Темы статей
Выбрать темы

Повышение норм расхода топлива в холодное время года

Станкус Татьяна, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

В п.п. 3.1.1.1 Норм расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43, предусмотрено установление надбавки до 2 %, 4 %, 6 %, 8 %, 10 %, 12 %.

Можно ли устанавливать максимальные коэффициенты, т. е. 2 %, 4 %, 6 %, 8 %, 10 % или 12 %?

Для планирования потребности предприятий, организаций и учреждений в горюче-смазочных материалах и контроля за их расходами, ведения отчетности, внедрения режима экономии и рационального использования нефтепродуктов применяется приказ Минтранса «Об утверждении Норм расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» от 10.02.98 г. № 43 (далее — приказ № 43).

Но Главное контрольно-ревизионное управление Украины (на данный момент — Государственная финансовая инспекция Украины (далее — ГФИ) в своем письме от 11.08.2010 г. № 02-14/1232 отмечало, что приказ № 43 является обязательным для выполнения только для предприятий, учреждений и организаций, входящих в сферу управления Минтранса. Другими центральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями должны быть разработаны собственные нормативные документы по нормированию расходов топлива и смазочных материалов в соответствии с законодательством.

В то же время при проведении контрольных мероприятий специалисты органов ГФИ руководствуются Методическими рекомендациями по осуществлению инспекции органами Государственной финансовой инспекции Украины, утвержденными приказом ГФИ от 14.12.2011 г. № 90, разработанными с целью обеспечения единых подходов к подготовке к ревизии, ее проведению, оформлению результатов и реализации материалов.

В п.п. 11.11.3 разд. ІV этих Методических рекомендаций указано, что при проверке списания горюче-смазочных материалов необходимо проверить соблюдение установленного порядка и норм списания. При этом в примечании к данному подпункту указано следующее: «Списание горюче-смазочных материалов осуществляется в соответствии с Нормами расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденными приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.98 г. № 43, на основании данных о пробеге автомобиля».

Следовательно, органы ГФИ не отрицают возможность применения предприятиями, учреждениями и организациями именно Норм расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных приказом № 43 (далее — Нормы № 43).

Таким образом, бюджетные организации при списании горюче-смазочных материалов могут применять Нормы № 43, однако это необходимо четко определить в приказе об учетной политике и приказе об установлении норм расходов топлива на автотранспортные средства.

Теперь рассмотрим коэффициент повышения норм расходов топлива, предусмотренный п.п. 3.1.1.1 Норм № 43.

Так, нормы расходов топлива могут быть повышены при работе автомобиля в холодное время года в зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды:

от 0 °C (включительно) и до -5 °C включительно — до 2 %;

ниже -5 °C и до -10 °C включительно — до 4 %;

ниже -10 °C и до -15 °C включительно — до 6 %;

ниже -15 °C и до -20 °C включительно — до 8 %;

ниже -20 °C и до -25 °C включительно — до 10 %;

ниже -25 °C — до 12 %.

На первый взгляд кажется, что все просто, но в действительности, чтобы не ошибиться с применением коэффициента повышения, следует внимательно изучить примечания о применении корректирующих коэффициентов.

Так, согласно примечанию 1 к п.п. 3.1.1.1 Норм № 43 такая надбавка применяется в зависимости от фактической средней (для отчетного периода эксплуатации) температуры воздуха в рамках определенного диапазона по данным Украинского гидрометеорологического центра Государственной гидрометеорологической службы, других достоверных официальных источников или по результатам собственных измерений, задокументированных надлежащим образом.

Температура, принимаемая к расчетам, определяется как среднее значение температуры воздуха окружающей среды для определенного отчетного периода эксплуатации.

Отчетный период эксплуатации избирается по решению руководства учреждения.

Для всего автотранспортного парка учреждения может быть установлен единый отчетный период, а также, в случае необходимости, индивидуальные отчетные периоды для каждого транспортного средства.

Для расчетов может браться значение среднесуточной температуры, или, в случае необходимости, средней температуры за определенную часть суток (ночь, утро, день, вечер), или их комбинации (например, средняя температура за утро-день или за утро-день-вечер и т. п.), которая приходится на время эксплуатации техники.

Среднее значение может быть установлено на основании температур на время начала и конца движения в соответствии с записями в дорожных листах и/или других отчетных документах и т. п.

Могут выделяться отдельные периоды (время) эксплуатации и соответствующий ему пробег, с установлением на эти периоды (часть маршрута) индивидуальных значений надбавки (например, движение в ночное время в холодное время года при температуре значительно ниже среднесуточной, и т. п.).

Для отдельных автомобилей или всего автотранспортного парка может быть установлено фиксированное значение надбавки на любой период, при условии, что разница между фактической средней температурой воздуха окружающей среды, приходящейся на время эксплуатации техники, за этот период и температурой, соответствующей началу разрешенного использования избранного значения надбавки, не превышает 5 °C (например, применением минимально возможных значений надбавки).

Также обратим внимание на примечание 4 к п.п. 3.1.1.1 Норм № 43. В нем рекомендуется применять надбавку на работу в зимних условиях в зависимости от части поездок на короткие расстояния (менее 5 км) в общем пробеге автомобиля (большие значения надбавки следует применять в условиях значительной части поездок на короткие расстояния).

При этом, если средняя длина поездки в общем пробеге автомобиля превышает 10 км, рекомендуется применять минимально возможные значения надбавки на работу в зимних условиях.

Внимание! Порядок учета климатических условий при расчетах нормативных расходов топлива определяется по решению руководства и утверждается соответствующим приказом (распоряжением) по учреждению.

Согласно примечанию 2 к п.п. 3.1.1.1 Норм № 43 при осуществлении перевозок в другие климатические зоны, в том числе за пределы Украины, корректирующий коэффициент устанавливается с учетом температурных условий начального и конечного (а при необходимости и промежуточных) пунктов следования.

За пределами Украины значения температуры воздуха определяются по результатам надлежащим образом задокументированных собственных измерений или по данным Украинского гидрометеорологического центра Государственной гидрометеорологической службы, метеорологических служб других стран, других достоверных официальных источников.

Теперь разберемся, как же определить ту температуру воздуха, которая необходима для проведения расчетов ее среднего значения в пределах определенного диапазона.

Так, в примечании 3 к п.п. 3.1.1.1 Норм № 43 указано, что в случае использования собственных измерений температуры руководство учреждения должно назначить ответственное лицо и организовывать ведение на постоянной основе соответствующего журнала.

Рекомендовано использование термометров с абсолютной погрешностью измерения температуры не более ±1° C.

Измерение температуры осуществляется в месте, защищенном от влияния прямого солнечного света, на высоте около 2 метров от поверхности земли.

Допускается использование штатного указателя температуры воздуха окружающей среды (в случае оснащения им автомобиля) или переносных термометров (предоставляемых водителям) при условии отсутствия существенных расхождений в результатах измерения между разными автомобилями (а также по стационарно установленным термометрам), эксплуатируемыми учреждением в одинаковых климатических условиях (в пределах одного населенного пункта или района и т. п.).

Отметим, что должно быть обеспечено отсутствие существенных расхождений между результатами измерения и данными Украинского гидрометеорологического центра Государственной гидрометеорологической службы или метеорологических служб других стран (в случае осуществления перевозок за пределы Украины).

Существенными считаются расхождения, которые равняются или превышают 5 °C (в соответствии с принятым шагом в 5 °C по изменению значений корректирующих коэффициентов, учитывающих климатические условия) по значениям средней (для отчетного периода эксплуатации, избираемого по решению руководства предприятия) температуры воздуха и не могут быть инструментально доказаны и обоснованы локальными климатическими условиями.

Отметим, что в случае принятия учреждением решения о самостоятельном измерении температуры, не будет лишним сравнивать данные собственных измерений с данными Украинского гидрометеорологического центра Государственной гидрометеорологической службы, например с помощью Интернета или средств телефонной связи.

Для наглядности рассмотрим условный пример.

 

Пример. Для начала определимся с отчетным периодом эксплуатации автомобилей.

Предположим, что автомобиль Hyundai Sonata, базовая линейная норма которого составляет 8,3 л/100 км, используется исключительно для служебных поездок должностных лиц с 8:00 до 17:00. Именно этот период может быть определен как отчетный период его эксплуатации. Но, учитывая вышеуказанные требования о выборе отчетного периода эксплуатации, он обязательно должен быть указан в приказе (распоряжении) руководителя учреждения.

В дальнейшем следует определить среднюю (для отчетного периода эксплуатации) температуру воздуха в пределах определенного диапазона.

Учитывая тот факт, что автомобиль Hyundai Sonata используется в течение рабочего дня должностных лиц учреждения с 8:00 до 17:00, логичным будет применение комбинации средней температуры за определенную часть суток, а именно — средней температуры за утро-день-вечер, которая приходится на время эксплуатации автомобиля.

Определим среднюю температуру воздуха в пределах определенного диапазона.

Предположим, что температура воздуха на время эксплуатации автомобиля составляла:

— утро 8:00 — (-20 °C);

— день 13:00 — (-10 °C)

— вечер 17:00 — (-17 °C).

Получаем показатель средней температуры воздуха -15,7 °C ((20 + 10 + 17) / 3).

Учитывая полученный показатель средней температуры, норму расходов топлива можно увеличить включительно до 8 %. Она составит 8,96 л/100 км (8,3 л + (8,3 л х 0,08)).

 

Следовательно, отвечая на вопрос читателя, отметим: установление максимальных значений повышений базовой линейной нормы в зависимости от фактической температуры окружающей среды, т. е. 2 %, 4 %, 6 %, 8 %, 10 % или 12 %, не будет нарушением норм действующего законодательства.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше