Темы статей
Выбрать темы

Может ли предприятие — поставщик тепла самостоятельно повысить плату за него

Станкус Татьяна, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Отдел образования заключил договор с предприятием на поставку тепловой энергии в одно из учебных заведений района. До 2014 года котельная предприятия работала на природном газе. На отопительный период 2014/2015 года предприятие не получило разрешение на потребление природного газа, поэтому отопление производится только дровами. Правомерно ли в данном случае повышение предприятием тарифа на теплоснабжение? Могут ли быть из-за этого претензии к нашей организации со стороны контролирующих органов?

Основным документом, определяющим взаимоотношения между участниками рынка жилищно-коммунальных услуг, является Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 24.06.2004 г. № 1875-IV. Этим Законом в зависимости от порядка утверждения цен (тарифов) жилищно-коммунальные услуги разделены на три группы.

Так, к первой группе относятся жилищно-коммунальные услуги, цены (тарифы) на которые утверждают специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти; ко второй — жилищно-коммунальные услуги, цены (тарифы) на которые утверждают органы местного самоуправления для предоставления на соответствующей территории; а к третьей — те услуги, цены (тарифы) на которые определяются на договорной основе.

К первой группе относятся услуги по предоставлению тепловой энергии, централизованному водоснабжению и водоотведению. Тарифы на такие услуги утверждает Национальная комиссия регулирования рынка коммунальных услуг Украины. Эта комиссия действует на основании Закона Украины «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг» от 09.07.2010 г. № 2479-VI (далее — Закон № 2479).

Ко второй группе относятся услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий (уборка внутридомовых помещений и придомовой территории, санитарно-техническое обслуживание, обслуживание внутридомовых сетей, содержание лифтов, освещение мест общего пользования, текущий ремонт, вывоз бытовых отходов и т. п.). Тарифы на такие услуги устанавливают органы местного самоуправления в соответствии с Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее — Закон о местном самоуправлении).

К третьей группе относятся услуги по ремонту помещений, домов, сооружений (замена и усиление элементов конструкций и сетей, их реконструкция, восстановление несущей возможности несущих элементов конструкций и т. п.), которые предоставляются на основании индивидуальных гражданско-правовых договоров в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

В отношении первой группы коммунальных услуг отметим следующее. Согласно ст. 6 Закона № 2479 Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, устанавливает тарифы на коммунальные услуги тем субъектам естественных монополий и субъектам хозяйствования на смежных рынках, лицензирование деятельности которых она осуществляет. Установление же тарифов на коммунальные услуги для остальных субъектов хозяйствования, которые не являются лицензиатами Национальной комиссии, осуществляется органами местного самоуправления.

Так, установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги, которые предоставляются предприятиями, находящимися в общей собственности территориальных громад, представительство интересов которых осуществляет соответствующий районный или областной совет, а также субъектами хозяйствования, осуществляющими управление (эксплуатацию) целостными имущественными комплексами таких предприятий, согласно п. 37 ст. 43 Закона о местном самоуправлении относится к полномочиям районных и областных советов.

Следовательно, в случае, описанном в вопросе, установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги должен осуществлять районный совет.

Важным моментом при этом является то, что тарифы на коммунальные услуги должны обеспечивать возмещение всех экономически обоснованных планируемых расходов на их производство с учетом планируемой прибыли.

При этом расчеты экономически обоснованных расходов осуществляют сами производители коммунальных услуг. Тарифы должны учитывать виды расходов, связанные с предоставлением коммунальных услуг, и все особенности разных территорий и объектов, получающих коммунальные услуги. Тарифы на коммунальные услуги в разных частях района и для разных объектов (население, бюджетные организации и т. п.) могут отличаться, ведь их себестоимость может быть разной.

Поэтому, если у предприятия изменилась стоимость расходов на производство тепла в большую сторону, то и тариф будет изменен соответственно. В любом случае утверждать тариф и проконтролировать правильность его расчета должен районный совет.

Потребители коммунальных услуг (в этом случае ваша организация как потребитель тепла) ответственность за установление тарифа не несут.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше