Эконалог за размещение отходов
Письмо Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 30.09.2011 г. № 18922/07/10-11 «Об уплате экологического налога за размещение отходов»
Министерство экологии и природных ресурсов рассмотрело запрос газеты «Частный предприниматель» относительно разъяснения по уплате экологического налога за размещение отходов и в пределах компетенции предоставляет ответы на поставленные вопросы.
1. Размещение бытовых отходов осуществляется на полигонах бытовых отходов, Правила эксплуатации которых утверждены приказом Минжилкоммунхоза от 01.12.2010 № 435, зарегистрированным в Минюсте 22.12.2010 под № 1307/18602.
В соответствии с пунктом 2.2 указанных Правил на каждом полигоне бытовых отходов должен быть контрольно-пропускной пункт (далее — КПП) и должны быть установлены автомобильные весы для учета количества всех видов отходов, поступающих на полигон бытовых отходов.
Таким образом, организации, которые эксплуатируют полигоны твердых бытовых отходов, ведут учет соответствующей массы бытовых и других отходов, поступающих на полигоны ТБО.
Для пересчета бытовых отходов из объемных единиц в единицы массы можно использовать приказ Минжилкоммунхоза от 22.03.2010 № 75 «Об утверждении Рекомендованных норм предоставления услуг по вывозу бытовых отходов» или получить путем расчета из Правил предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 10.12.2008 № 1070.
2. Процедура определения класса опасности для отходов предназначена в первую очередь для промышленных отходов, имеющих стабильный химический состав, и осуществляется в соответствии с ГСанПиН 2.2.7.029-99 «Гигиенические требования по обращению с промышленными отходами и определению их класса опасности для здоровья населения».
В большинстве случаев бытовые отходы для задач учета и статистики в Украине обычно относятся к отходам четвертого класса опасности. В соответствии с пунктом 2.4.6 вышеприведенного ГСанПиНа твердые промышленные отходы IV класса опасности могут использоваться на полигоне твердых бытовых отходов как изолирующий материал в средней и верхней частях полигона.
При операциях обращения с бытовыми отходами следует учитывать необходимость выполнения требований по обращению с опасными отходами в составе бытовых, изложенных в статье 351 Закона Украины «Об отходах».
Статья 351. Требования по обращению с бытовыми отходами
Опасные отходы в составе бытовых отходов собираются отдельно от других видов бытовых отходов, а также должны отделяться на этапе сбора или сортировки и передаваться специализированным предприятиям, получившим лицензии на осуществление операций в сфере обращения с опасными отходами.
Если игнорировать вышеуказанные требования и не изымать опасные отходы в составе бытовых, указанные отходы могут быть отнесены к другим классам опасности.
Заместитель Министра — руководитель аппарата Д. Мормуль
Комментарий редакции
ГНАУ по-прежнему продолжает настаивать на том, что все субъекты хозяйствования, в деятельности которых образуются отходы (в том числе бытовые), если такие отходы находились на их территории в течение какого-то, даже незначительно времени, обязаны уплачивать эконалог за размещение отходов. Причем факт заключения договора со специализированным предприятием на вывоз отходов роли не играет.
Основной аргумент, используемый налоговыми органами, — понятие «размещение отходов», приведенное в п.п. 14.1.223 НК, в котором указано, что размещение отходов — это хранение (временное размещение до утилизации или удаления) и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами. Исходя из этого ГНАУ считает, что хранение отходов до момента передачи специализированному предприятию является временным размещением отходов и соответственно подпадает под термин «размещение отходов». А значит, субъекты, которые осуществляют такое временное размещение отходов (в том числе бытовых), обязаны уплачивать эконалог.
По нашему мнению, такие доводы налоговиков безосновательны (наши аргументы по этому поводу см. в тематическом номере «Экологический налог. Акцизный налог» // «Налоговый кодекс: консультации и комментарии», 2011, № 18, с. 8).
Поддерживает нашу позицию и Министерство экологии. Так, в своих письмах от 04.08.2011 г. № 14364/07/10-11, от 05.09.2011 г. № 16687/07/10-11 госорган разъясняет, что под размещением отходов следует понимать их хранение и захоронение в специально отведенных для этого местах или на объектах. Основное назначение специально отведенных мест или объектов — удаление отходов путем захоронения или обезвреживания. Основываясь на этом, в письме сделан вывод, что контейнеры (контейнерные площадки) для бытовых отходов не являются местами их окончательного удаления и не относятся к специально отведенным местам и объектам.
Правда, в конце письма Минэкологии в отношении необходимости уплаты эконалога предложило обратиться за разъяснениями по этому вопросу к налоговикам, аргументируя это тем, что определение термина «размещение отходов», приведенное в п.п. 14.1.223 НК, существенно отличается от аналогичного термина, приведенного в Законе об отходах. Хотя, по нашему мнению, эти понятия являются тождественными.
Учитывая то, что ГНАУ настаивает на необходимости уплаты «бытового» эконалога, советуем тем плательщикам, которые не хотят доводить дело с налоговиками до суда, подавать отчетность по эконалогу за размещение бытовых отходов. При этом отметим, что первая судебная практика свидетельствует о незаконности требований налоговиков. Так, постановлением Донецкого окружного суда от 13.10.2011 г. по делу № 2а/0570/16902/2011 суд удовлетворил требования налогоплательщика и признал налоговую консультацию, ставшую предметом спора, недействительной, указав на то, что субъект хозяйствования, который не размещает отходы в специально отведенных местах и не имеет разрешения на использование таких мест, не является плательщиком экологического налога.
Однако не все субъекты готовы спорить с налоговиками. Тем более, что вышеназванное постановление было вынесено судом первой инстанции и может быть обжаловано. Поэтому для плательщиков актуальным остается вопрос, как рассчитать сумму экологического налога.
В письме от 30.09.2011 г. № 18922/07/10-11 Минэкологии дало свою официальную позицию в отношении того, как можно определить объем бытовых отходов и ставку эконалога для бытовых отходов.
Так, объем образованных бытовых отходов Минэкологии рекомендует определять, ориентируясь:
— либо на Минимальные нормы предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, приведенные в приложении 2 к Правилам предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, утвержденные постановлением КМУ от 10.12.2008 г. № 1070 (далее — постановление № 1070);
— либо на Рекомендуемые нормы предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, утвержденные приказом МинЖКХ от 22.03.2010 г. № 75 (далее — приказ № 75)
При этом отметим, что согласно приказу Министерства региональной политики от 01.11.2011 г. № 271 нормы, утвержденные приказом № 75, утратили свою силу.
Поэтому при определении объема образования бытовых отходов остается ориентироваться на постановление № 1070. Приведем извлечение из него.
Наименование объекта | Минимальная суточная норма предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, килограммов (литров) |
1 | 2 |
Твердые бытовые отходы | |
Предприятия, учреждения и организации | |
4. Гостиница, на одно место | 0,5 (2,74) |
Общежитие, на одно место | 0,35 (1,65) |
Санаторий, пансионат, дом отдыха, на одно место | 0,7 (3,84) |
Лечебно-профилактические заведения: |
|
больница, на одну койку | 0,35 (2,19) |
поликлиника, на одно посещение | 0,01 (0,06) |
Склад, на 1 кв. метр площади | 0,1 (0,22) |
Административные и общественные учреждения и организации, на одно рабочее место | 0,3 (1,3) |
Учебные заведения: |
|
высшее и среднее специальное, на одного студента | 0,09 (0,48) |
школа, на одного учащегося | 0,08 (0,4) |
школа-интернат, на одного учащегося | 0,45 (2,2) |
профтехучилище, на одного учащегося | 0,4 (2) |
детское дошкольное заведение, на одно место | 0,28 (1,4) |
Предприятия торговли, на 1 кв. метр торговой площади: |
|
промтоварный магазин | 0,15 (0,82) |
продовольственный магазин | 0,3 (1,5) |
рынок | 0,31 (1,1) |
Заведения культуры и искусства, на одно место | 0,08 (0,7) |
Предприятия бытового обслуживания, на одно рабочее место | 0,75 (3,4) |
Вокзал, аэропорт, на 1 кв. метр площади зала ожидания | 0,37 (1,7) |
Кемпинг, автостоянка, на 1 кв. метр площади | 0,03 (0,11) |
Пляж (курортный сезон), на 1 кв. метр территории | 0,04 (0,25) |
Предприятия общественного питания, на одно место: |
|
1) ресторан: |
|
с отбором пищевых отходов | 1 (5) |
без отбора пищевых отходов | 1,4 (6) |
2) кафе, столовая: |
|
с отбором пищевых отходов | 0,43 (2,2) |
без отбора пищевых отходов | 0,5 (2,6) |
Крупногабаритные отходы, на одного человека | 0,08 (0,4) |
Ремонтные отходы, на одного человека | 0,11 (0,15) |
Жидкие отходы, на одного человека | 25 литров |
Опасные отходы, на одного человека | 0,01 (0,05) |
Расчет объема образованных бытовых отходов осуществляется следующим образом:
Количество работников (чел.) х
х Минимальную норму образования отходов для учреждения и организации (кг, л) х
х Количество календарных дней : 1000.
Что касается ставок экологического налога за бытовые отходы, то, по мнению Минэкологии, бытовые отходы относятся к малоопасным, т. е. отходам IV класса опасности. Исходя из этого в период с 01.01.2011 г. по 31.12.2012 г. ставка налога будет составлять 1,25 грн. за 1 тонну (ст. 246 НК, п. 2 подразд. 5 разд. XX НК).
Марина Казанова