Принимаем на работу студента — будущего педагога: нюансы оплаты труда

В избранном В избранное
Печать
Меренкова Светлана, заместитель начальника отдела — государственный инспектор труда отдела контроля за соблюдением трудового законодательства Территориальной государственной инспекции по вопросам труда в Харьковской области
Бюджетная бухгалтерия Апрель, 2015/№ 14
Зачастую студенты старших курсов педагогических вузов начинают свой трудовой путь, еще не имея полного высшего образования соответствующего направления подготовки. Ситуация, казалось бы, классическая, но у наших читателей время от времени возникают вопросы, связанные с оплатой труда таких работников. Значит, есть повод эту тему обсудить. В данной статье рассмотрим три наиболее часто встречающиеся ситуации: студента приняли на должность учителя / воспитателя дошкольного учебного заведения / руководителя кружка.

Еще не педагог, я только учусь: возможен ли прием на работу без полного высшего образования

Действительно, могут ли вообще лица без соответствующего образования быть приняты на должности педагогических работников? Давайте разбираться.

По требованиям ч. 2 ст. 24 КЗоТ при заключении трудового договора лицо обязано в случаях, предусмотренных законодательством, подать документ об образовании (специальности, квалификации).

В ч. 1 ст. 54 Закона об образовании сказано: педагогической деятельностью могут заниматься лица, которые имеют соответствующее образование. В профильных законах продублировано аналогичное требование. Так, согласно:

а) ч. 1 ст. 24 Закона о среднем образовании педагогическим работником должно быть лицо, которое имеет соответствующее педагогическое образование;

б) ч. 1 ст. 30 Закона о дошкольном образовании педагогический работник дошкольного учебного заведения — лицо, имеющее соответствующее высшее педагогическое образование;

в) ч. 1 ст. 21 Закона о внешкольном образовании педагогическим работником внешкольного учебного заведения должно быть лицо, имеющее высшее педагогическое или другое профессиональное образование.

Обратите внимание: в этих документах не конкретизировано, что педагогическое образование должно быть обязательно полным. Другими словами, уже при наличии у претендента неполного или базового высшего образования (образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста или бакалавра) его можно принять на должность педагога.

А можно ли принять лицо, которое только получает указанное образование? Если отвечать на этот вопрос однозначно, то — нет, ведь в данном случае претендент на занятие педагогической должности еще не имеет достаточную квалификацию для полноценного выполнения должностных обязанностей. Но на практике бывают исключения, когда руководители учебных заведений ввиду нехватки педагогических кадров берут на работу студентов (учащихся), которые только получают образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста или бакалавра.

Как установить должностной оклад молодому специалисту

Студент принят на должность учителя. Должностные оклады учителям общеобразовательных учебных заведений устанавливают согласно приложению 6 к приказу № 557 (см. табл. 1):

Таблица 1

Учителя всех специальностей

Тарифный разряд

Высшей категории

І категории

ІІ категории

Без категории

12

11

10

8 — 9

При этом согласно абз. 2 примечаний к приложению 6 к приказу № 557 9-й тарифный разряд устанавливают учителям, которые имеют образовательно-квалификационный уровень специалиста или магистра.

Таким образом, если вы приняли на работу лицо после окончания педагогического вуза, которое имеет образовательно-квалификационный уровень специалиста или магистра, то проблем с установлением ему должностного оклада быть не должно. На основании абз. 2 примечаний к приложению 6 к приказу № 557 ему устанавливают 9-й тарифный разряд. Единственная сложность в том, что согласно нормам данного приказа тарифные разряды устанавливают педагогическим работникам по результатам аттестации. Между тем согласно п. 3.18 Типового положения № 930 лица, принятые на должности педагогических работников после окончания вузов, аттестуются не ранее как после двух лет работы на занимаемой должности. Поэтому до проведения в установленные сроки аттестации учителю, только начинающему свою карьеру, устанавливают 9-й тарифный разряд. Претендовать на более высокие тарифные разряды лицо, не прошедшее аттестацию, не может.

Сложнее обстоит дело со студентами старших курсов педагогических вузов, которые имеют неполное или базовое высшее образование (образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста или бакалавра). Как установить должностной оклад в случае принятия таких лиц на должность учителей, приказ № 557 умалчивает. Зато есть норма, согласно которой лицам, не имеющим образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста, устанавливают 8-й тарифный разряд (абз. 4 примечаний к приложению 6 к приказу № 557). Как же быть?

Выход один: лицам, как имеющим неполное или базовое высшее образование (образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста или бакалавра), так и не имеющим образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста, при приеме на работу устанавливают 8-й тарифный разряд.

При получении диплома о высшем образовании таким работникам присваивают 9-й тарифный разряд.

Важно! При получении образования изменение размеров ставок зарплаты и должностных окладов в течение года производится со дня представления соответствующего документа ( п.п. «б» п. 5 Инструкции № 102).

Студент принят на должность воспитателя ДУЗ. Должностные оклады воспитателям ДУЗ устанавливают в соответствии с приложением 9 к приказу № 557 (см. табл. 2):

Таблица 2

Воспитатели, которые имеют образовательно-квалификационный уровень магистра, специалиста, бакалавра или младшего специалиста

Тарифный разряд

Высшей категории

І категории

ІІ категории

Без категории

12

11

10

8 — 9

Здесь ситуация аналогичная рассмотренной выше. Прежде всего сразу отбрасываем 10 — 12-й тарифные разряды, поскольку их устанавливают при наличии квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации.

Итак, если вы приняли на работу воспитателя, который имеет образовательно-квалификационный уровень специалиста или магистра, то ему устанавливают 9-й тарифный разряд (примечание «**» к приложению 9 к приказу № 557).

Идем далее. Как следует из самой таблицы приложения 9 к приказу № 557, воспитателям, которые имеют образовательно-квалификационный уровень бакалавра или младшего специалиста, устанавливают 8 — 9-й тарифные разряды. При этом специалистам, которые не имеют образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста, — 8-й тарифный разряд. Так какой же именно тарифный разряд можно установить воспитателям, которые имеют образовательно-квалификационный уровень бакалавра или младшего специалиста: 8-й или 9-й?

Как оговорено абз. 4 примечаний к приложению 9 к приказу № 557 тарифные разряды устанавливаются по результатам аттестации в соответствии с квалификационными требованиями.

В свою очередь, п. 4.11 Типового положения № 930 предусмотрено, что педагогическим работникам, которые не имеют полного высшего образования, по результатам аттестации устанавливаются тарифные разряды.

Так как новопринятый воспитатель аттестацию на присвоение 9-го тарифного разряда еще не проходил, считаем, что ему следует установить 8-й тарифный разряд.

Как уже отмечалось выше, пройти аттестацию такой педагог сможет не ранее чем по истечении двух лет работы на занимаемой должности. При этом, если он за эти два года получит высшее образование, аттестоваться он сможет на присвоение ІІ квалификационной категории, а не 9-го тарифного разряда (п. 4.8 Типового положения № 930).

Студент принят на должность руководителя кружка. Должностные оклады руководителям кружка всех учебных заведений устанавливают в соответствии с приложением 8 к приказу № 557 (см. табл. 3):

Таблица 3

Наименование должности

Тарифный разряд

Руководители кружков, секций, студий и других форм кружковой работы, которые имеют образовательно-квалификационный уровень магистра, специалиста, бакалавра или младшего специалиста

8 — 10

Должность руководителя кружка не предусматривает наличие квалификационных категорий. Таким педагогическим работникам присваивают тарифные разряды по результатам аттестации (абз. 4 примечаний к приложению 8 к приказу № 557).

Поскольку при первом приеме на работу претенденты на должность руководителя кружка аттестацию еще не проходили, им устанавливают минимальный (8-й) тарифный разряд (независимо от того, имеют они образовательно-квалификационный уровень магистра, специалиста, бакалавра либо младшего специалиста или нет).

За престижность и за выслугу лет: есть ли право на надбавки

Что касается надбавки за выслугу лет, то право на такую выплату имеют педагоги со стажем педагогической работы более 3 лет. Поскольку период обучения в педагогическом вузе в такой стаж не засчитывают, то право на надбавку у молодого специалиста наступит спустя три года работы.

А вот надбавка за престижность труда не зависит от наличия стажа работы. Право на ее установление имеют специалисты, которые занимают педагогические должности. Поэтому уже при приеме на работу педагогу-новичку можно установить надбавку за престижность труда в размере, определенном руководителем учебного заведения в пределах фонда оплаты труда.

Прохождение аттестации

Как мы указывали выше, лица, принятые на должности педагогических работников после окончания вузов, аттестуются не ранее чем по истечении двух лет работы на занимаемой должности (п. 3.18 Типового положения № 930). Поэтому студентам старших курсов, совмещающим роботу педагога с обучением, для прохождения аттестации нужно для начала закончить вуз, а затем проработать на занимаемой должности не менее двух лет.

Также напомним, что на педагогов, которые работают первые пять лет после окончания вуза, не распространяется требование об обязательном повышении квалификации перед проведением очередной аттестации (абз. 2 п. 1.8 Типового положения № 930).

Нормативные документы

Закон об образованииЗакон Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII.

Закон о среднем образовании — Закон Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV.

Закон о дошкольном образовании — Закон Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-III.

Закон о внешкольном образовании — Закон Украины «О внешкольном образовании» от 22.06.2000 г. № 1841-III.

Приказ № 557приказ Минобразования «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557.

Типовое положение № 930Типовое положение об аттестации педагогических работников, утвержденное приказом Минобразования от 06.10.2010 г. № 930.

Инструкция № 102Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденная приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить