Темы статей
Выбрать темы

Налогообложение бонусов

редактор Наталья Вороная и налоговый эксперт Максим Нестеренко
Является ли объектом обложения НДС операция по предоставлению продавцом вознаграждения (бонуса) покупателю в связи с достижением таким покупателем определенных объемов поставки товаров, приобретенных у такого продавца?

Согласно п.п. 14.1.108 п. 14.1 ст. 14 НКУ маркетинговые услуги (маркетинг) — услуги, обеспечивающие функционирование деятельности плательщика налогов в сфере изучения рынка, стимулирования сбыта продукции (работ, услуг), политики цен, организации и управления движения продукции (работ, услуг) к потребителю и послепродажного обслуживания потребителя в рамках хозяйственной деятельности такого плательщика налогов.

Одним из методов, используемых поставщиками для продвижения товаров на рынке, является выплата мотивационных выплат (премий, бонусов, других поощрений) в пользу третьих лиц (организаций, приобретающих товары у поставщика и осуществляющих их сбыт (дистрибьюторы)), которые являются вознаграждением за достижение определенных экономических показателей третьими лицами (дистрибьюторами) в рамках своей основной деятельности и способствуют оживлению сбыта товаров поставщика, стимулируют продвижение товаров в каналах дистрибуции.

Поскольку мотивационные и стимулирующие выплаты (премии, бонусы, другие поощрения), выплачиваемые официальным дистрибьютором (поставщиком продукции (работ, услуг)), в частности, за точность закупочных прогнозов, выполнение согласованного плана закупок, соблюдение ассортимента товаров, направлены на стимулирование сбыта продукции (работ, услуг), такие расходы относятся к маркетинговым услугам.

В соответствии с п. 185.1 ст. 185 НКУ объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются операции плательщиков налога по поставке товаров/услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, согласно статье 186 этого Кодекса.

Поставка услуг согласно п.п. 14.1.185 п. 14.1 ст. 14 НКУ — любая операция, которая не является поставкой товаров, или другая операция по передаче права на объекты права интеллектуальной собственности и другие нематериальные активы или предоставлению других имущественных прав относительно таких объектов права интеллектуальной собственности, а также предоставлению услуг, потребляемых в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности.

Следовательно, при предоставлении продавцом вознаграждения (бонуса) покупателю в связи с достижением определенных объемов поставки товаров, приобретенных у такого продавца, объектом обложения НДС являются маркетинговые услуги, предоставляемые покупателем, а мотивационные и стимулирующие выплаты, в свою очередь, являются компенсацией стоимости таких услуг.

Таким образом, у покупателя при получении мотивационных выплат (бонусов) от продавца в связи с достижением определенных объемов поставки товаров, приобретенных у такого продавца, возникают налоговые обязательства по НДС на сумму полученных мотивационных выплат (бонусов).

По материалам подкатегории 101.02 БЗ

комментарий редакции

Мотивационные выплаты покупателю и НДС

В комментируемой консультации речь идет о мотивационных выплатах, которые продавец перечисляет покупателю после приобретения последним определенного объема товаров. Облагается ли такая выплата НДС?

Налоговики отвечают: однозначно да! Потому что мотивационную премию (выплаты) налоговики расценивают как маркетинговую услугу — услугу, которая обеспечивает стимулирование сбыта продукции (п.п. 14.1.108 НКУ). Поэтому получение покупателем мотивационной выплаты подпадает под определение поставки услуг (п.п. 14.1.185 НКУ). А следовательно, такая выплата у покупателя облагается НДС.

Такой подход налоговики отстаивают достаточно последовательно (см. письма ГФСУ от 29.10.2015 г. № 22983/6/99-95-42-01-15, от 28.12.2015 г. № 27874/6/99-99-19-03-02-15 и от 24.02.2016 г. № 4027/10/28-10-06-11). Распространяют данный принцип в том числе на бонусы, которые покупатель получает от продавца-нерезидента (см. письмо ГФСУ от 22.01.2016 г. № 1207/6/99-99-19-03-02-15).

На какую дату покупателю надо начислять НДС? По общему правилу — на дату первого события (п. 187.1 НКУ). Однако в большинстве случаев датой возникновения налоговых обязательств по НДС у плательщика, который получает бонусы, будет дата согласования протокола о достижении определенных объемов закупки, на основании которого осуществляется выплата бонусов (см. письмо ГФСУ от 15.03.2016 г. № 5590/6/99-99-19-03-02-15).

И последнее замечание. Подход, предлагаемый налоговиками, применим только в том случае, когда выплата мотивационных премий оформляется именно как плата за услуги. Если же бонус оформляется как скидка, в НДС-учете следует осуществить корректировки налоговых обязательств у продавца (налогового кредита у покупателя) в порядке, предусмотренном ст. 192 НКУ.

Теги бонусы
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше