(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
13/13
Бюджетная бухгалтерия
Бюджетная бухгалтерия
Июль , 2014/№ 26

Об учете излишков, выявленных при инвентаризации

Письмо от 29.04.2014 г. № 17-04/420-10331 (извлечение)

<…>

Единые требования о порядке проведения инвентаризации имущества бюджетных учреждений установлены в Инструкции по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденной приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 30.10.98 г. № 90 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 16.11.98 г. под № 728/3168 (далее — Инструкция).

Пунктом 17.1 Инструкции определено, что выявленные при инвентаризации расхождения между фактическими остатками материальных ценностей и денежных средств с данными бухгалтерского учета регулируются учреждением в следующем порядке: основные средства, ценные бумаги, денежные средства и другие материальные ценности, выявленные в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на увеличение доходов по специальному фонду с дальнейшим установлением причин возникновения остатков и виновных в этом лиц.

Методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации о запасах в бюджетных учреждениях определены Положением по бухгалтерскому учету запасов бюджетных учреждений, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 14.11.2013 г. № 947 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 05.12.2013 г. № 2063/24595 (далее — Положение).

Пунктом 3 раздела II Положения определено, что в случае, если на момент оприходования запасов невозможно достоверно определить их стоимость, такие запасы могут оцениваться и отражаться в бухгалтерском учете по справедливой стоимости с дальнейшей корректировкой к первоначальной стоимости в соответствии с пунктом 2 этого раздела.

Изменение стоимости запасов и их переоценка осуществляются в соответствии с разделом IV Порядка № 947.

Отражение в бухгалтерском учете бюджетных учреждений сумм остатков, выявленных при инвентаризации, и переоценки производственных запасов, материалов и продуктов питания осуществляется в соответствии с Типовой корреспонденцией субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами бюджетных учреждений, приведенной в приложении 2 к Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 26.06.2013 г. № 611 и зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 18.07.2013 г. под № 1214/23746.

 

Первый заместитель Председателя А. Даневич

Комментарий редакции

Как оценить излишки, выявленные при инвентаризации

 

Проверить состояние сохранности имущества, определить фактическое его наличие, выявить неиспользуемые материальные ценности, проверить соблюдение условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также проверить реальную стоимость материальных ценностей, учитываемых на балансе, — вот далеко не полный перечень вопросов, которые необходимо выяснить бухгалтеру при проведении инвентаризации имущества учреждения.

Основным документом, которым необходимо руководствоваться бюджетным учреждениям при проведении инвентаризации, оформлении ее результатов и урегулировании инвентаризационных разниц, является Инструкция по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденная совместным приказом Главного управления Госказначейства и Минфина от 30.10.98 г. № 90 (далее — Инструкция № 90).

Этим документом установлены единые требования к порядку инвентаризации основных средств, нематериальных активов, материальных ценностей, денежных средств и документов, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений и организаций. В то же время Инструкция № 90 не является единственным документом, которым руководствуются бюджетные учреждения при проведении инвентаризации, поскольку особенности инвентаризации отдельных объектов учета (медикаментов, продуктов питания, библиотечных фондов и др.) установлены специальными нормативно-правовыми актами соответствующих министерств и ведомств.

Порядок урегулирования расхождений между фактическими остатками материальных ценностей и денежных средств с данными бухгалтерского учета бюджетных учреждений определен п. 17.1 Инструкции № 90.

Так, излишки основных средств, ценных бумаг, денежных средств и других материальных ценностей подлежат оприходованию и зачислению на баланс с увеличением доходов по специальному фонду. В этом случае также должны быть установлены причины возникновения излишков и виновные лица.

При этом излишки материальных ценностей при оприходовании нужно оценить по их реальной (действительной) стоимости, а износ определить исходя из технического состояния. В том случае, если выявленные излишки не принадлежат учреждению (материальные ценности, находящиеся на ответственном хранении, и т. п.) и их наличие в учреждении подтверждено документально, то оснований для их оприходования в составе активов нет.

Также сумму выявленных излишков учреждения должны включить в Справку о поступлениях в натуральной форме. Такую Справку нужно подать в орган казначейства не позднее последнего рабочего дня текущего месяца.

Конечно, оприходовать выявленные излишки материальных ценностей не составит особого труда, когда есть информация о стоимости таких ценностей. А как быть, если стоимость излишков неизвестна? Именно такую ситуацию рассматривает Госказначейская служба в комментируемом письме.

Так, в случае если на момент оприходования запасов учреждение не имеет возможности достоверно определить стоимость таких запасов, то они могут быть оценены по справедливой стоимости с дальнейшей корректировкой до первоначальной стоимости. Такие требования предусмотрены в п. 3 раздела II Положения по бухгалтерскому учету запасов бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина от 14.11.2013 г. № 947.

Поэтому в данной ситуации комиссия должна составить Акт оценки стоимости материальных ценностей. В последующем при необходимости установленная стоимость может быть откорректирована до первоначальной стоимости таких материальных ценностей. При этом такая переоценка должна быть оформлена документально. В этом случае составляют Акт дооценки или Акт уценки.

В бухгалтерском учете операции по оприходованию излишков запасов, материалов и продуктов питания, выявленных при инвентаризации и последующей переоценке, отражают такими записями:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

Оприходованы излишки* материалов и продуктов питания

323

711

364

323

231 — 236, 238, 239

364

2

Оприходованы излишки* МБП

323

711

364

323

221, 222

364

Одновременно производится вторая запись

811

411

*Сумма излишков, выявленных в ходе инвентаризации, включается в Справку о поступлениях в натуральной форме, предоставляемую в органы Госказначейства до окончания отчетного периода.

3

Отражена сумма переоценки материалов и продуктов питания:

— сумма дооценки

231 — 236, 238, 239

441

— сумма уценки

441

231 — 236, 238, 239

 

 Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

излишки добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
13/13
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье