Темы статей
Выбрать темы

Минбаза НДС: обычная цена = рыночная = договорная?

Павленко Алексей, налоговый эксперт

вывод документа


В понимании НКУ обычной ценой для расчета базы обложения НДС операций по поставке самостоятельно изготовленных товаров/услуг является цена, определенная заинтересованными сторонами в гражданско-правовом договоре, которая, в свою очередь, должна соответствовать рыночной цене (цене, сложившейся на рынке товаров/услуг)

Наконец-то фискалы высказались по поводу того, что понимать под обычными ценами для целей применения обновленного с 1 января этого года п. 188.1 НКУ, т. е. как определять минбазу обложения НДС при поставке плательщиком самостоятельно изготовленных товаров/услуг. Процитировав из определения обычной цены ( п.п. 14.1.71 НКУ) норму о том, что обычная цена — это договорная, и если не доказано обратное, считается, что эта цена отвечает уровню рыночных цен, фискалы далее начинают «эксплуатировать» определение «рыночная цена» ( п.п. 14.1.219 НКУ).

Здесь и далее речь не идет об определении обычной цены для специальных случаев — отдельно указанных в п.п. 14.1.71 НКУ (с госрегулированием цен, с обязательной оценкой, с аукционными ценами, с ценами форвардных/фьючерсных договоров, с ценами принудительных продаж объектов залога).

Прежде чем авторы делают в письме приведенный нами вывод, они специально предварительно оговорили, что НКУ:

— устанавливает ряд обязательных условий соответствия цены договора рыночной цене, одним из которых является владение сторонами достаточной информацией о ценах, сложившихся на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях, а также

— предусматривает возможность доказывания несоответствия договорной цены уровню рыночных цен.

Таким образом, фискалы в этом письме, фактически поставив знак равенства между понятиями «обычная цена» и «рыночная цена», судя по всему, не ставят такой знак между этими двумя понятиями и ценой договора. Упоминая при этом и о возможности доказывания несоответствия договорной цены рыночной.

Очень вероятно, что за такими фискальными выводами при проверках НДС последует третирование всевозможных производителей товаров/услуг на предмет представления им доказательств соответствия договорных цен реализуемых товаров/услуг рыночным. Ведь фискалы любят перекладывать все «с больной головы» на плательщика. И действующие нормы НКУ в определенной мере развязали им для этого руки (ведь сейчас они не обязаны доказывать «необычность» цен через суд)…

Подобный поворот событий мы предчувствовали, анализируя эти «новогодние» изменения определения НДСной минбазы в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 25, на с. 6. Там же звучали и наши мысли о том, как плательщикам лучше вести себя в свете возможных «обычно-ценовых» проблем с фискалами. Частично напомним и дополним их для читателей.

Вначале рекомендуем просто использовать сам термин «рыночная цена» ( п.п. 14.1.219 НКУ). Из буквального его прочтения следует, что цены между независимыми (юридически и фактически) сторонами договора, проинформированными и действующими на добровольной основе, должны считаться рыночными. То есть когда фискалы попытаются инкриминировать вам занижение рыночных цен, настаивайте на том, что цена вашего договора соответствует определению (и уровню) рыночных цен. Ведь ваш очень даже осведомленный покупатель пожелал получить по этой цене товары/услуги именно на добровольной основе. Пусть они попробуют доказать, что ваш покупатель «не ведал, что творил» или что кто-то силком принудил его приобретать предмет договора по такой (якобы необычной) цене. А без этого цена в конкретном договоре должна считаться априори самой что ни на есть обычной-рыночной!

Хуже обстоит ситуация, когда очевидно, что стороны договора независимыми не являются, ибо здесь уже фискалы с двойным усердием будут давить на вторую часть определения «рыночная цена», где речь идет о ценах, сложившихся на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. То есть этот механизм определения рыночной цены требует учитывать термин «идентичные товары (работы, услуги)» ( п.п. 14.1.80 НКУ), а при отсутствии таких товаров — также и термин «однородные (подобные) товары (работы, услуги)» ( п.п. 14.1.131 НКУ). Подход фискалов к тому, как определять однородные товары на примере бывших в употреблении транспортных средств (для применения п. 189.3 НКУ), см. в письме ГФСУ от 03.02.2016 г. № 2234/6/99-99-19-03-02-15.

Но независимо от ситуации и планируемого вами способа защиты лучше заранее подготовиться к спорам с фискалами и осуществить превентивные меры по «формированию»/получению необходимых документальных подтверждений «рыночности» цен для конкретных своих операций поставки товаров/услуг.

В зависимости от ситуации годятся для этих целей, например, внутренние документы (распоряжения/приказы) о ценовой/скидочной политике в отношении различных контрагентов/клиентов или же различных партий одних и тех же товаров/услуг (например, цены разных партий могут отличаться по ряду причин — объем партии, виды расчетов, сезонность, состояние, окрас, залежалость, мода и т. д. и т. п.).

То есть такие документы должны четко подтверждать обоснованность разных скидок и цен для разных категорий покупателей, товаров/услуг и условий их поставки. Это в дальнейшем не позволит фискалам «с кондачка» обложить все реализованные партии по наивысшей из отпускных цен.

Помогут в этом деле и документы «внешние» — грамотно подобранные (в том числе самостоятельно «организованные») объявления, прайс-листы, проспекты, публикации и другие рекламно-ценовые материалы на идентичные и/или однородные товары/услуги.

Упомянутые разные документы наверняка не помешают вам и в случае обжалования налоговых доначислений, связанных с применением обычных цен.

В деле изучения подходов фискалов к проверке «обычности» цен не помешает ознакомиться с Методическими рекомендациями об алгоритме определения обычной цены продукции (товаров) при осуществлении внешнеэкономических операций (были доведены письмом ГНСУ от 24.07.2012 г. № 20001/7/15-1217). Думаем, этот документ поможет вам лучше сориентироваться в части планирования и проведения превентивных мер. Особое внимание обратите на перечисленные в нем «источники информации», а в разделе о практических мерах — на так называемые факторы сопоставимости.

Кстати, будьте аккуратнее с различными рекламными акциями, так как порой фискалов бывает непросто убедить, что акционные цены являются рыночными.

В завершение отметим, что не может автоматически считаться обычной ценой бывшая до 1 января текущего года минбазой НДС у производителей себестоимость товаров/услуг. А именно к такому приему при убыточных продажах (в том числе при бесплатных передачах) товаров/услуг обычно любят прибегать фискалы, несмотря на то что по жизни рыночная цена и себестоимость зачастую «и рядом не лежат». Читайте, например, на этот счет письмо ГУ ГФС в Киевской обл. от 07.07.2016 г. № 1555/10/10-36-12-02, где авторы без каких-либо на то оснований выводят диковатую формулу: «обычная цена = рыночная цена = производственная себестоимость». Спасибо, хоть в комментируемом письме фискалы не опустились до подобного бреда…

В то же время обычная цена нередко может быть и выше себестоимости, так что иногда, возможно, плательщику и стоит согласиться (сориентировать) фискалов на себестоимость, вытянув «из-под сукна» это письмо киевских «мастеров»…

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше