Предоставление теплоснабжения арендаторам

В избранном В избранное
Печать
Левичев Александр, заведующий сектором контроля учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции
Бюджетная бухгалтерия Декабрь, 2014/№ 46

Отдел образования предоставляет в аренду помещения школ. Отопление школ осуществляется газовыми теплогенераторами, поэтому плата за отопление берется как плата за предоставление платной услуги в соответствии с п.п. 6 п. 7 Перечня платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, относящимися к государственной и коммунальной форме собственности, утвержденного постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 796. Средства поступают на специальные счета учреждений.

При проведении плановой ревизии специалисты Госфининспекции отметили в акте следующее нарушение: «Возмещение за фактически потребленные коммунальные услуги за арендованные помещения по теплоснабжению, которые зачисляются в спецфонд и не направлены на возобновление расходов общего фонда. Соответствующее нарушение привело к материальному ущербу (убыткам), нанесенному учреждению по общему фонду сметы». Правы ли инспекторы? Как в дальнейшем использовать средства, полученные в качестве платы за услуги?

Да, специалисты Госфининспекции правы. Объясним почему.

Виды платных услуг, которые имеют право предоставлять учреждения и заведения образования, приведены в Перечне платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, относящимися к государственной и коммунальной форме собственности, утвержденном постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 796 (далее — Перечень № 796).

В п.п. 6 п. 7 этого Перечня, на который читатель ссылается в вопросе, предусмотрено право учебных заведений предоставлять такую платную услугу, как предоставление коммунальных услуг пользователям помещений и зданий, которые не состоят на балансе учебных заведений.

Таким образом, ключевым здесь является то, что пользователи таких услуг не должны находиться в здании, состоящем на балансе учебного заведения.

Что под этим понимается? Например, два здания подключены к одной установке теплоснабжения. Одно из этих зданий состоит на балансе учебного заведения и сама установка теплоснабжения находится на балансе учебного заведения. Другое же здание, которое также подключено к установке теплоснабжения, не состоит на балансе учебного заведения. В таком случае, руководствуясь п.п. 6 п. 7 Перечня № 796, учебное заведение имеет право предоставлять платные услуги по теплоснабжению объекта хозяйствования, которой находится в другом здании.

Предоставление же коммунальных услуг арендаторам, находящимся с учебным заведением в одном здании, состоящем на балансе этого заведения, данным Перечнем не предусмотрено. Поэтому предоставлять такую платную услугу учебные заведения не имеют законодательного права, равно как и засчитывать поступление от ее предоставления в доходы специального фонда сметы.

И здесь не будет лишним напомнить о том, что в случае поступления на счет бюджетного учреждения средств от предоставления платных услуг, не предусмотренных перечнем разрешенных платных услуг, такие средства должны быть перечислены в доход того бюджета, за счет которого осуществляется содержание учреждения, по коду классификации доходов бюджета 24060300 «Прочие поступления». Об этом говорилось в письме Госказначейской службы от 14.10.2011 г. № 16-04/918-2970 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 42).

Далее отметим, что арендные отношения между бюджетным учреждением, являющимся арендодателем, и юридическим или физическим лицом, являющимся арендатором, должны оформляться договором аренды.

Договор аренды заключается в соответствии с Типовым договором аренды индивидуально определенного (недвижимого или иного) имущества, которое относится к государственной собственности, утвержденным приказом Фонда госимущества от 23.08.2000 г. № 1774 (далее — Типовой договор аренды).

При этом стороны договора аренды не могут установить такой размер арендной платы, который бы покрывал расходы арендодателя на коммунальные услуги.

Так, в п. 3 Методики расчета и порядка использования платы за аренду государственного имущества, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786, указано что в плату за аренду индивидуально определенного имущества не включаются расходы на содержание арендованного имущества и плата за услуги, которые в соответствии с заключенными соглашениями обязуются предоставлять арендатору государственное предприятие, организация, хозяйственное общество, на балансе которых состоит это имущество.

Что касается коммунального имущества, то при предоставлении его в аренду учреждения руководствуются соответствующими методиками, утвержденными органами местного самоуправления. Такие методики расчета арендной платы разрабатываются на основе вышеуказанной Методики и также содержат требование о невключении в арендную плату расходов на содержание арендованного имущества.

Как определено в п. 5.13 Типового договора аренды, арендатор обязан осуществлять расходы, связанные с содержанием арендованного имущества.

В течение 15 рабочих дней после заключения договора аренды он должен заключить с арендодателем договор о возмещении расходов балансодержателя на содержание арендованного недвижимого имущества и предоставление коммунального имущества арендатору.

Следовательно, порядок расчетов за потребленные коммунальные услуги арендатор и арендодатель в обязательном порядке закрепляют в отдельном договоре Договоре о возмещении расходов балансодержателя на содержание арендованного недвижимого имущества и предоставление коммунальных услуг арендатору. Примерная форма такого договора утверждена приказом Фонда гос­имущества от 23.08.2000 г. № 1774.

В данном договоре может быть предусмотрено, что возмещение арендатором коммунальных услуг проводится непосредственно арендодателю.

При этом арендодатель распределяет между арендаторами расходы на содержание помещений в зависимости от наличия, количества, мощности, времени работы электроприборов, системы тепло- и водоснабжения, канализации по специальным счетам, а в неделимой части — пропорционально размеру арендованной площади. Потом арендодатель должен предоставить арендаторам счета для возмещения стоимости потребленных ими коммунальных услуг (тепло-, водо-, электроснабжение, водоотведение, вывоз мусора и пр.), оплаченных арендодателем.

Следовательно, в данном случае арендаторы должны возместить арендодателю расходы, связанные с теплоснабжением, как то оплату газа, выплату заработной платы оператора установки, если таковой имеется, и т. п.

Также отметим, что в случае, когда в счете, предоставленном арендодателем, четко не определено, за что именно должен уплатить арендатор, а указана только общая сумма, например «за теплоснабжение», то арендатор имеет право обратиться к арендодателю с просьбой расшифровать общую сумму (оплата за газ, выплата заработной платы оператора установки и т. п.).

Отметим, что начисление стоимости коммунальных услуг, которые арендатор должен возместить арендодателю, арендодатель должен осуществить сразу после получения счетов от поставщиков коммунальных услуг и распределения расходов на содержание арендованного имущества между арендаторами и, соответственно, своевременно отразить такие данные в бухгалтерском учете.

В свое время Госказначейство в письме от 31.05.2011 г. № 17-04/1412-7555 указывало на то, что счета, предоставленные на оплату коммунальных и других услуг, должны отражаться в учете в том месяце, в котором они поступили.

Поэтому, если бюджетное учреждение — арендодатель оплатило коммунальные услуги за все здание, в том числе и за услуги, потребленные арендатором, и при этом в бухгалтерском учете арендодателя не отражена задолженность арендатора за потребленную им часть коммунальных услуг, органы Госфининспекции будут трактовать такую уплату как незаконное расходование бюджетных средств на покрытие расходов посторонних юридических лиц (арендаторов).

При получении от арендатора средств в виде возмещения стоимости потребленных им коммунальных услуг такие средства бюджетное учреждение-арендодатель должно отразить в учете как возмещение осуществленных расходов и отнести на восстановление кассовых и фактических расходов.

Связано это с тем, что арендная плата согласно п. 4 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI относится к третьей подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений, тогда как суммы, возмещенные арендатором за коммунальные услуги, к собственным поступлениям бюджетных учреждений не относятся, а направляются на восстановление кассовых расходов арендодателя без отнесения к доходам учреждения.

Также необходимо учесть, что арендатор должен возмещать стоимость потребленных им коммунальных услуг на тот счет (общего или специального фонда), с которого бюджетное учреждение-арендодатель осуществило расходы на их оплату. Об этом идет речь в п.п. 10.10.3 Методических рекомендаций по осуществлению инспектирования органами Государственной финансовой инспекции Украины, утвержденных приказом Госфининспекции от 14.12.2011 г. № 90.

Такие суммы сначала поступают на регистрационные счета арендодателя по КЭКР 0000, а затем по его указанию зачисляются органом казначейства как восстановление расходов по соответствующим КЭКР.

Поэтому сделаем вывод: в данном случае предоставление услуг по теплоснабжению не может быть платной услугой. Арендаторы должны уплачивать стоимость потребленных услуг теплоснабжения как возмещение понесенных арендодателем расходов. Поступать эти средства должны на счет, с которого фактически арендодатель осуществлял соответствующие расходы.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить