Индексация необоротных активов в 2015 году: проводить или нет

В избранном В избранное
Печать
Крот Юлия, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Бюджетная бухгалтерия Февраль, 2015/№ 8
Нужно ли проводить индексацию стоимости необоротных активов по итогам 2014 года?

Этот вопрос вполне закономерен, особенно принимая во внимание официальный индекс инфляции за 2014 год — 124,9 %. А как мы помним, раньше само значение этого показателя являлось определяющим для проведения или непроведения индексации необоротных активов. В частности, индексация стоимости необоротных активов осуществлялась в случае, если коэффициент индексации превышал единицу (индекс инфляции превышал 110 %).

Напомним, что основным нормативным документом, который регулировал вопрос индексации необоротных активов в бюджетных учреждениях, было Положение по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденное приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611 (далее — Положение № 611). А непосредственно порядок проведения индексации стоимости групп необоротных активов определялся п. 146.21 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ).

С 1 января 2015 года Положение № 611 утратило свою силу на основании п. 2 приказа Минфина «Об утверждении Изменений к некоторым нормативно-правовым актам Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету» от 25.11.2014 г. № 1163. Наряду с этим, начиная с нового года из НКУ исчезла и норма, предоставлявшая плательщикам налога на прибыль право ежегодно проводить индексацию стоимости основных средств.

На смену Положению № 611 пришло НП(С)БУ 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202 (далее — ­ НП(С)БУ 121). Однако в последнем даже малого упоминания об индексации необоротных активов нет. Следовательно, с 1 января 2015 года проводить ежегодную индексацию стоимости групп необоротных активов не нужно.

С этим разобрались. Однако возникает вопрос: как быть, если балансовая стоимость объекта основных средств в значительной мере отличается от его реальной рыночной стоимости, например, в связи с развитием инфляционных процессов? Ситуация вполне реалистична. И решить ее можно путем переоценки первоначальной стоимости и суммы износа объекта основных средств.

Собственно понятие переоценки необоротных активов для бухгалтеров бюджетных учреждений не ново. Так, вопросу изменения стоимости необоротных активов и их переоценке был посвящен разд. VII Положения № 611. Но если раньше порядок переоценки необоротных активов для бюджетных учреждений был достаточно размытым и постоянно вызывал вопросы, то в настоящее время он обрел большую конкретизацию и четкость.

На сегодняшний день методологические принципы формирования в бухгалтерском учете и финансовой отчетности информации о переоценке основных средств определены в разд. ІІІ НП(С)БУ 121. В то же время Минфин детализировал нормы НП(С)БУ 121 в Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом от 23.01.2015 г. № 11 (далее — ­Методические рекомендации).

Итак, бюджетные учреждения в соответствии с п. 3 разд. ІІІ НП(С)БУ 121 могут переоценивать объект основных средств, если его остаточная стоимость существенно отличается от справедливой стоимости на дату баланса. При этом порогом существенности является 10-процентное отклонение остаточной стоимости от справедливой стоимости объекта основных средств.

Заметим, что под справедливой стоимостью понимают сумму, по которой можно продать актив или оплатить обязательство при обычных условиях на определенную дату (п. 4 разд. І НП(С)БУ 121). Иными словами, это рыночная стоимость объекта основных средств на конкретную дату. Но кто должен определять эту стоимость и на основании чего следует это делать, пока еще остается под вопросом.

Однако непосредственно переоценке необоротных активов должно предшествовать согласование решения по этому поводу с органом, уполномоченным управлять объектами государственной (коммунальной) собственности, если такой определен. Это требование зафиксировано в п. 3 разд. ІІІ НП(С)БУ 121.

Внимание! Учреждения нижестоящего уровня обязательно согласовывают решение о проведения переоценки с учреждением вышестоящего уровня по ведомственной подчиненности. А бюджетные учреждения двойного подчинения обязаны согласовывать решение по поводу переоценки с учреждением вышестоящего уровня, которое утверждает смету (п. 1 разд. VII Методических рекомендаций).

Следует также иметь в виду: если возникает необходимость в переоценке одного из объектов основных средств, то одновременно следует проводить переоценку всех объектов соответствующей группы основных средств.

Важно! Малоценные необоротные материальные активы и библиотечные фонды, амортизация стоимости которых осуществляется по методу «50 % / 50 %» (амортизация в размере 50 % первоначальной стоимости начисляется в первом месяце передачи в пользование и остальные 50 % — в месяце изъятия из активов) переоценке не подлежат.

Дальше поговорим о порядке определения переоцененной первоначальной стоимости и суммы износа объекта основных средств. В частности, эти показатели исчисляют путем умножения соответственно первоначальной стоимости и суммы износа такого объекта на индекс переоценки. В свою очередь, индекс переоценки определяют делением справедливой стоимости переоцениваемого объекта на его остаточную стоимость.

Если же остаточная стоимость объекта равна нулю, то его переоцененную остаточную стоимость определяют прибавлением справедливой стоимости этого объекта к его первоначальной (переоцененной) стоимости. Сумма износа объекта при этом остается неизменной. Кстати, для объектов, которые продолжают использоваться, одновременно следует определять и их ликвидационную стоимость. Такой порядок определения переоценки предусмотрен п. 5 разд. ІІІ НП(С)БУ 121 и п. 4 разд. VII Методических рекомендаций.

Данные о переоценке (изменении стоимости и суммы износа) обязательно должны найти свое отражение в регистрах аналитического учета основных средств. Причем сумму дооценки остаточной стоимости основных средств следует относить на увеличение капитала в дооценках, а сумму уценки — в состав расходов отчетного периода.

Обратите внимание еще на такие два нюанса (п. 8 разд. ІІІ НП(С)БУ 121):

1) если дооценке предшествовала уценка основных средств, то сумма такой дооценки признается доходами учреждения в сумме, не превышающей сумму предыдущей уценки. Сумму такого превышения следует зачислять в капитал в дооценках отчетного года;

2) если уценке предшествовала дооценка основных средств, то сумму такой уценки относят на уменьшение капитала в дооценках, но не больше суммы дооценки. А разницу между суммой уценки и дооценки включают в состав расходов отчетного периода.

При отражении на счетах бухгалтерского учета операций по переоценке необоротных активов в первую очередь следует руководствоваться Типовой корреспонденцией субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611 (пп. 1.11 — 1.14).

Одним из ключевых моментов переоценки необоротных активов также является периодичность ее проведения. Помните, что переоценку объектов основных средств следует осуществлять с такой регулярностью, чтобы их остаточная стоимость на дату баланса существенно не отличалась от справедливой.

В конечном итоге порядок проведения переоценки стоимости необоротных активов мы выяснили. Но непонятным остается, кто же должен осуществлять переоценку. Ведь о постоянно действующей комиссии, которая бы занималась этим, ни в НП(С)БУ 121, ни в Методических рекомендациях — ни единого слова. В то же время в случае переоценки основных фондов в целях бухгалтерского учета абз. 7 ч. 2 ст. 7 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-ІІІ (далее — Закон № 2658) предусмотрено обязательное проведение оценки субъектом оценочной деятельности. При этом Фонд госимущества в свое время в письме от 01.10.2013 г. № 10-36-12442 пришел к выводу, что бюджетные учреждения могут самостоятельно проводить переоценку стоимости необоротных активов (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 40). Однако тогда Фонд госимущества в своих разъяснениях опирался на действовавшие в 2013 году нормативно-правовые акты. В настоящее же время большинство из них утратило силу. Поэтому нам остается ожидать официальных объяснений по этому поводу от уполномоченных органов.

Чтобы окончательно разобраться с отличиями между индексацией и переоценкой стоимости необоротных активов, предлагаем вашему вниманию таблицу-сравнение:

 

Сравнение основных требований к проведению индексации и переоценке стоимости необоротных активов

Требования к проведению

Индексация необоротных активов

(как было)

Переоценка необоротных активов

(как стало)

1

2

3

1. Основание для проведения

Индексация первоначальной стоимости групп необоротных активов проводится в случае, если коэффициент индексации (см. п. 3 этой таблицы) превышает единицу (т. е. если годовой индекс инфляции больше 110 %). Такое требование было предусмотрено п. 146.21 НКУ*

Переоценку объекта основных средств проводят в случае, если остаточная стоимость такого объекта существенно (на 10 % и более) отличается от его справедливой стоимости (п. 3 разд. ІІІ НП(С)БУ 121)

2. Сроки проведения

Индексация первоначальной (переоцененной) стоимости групп необоротных активов (кроме объектов жилого фонда) проводится в течение I квартала следующего отчетного года (п. 7.3 Положения № 611**)

Не определено

3. Порядок расчета

Индексация проводится в соответствии с коэффициентом индексации, который определяется по формуле:

Кі = [I(а - 1) - 10] : 100,

где I(а - 1) — индекс инфляции года, по результатам которого проводится индексация.

При проведении индексации одновременно индексируется сумма износа, начисленного на необоротные активы, сложившаяся на момент проведения индексации (п.146.21 НКУ*).

Переоцененная первоначальная стоимость и сумма износа объекта основных средств определяются умножением соответственно первоначальной стоимости и суммы износа объекта основных средств на индекс переоценки. Индекс переоценки определяется делением справедливой стоимости переоцениваемого объекта на его остаточную стоимость:

Iп = Сс : Со,

где Сс — справедливая стоимость объекта;

Со — остаточная стоимость объекта.

Соответственно формулы расчета переоцененной первоначальная стоимости объекта и сумма износа будут иметь такой вид:

Переоцененная стоимость = Первоначальная (восстановительная) стоимость х Iп;

Переоцененная сумма износа = Сумма начисленного износа х Iп.

3. Порядок расчета

Проиндексированная первоначальная стоимость объекта и сумма износа рассчитываются по формулам:

Проиндексированная стоимость = Первоначальная стоимость х Кі;

Проиндексированная сумма износа = Сумма начисленного износа х Кі

Если остаточная стоимость объекта основных средств равняется нулю, то его переоцененная остаточная стоимость определяется прибавлением справедливой стоимости этого объекта к его первоначальной (переоцененной) стоимости без изменения суммы износа объекта. При этом для объектов, которые продолжают использоваться, обязательно определяется ликвидационная стоимость (п. 5 разд. ІІІ НП(С)БУ 121)

4. Кто проводит

Индексацию необоротных активов учреждений проводит постоянно действующая комиссия, которая назначается приказом руководителя учреждения ежегодно и действует в течение года в составе:

— руководителя или заместителя (председателя комиссии);

— главного бухгалтера или его заместителя (в учреждениях, в которых бухгалтерская служба не создается, специалиста, на которого возложено исполнение обязанностей бухгалтерской службы), работника централизованной бухгалтерии (в учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями);

— лица, на которого возложена ответственность за сохранность необоротных активов;

— других должностных лиц (по усмотрению руководителя учреждения) (п. 7.4 Положения № 611**)

Переоценку объектов основных средств должны осуществлять субъекты оценочной деятельности***:

— субъекты хозяйствования — зарегистрированные в установленном законодательством порядке физические лица, а также юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, которые осуществляют хозяйственную деятельность, в составе которых работает хотя бы один оценщик, и которые получили сертификат субъекта оценочной деятельности в соответствии с этим Законом;

— органы государственной власти и органы местного самоуправления, получившие полномочия на осуществление оценочной деятельности в процессе выполнения функций по управлению и распоряжению государственным имуществом и (или) имуществом, находящимся в коммунальной собственности, и в составе которых работают оценщики (ст. 5, 7 Закона № 2658)

5. Порядок отражения в бухгалтерском учете

Сведения об изменении первоначальной стоимости и суммы износа необоротных активов заносят в регистры аналитического учета. Информацию об изменении первоначальной стоимости и сумме начисленного износа отражают в Инвентарной карточке учета основных средств в бюджетных учреждениях по форме № ОЗ-6 (бюджет)

Результат дооценки стоимости необоротных активов после проведения индексации относят на увеличение фонда в необоротных активах по их видам, а результат уценки — на уменьшение фонда в необоротных активах

Сумму дооценки остаточной стоимости основных средств следует относить на увеличение капитала в дооценках, а сумму уценки — в состав расходов отчетного периода (п. 7 разд. ІІІ НП(С)БУ 121)

* Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI, в редакции от 25.12.2014 г.

** Положение по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденное приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611, в редакции от 02.04.2014 г.

*** Поскольку на сегодняшний день отсутствуют разъяснения, которые бы опровергли требования ст. 7 Закона № 2658 относительно обязательного проведения переоценки необоротных активов субъектами оценочной деятельности, считаем целесообразным руководствоваться нормами действующего законодательства.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить