Темы статей
Выбрать темы

Жилищные субсидии: очередные новации-2016

Бобро Анатолий, налоговый эксперт

вывод документа


Если у гражданина отсутствуют доходы, «виртуальный» среднемесячный доход для расчета субсидии принимается на уровне двух размеров прожитминимума. После увеличения количества зарегистрированных в помещении лиц субсидия отменяется со следующего месяца за месяцем изменений. Для получения субсидии на новых условиях необходимо повторное обращение

Вы в курсе, что в Украине уже 6 млн семей получают субсидии на «коммуналку»? А после недавнего повышения тарифов на отопление, горячую и холодную воду, газ и электроэнергию, по прогнозам Минсоцполитики, за субсидией придут еще порядка 3 млн семей? Или, может быть, вы — один из ее получателей (претендентов на нее)? Тогда вам будет полезно знать, что правительство в очередной раз перекроило «правила игры». ☹

Сразу скажем, что изменения, внесенные комментируемым постановлением в Положение о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг..., утвержденное постановлением КМУ от 21.10.95 г. № 848, по большей части касаются порядка определения совокупного дохода семьи.

В такой доход включаются доходы, начисленные лицам, которые достигли 14-летнего возраста по состоянию на 1 января года, за который учитываются доходы.

Вместе с тем перечень невключаемых доходов дополнен новыми позициями: стоимость безвозмездно полученных санаторно-курортных путевок, протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации, суммы, выплачиваемые в порядке возмещения вреда, причиненного работнику за повреждение его здоровья, которое связано с выполнением им трудовых обязанностей.

Установлено, что для лиц, достигших 18-летнего возраста по состоянию на 1 января текущего года, которые имеют доход ниже прожиточного минимума или вообще его не имеют, но при этом учились на дневной форме обучения в общеобразовательном, профессионально-техническом, высшем учебном заведении, при расчете субсидии учитывается ежемесячный «виртуальный» доход на уровне одного прожиточного минимума.

Акцентируем ваше внимание на том, что речь здесь идет о прожиточном минимуме для трудоспособных лиц. И в расчет он принимается по состоянию на 31 декабря года, за который учитываются доходы для назначения субсидии*.

* Уместно напомнить, что прожиточный минимум на одно трудоспособное лицо по состоянию на 31 декабря 2015 года был установлен на уровне 1378 грн.

Это обстоятельство (о дате прожитминимума) надо принять во внимание и физлицам-предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения. Теперь в расчете субсидии учитывается доход: для представителей первой группы — на уровне двух размеров прожитминимума на 31 декабря; второйтрех размеров прожитминимума; третьей группы — четырех. Хотя раньше принимался во внимание прожитминимум на соответствующий месяц.

Новые правила касаются также совершеннолетних граждан со среднемесячным совокупным доходом меньше прожитминимума, но которые в течение предыдущего года получали какие-либо социальные выплаты (пенсию, стипендию, помощь при рождении (усыновлении) ребенка, помощь по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, пособие по безработице и т. п.). Таким лицам в расчет субсидии включаются фактические размеры полученных ими доходов.

Но самое «бомбовое» ☺ в новых правилах: если лицо в возрасте от 18 лет не училось, не получало соцвыплаты и у него отсутствуют доходы, то для расчета субсидии будет приниматься «виртуальный» доход на уровне двух размеров прожиточного минимума. Очевидно, такой подход правительственных чиновников следует расценивать как один из методов борьбы с неофициальным трудоустройством и получением зарплаты «в конвертах».

Правда, в отдельных случаях в расчет может включаться среднемесячный совокупный доход на уровне одного прожиточного минимума. Это при условии, если будет соответствующее решение по результатам ревизий исполнительных органов местных советов или соответствующих комиссий о реальном затруднительном материальном положении лица, претендующего на субсидию.

Помимо прочего, комментируемым постановлением введены новые нормы о порядке расчета доходов при назначении субсидии для военнослужащих. Для лиц, которые в течение года, за который учитываются доходы для назначения субсидии, состояли на срочной военной службе, среднемесячный совокупный доход независимо от полученных (неполученных) доходов определяется на уровне половины размера прожитминимума для трудоспособных лиц по состоянию на 31 декабря года, за который учитываются доходы. Обратите внимание: «контрактников» и прочих «мобилизованных/демобилизованных» эта норма не касается.

Среди прочих новаций — послабление неработающим пенсионерам, которые не имеют других доходов, кроме пенсии. Если раньше для расчета им субсидии принимался среднемесячный совокупный доход за последний год, то теперь учитывается размер пенсии за месяц, предшествующий месяцу назначения субсидии.

Расширен порядок подачи документов на субсидию (заявления и декларации о доходах). Теперь можно:

— как и раньше, подать их в местный отдел соцзащиты лично;

— направить по почте в адрес отдела социальной защиты населения;

— в сельской местности — передать заполненные документы уполномоченным работникам, которые передадут их в органы соцзащиты;

— подать документы в электронной форме через официальный веб-портал Минсоцполитики или интегрированные с ним информационные системы органов исполнительной власти и местного самоуправления с наложением электронной цифровой или электронной подписи. В случае отсутствия такой подписи субсидия назначается лишь после подписи указанных документов в месячный срок, в частности во время составления акта обследования материально-бытовых условий домохозяйства. В случае неподписания в месячный срок подаются новые заявление и декларация.

Кстати, отметим, что Минсоцполитики запустило электронную услугу предварительной регистрации документов на жилсубсидию на сайте subsidii.mlsp.gov.ua.

Дополнительно установлено, что списки лиц, которым назначена субсидия, подаются отделами соцзащиты в ЖЭО, ЖСК, ОСМД и предприятиям, предоставляющим жилкомуслуги (ЖКУ).

Новацией является и порядок перерасчета субсидии для лиц, не согласных с решением об автоматическом проведении расчета субсидии на следующий период, в случае если у таких лиц имеются дополнительные обстоятельства, которые непосредственно влияют на определение размера совокупного дохода за предыдущий период. Чтобы такие обстоятельства были учтены, им следует подать соответствующие подтверждающие документы.

Безусловно, нельзя не отметить и прекращение предоставления ранее назначенной субсидии в случае увеличения численности зарегистрированных в жилищном помещении лиц — со следующего месяца за месяцем изменений.

На наш взгляд, здесь все логично и с этим следует согласиться. Увеличение количества жильцов как за счет рождения детей, так и за счет «прописки» взрослых, влечет за собой не только дополнительные суммы в платежках на ЖКУ, но и новые размеры среднемесячного дохода для расчета субсидии. Чтобы получать субсидию и дальше, но уже в новом размере, такие семьи должны обратиться повторно с учетом новых обстоятельств.

Кстати, при уменьшении количества лиц (например, взрослые дети живут отдельно от родителей, но прописаны на их жилплощади) также можно ходатайствовать перед соответствующей комиссией местного органа самоуправления о начислении платы за ЖКУ только на фактически проживающих в помещении. Естественно, и доходы для расчета субсидии будут приниматься только реально проживающих лиц.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше