Действительно, новый Закон Украины «О высшем образовании» от 01.07.2014 г. № 1556-VII (далее — Закон № 1556), который вступил в силу 06.09.2014 г., предоставляет высшим учебным заведениям (далее — вуз) много полномочий при решении финансовых вопросов.
В частности, в ч. 2 ст. 70 Закона № 1556 определено следующее:
«Собственные поступления государственных и коммунальных высших учебных заведений, научных учреждений, полученные от платы за услуги, предоставляемые в соответствии с образовательной, научной и учебно-производственной деятельностью, благотворительные взносы и гранты согласно решению, принятому ученым советом высшего учебного заведения, научного учреждения, зачисляются на:
— специальные регистрационные счета, открытые в территориальном органе центрального органа исполнительной власти в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств;
— текущие и/или вкладные (депозитные) счета учреждений государственных банков».
Как свидетельствует письмо нашего читателя, введение именно этой нормы в Законе № 1556 вызвало беспокойство у бухгалтерского сообщества.
Действительно, законодатели предоставили вузам право вести свою деятельность по принципу финансовой автономии. Благодаря этому такие заведения получили больше самостоятельности, независимости и ответственности в принятии решений по развитию академических свобод, организации образовательного процесса, научных исследований, внутреннего управления, экономической и другой деятельности, самостоятельному отбору и расстановке кадров.
Однако это не означает, что, наделяя вузы такими полномочиями, Закон № 1556 имел целью ограничить или лишить их налоговых льгот.
По этому поводу следует напомнить, что вузам и раньше было разрешено направлять средства, полученные от предоставления платных услуг, на депозитные счета.
Так, право размещать средства на депозитных счетах в учреждениях банков таким заведениям было предоставлено и раньше, а именно:
— ч. 9 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ), которой разрешено размещать высшим и профессионально-техническим учебным заведениям на депозитах временно свободные бюджетные средства, полученные за предоставление платных услуг (если таким заведениям законом предоставлено соответствующее право);
— ч. 4 ст. 61 Закона Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII, где указано, что к дополнительным источникам финансирования государственных учебных заведений, в частности, относятся доходы от размещения на депозитных вкладах временно свободных внебюджетных средств;
— ч. 3 ст. 63 Закона Украины «О высшем образовании» от 17.01.2002 г. № 2984-III, в которой определено, что высшее учебное заведение государственной и коммунальной форм собственности самостоятельно распоряжается доходами и другими поступлениями, полученными от предоставления разрешенных законодательством платных услуг. Такое распоряжение, в частности, включает в себя право открывать текущие и депозитные счета в банках, хранить средства на депозитных счетах банков.
Кроме того, таким заведениям предоставлено право получать средства от размещения на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг (при условии, если таким заведениям законом предоставлено соответствующее право). Более того, проценты, полученные от размещения средств на депозит, вузы относят к собственным поступлениям на основании положений ч. 4 ст. 13 БКУ. Кстати, обратите внимание: эта норма БКУ действует и в настоящее время.
Конечно, для того чтобы привести положения Закона № 1556 в соответствие с действующим законодательством, требуется определенное время. Как указано в п.п. 6 п. 5 разд. XV «Заключительные и переходные положения» этого Закона, Кабмину дано поручение привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с Законом № 1556, а также обеспечить приведение нормативно-правовых актов министерств и других центральных органов исполнительной власти в соответствие с этим Законом.
Во исполнение этого поручения в ВР зарегистрирован проект Закона Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (в связи с принятием Закона Украины «О высшем образовании»)» от 26.08.2014 г. № 4542а. Что интересного в этом документе?
Этим законопроектом предложено внести изменения в БКУ, а именно в статьи 13, 43, 45 и другие. Главная суть таких изменений — закрепить в БКУ, что доходы, полученные от платы за услуги, которые предоставляют вузы согласно основной и дополнительной (хозяйственной) деятельности, благотворительные взносы, и гранты они относят к своим собственным поступлениям. Такие средства заведения имеют право зачислять на специальные регистрационные счета, открытые в территориальном органе центрального органа исполнительной власти в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, или на текущие счета учреждений государственных банков. Таким образом, благодаря таким изменениям вузы будут иметь возможность зачислять собственные поступления как на специальный регистрационный счет в органе Казначейства, так и на счета учреждений государственных банков.
Однако поскольку вышеупомянутый законопроект до сих пор не принят, пока не советуем вузам открывать текущие счета в учреждениях государственных банков для зачисления собственных поступлений. Надеемся, что этот законопроект в ближайшее время будет принят, о чем мы обязательно сообщим вам на страницах нашей газеты.
Теперь ответим на второй вопрос, касающийся налогообложения операций, связанных с предоставлением платных услуг высшими учебными заведениями.
Для этого обратимся к Налоговому кодексу Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ).
Так, плательщиками налога на прибыль из числа резидентов являются неприбыльные учреждения и организации в случае получения прибыли от неосновной деятельности и/или доходов, подлежащих налогообложению (п.п. 133.1.4 НКУ). При этом к неприбыльным организациям относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления и созданные ими учреждения или организации, содержащиеся за счет средств соответствующих бюджетов.
К доходам таких организаций, в том числе доходам учреждений и заведений образования, освобожденным от обложения налогом на прибыль, относятся доходы, перечисленные в п. 157.2 НКУ, а именно:
— средства или имущество, поступающие бесплатно или в виде безвозвратной финансовой помощи либо добровольных пожертвований;
— пассивные доходы;
— средства или имущество, поступающие таким неприбыльным организациям как компенсация стоимости полученных государственных услуг, в том числе доходы государственных учебных заведений, полученные от изготовления и реализации товаров, выполнения работ, предоставления услуг, в том числе от предоставления платных услуг, связанных с их основной уставной деятельностью;
— дотации или субсидии, полученные из государственного или местного бюджета, государственных целевых фондов или в рамках технической или благотворительной, в том числе гуманитарной, помощи, кроме дотаций на регулирование цен на платные услуги, предоставляемые таким неприбыльным организациям или через них их получателям согласно законодательству, с целью снижения уровня таких цен.
Кроме того, освобождаются от налогообложения собственные поступления бюджетных учреждений, зачисляемые в состав специального фонда бюджета в соответствии с требованиями БКУ.
Доходы неприбыльных организаций, определенных в п.п. «а» п. 157.1 НКУ, в том числе доходы заведений и учреждений образования, науки, культуры, здравоохранения, а также архивных учреждений и реабилитационных учреждений для инвалидов и детей-инвалидов, имеющих соответствующую лицензию, которые содержатся за счет бюджета, зачисляются в состав смет (на специальный счет) для содержания таких неприбыльных организаций и используются исключительно на финансирование расходов такой сметы (в том числе финансирование хозяйственной деятельности согласно их уставам), рассчитанной и утвержденной в порядке, установленном Кабмином. Перечень платных услуг, которые могут предоставляться указанными учреждениями, устанавливается Кабмином (п. 157.10 НКУ).
Для вас это означает, что средства, полученные высшим учебным заведением от предоставления платных услуг, освобождены от обложения налогом на прибыль при условии, если они:
— поступили от того вида платной услуги, которую Кабмин разрешил предоставлять согласно Перечню платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, относящимися к государственной и коммунальной форме собственности, утвержденному постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 796;
— предусмотрены сметой, утвержденной в соответствии с Порядком составления, рассмотрения, утверждения и основными требованиями к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденным постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228;
— зачислены в состав доходов специального фонда в соответствии с требованиями БКУ;
— использованы исключительно на финансирование расходов такого заведения (в том числе финансирование хозяйственной деятельности согласно уставу).
Учитывая это, только после того, как будут внесены изменения в БКУ, касающиеся зачисления в собственные поступления средств, которые получают вузы как на специальный регистрационный счет в органе Казначейства, так и на счета учреждений банков, такие средства будут освобождены от обложения налогом на прибыль. Поэтому, чтобы избежать любых недоразумений относительно налогообложения доходов от предоставления платных услуг, советуем вузам пока не спешить направлять такие средства на депозитные счета в учреждениях банков.
И наконец, последний вопрос.
Поскольку бюджетные учреждения имеют налоговые льготы, они обязаны вести учет таких сумм. Общие требования к учету налоговых льгот определены в Порядке учета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, утвержденном постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1233. Также они составляют Отчет о суммах налоговых льгот по форме, приведенной в приложении к указанному Порядку.
Информация о льготах по уплате налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством, содержится в Справочнике налоговых льгот (далее — Справочник), который регулярно обновляют и доводят до сведения налогоплательщиков. В частности, перечень налоговых льгот по состоянию на 01.10.2014 г. приведен в Справочнике льгот № 72. Все желающие могут ознакомиться с таким Справочником на сайте Государственной фискальной службы (www.sfs.gov.ua).
По сути, Справочник должен содержать полный перечень налоговых льгот, предусмотренных НКУ, действующих на настоящий момент. Однако, к сожалению, случаются ситуации, когда налоговая льгота вводится после утверждения очередного Справочника или вообще может в нем отсутствовать. Именно такая ситуация имеет место и в нашем случае. Поэтому у плательщика налога возникает вопрос: как правильно указать код такой льготы? Давайте поразмышляем над этим вопросом вместе.
Во-первых, факт отсутствия налоговой льготы и кода такой льготы в Справочнике никоим образом не должен повлиять на право ею пользоваться. Ведь согласитесь, что такой Справочник выполняет только информационную функцию.
Во-вторых, поскольку Отчет о льготах не является налоговой декларацией, то к ошибкам при заполнении этого документа налоговики относятся более-менее лояльно. Например, исправление ошибок в Отчете о льготах не приводит к начислению штрафных санкций. И потому допущенные ошибки нужно исправить в следующем Отчете (т. е. в Отчете за текущий отчетный период) в пределах текущего года. А если ошибки допущены в Отчете о льготах за прошлый год, то их вообще нет возможности исправить.
Поэтому считаем, что в нашей ситуаций в Отчете о суммах налоговых льгот можно указать код льготы 11020195. По этому коду показывают освобожденные от налогообложения доходы неприбыльных учреждений и организаций, полученные в виде средств или имущества, поступающих в такие неприбыльные организации как компенсация стоимости полученных государственных услуг. Также к такому Отчету целесообразно приложить справку в произвольной форме с указанием пунктов НКУ, которыми установлена такая льгота (то есть пп. 157.2, 157.10 НКУ).
Однако в любом случае не советуем вам пренебрегать подачей Отчета о льготах. Поскольку за неподачу или несвоевременную подачу Отчета о льготах руководитель бюджетного учреждения может быть привлечен к административной ответственности на основании ст. 1631 КУоАП в виде штрафа в размере от 5 до 10 ннмдг* (от 85 до 170 грн.). Повторное такое нарушение в течение года наказывается штрафом в размере от 10 до 15 ннмдг (от 170 до 255 грн.). Кстати, о возможности привлечения к административной ответственности указывают работники фискальной службы в консультации, размещенной в категории 138.01 Общедоступного информационно-справочного ресурса «ЗІР».
* Не облагаемый налогом минимум доходов граждан.