* Подробности вы могли узнать в статье «Переходная» возвратная финпомощь: налоговики фискалят» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 6. Со своим пониманием ситуации мы знакомили вас в статье «Возвратная финпомощь: в поисках плавного перехода» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 5.
Интересующую нас ситуацию фискалы рассмотрели в подкатегории 102.08.06 ЗІР. При этом о старой консультации здесь-таки указано, что она действовала до 06.07.2015 г.
Напомним, в чем суть проблемы. Согласно «дореформенным» правилам при получении ВФП от неплательщика налога на прибыль плательщик налога — получатель был обязан отразить налоговые доходы (в том случае, если такая финпомощь не была возвращена по состоянию на конец отчетного (налогового) периода). В то же время согласно тем же «старообрядным» нормам, возвращая ВФП, плательщик мог рассчитывать на расходы.
Но этих правил уже нет. При возврате суммы ВФП о бухучетных расходах говорить не приходится**. Получается, что «всех кинули»?
** В этом аспекте вам будет интересен материал «Возвратная финпомощь: учетные и отчетные вопросы 2015 года» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 18-19.
Нет. На помощь нам приходит «спасительный» абз. 2 п. 18 подразд. 4 разд. ХХ НКУ.
Он гласит: по операциям, по которым налоговые расходы до 01.01.2015 г. определяли по дате перечисления средств на банковский счет или в кассу контрагента налогоплательщика, если по состоянию на 1 января у налогоплательщика имелась кредиторская задолженность по ним, при расчете объекта налогообложения сумма средств, которая была перечислена на банковский счет или в кассу контрагента налогоплательщика после 01.01.2015 г., уменьшает финрезультат до налогообложения.
Оба условия с этого пункта выполняются, на чем мы настаивали и ранее. Если конкретнее, то:
1) до начала этого года налоговые расходы по таким операциям действительно определяли по дате уплаты денег контрагенту (доказательство — абз. 2 п.п. 135.5.5 НКУ в «доновогодней» редакции);
2) по состоянию на начало года налогоплательщик имел кредиторскую задолженность по таким операциям — именно такую ситуацию мы и рассматриваем.
Благо, что налоговики на эту норму наконец-то посмотрели под правильным углом.
Новую позицию ГФСУ необходимо применять независимо от того, когда именно в 2015 году была возвращена ВФП. И дата 06.07.2015 г. (до которой налоговики придерживались невыгодной для плательщиков позиции) вовсе не должна являться сакральной. Это — всего-навсего дата, когда они признали свою ошибку и исправили ее. Что ж, лучше поздно, чем никогда!