживание проведения расчетов с помощью банковских карточек. Причем вы имеете право одновременно использовать несколько ПТ на основании договоров с разными банками.

Одной стороной такого договора является банк-эквайер, а другой — торговец (субъект хозяйствования, который согласно п. 1.42 Закона № 2346 принимает к обслуживанию платежные инструменты с целью проведения оплаты стоимости товаров или услуг, включая услуги по выдаче средств в наличной форме).

В договоре с эквайером должны быть обязательно указаны следующие условия ( п. 4 разд. V Положения № 705):

1) наименование платежных систем (например, VISA, MasterСard, НСМЭП), ЭПС которых принимаются торговцем к оплате, и типы ЭПС с определением их признаков платежности;

2) порядок оформления документов по операциям с использованием ЭПС;

3) порядок и сроки расчетов эквайера с торговцем;

4) размер комиссионного вознаграждения, которое торговец платит эквайеру за расчетное обслуживание;

5) процедуры безопасности, которые должен соблюдать торговец при приеме платежей с использованием ЭПС и передаче данных эквайеру о проведенных операциях;

6) иные условия в соответствии с законодательством Украины или по усмотрению эквайера и торговца.

Где и на каких условиях приобретают ПТ? Его можно приобрести (на условиях покупки или аренды) непосредственно в банке или самостоятельно у иных лиц по согласованию с эквайером. Главное, чтобы ПТ отвечал техническим (функциональным) требованиям и установленным требованиям безопасности. Также банки могут предоставлять ПТ бесплатно.

img 1

ПТ будет снабжен соответствующим програм­мным обеспечением, а торговец получит инструкцию по его использованию.

Торговец обязан обеспечить размещение изображения торговой марки платежной системы в порядке, установленном договором (например,
на входной двери)

Теперь перейдем к обязанностям сторон, которые, как правило, прописывают в договоре эквайринга. Так, эквайер обязуется обеспечить технологическое и информационное обслуживание торговца ( п. 2 разд. V Положения № 705). Соответственно, банк подключает оборудование, осуществляет его техническое обслуживание, организует обучение продавцов и кассиров правилам работы с ПТ и т. п.

В свою очередь торговцу нужно определить место, где будет установлен ПТ, оборудовать его надежной связью с банком-эквайером, утвердить список сотрудников, которые будут работать с ПТ, выделить им время для соответствующего обучения.

Торговец обязан придерживаться правил осуществления платежной операции с использованием ЭПС и процедур безопасности, установленных договором с эквайером.

Запрещается копировать платежные карточки или их реквизиты, вносить полный номер в учетные книги или электронные базы данных

Помните: проводить операции с использованием платежной карточки можно только в присутствии ее владельца, если иное не согласовано с ним или не предусмотрено правилами платежной системы для отдельных операций.

При совершении операций с помощью банковской карточки продавец должен (в зависимости от правил платежной системы) получить подпись клиента на квитанции либо попросить его ввести пин-код на клавиатуре ПТ или вспомогательного устройства. При этом продавец ни в коем случае не должен просить покупателя сообщить ему пин-код.

Случаи, когда торговец имеет право отказаться от осуществления платежной операции с использованием ЭПС, перечислены в п. 12 разд. V Положения № 705. К ним относятся:

1) истечение срока действия ЭПС, отсутствие необходимых признаков его платежности и т. п.;

2) несоответствие между подписью на ЭПС и подписью на бумажном документе, который оформляется по результатам операции, или неправильное введение пин-кода;

3) отказ пользователя предоставить документ, идентифицирующий его личность, в случаях, предусмотренных законодательством Украины, или если было обнаружено, что лицо не имеет права использовать ЭПС;

4) невозможность выполнения авторизации (разрешения банка на проведение операции с использованием ЭПС) в связи с техническими причинами;

5) отсутствия подписи на ЭПС, если это предусмотрено правилами платежной системы;

6) получение отрицательного кода авторизации от эмитента ЭПС.

Кстати, получая данные о покупателях ­через ПТ, продавец не обрабатывает их. Это ­означает, что он не должен беспокоиться и ­соблюдении законодательства о защите персональных ­данных, в частности уведомлять
Уполномоченного ВРУ по правам человека об их «рискованной» обработке (см. письмо ­представителя Уполномоченного ВРУ по правам ­человека от 27.05.2014 г. № 11.-974/1267-14-106).

7.3. Какие документы выдавать покупателю

Сразу скажем, что при проведении расчетов через ПТ покупателю необходимо выдать два документа:

1) «терминальный» документ;

2) расчетный документ (чек РРО, расчетная квитанция, товарный чек, квитанция об оплате и т. п.).

Теперь подробнее. Обязанность выдавать «терминальный» документ установлена разд. VII Положения № 705. Операции, которые осуществляют с применением ПТ, должны выполняться с оформлением квитанции ПТ*. Заметим: на самом документе вы можете увидеть название «чек», но это всего лишь «вольности» программы. В понимании Положения № 705 ПТ распечатывает документ под названием квитанция.

* Проводить прием банковских карточек можно не только с помощью электронных ПТ, но и с применением другого «устаревшего» механического устройства — импринтера. В этом случае торговец выдает не квитанцию, а слип, форма которого определяется платежной системой.

Итак, в квитанции ПТ указывается такая информация ( п. 7 разд. VII Положения № 705):

— идентификатор эквайера и торговца или другие реквизиты, которые дают возможность их идентифицировать;

— идентификатор платежного устройства;

— дата и время осуществления операции;

сумма и валюта операции;

— сумма комиссионного вознаграждения;

— реквизиты ЭПС, которые разрешены правилами безопасности платежной системы;

вид операции;

— код авторизации или другой код, который идентифицирует операцию в платежной системе;

— другие дополнительные реквизиты документов, предусмотренные правилами платежных систем или внутрибанковскими правилами.

В квитанции терминала не приводится информация о количестве проданного товара (услуги)

То есть этот документ не подтверждает факт продажи товаров (услуг). Соответственно, квитанция ПТ не может считаться расчетным документом в понимании ст. 2 Закона об РРО.

Если торговец обязан применять РРО или РК, то при проведении расчетов через ПТ, помимо квитанции, он в обязательном порядке выдает покупателю расчетный документ — фискальный кассовый чек РРО или расчетную квитанцию.

Нужно ли подключать ПТ к РРО или его можно использовать (размещать) отдельно? В ст. 3 Закона об РРО указано только на то, что при расчетах с помощью банковских карточек нужно применять РРО. О том, надо ли соединять устройство для приема карточек и РРО, уточнений нет. Поэтому можем сделать вывод, что это не обязательно.

Но если у вас соединены РРО и ПТ, то РРО обязательно перепрограммируется на распечатывание в фискальном чеке дополнительных реквизитов ( п. 3.6 Положения № 614). Так, в чеке приводят:

— реквизиты платежной карточки (допустимые правилами безопасности платежной системы), перед которыми печатаются большие буквы «ПК»;

— надпись «Код авт.» и код авторизации или другой код, который идентифицирует операцию в платежной системе, кроме случаев, когда правила расчетов платежной системы предусматривают составление расчетных документов с применением платежных карточек без выполнения процедур авторизации;

— подпись кассира и подпись держателя платежной карточки (если это предусмотрено правилами платежной системы) в отдельных строках, перед которыми печатаются соответственно надписи «Касир» и «Держатель ПК».

А если РРО и РК не применяют, достаточно ли выдать покупателю только квитанцию ПТ? Нет, в таком случае продавец также обязан выдать покупателю расчетный документ установленной формы. Он удостоверяет факт покупки с указанием даты продажи ( п. 11 ст. 8 Закона № 1023). Расчетным документом в Законе № 1023 названы: квитанция, товарный или кассовый чек, билет, талон или другой документ.

Рекомендуем в товарном чеке (квитанции и т. п.) отмечать, что оплата произведена через ПТ, с указанием реквизитов «терминальной» квитанции

7.4. Возврат товара, оплаченного банковской карточкой

Предположим, что покупатель на основании Закона № 1023 возвращает товар, ранее оплаченный через ПТ. В этом случае торговец должен вернуть покупателю потраченные средства (о правилах и документальном оформлении см. на с. 52). Возврат денег можно осуществить двумя способами:

1) в безналичной форме (путем перевода средств на счет покупателя с использованием ЭПС);

2) наличностью через кассу (через РРО).

При первом способе порядок расчетов будет зависеть от того, является ли банк-эквайер банком-эмитентом ЭПС (карточки). Если да, то торговец перечисляет сумму возврата на счет банка-эквайера, который возвращает эту сумму покупателю на его ЭПС. Возможен также вариант, когда банк-эквайер самостоятельно (согласно документам, оформленным торговцем через ПТ) возвращает сумму покупателю на ЭПС, а торговец затем перечисляет сумму возврата на счет банка-эквайера. Кроме того, договором может быть предусмотрено, что банк самостоятельно списывает со счета торговца суммы средств, возвращенные на ЭПС покупателей.

Если эмитентом ЭПС является не банк-эквайер, то цепочка удлиняется. Торговец перечисляет соответствующую сумму банку-эквайеру, тот — банку-эмитенту, а последний — покупателю.

Обратите внимание: для возврата денежных средств на ЭПС необходимо чтобы, кроме расчетного документа, удостоверяющего факт покупки, покупатель предъявил квитанцию ПТ, а также платежную карточку. Как правило, требуется та, с которой осуществлялось списание средств. В противном случае провести операцию через POS-терминал не удастся.

Второй способ возврата средств — выдать наличные из ящика РРО с оформлением расчетного документа. Но! Так можно поступить, только если этого не запрещают правила платежной системы или условия договора с банком.

Учтите: налоговики не одобряют наличные возвраты в такой ситуации (см. разъяснения в категории 109.02 БЗ). Они считают, что если оплата прошла через ПТ, то и вернуть деньги покупателю можно только путем зачисления средств на его карточку.

При этом, хоть наличные и не выдаются, сумму средств, возвращенных покупателю, все равно регистрируют в РРО (или в РК). Покупателю выдают расчетный документ. Указанные суммы отражают в соответствующих графах КУРО. Подробнее о заполнении КУРО см. в разделе 6 на с. 61.

выводы

  • Тем, кто обязан применять РРО, придется установить не менее одного ПТ.

  • ФЛП-единоналожники, которые не применяют РРО, могут установить ПТ по желанию. Но если единоналожник использует нефискальный РРО, то ему придется придерживаться общих правил установки ПТ.

  • Квитанция ПТ не является расчетным документом в понимании Закона об РРО.

  • При проведении расчетной операции с использованием ЭПС вместе с квитанцией ПТ должен быть выдан фискальный чек РРО, а если субъект хозяйствования РРО не применяет, то другой расчетный документ.

  • Если товар был оплачен с применением ЭПС, то возврат денежных средств в случае расторжения договора купли-продажи, как правило, осуществляют на банковскую карточку покупателя.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше