Темы статей
Выбрать темы

«Трудовая» и «пенсионная» квоты

Ушакова Лилия, эксперт по вопросам оплаты труда
Сегодня расскажем о двух квотах, установленных для предприятий-работодателей в Законе о занятости*. Одна — «трудовая» квота — наша старая знакомая. А вот со второй — «пенсионной» — будут иметь дело с этого года небольшие фирмочки. Но обо всем по порядку.

* Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI.

Первый вопрос, который сразу приходит в голову, когда речь идет о какой-либо квоте либо нормативе: кто обязан их выполнять? И уже затем горой сыпятся другие. Кого «включать» в квоту? Как отчитываться? Куда подавать? Ну и главное: что будет, если «забить»?

Дать краткие и четкие ответы на эти вопросы — цель данной статьи. ☺ А начнем с «трудовой» квоты.

«Трудовая» квота

Кто рассчитывает? «Трудовую» квоту рассчитывают работодатели — предприятия, организации и учреждения с численностью штатных работников более 20 человек.

При определении численности используют показатель среднеучетного количества штатных работников (СКШР) за год. Исчисляют его в соответствии с Инструкцией № 286**. Информацию о том, какие категории работников включать/не включать в расчет СКШР, а также порядок расчета этого показателя ищите в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 58, с. 16.

** Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286.

Итак, с теми, кто рассчитывает «трудовую» квоту определились. Теперь давайте выясним, кого минула эта доля.

«Трудовую» квоту не рассчитывают работодатели:

— предприятия, у которых СКШР за отчетный год не превысило 20 человек;

— предприниматели и независимые профессионалы, использующие наемный труд (см. письмо Минсоцполитики от 08.06.2016 г. № 158/021/150-16).

Чему равна квота? Размер «трудовой» квоты на 2017 год равен 5 % СКШР за 2016 год (на 2018 год — 5 % СКШР за 2017 год).

Важно! В счет выполнения «трудовой» квоты включаем работников, по которым одновременно выполняются следующие два условия.

Первое — они отнесены ст. 14 Закона о занятости к лицам, имеющим дополнительные гарантии по трудоустройству (кроме инвалидов, не достигших пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона № 1058***). Перечень таких лиц см. в табл. 1 на с. 20.

*** Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.09.2003 г. № 1058-IV.

Второе — такие работники трудоустроены на вашем предприятии на условиях полной занятости по основному месту работы. Следовательно, работников с неполным рабочим временем в счет выполнения «трудовой» квоты не засчитываем.

А вот совместители сами собой «уйдут» при подсчете СКШР, имеющих допгарантии в трудоустройстве.

Интересно, что заниматься поиском работников в счет выполнения «трудовой» квоты работодатель должен самостоятельно. Но при желании может обратиться за содействием в этом вопросе в ближайший центр занятости. Для этого ему следует подать форму № 3-ПН «Інформація про попит на робочу силу (вакансії)».

На заметку! Форму № 3-ПН подают не позднее 3 рабочих дней с даты открытия вакансии. При этом датой открытия вакансии считают следующий день после создания рабочего места или прекращения трудовых отношений с работником, рабочее место которого становится вакантным, или дату, начиная с которой может быть заключен трудовой договор с наемным работником.

Как отчитаться? Если на предприятии СКШР за отчетный (2017) год превысило 20 человек, вы обязаны подать в центр занятости Информацию о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству (далее — Информация). Ее форма приведена в приложении к Порядку № 271****.

**** Утвержден приказом Минсоцполитики от 16.05.2013 г. № 271.

Информацию составляйте на бумажных носителях в 2 экземплярах. Подпишите ее у руководителя либо лица, ответственного за подачу Информации, и подайте в любой ближайший ЦЗ независимо от местонахождения предприятия.

Предельный срок подачи Информации за 2017 год — 1 февраля 2018 года

Кстати, единственный возможный способ подачи Информации — на бумажных носителях лично (см. письмо Минсоцполитики от 08.06.2016 г. № 158/021/150-16).

Если не выполнить/не подать? За неподачу или несвоевременную подачу Информации, как и за невыполнение квоты, ответственность не предусмотрена.

Но! Предприятию может грозить штраф согласно ст. 53 Закона о занятости, если в отношении него сработают два условия. Озвучим их. Первое — такое предприятие не выполнило «трудовую» квоту. Второе — оно необоснованно отказало в трудоустройстве неконкурентоспособному на рынке труда гражданину.

Чему равен штраф? Двум «минималкам», установленным на момент выявления нарушения (в 2018 году — 7446 грн.).

Кстати, по мнению Минсоцполитики, обоснованным отказом в приеме на работу можно считать, например, отсутствие вакансий (свободных должностей, на которые может быть трудоустроен человек), отсутствие у претендента образования или качеств, необходимых для выполнения работы (квалификация, опыт работы и др.), наличие прямых ограничений или требований для занятия должности, установленных нормативно-правовыми актами и т. п. (см. письмо от 02.07.2016 г. № 352/13/116-16).

Таблица 1. Категории граждан, имеющих дополнительные гарантии в трудоустройстве

№ п/п

Категории лиц

Документы, подтверждающие статус работника

1

Один из родителей или лицо, которое их заменяет и:

1.1

— имеет на иждивении ребенка (детей) в возрасте до шести лет

1. Копия свидетельства о рождении ребенка.

2. Копия решения местного органа исполнительной власти и органа местного самоуправления об установлении опеки или попечительства над ребенком или решения суда — для лиц, заменяющих родителей

Учитываем в квоте до достижения ребенком 6 лет.

Важно! В счет выполнения квоты может быть включен только один из родителей ребенка. Кто из них будет включен в «трудовую» квоту своим работодателем, родители определяют самостоятельно. Подтверждать документально, что второй родитель не учтен в квоте, не нужно.

1.2

— воспитывает без одного из супругов ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида

1. Копия пенсионного удостоверения с записью об инвалидности — для лиц, воспитывающих ребенка-инвалида.

2. Справка о получении (неполучении) помощи по форме, приведенной в приложении 11 к Инструкции, утвержденной приказом Минтруда от 19.09.2006 г. № 345, — для одинокой матери (отца).

3. Документы, указанные в п. 1.1 таблицы

Засчитываем в счет выполнения квоты до достижения ребенком 14 лет, а ребенком-инвалидом — 18 лет.

Учтите: если пенсионное удостоверение отсутствует, вместо него можно предоставить копию удостоверения лица, получающего государственную соцпомощь по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку, утвержденному приказом Минтруда от 16.11.2007 г. № 612, либо копию формы № 080/о, утвержденной приказом Минздрава от 04.12.2001 г. № 482, или копию формы № 157-1/о, утвержденной приказом Минздрава от 30.07.2012 г. № 577.

1.3

— содержит без одного из супругов инвалида с детства (независимо от возраста) и/или инвалида I группы (независимо от причины инвалидности)

1. Документы, указанные в п. 1.2 таблицы

Засчитываем до достижения родителями пенсионного возраста согласно ст. 26 Закона № 1058.

2

Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки

Копия извлечения из электронной учетно-статистической карточки ребенка (форма утверждена приказом Минсоцполитики от 28.12.2015 г. № 1256)

Засчитываем до достижения детьми 18 лет.

3

Лица, освобожденные после отбывания наказания или принудительного лечения

Копия справки об освобождении по форме, приведенной в приложении 9 к Инструкции, утвержденной приказом Минюста от 08.06.2012 г. № 847/5

Засчитываем до прекращения трудовых отношений с работодателем, который принял их на работу после отбывания наказания или принудительного лечения.

4

Молодежь в возрасте до 35 лет, которая:

4.1

— закончила или прекратила обучение в общеобразовательных учебных заведениях, ПТУЗах и вузах и впервые принимается на работу

Копия диплома или другого документа об образовании

Засчитываем при условии, что они были приняты на данное место работы в течение 6 месяцев после окончания или прекращения учебы. В квоту включаем в течение 3 лет со дня приема на работу.

4.2

— уволилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы и впервые принимается на работу

Копия военного билета

Засчитываем при условии, что они были приняты на это место работы в течение 6 месяцев после окончания или прекращения службы. В квоту включаем в течение 3 лет со дня приема на работу.

5

Лица, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со ст. 26 Закона № 1058 осталось 10 и менее лет

Копия паспорта

Засчитываем до достижения права на пенсию по возрасту.

Важно! На сегодняшний день обладать информацией лишь о возрасте человека недостаточно. Нужна еще информация о его страховом стаже. Отметим, что за период до 01.01.2011 г. страховой стаж определяют на основании записей в трудовой книжке работника. Для подтверждения страхового стажа с 01.01.2011 г. работодателю может помочь справка по форме ОК-5 или ОК-7 (например, если работник в этом периоде работал у другого работодателя).

6

Лица, которым исполнилось 15 лет и которые при согласии одного из родителей или лица, их заменяющего, могут как исключение приниматься на работу

Копия свидетельства о рождении ребенка

Засчитываем на протяжении 3 лет со дня приема их на работу.

7

Участники боевых действий, указанные в пп. 19 и 20 ст. 6 Закона Украины от 22.10.93 г. № 3551-XII

Копия удостоверения участника боевых действий, форма которого приведена в приложении 2 к постановлению КМУ от 12.05.94 г. № 302

Таблица 2. Заполнение строк Информации

Код строки

Пояснение

01

Проставляем СКШР за 2016 год (в целых единицах). Еще раз обратим внимание, что порядок расчета этого показателя приведен в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 58, с. 16.

02

Указываем за 2017 год СКШР, которые относятся к лицам, имеющим допгарантии в трудоустройстве (см. табл. 1) и при этом были трудоустроены на условиях полной занятости. Этот показатель рассчитываете так же, как СКШР всего за год, только в расчет берем работников с допгарантиями, которые трудоустроены на условиях полной занятости.

03

Проставляем размер квоты на 2017 год. Этот показатель равен 5 % от показателя, проставленного в строке 01 Информации. Полученный результат округляем до целых по общеарифметическим правилам (п. 3.3 Порядка № 271).

04

Указываем количество граждан, которых планируем трудоустроить в 2018 году в счет выполнения «трудовой» квоты. Для этого рассчитываем квоту на 2018 год (5 % от СКШР 2017 года) и анализируем, достаточно ли на предприятии сегодня трудится лиц, имеющих допгарантии в трудоустройстве.

Если достаточно — в этой строке проставляем «0».

Пример. Приведем в табл. 3 рассчитанные показатели СКШР за каждый месяц 2016 года и СКШР, имеющих допгарании, которые трудились на предприятии в 2017 году на условиях полной занятости.

Таблица 3. Сведения о СКШР

img 1

СКШР за 2016 год по предприятию составило (строка 01 Информации):

(40 + 40 + 42 + 42 + 50 + 50 + 58 + 58 + 55 + 55 + 60 + 60) : 12 = 50,8 ≈ 51 (чел.).

СКШР, учитываемых в счет «трудовой» квоты, за 2017 год (строка 02 Информации) равно:

(2 + 4 + 3 + 2 + 5 + 5 + 7 + 7 + 4 + 4 + 4 + 4) : 12 = 4,25 ≈ 4 (чел.).

Рассчитаем «трудовую» квоту на 2017 год (строка 03 Информации) — 5 % от СКШР учетного состава за 2016 год: 51 х 5 : 100 = 2,55 ≈ 3 (чел.).

Допустим, что на предприятии СКШР за 2017 год составило 120 человек. Следовательно, «трудовая» квота на 2018 год для предприятия составит 6 человек с допгарантиями (120 чел. х 5 % : 100 %). На начало 2018 года на предприятии уже трудоустроено 4 человека с допгарантиями. На протяжении 2018 года предприятие планирует трудоустроить в счет выполнения квоты еще 2 человека (строка 04 Информации).

Фрагмент заполненной предприятием Информации приведем на рисунке ниже.

img 2

Фрагмент заполненной Информации за 2017 год

«Пенсионная» квота

«Пенсионная» квота предусмотрена Законом о занятости для трудоустройства лиц, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со ст. 26 Закона № 1058 осталось 10 и менее лет (далее — предпенсионеры).

Важно! Впервые рассчитывать «пенсионную» квоту и информировать центр занятости о ее выполнении работодатели будут по итогам 2018 года в 2019 году. Пока же даже форма информирования о выполнении «пенсионной» квоты не утверждена.

Но! Поскольку информировать придется о выполнении квоты в 2018 году, самое время разобраться с «кто, каким образом и как».

Кто рассчитывает? «Пенсионную» квоту рассчитывают работодатели-юрлица с численностью штатных работников от 8 до 20 человек (включительно).

При определении численности работников для квоты на текущий год используют показатель СКШР за предыдущий год.

Таким образом,

выполнить «пенсионную» квоту в 2018 году обязаны предприятия, у которых СКШР за 2017 год от 8 до 20 человек включительно

Если на вашем предприятии СКШР за 2017 год:

— менее 8 человек, оно «пролетает» мимо квот;

— более 20 человек — вам придется соблюдать «трудовую» квоту, о которой мы рассказывали выше.

Важно! ФЛП «пенсионная» квота не касается!

Чему равна квота? Здесь все просто. «Пенсионная» квота установлена в размере не менее 1 работника-предпенсионера в среднеучетном количестве штатных работников.

Следовательно, в счет выполнения квоты можно будет включить только основных работников-предпенсионеров, которые участвуют в расчете СКШР.

Важно! Сегодня право на пенсию по возрасту напрямую связано со страховым стажем работника (см. ст. 26 Закона № 1058). Так, для лиц, которые достигнут пенсионного возраста в 2018 году и далее, установлены следующие правила:

— выйти на пенсию на общих основаниях в возрасте 60 лет они смогут при наличии страхового стажа как минимум 25 лет в 2018 году, и этот минимум будет увеличиваться на 1 год в каждом последующем году выхода вплоть до 2028 года, начиная с которого для выхода на пенсию в возрасте 60 лет нужно будет иметь минимум 35 лет страхового стажа. Опять же остается в силе, так сказать, «женская переходная табличка» (от прежнего женского пенсионного возраста 55 лет к общему 60);

— если страховой стаж не дотянет до того, который позволит согласно указанному выше условию уйти на пенсию в возрасте 60 лет (или согласно «женской переходной табличке»), то гражданин сможет это сделать лишь по достижении возраста 63 года и при минимальном страховом стаже: в 2018 году — 15 лет, и этот минимум тоже будет увеличиваться на 1 год в каждом последующем году выхода вплоть до 2028 года, начиная с которого для выхода на пенсию в возрасте 63 лет нужно будет иметь минимум 25 лет страхового стажа;

— если же страховой стаж гражданина не дотянет даже до того минимума, который позволит согласно предыдущему условию выйти на пенсию в возрасте 63 лет (или согласно «женской переходной табличке»), то он сможет это сделать, во-первых, не ранее чем достигнет возраста 65 лет, а во-вторых, не ранее 2019 года, но зато при еще меньшем страховом стаже: начиная с 2019 года — минимум 15 лет.

В итоге получаем, что не всегда работник после 50 лет будет относиться к категории предпенсионеров. Так что будьте внимательны.

На вашем предприятии нет таких работников? Тогда вы можете либо сами найти их и трудоустроить, либо обратиться за помощью в центр занятости, подав форму № 3-ПН.

Чего ждать, если не выполнить/не подать? Ничего! Хотя предприятие могут наказать за необоснованные отказы в трудоустройстве неконкурентоспособных граждан (к которым относятся и предпенсионеры) в рамках невыполненной квоты, в частности если гражданина прислал центр занятости.

Штраф составляет 2 «минималки» (ч. 2 ст. 53 Закона о занятости).

Но получается, все это не раньше 2019 года (после того как будет подана первая отчетность).

выводы

  • «Трудовую» квоту рассчитывают работодатели — предприятия, организации и учреждения с численностью штатных работников более 20 человек.
  • Размер «трудовой» квоты равен 5 % СКШР за предыдущий календарный год. О ее выполнении по итогам 2017 года нужно проинформировать центр занятости не позднее 1 февраля 2018 года.
  • «Пенсионная» квота действует с 01.01.2018 г. для предприятий с численностью штатных работников от 8 до 20 человек.
  • Впервые информировать центры занятости о соблюдении «пенсионной» квоты по итогам 2018 года работодатели будут в 2019 году.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше