Темы статей
Выбрать темы

Госфининспекция получила новую методику проверок госзакупок

Левичев Александр, заведующий сектором контроля учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции
В связи с принятием в прошлом году Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII (далее — Закон № 1197) возникла необходимость привести действующие нормативно-правовые акты в соответствие с требованиями данного Закона. Учитывая это, Методические рекомендации по проведению проверок государственных закупок Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами, утвержденные приказом Госфининспекции от 02.12.2013 г. № 285 (далее — Методрекомендации), изложены в новой редакции*. В этом материале прокомментируем основные изменения в вопросе проведения проверок государственных закупок специалистами Госфининспекции.

* См. с. 4 этого номера. — Примеч. ред.

При проведении проверок госзакупок работники Госфининспекции руководствуются Порядком проведения проверок государственных закупок Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами, утвержденным постановлением КМУ от 01.08.2013 г. № 631 (далее — Порядок № 631). Кстати, еще в начале 2015 года Госфининспекцией по собственной инициативе был подготовлен проект постановления КМУ «О внесении изменений в Порядок проведения проверок государственных закупок Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами». Этот проект разработан с целью приведения Порядка № 631 в соответствие с требованиями Закона № 1197 и размещен на сайте Госфининспекции (www.dkrs.gov.ua) в разделе «Регуляторная деятельность и консультации с общественностью» (в подразделе «Проекты регуляторных актов»). Но до сих пор этот проект так и не принят Кабмином.

Отметим, что проверка государственных закупок заключается в документальном и фактическом анализе соблюдения подконтрольными учреждениями законодательства о государственных закупках. С этой целью в Методрекомендациях определены основные источники информации для анализа при подготовке к проверке государственных закупок, а именно:

— информация, размещенная на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам государственных закупок (т. е. Минэкономразвития);

— выводы Уполномоченного органа о результатах мониторинга государственной закупки;

— решение Антимонопольного комитета по результатам жалобы субъекта обжалования в понимании Закона № 1197;

— запросы и обращения народных депутатов Украины;

— информация, полученная от правоохранительных органов;

— информация, полученная от органов исполнительной власти;

— сведения, размещенные в средствах массовой информации и сети Интернет;

— письма, заявления и жалобы физических или юридических лиц о нарушении подконтрольным учреждением действующего законодательства, в том числе в сфере государственных закупок.

Также в Методрекомендациях определено, на какие факторы риска должны обращать внимание специалисты Госфининспекции во время проверки процедур закупок. Поэтому к факторам риска отнесены следующие:

— если предметом закупки являются услуги, имеющие нематериальный характер: консультативные, финансовые, инженерные, услуги аренды и лизинга, услуги в сфере информационных технологий и т. п. и стоимость закупки таких услуг представляет свыше 1 млн грн.;

— закупка осуществлена по ценам, значительно превышающим рыночные.

Для выяснения вопроса соответствия цен, по которым осуществлена закупка, рыночным проверяющие обращаются с официальным запросом в центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной ценовой политики (Минэкономразвития) и/или органы статистики; анализируют информацию, размещенную на официальной странице Минэкономразвития в сети Интернет (www.me.gov.ua; рубрика «Деятельность «Государственная политика в секторах экономики»);

— неполнота обнародования информации о закупке;

— несоответствие документации конкурсных торгов Стандартной документации, утвержденной приказом Уполномоченного органа;

— несоответствие документов в сфере государственных закупок формам, утвержденным приказом Уполномоченного органа;

— несоблюдение порядка определения предмета закупки;

— наличие других критериев оценки конкурсного предложения, определенных заказчиком товаров, работ и услуг за государственные средства в документации конкурсных торгов, кроме цены предложения;

— отклонение конкурсного предложения с самой низкой ценой;

— участники процедуры закупки являются связанными лицами в понимании Закона № 1197;

— несоответствие обоснования применения переговорной процедуры требованиям Закона № 1197, отсутствие оснований для применения переговорной процедуры;

— несоблюдение сроков заключения договора о закупке, предусмотренных законодательством; заключение договора о закупке во время процедуры обжалования;

— закупка по рамочным соглашениям товаров и услуг.

Объект контроля

Поскольку в Законе № 1197 термин «заказчик» значительно откорректирован, этот момент также учтен в новой редакции Методрекомендаций. Теперь в данном документе осталась только ссылка на то, что объектом контроля является непосредственно заказчик в понимании Закона № 1197 и Закона Украины «Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности» от 24.05.2012 г. № 4851-VI (далее — Закон № 4851).

Далее рассмотрим основные вопросы проверки госзакупок.

Соблюдение законодательства относительно создания комитета по конкурсным торгам

Вопросы, проверяемые в данном разделе, несколько сократились. Так, из Методрекомендаций исключена проверка вопроса прохождения председателем и секретарем комитета по конкурсным торгам обучения по вопросам организации и осуществления закупок. Это вполне понятно, поскольку Закон № 1197 не обязывает председателя, секретаря и других членов комитета по конкурсным торгам проходить обучение по вопросам организации и осуществления закупок. Такое обучение указанные лица могут пройти исключительно по собственному желанию ( ч. 2 ст. 11 Закона № 1197).

Напомним также, что в связи с этим непрохождение обучения или повышения квалификации по вопросам организации и осуществления процедур закупок не является основанием для применения админштрафа ( ст. 16414 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073 -Х).

Какие документы проверяют

Каким документом руководствуются

Какой документ составляют по результатам проверки

— приказы о создании комитета по конкурсным торгам; — изменения к приказам о создании комитета по конкурсным торгам; — положение о комитете по конкурсным торгам

Типовое положение о комитете по конкурсным торгам, утвержденное приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 916

Заключение об отсутствии либо наличии нарушений требований ст. 11 Закона № 1197

Проверка годового плана закупок и изменений к нему

В новой редакции Методрекомендаций определен новый перечень документов, которые специалисты Госфининспекции проверяют в рамках этого вопроса. Поэтому обратите на него внимание.

Какие документы проверяют

Каким документом руководствуются

Какой документ составляют по результатам проверки

— годовой план государственных закупок и изменения к нему; — смета, изменения к смете, расчеты к смете или финансовый план, изменения к финансовому плану; — расчеты к финансовому и инвестиционным планам, документы структурных подразделений заказчика (служебные, докладные записки, заявки и т. п.) о необходимости закупки товаров, работ или услуг; — протоколы о выборе процедур закупок; — план использования бюджетных средств (для высших учебных заведений, научных учреждений и получателей бюджетных средств)

Годовой план/ годовой план закупок, осуществляемых без проведения процедур закупок, и Инструкция по заполнению этих форм, утвержденные приказом Минэкономразвития от 15.09.2014 г. № 1106 (далее — приказ № 1106)

Заключение об отсутствии либо наличии нарушений требований ст. 4 Закона № 1197, в том числе о соответствии или несоответствии годового плана форме, утвержденной приказом № 1106

Проверка соблюдения порядка выбора процедур закупок

Правильно ли заказчик избрал ту или иную процедуру при закупке товаров, работ или услуг? Этот вопрос всегда был под особым прицелом специалистов Госфининспекции.

Поэтому обратите внимание: теперь в Методрекомендациях акцентируется внимание на основных требованиях в отношении порядка выбора процедур закупок.

Так, предмет закупки товаров и услуг заказчики определяют согласно пп. 20 и 27 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197 и на основании Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016:2010, утвержденного приказом Госпотребполитики от 11.10.2010 г. № 457, по показателю пятого знака (классификационная группировка «категория») с указанием в скобках конкретного названия товара или услуги.

При этом заказчик может определить отдельные части предмета закупки (лоты) по показателям шестого — десятого знаков указанного Классификатора, а также по объему, номенклатуре и месту поставки товаров, выполнения работ или предоставления услуг.

При осуществлении закупки зданий производственного и непроизводственного назначения и инженерных сооружений различного функционального назначения предмет закупки определяется на основе Государственного классификатора зданий и сооружений ДК 018-2000, утвержденного приказом Госстандарта от 17.08.2000 г. № 507, по показателю второго знака с указанием в скобках конкретного названия здания или инженерного сооружения.

Кстати, при осуществлении расходов, связанных с текущим или капитальным ремонтом зданий, существуют некоторые особенности определения предмета закупки. О нюансах осуществления закупок ремонтных работ/услуг и практических ситуациях по этому вопросу вы имеете возможность узнать в материале «Осуществляем ремонт и строительство: как провести процедуры закупок» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 28).

Какие документы проверяют

Каким документом руководствуются

Какой документ составляют по результатам проверки

— годовой план государственных закупок; — протоколы о выборе процедур закупок

Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 921 (далее — Порядок № 921)

Заключение об отсутствии либо наличии нарушений Порядка № 921

Проверка соблюдения требований законодательства о государственных закупках в части прозрачности их осуществления

Закон № 1197 требует от заказчиков для обеспечения открытости и прозрачности осуществления государственных закупок обнародовать информацию о закупке на веб-портале Минэкономразвития.

Поэтому, для того чтобы проверить, как заказчики выполняют такие требования, специалисты Госфининспекции во время проверки исследуют, предоставлена ли заказчиком для обнародования на веб-портале информация о закупке и сроках ее обнародования. Приведем, какие именно требования определены в Методрекомендациях.

Какие документы проверяют

Какие сроки обнародования

Каким документом руководствуются

Какой документ составляют по результатам проверки

Объявление о проведении процедуры закупки

Не позднее чем за 20 рабочих дней до дня раскрытия предложений конкурсных торгов или квалификационных предложений, если Законом № 1197 для отдельных процедур закупки не установлен иной срок

Ч. 2 ст. 4 и ст. 10 Закона № 1197, Закон № 4851, ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 77, ч. 9 ст. 78 и ч. 5 ст. 79 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003г. № 436-IV, Порядок размещения информации для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам государственных закупок, утвержденный приказом Минэкономразвития от 25.06.2014 г. № 743 (далее — Порядок № 743)

Заключение об отсутствии либо наличии нарушений ст. 4 и 10 Закона № 1197

Обоснование применения переговорной процедуры закупки

Одновременно с объявлением о проведении процедуры закупки

Документация конкурсных торгов или квалификационная документация

Не позднее чем за 20 рабочих дней до дня раскрытия предложений конкурсных торгов или квалификационных предложений, если Законом № 1197 для отдельных процедур закупки не установлен иной срок

Изменения к документации конкурсных торгов или квалификационной документации и разъяснения к ней (в случае наличия)

В течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об их внесении, но не позднее чем за 7 дней до даты раскрытия предложений конкурсных торгов или квалификационных предложений

Объявления со сведениями о заключенном рамочном соглашении (в случае проведения закупки по рамочным соглашениям)

Не позднее чем через 7 дней со дня заключения рамочного соглашения

Протокол раскрытия предложений конкурсных торгов, ценовых предложений, квалификационных предложений

В течение 3 рабочих дней со дня раскрытия предложений конкурсных торгов, ценовых предложений, квалификационных предложений

Информация об отклонении предложений конкурсных торгов, ценовых предложений, квалификационных предложений и оснований такого отклонения в виде протокола

В течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения

Уведомление об акцепте предложения конкурсных торгов или ценового предложения (предложения по результатам применения переговорной процедуры закупки)

В течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об определении победителя процедуры закупки

Объявление о результатах процедуры закупки

Не позднее чем через 7 дней со дня заключения договора о закупке или принятия решения об отмене торгов или признании их несостоявшимися

Отчет о результатах проведения процедуры закупки

Не позднее чем через 3 дня со дня его утверждения

Уведомление о внесении изменений в договор в случаях, предусмотренных пп. 1, 2, 4, 5 и 8 ч. 5 ст. 40 Закона № 1197

В течение 3 рабочих дней со дня внесения изменений

Отчет о выполнении договора

В течение 3 рабочих дней со дня окончания срока действия договора, выполнения договора или его расторжения

Также в Методрекомендациях напоминается: процедуры закупки, предварительная квалификация участников не могут проводиться до/без обнародования объявления о проведении процедуры закупки на веб-портале. Такие требования предусмотрены ч. 3 ст. 10 Закона № 1197.

При проверке этого вопроса специалисты Госфининспекции проверяют, выполнены ли требования Порядка № 743, а именно:

— информацию для обнародования подает заказчик / субъект хозяйствования в электронном виде через автоматизированное рабочее место заказчика / субъекта хозяйствования. Ответственность за полноту и достоверность поданной информации несут председатель и секретарь комитета по конкурсным торгам заказчика;

— заказчик подает информацию для обнародования согласно формам документов в сфере государственных закупок и инструкциям по их заполнению, утвержденным Минэкономразвития. Напомним, что формы таких документов и инструкции по их заполнению утверждены приказом № 1106.

Проверка соответствия документации конкурсных торгов, квалификационной документации и запроса ценовых предложений требованиям законодательства

Кроме других вопросов, которые исследуют во время проверки документации конкурсных торгов, квалификационной документации и запроса ценовых предложений, в Методрекомендациях появились новые вопросы для проверки, а именно:

1) наличие информации о квалификационных критериях к участникам в соответствии со ст. 16 Закона № 1197, соответствии требованиям, установленным ст. 17 Закона № 1197 (ср. ), и наличие информации о способе документального подтверждения соответствия участников установленным критериям и требованиям согласно законодательству.

При выполнении этих требований целесообразно руководствоваться следующими письмами Минэкономразвития:

от 08.08.2014 г. № 3302-05/27478-03 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 32);

от 04.08.2014 г. № 3302-05/26720-03 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 32);

от 20.10.2014 г. № 3302-05/36411-03 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 41);

от 30.04.2015 г. № 3302-05/14183-07;

от 25.05.2015 г. № 3302-05/16476-07.

Но обратите внимание: при проведении процедуры запроса ценовых предложений заказчик не устанавливает квалификационные критерии и не определяет перечень документов, подтверждающих поданную участниками или участниками предварительной квалификации информацию о соответствии их таким критериям. Указанные требования приведены в абз. 2 ч. 3 ст. 16 Закона № 1197;

2) наличие информации о субподрядчике (субподрядчиках). В случае закупки работ или услуг участник процедуры закупки указывает в предложении конкурсных торгов полное наименование и местонахождение каждого юридического субъекта хозяйствования, которого участник, с которым заключен договор о закупке, будет привлекать к выполнению работ в качестве субподрядчика в объеме не менее чем 20 % стоимости договора о закупке (если об этом указано в договоре о закупке).

Проверка соблюдения порядка предоставления комитетом по конкурсным торгам разъяснений в связи с внесением изменений в документацию конкурсных торгов или на запросы участников

Проверка этого вопроса и ранее предусматривалась предыдущей редакцией Методрекомендаций.

Но теперь при проверке этого вопроса специалисты Госфининспекции уделяют внимание не только:

— исследованию сроков поступления запросов о предоставлении разъяснений от участников конкурсных торгов ( ч. 1 ст. 23 Закона № 1197);

— проверке предоставления комитетом по конкурсным торгам ответа на все вопросы, указанные в запросах участников конкурсных торгов в отношении предоставления разъяснений и в сроки, установленные Законом № 1197;

— проверке обнародования предоставленных разъяснений в отношении документации конкурсных торгов и внесенных изменений в нее ( ч. 1 ст. 10 Закона № 1197),

но и проверяют наличие разъяснений на запросы участников конкурсных торгов в отношении документации конкурсных торгов (в частности, непредоставление или несвоевременное предоставление таких разъяснений; не созданы ли условия, нарушающие свободный доступ участников к информации).

Поэтому запомните, на какие документы обращают внимание фининспекторы при проведении проверки по этому вопросу:

— документация конкурсных торгов и изменения к ней;

— запросы участников конкурсных торгов о предоставлении разъяснения;

— разъяснение комитета по конкурсным торгам;

— протоколы комитета по конкурсным торгам по поводу проведения собраний с целью разъяснения любых запросов по документации конкурсных торгов.

Проверка соответствия конкурсных предложений (ценовых предложений) требованиям документации конкурсных торгов (запросов ценовых предложений) и законодательству

Вопросы из этого раздела остались такими же, как были определены в предыдущей редакции Методрекомендаций.

Как ранее, так и теперь, один и тот же участник не может подавать больше одного предложения конкурсных торгов (ценового предложения). Но теперь в Методрекомендациях уточнено: такое требование также касается в том числе и определенной в документации конкурсных торгов части предмета закупки (лота) при проведении процедуры закупки.

Для того чтобы исследовать, как заказчики выполняют такое требование, специалисты Госфининспекции проверяют следующие документы:

— конкурсные предложения участников (ценовые предложения участников);

— документы, поданные в составе конкурсного предложения участников в подтверждение квалификационных и других требований, предусмотренных документацией конкурсных торгов;

— документацию конкурсных торгов.

Проверка обоснованности и правильности применения переговорной процедуры закупки

Поскольку вместо процедуры закупки у одного участника Законом № 1197 предусмотрена переговорная процедура, то п. 11 Методрекомендаций полностью откорректирован в соответствии с требованиями ст. 39 указанного Закона.

Как всегда, специалисты Госфининспекции особое внимание уделяют проверке обоснованности и правильности применения переговорной процедуры закупки.

В Методрекомендациях определено, что является основанием для применения этой процедуры закупки для каждого случая. Для наглядности приведем их в таблице на с. 26.

Основания для применения переговорной процедуры

Что проверяют

Закупка произведений искусства или закупка, связанная с защитой прав интеллектуальной собственности, или заключение договора о закупке с победителем архитектурного либо художественного конкурса

Наличие договоров или иных документов, подтверждающих наличие у участника имущественных прав интеллектуальной собственности именно на предмет закупки

Отсутствие конкуренции (в том числе по техническим причинам) на рынке, вследствие чего договор о закупке может быть заключен лишь с одним поставщиком, при отсутствии при этом альтернативы

Кем фактически поставлены товары (исследуют, производились ли фактически работы участником, с которым заключен договор, не перечислялись ли средства субподрядным организациям, производившим эти работы)

Безотлагательная необходимость в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения процедур конкурсных торгов, а именно связанных с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, с особым периодом, если в качестве заказчика выступает Министерство обороны Украины, Министерство внутренних дел Украины, Служба безопасности Украины, Национальная гвардия Украины, Государственная пограничная служба Украины, Служба внешней разведки Украины, Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины, Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям, а также предоставлением в установленном порядке Украиной гуманитарной помощи другим государствам

Сроки выполнения договора, заключенного по результатам переговорной процедуры, т. е. анализировать, действительно ли закупка проведена в связи с неотложной необходимостью

Безотлагательная необходимость в осуществлении закупки в связи с возникновением особых обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками — соответствующими местными государственными администрациями, определенными Кабмином, — сроков для проведения процедур конкурсных торгов для закупки работ (товаров, услуг) для строительства инженерных сооружений с целью укрепления обороноспособности государства в особый период

Проведена ли закупка соответствующим заказчиком (местными государственными администрациями, определенными Кабмином), имели ли место особые обстоятельства, которые обусловили безотлагательную необходимость в проведении закупки, и соответствовал ли предмет закупки определенному законом (т. е. работы (товары, услуги) для строительства инженерных сооружений с целью укрепления обороноспособности государства в особый период). Также исследуют, на самом ли деле существовали соответствующие чрезвычайные ситуации техногенного или природного характера, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения процедур конкурсных торгов; предопределяют ли указанные чрезвычайные ситуации или введение особого периода возникновение безотлагательной необходимости в закупке именно тех товаров, работ и услуг, которые являются ее предметом; не применена ли процедура после истечения значительного срока с момента возникновения обстоятельств, которые обусловили безотлагательность необходимости в осуществлении закупки во избежание открытых торгов

Если заказчиком была дважды отменена процедура закупки из-за отсутствия достаточного количества участников

Наличие не менее чем двух уведомлений об отмене процедуры закупки из-за отсутствия достаточного количества участников, предметом закупки в которых были те же товары, работы или услуги, которые являются предметом переговорной процедуры, и отчеты о результатах проведения такой процедуры закупки на предмет обоснованности отмены предыдущих процедур

Потребность осуществить дополнительную закупку у того же поставщика с целью унификации, стандартизации или обеспечения совместимости с имеющимися товарами, технологиями, работами или услугами, если замена предыдущего поставщика (исполнителя работ, предоставителя услуг) может привести к несовместимости или возникновению проблем технического характера, связанных с эксплуатацией и обслуживанием

Наличие документов, подтверждающих наличие потребности осуществления дополнительных закупок по имеющимся основаниям

Необходимость проведения дополнительных строительных работ, не указанных в начальном проекте, но которые стали в силу непредвиденных обстоятельств необходимыми для выполнения проекта по совокупности таких условий: — договор будет заключен с предыдущим исполнителем этих работ, такие работы технически или экономически связаны с главным (первичным) договором; — общая стоимость дополнительных работ не превышает 50 процентов стоимости главного (первичного) договора

Проверка выполнения условий договоров о закупке, наличия оснований для перечисления государственных средств

Кроме других вопросов, которые исследуют во время проверки условий договоров о закупке и наличия оснований для перечисления государственных средств, в Методрекомендациях появились новые вопросы для проверки, а именно: проверяют выполнение договорных обязательств контрагентами (в частности, в части определенных договорами сроков поставки товаров, предоставления услуг или выполнения работ).

Для того чтобы оптимально проверить вопрос о выполнении условий договоров и перечислении средств бюджетными учреждениями и получателями государственных средств, специалисты Госфининспекции проверяют договор на соответствие финансовым обязательствам в виде подтверждающих документов (акты выполненных работ (предоставленных услуг), накладные и т. п.), а потом платежные поручения и другие расчетные документы — на соответствие финансовым обязательствам.

Кроме того, как и ранее, для определения полноты расчетов между заказчиком и участником процедур закупок при осуществлении проверок госзакупок проводятся встречные сверки.

Основные вопросы проверки осуществления государственных закупок, которые приведены в п. 8 — 10, 12, 13 Методрекомендаций, практически остались без изменений и полностью соответствуют требованиям Закона № 1197.

Надеемся, что утвержденные Методрекомендации, которые базируются на требованиях Закона № 1197, будут настоящим действующим инструментом для специалистов Госфининспекции в вопросе контроля за правильным, законным и экономным использованием государственных средств при закупках товаров, работ и услуг. Что касается распорядителей бюджетных средств, то знакомство с этим документом, без сомнения, будет полезным и для них.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше