О переоценке основных средств

В избранном В избранное
Печать
Министерство финансов Украины
Бюджетная бухгалтерия Апрель, 2015/№ 15
Письмо от 07.04.2015 г. № 31-11420-07-5/12145

На многочисленные обращения бюджетных учреждений по поводу применения отдельных требований национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе Министерство финансов Украины сообщает.

Методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, других необоротных материальных активах и незавершенных капитальных инвестициях в необоротные материальные активы определены Национальным положением (стандартом) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 12.10.2010 г. № 1202 (далее — Стандарт 121), вступившим в силу с 01 января 2015 года.

В соответствии с требованиями пункта 3 раздела III Стандарта 121 в случае принятия решения субъектом государственного сектора объект основных средств может переоцениваться, если остаточная стоимость этого объекта существенно отличается от его справедливой стоимости на дату баланса.

Порогом существенности для проведения переоценки объектов основных средств принимается величина, равная 10-процентному отклонению остаточной стоимости объектов основных средств от их справедливой стоимости ( пункт 4 раздела III Стандарта 121).

То есть субъект государственного сектора может, а не обязан осуществлять переоценку основных средств при наличии определенных условий.

Решение о проведении переоценки объектов основных средств субъектом государственного сектора согласовывается с органом, уполномоченным управлять объектами государственной (коммунальной) собственности, если таковой определен.

В случае принятия решения субъектом государственного сектора переоценка объекта основных средств проводится на годовую дату баланса.

Согласно пункту 5 раздела III Стандарта 121 для объектов, остаточная стоимость которых равняется нулю, продолжающих использоваться, обязательно определяется ликвидационная стоимость.

Ликвидационная стоимость — это сумма средств или стоимость других активов, которую субъект государственного сектора ожидает получить от реализации (ликвидации) необоротных активов по окончании срока их полезного использования (эксплуатации), за вычетом расходов, связанных с продажей (ликвидацией) ( пункт 4 раздела I Стандарта 121).

Учитывая вышеизложенное, в случае, если остаточная стоимость объекта основных средств, который продолжает использоваться, равна нулю, а определить справедливую стоимость невозможно или нецелесообразно, для такого объекта определяется ликвидационная стоимость, на сумму которой увеличивается его первоначальная стоимость. При этом амортизируемая стоимость этого объекта равна нулю.

Ликвидационная стоимость определяется комиссией, созданной приказом руководителя бюджетного учреждения, при вводе объекта в эксплуатацию или в случае, когда остаточная стоимость объекта основных средств равна нулю.

В бухгалтерском учете и финансовой отчетности отражение указанных хозяйственных операций осуществляется на основании соответствующих первичных документов согласно Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами бюджетных учреждений, приведенной в приложении 2 к Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 26.06.2013 г. № 611.

Заместитель Министра Е. Макеева

Комментарий редакции

Переоценка основных средств не обязанность, а право бюджетных учреждений

Наконец Минфин озвучил свое мнение относительно проведения переоценки основных средств бюджетными учреждениями.

Напомним, что на страницах нашего издания мы уже рассматривали вопрос: обязательно ли проводить переоценку основных средств бюджетным учреждениям (см. материалы «Индексация необоротных активов в 2015 году: проводить или нет» // «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 8; «Амортизация — 2015: начисляем по общим правилам» // «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 11). Но, конечно, все бухгалтерское сообщество хотело узнать мнение Минфина по этому вопросу.

Проанализируем, что именно рассказал Минфин в комментируемом письме.

Во-первых, субъект государственного сектора может, а не обязан, осуществлять переоценку основных средств.

То есть бюджетные учреждения самостоятельно принимают решение: проводить переоценку основных средств или нет. По общим правилам принятие решения о проведении переоценки оформляют распорядительным документом руководителя учреждения (приказ, распоряжение).

При этом такое решение учреждение должно согласовать с органом, уполномоченным управлять объектами государственной (коммунальной) собственности (при условии, если этот орган определен). Кстати, такое требование закреплено в п. 3 разд. III НП(С)БУ 121 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202 (далее — НП(С)БУ 121).

Также Минфин напомнил, что бюджетные учреждения могут переоценивать объект основных средств, если его остаточная стоимость существенно отличается от справедливой стоимости на дату баланса. При этом порогом существенности является 10-процентное отклонение остаточной стоимости от справедливой стоимости объекта основных средств.

Во-вторых, Минфин четко указал, что субъект государственного сектора может принять решение о проведении переоценки объекта основных средств на годовую дату баланса. Фактически это означает, что в течение 2015 года бюджетным учреждениям не стоит ломать голову над вопросом: проводить переоценку или нет. Таким образом, принимать решение о целесообразности проведения переоценки основных средств учреждениям необходимо будет на годовую дату баланса, который будут составлять за 2015 год.

И в-третьих, Минфин разъяснил, как действовать с объектами основных средств, остаточная стоимость которых равняется нулю и которые продолжают использоваться в учреждении.

В таких ситуациях учреждение должно обязательно определить ликвидационную стоимость таких объектов. Под ликвидационной стоимостью понимают сумму средств или стоимость других активов, которую субъект государственного сектора ожидает получить от реализации (ликвидации) необоротных активов по окончании срока их полезного использования (эксплуатации), за вычетом расходов, связанных с продажей (ликвидацией).

Учитывая это, специалисты Минфина считают: в случае, если остаточная стоимость объекта основных средств, который продолжает использоваться, равняется нулю, а определить справедливую стоимость невозможно или нецелесообразно, для такого объекта определяют ликвидационную стоимость. Именно на такую стоимость необходимо увеличить первоначальную стоимость объекта основных средств. При этом амортизируемая стоимость этого объекта равняется нулю. То есть на ликвидационную стоимость амортизацию уже не начисляют.

Как указано в письме, ликвидационную стоимость устанавливает комиссия бюджетного учреждения, созданная приказом руководителя этого учреждения. То есть установление такой стоимости является собственным делом учреждения, и потому нет необходимости обращаться к субъектам оценочной деятельности.

Следовательно, в случае, когда на балансе учреждения учитывается объект основных средств, остаточная стоимость которого равняется нулю, необходимо установить ликвидационную стоимость на такой объект.

Стоит обратить внимание: ни в НП(С)БУ 121, ни в Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11, не определено, в течение какого срока учреждение должно установить ликвидационную стоимость. Это означает, что учреждение по своему усмотрению принимает решение о срочности установления такой стоимости. По нашему мнению, именно сейчас учреждениям нецелесообразно спешить определять такую стоимость. Например, это можно сделать не торопясь при проведении годовой инвентаризации, тщательным образом осмотрев каждый из объектов основных средств, остаточная стоимость которых равняется нулю.

Учитывая выводы Минфина, такой пересмотр стоимости объекта основных средств с нулевой остаточной стоимостью не является разновидностью переоценки, а поэтому и проводится по-другому.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить