Темы статей
Выбрать темы

Бюджетный кодекс: изучаем нововведения

Станкус Татьяна, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Законом № 79, вступившим в силу 01.01.2015 г., были внесены изменения в БКУ. Этот Закон направлен на урегулирование бюджетных правоотношений, связанных с внедрением новой модели финансового обеспечения местных бюджетов и межбюджетных отношений, усовершенствование казначейского обслуживания бюджетных средств, усиление ответственности их главных распорядителей, функционирование бюджетной системы в особый период. Внесенные изменения вызывали немало дискуссий на тему: на самом ли деле расширены права местной власти, или это только «фикция». В частности, согласно нововведениям Правительство передает местным бюджетам 10 % налога на прибыль предприятий, 100 % государственной пошлины, 100 % платы за предоставление административных услуг, 80 % экологического налога, акцизный налог, 25 % платы за недра, налог на имущество, единый налог, налог на прибыль коммунальных предприятий, местные сборы, другие налоги. Итак, давайте вместе разберемся, так ли это в действительности, и рассмотрим все нововведения, которые нам подготовила обновленная редакция БКУ.

Новые и исключенные определения

 

Прежде всего рассмотрим новые определения, которые теперь содержит БКУ, и те, которые были исключены.

Исключены такие понятия, как «дотация выравнивания», «коэффициент выравнивания», «корзина доходов государственного бюджета для предоставления межбюджетных трансфертов», «корзина доходов местных бюджетов».

Добавлены новые определения — «единый казначейский счет» и «временно свободные средства единого казначейского счета и валютных счетов бюджета». Приведем их.

Единый казначейский счет — это счет, открытый центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, в Национальном банке Украины для учета средств и осуществления расчетов в системе электронных платежей Национального банка Украины, на котором консолидируются средства государственного и местных бюджетов, фондов общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования и средства других клиентов, находящихся в соответствии с законодательством на казначейском обслуживании.

Напомним, что определение «единый казначейский счет» не является новым, оно только дополнено и расширено.

Так, в разд. 1 Положения № 122 определено, что единый казначейский счет — это консолидированный счет, открытый Государственному казначейству Украины в Национальном банке Украины для учета средств и осуществления расчетов в системе электронных платежей Национального банка Украины.

Временно свободные средства единого казначейского счета и валютных счетов бюджета — это объем средств, которые учитываются на счетах в центральном органе исполнительной власти, реализующем государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, полученные как поступления бюджетов, отвлечение которых не приведет к потере платежеспособности бюджетов (возможность своевременно и в полном объеме осуществлять платежи и рассчитываться по всем обязательствам) и возникновению задолженности в течение периода, на который предусматривается размещение таких средств на депозитах или путем приобретения государственных ценных бумаг и направления на покрытие временных кассовых разрывов местных бюджетов и Пенсионного фон­­да Украины с дальнейшим их возвратом до конца текущего бюджетного периода.

Обратим внимание на то, что исходя из обновленного определения местного финансового органа теперь не только сельский и поселковый, но и городской голова (городов районного значения) обеспечивает выполнение функций местного финансового органа, если такой орган не создан.

 

Новые виды собственных поступлений бюджетных учреждений

 

Перечень второй группы собственных поступлений бюджетных учреждений дополнен подгруппой четвертой, к которой отнесены средства, полученные от реализации имущественных прав на фильмы, исходные материалы фильмов и фильмо­копий, созданные за бюджетные средства по государственному заказу или на условиях финансовой поддержки.

Расходовать средства этой подгруппы можно на организацию основной деятельности бюджетных учреждений.

 

Создание внебюджетных фондов

 

Расширен перечень средств, за которые можно создавать внебюджетные фонды.

Так, кроме раньше разрешенных средств, предусмотренных ч. 8 ст. 16 БКУ, и средств от размещения зарубежными дипломатическими учреждениями Украины бюджетных средств на текущих счетах иностранных банков, высшими и профессионально-техническими учебными заведениями на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг, внебюджетные средства могут создаваться также за счет средств, предусмотренных ч. 2 ст. 78 БКУ, и средств от размещения на текущих счетах в банках государственного сектора собственных поступлений государственных и коммунальных высших учебных заведений, научных учреждений и заведений культуры, полученных как плата за услуги, предоставляемые ими согласно основной деятельности, благотворительные взносы и гранты.

К сведению — на сегодняшний день банками госсектора являются, в частности, Государственный сберегательный банк Украины и Государственный экспортно-импортный банк Украины.

При этом обратим особое внимание на то, что согласно п. 2 ст. 43 БКУ обслуживание органами Госказначейской службы учреждений, функционирующих за рубежом, а также государственных и коммунальных высших учебных заведений, научных учреждений и заведений культуры в части собственных поступлений, полученных как плата за услуги, предоставляемые ими согласно основной деятельности, благотворительные взносы и гранты осуществляется в соответствии с Порядком № 998ср. .

 

Осуществление местных заимствований

 

Напомним, что право на осуществление местных заимствований имели все городские советы городов с численностью населения свыше трехсот тысяч жителей.

Теперь же такое право имеют только Верховная Рада АР Крым, Киевский, Севастопольский городские советы, городские советы городов областного значения (п. 3 ст. 16 БКУ).

 

Разработка и утверждение паспортов бюджетных программ главными распорядителями бюджетных средств

 

В новой редакции БКУ (п. 6 ч. 5 ст. 22) уточнено, что главный распорядитель бюджетных средств при разработке и утверждении паспортов бюджетных программ должен обеспечить:

— своевременность утверждения паспортов бюджетных программ, достоверность и полноту содержащейся в них информации;

— соответствие содержания паспортов бюджетных программ закону о Государственном бюджете Украины (решению о местном бюджете) и/или росписи бюджета (кроме случаев внесения изменений в паспорта бюджетных программ в случае внесения изменений в специальный фонд сметы бюджетного учреждения в части собственных поступлений бюджетных учреждений), порядкам использования бюджетных средств и правилам составления паспортов бюджетных программ и отчетов об их выполнении;

— подтверждение результативных показателей бюджетных программ официальной государственной статистической, финансовой и другой отчетностью, данными бухгалтерского, статистического и внутрихозяйственного (управленческого) учета, внедрения формы внутрихозяйственного (управленческого) учета для сбора такой информации.

 

Критерий распределения средств государственного фонда регионального развития

 

Изменен критерий распределения средств государственного фонда регионального развития (ст. 241 БКУ).

Так, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной региональной политики, на основании поданных предложений осуществляет оценку и отбор инвестиционных программ и проектов регионального развития на конкурсных основах в пределах индикативного прогнозного объема средств государственного фонда регионального развития с соблюдением следующих критериев распределения между АР Крым, областями и городами Киевом и Севастополем:

80 % средств — в соответствии с численностью населения, проживающего в соответствующем регионе;

20 % средств — с учетом уровня социально-экономического развития регионов в соответствии с показателем валового регионального продукта в расчете на одного человека (для регионов, в которых этот показатель менее 75 % среднего показателя по Украине).

Раньше эти критерии были на уровне 70 и 30 % соответственно.

Кроме того, в новой редакции БКУ указано, что теперь программы и проекты, реализуемые за счет средств государственного фонда регионального развития, подлежат софинансированию из местных бюджетов на уровне 10 %.

Поэтому и местным бюджетам придется раскошелиться.

 

Основные направления бюджетной политики

 

При определении основных направлений бюджетной политики теперь учитываются показатели валютно-курсовой политики на следующий год и последующие за плановым два бюджетных периода, в том числе обменный курс гривни в среднем за год и на конец года (ч. 2 ст. 33 БКУ).

 

Составление проекта Госбюджета

 

В новой редакции БКУ определено, что при рассмотрении проекта закона о Госбюджете главные распорядители бюджетных средств обеспечивают уточнение бюджетных запросов с учетом принятых Кабмином решений относительно доработки проекта закона о Госбюджете для представления в ВР и в трехдневный срок подают их в центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной бюджетной политики (п. 4 ст. 37 БКУ).

Также отметим, что изменились аналитические данные, расчеты с обоснованием особенностей межбюджетных взаимоотношений, которые прилагаются к проекту закона о Государственном бюджете Украины (п. 1 ст. 38 БКУ). Так, теперь к аналитическим данным об особенностях межбюджетных отношений, которые должна содержать объяснительная записка к проекту закона о Госбюджете, относят:

— подробные расчеты объемов базовой и реверсивной дотации по видам местных бюджетов, включая расчеты индексов налогоспособности местных бюджетов;

— расчеты объемов субвенций из государственного бюджета местным бюджетам по их видам и местными бюджетами с подробными финансовыми и количественными показателями (включая расчеты по видам льгот и помощи);

— подробный расчет корректировочных коэффициентов.

 

Местная власть может принимать бюджеты, не ожидая Госбюджета

 

Обновленной редакцией БКУ определено, что до вступления в силу закона о Госбюджете на текущий бюджетный период действуют нормы закона о Госбюджете на предыдущий бюджетный период, кроме норм, которыми определены общие показатели государственного бюджета, бюджетные назначения главным распорядителям средств государственного бюджета.

При этом перечисление из государственного бюджета местным бюджетам базовой дотации, образовательной и медицинской субвенций, субвенции на подготовку рабочих кадров, субвенции на обеспечение медицинских мероприятий отдельных государственных программ и комплексных мероприятий программного характера, а также в государственный бюджет из местных бюджетов реверсивной дотации осуществляется в соответствии с объемами, определенными в законе о Госбюджете на предыдущий бюджетный период (ч. 5 п. 2 ст. 41 БКУ).

Таким образом, хорошей новостью является то, что для принятия местных бюджетов теперь не придется ожидать принятия Госбюджета.

Как определено в обновленной редакции ст. 77 БКУ, местные бюджеты утверждаются решением ВР АР Крым, соответствующего местного совета до 25 декабря года, предшествующего плановому.

В случае непринятия закона о Госбюджете соответствующие советы при утверждении местных бюджетов учитывают объемы межбюджетных трансфертов, определенные в законе о Госбюджете на предыдущий бюджетный период.

Потом в двухнедельный срок со дня официального опубликования закона о Госбюджете соответствующие советы должны будут привести объемы межбюджетных трансфертов в соответствие с этим законом.

Также отметим, что бюджеты объединенных территориальных громад, которые создаются согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад, должны быть сформированы до 15 октября года, предшествующего плановому.

 

Выполнение местных бюджетов в Донецкой и Луганской областях на период АТО

 

Не забыли законодатели и об особенностях деятельности местной власти в Донецкой и Луганской областях на сегодняшний день.

Так, в случае прекращения деятельности органов местного самоуправления Донецкой и Луганской областей их функции в части бюджетных полномочий осуществляются местными государственными администрациями и исполнительными органами городских советов по отдельному решению Кабмина. Такое решение принимается на основании обращения соответствующей областной государственной администрации (ст. 672 БКУ).

 

Казначейское обслуживание бюджетных средств

 

Уже достаточно давно говорится о том, что науч­ные учреждения и заведения культуры следует перевести на «самоокупаемость». Считаем, что именно в этой связи были внесены изменения к БКУ, на которые обратим внимание далее.

Как уже отмечалось, отныне не только высшие учебные заведения, но и научные учреждения и заведения культуры могут создавать внебюджетные фонды за счет собственных поступлений, полученных как плата за услуги, предоставляемые ими согласно основной деятельности, благотворительных взносов и грантов.

Такие средства зачисляются на специальные регистрационные счета, открытые в территориальном органе центрального органа исполнительной власти, реализующем государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, или на текущие счета в банках государственного сектора.

Расчетно-кассовое обслуживание собственных поступлений государственных и коммунальных высших учебных заведений, научных учреждений и заведений культуры осуществляется в территориальном органе центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, или в банках государственного сектора (п. 9 ст. 43 БКУ).

И здесь возникают вопросы: какой же будет роль органов Госказначейства при расчетно-кассовом обслуживании в банках государственного сектора? Будут ли органы Госказначейства регистрировать обязательства в этом случае, визировать платежные поручения и т. п.? На сегодняшний день по этому поводу соответствующих разъяснений Госказначейство не предоставило. Будем надеяться, что свет на эти вопросы вскоре будет пролит.

Кстати, такие средства на конец бюджетного периода хранятся на счетах для осуществления расходов в следующем бюджетном периоде в соответствии со сметами.

Также отметим, что в случае размещения средств местного бюджета на депозитах и/или обслуживания средств местного бюджета в части бюджета развития и собственных поступлений бюджетных учреждений в учреждениях банков объемы временных кассовых разрывов по общему фонду такого местного бюджета не покрываются за счет средств единого казначейского счета.

Что касается собственных поступлений бюджетных учреждений, финансируемых из местных бюджетов, то здесь все проще.

Так, согласно ст. 78 обновленного БКУ по решению соответствующего совета при выполнении местных бюджетов обслуживание бюджетных средств в части бюджета развития и собственных поступлений бюджетных учреждений может осуществляться учреждениями банков государственного сектора. В этом случае конечно же усиливается ответственность главных распорядителей средств местных бюджетов.

Порядок обслуживания средств местных бюджетов в части бюджета развития и собственных поступлений бюджетных учреждений в учреждениях банков государственного сектора, а также особенности ведения бухгалтерского учета выполнения местных бюджетов и составления отчетности о выполнении местных бюджетов по таким средствам определяются Кабмином по согласованию с НБУ. Пока еще такой порядок не утвержден.

Также отметим, что органы, осуществляющие казначейское обслуживание бюджетных средств, проводят операции по исполнению платежных поручений распорядителей бюджетных средств, оформленных в соответствии с требованиями законодательства, на основании подтверждающих документов в соответствии со взятыми бюджетными обязательствами и имеющимися бюджетными ассигнованиями по расходам местных бюджетов (в течение пяти операционных дней с даты подачи поручения на осуществление платежа при условии выполнения доходов сводного бюджета Украины).

Это говорит о том, что местные бюджеты, к сожалению, снова не имеют надлежащей самостоятельности, ведь их выполнение зависит от выполнения Госбюджета.

 

Защищенные статьи расходов

 

Перечень традиционных защищенных статей расходов, определенных ст. 55 БКУ, дополнен новыми расходами на:

— мероприятия, связанные с обороноспособностью государства, которые осуществляются за счет средств резервного фонда государственного бюджета;

— осуществление разведывательной деятельности.

Напомним, что защищенными расходами являются расходы только общего фонда бюджета.

 

Состав доходов Госбюджета и местных бюджетов

 

Значительные изменения произошли в составе доходов Госбюджета и местных бюджетов (ст. 29 БКУ). Рассмотрим их по очереди.

Напомним, что налог на доходы физических лиц раньше зачислялся в состав доходов Госбюджета на уровне 50 % этого налога, который уплачивается (перечисляется) на территории города Киева. Теперь зачислению в Госбюджет подлежат 25 % налога, взимаемого на соответствующей территории Украины (кроме территории городов Киева и Севастополя) и в размере 60 % — на территории города Киева.

В общий фонд местных бюджетов теперь зачисляется 75 % налога на доходы физических лиц, который уплачивается (перечисляется) на соответствующей территории (кроме территории городов Киева и Севастополя), из них 60 % — в бюджеты городов республиканского АР Крым и областного значения, районные бюджеты, бюджеты объединенных территориальных громад и 15 % — в бюджет АР Крым и областные бюджеты.

В доходы бюджета города Севастополя зачисляется 100 % налога на доходы физических лиц, уплачиваемого (перечисляемого) на территории города Севастополя.

При этом обратим особое внимание на то, что в бюджеты сельских, поселковых, городских советов вообще не будет поступать налог на доходы физических лиц. Но в то же время сильно переживать не следует, ведь и расходы, которые следует осуществлять из этих бюджетов, значительно уменьшились.

Зачисление в состав доходов общего фонда Госбюджета налога на прибыль предприятий уменьшено, ведь теперь вместо 100 % этот налог зачисляется в размере 90 %. Логично, что 10 % этого налога теперь относятся к доходам общего фонда местных бюджетов.

Налог на прибыль предприятий и финансовых учреждений коммунальной собственности, учредителем которых являются районные, городские советы, объединенные территориальные громады, зачисляется соответственно в районные, городские бюджеты, бюджеты объединенных территориальных громад.

Обратим внимание на то, что претерпели изменения некоторые названия налогов и сборов, что нашло свое отражение и в БКУ.

Так, например, сбор за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок главного пользования, теперь является рентной платой за специальное использование лесных ресурсов в части древесины, заготовленной в порядке рубок главного пользования; сбор за специальное использование воды теперь является рентной платой за специальное использование воды; сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками, является акцизным налогом с произведенных в Украине под­акцизных товаров (продукции) за электрическую энергию, и т. п.

Ознакомиться со всеми изменения названий налогов и сборов можно в п. 17 разд. IV БКУ.

Обратим внимание на то, что процент рентной платы (ранее — сбора) за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного значения изменился. Так, если раньше такая плата зачислялись в Госбюджет в размере 50 %, то теперь — 75 %. Соответственно зачислению в местные бюджеты подлежит только 25 %, вместо 50 %, как было раньше.

Рентная плата за специальное использование лесных ресурсов и рентная плата за специальное использование воды зачисляется по 50 % в Государственный и местные бюджеты соответственно.

Также изменен процент зачисления в общий фонд Госбюджета сбора, взысканного органами государственной исполнительной службы. Так, раньше этот сбор зачислялся в общий фонд Госбюджета в полном объеме, а теперь только 50 %. Обратим внимание на то, что остальные 50 % этого сбора подлежат зачислению в специальный фонд Госбюджета.

Относительно экологического налога отметим следующее.

Раньше вся сумма экологического налога подлежала зачислению в специальный фонд Госбюджета. Теперь 20 % подлежат зачислению в общий фонд Госбюджета, 25 % — в общий фонд бюджетов городов республиканского АР Крым и областного значения, городов Киева и Севастополя, районных бюджетов, бюджетов объединенных территориальных громад, которые создаются согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад, и 55 % — в общий фонд бюджета АР Крым и областных бюджетов.

Плата за проезд по автомобильным дорогам транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, весовые или габаритные параметры которых превышают нормативные, которая раньше зачислялась в специальный фонд Госбюджета, теперь будет зачисляться в общий фонд Госбюджета.

Также в общий фонд Госбюджета теперь зачисляется сбор на социально-экономическую компенсацию риска населения, проживающего на территории зоны наблюдения, который раньше зачислялся в специальный фонд Госбюджета.

В доходы местных бюджетов передана из Госбюджета плата за предоставление административных услуг, кроме административного сбора за государственную регистрацию вещных прав на недвижимое имущество и их обременений, государственную регистрацию юридических и физических лиц. Эти сборы в равных размерах, т. е. по 50 %, зачисляются в общий и специальный фонды Госбюджета соответственно.

Кроме того, обратим внимание, что к доходам общего фонда Госбюджета относятся:

15 % платы за предоставление сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей;

15 % платы за получение информации из других государственных реестров, держателем которых является центральный орган исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной правовой политики и центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сферах государственной регистрации актов гражданского состояния, государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество, государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

Остальные 85 % относятся к доходам специального фонда Госбюджета. При этом эти средства направляются на финансовое обеспечение деятельности органов, осуществляющих указанные действия.

Остановимся подробнее на новой структуре доходов местных бюджетов (ст. 64 БКУ). Отныне доходы областных бюджетов и АР Крым отделены от бюджетов городов республиканского АР Крым и областного значения, городов Киева и Севастополя, районных бюджетов, бюджетов объединенных территориальных громад, которые создаются согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад. Здесь укажем сразу, что на сегодняшний день еще объединенные территориальные громады не созданы и Закон Украины «О добровольном объединении территориальных громад» на момент написания этой статьи не принят. Отметим, что в 2015 году вводится сбор с розничной продажи подакцизных товаров (пиво, алкогольные напитки, табачные изделия, нефтепродукты) и расширяется база налога на недвижимость.

Акцизный налог с реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров зачисляется в бюджеты объединенных территориальных громад, городские бюджеты.

Акцизный налог с произведенных в Украине подакцизных товаров (продукции), уплачиваемый плательщиками, зарегистрированными в АР Крым, зачисляется в доходы бюджета АР Крым.

Также акцизный налог с реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров зачисляется в бюджеты городов районного значения, сельские, поселковые бюджеты.

Налог на имущество зачисляется в бюджеты городов республиканского АР Крым и областного значения, городов Киева и Севастополя, районные бюджеты и бюджеты объединенных территориальных громад.

Также в доходы бюджетов городов районного значения, сельских, поселковых бюджетов зачисляют налог на недвижимое имущество, который зачисляется в бюджеты местного самоуправления.

В состав доходов специального фонда местных бюджетов, кроме ранее определенных, теперь также включаются поступления в рамках программ помощи и грантов международных финансовых организаций и Европейского Союза. Исключен из состава сбор за первую регистрацию транспортных средств, сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности и субвенция из Госбюджета местным бюджетам на финансирование мероприятий компенсации риска населения, проживающего на территории зоны наблюдения.

Также отметим, что единый налог, который раньше зачислялся в бюджет развития, теперь зачисляется в состав доходов бюджетов городов районного значения, сельских, поселковых бюджетов.

 

Состав расходов Госбюджета и местных бюджетов

 

Состав расходов как Госбюджета, так и местных бюджетов, претерпел значительные изменения. Рассмотрим их.

В частности, теперь из Госбюджета будут осуществляться расходы на оплату услуг по подготовке науч­ных кадров в научных учреждениях на условиях государственного заказа.

Также из Госбюджета будут осуществляться расходы на обеспечение функционирования учреждений и заведений Вооруженных Сил Украины, других созданных в соответствии с законами Украины воинских формирований, правоохранительных органов, органов гражданской защиты, находящихся в государственной собственности.

Изменился состав расходов на общее среднее образование, которые будут осуществляться из Госбюджета.

Так, кроме общеобразовательных школ социальной реабилитации, расходы на содержание которых и раньше осуществлялись из Госбюджета, будут осуществляться расходы на художественные общеобразовательные школы и школы-интернаты государственной собственности, такие как художественные, музыкальные и хореографические, а также — на лицеи (гимназии)-интернаты с усиленной военно-физической подготовкой государственной собственности.

Что касается финансирования профтехобразования, то если раньше расходы из Госбюджета осуществлялись на оплату услуг по подготовке квалифицированных рабочих на условиях государственного заказа во всех профессионально-технических учебных заведениях государственной собственности, то теперь только в профессионально-технических учебных заведениях социальной реабилитации и адаптации государственной собственности.

Что касается расходов на здравоохранение, то теперь из Госбюджета не будут осуществляться расходы на специализированные медико-санитарные части.

Также отметим, что перестанут финансироваться из Госбюджета общественные объединения различной направленности.

Что касается расходов местных бюджетов, то в первую очередь отметим, что расходы на образование и культуру исключены из перечня расходов, которые осуществляются из бюджетов сел, их объединений, поселков, городов районного значения. Отныне такого рода расходы будут осуществляться из бюджетов городов республиканского АР Крым и областного значения, районных бюджетов, бюджетов объединенных территориальных громад.

В частности, из указанных бюджетов теперь осуществляются расходы на сельские, поселковые и городские дворцы и дома культуры, клубы, центры досуга, другие клубные заведения и библиотеки и зоопарки коммунальной собственности.

Важной новостью является то, что расходы на дошкольное образование осуществляются полностью из бюджетов городов республиканского АР Крым и областного значения, районных бюджетов и бюджетов объединенных территориальных громад.

Из бюджетов городов республиканского АР Крым и областного значения, районных бюджетов, бюджетов объединенных территориальных громад теперь будут осуществляться расходы на помощь по уходу за инвалидами I или II группы в результате психического расстройства, которые раньше осуществлялись из бюджета АР Крым и областных бюджетов.

Что касается государственных программ социальной защиты, то теперь из бюджетов городов республиканского АР Крым и областного значения, районных бюджетов и бюджетов объединенных территориальных громад среди прочих расходов будут осуществляться выплаты лицам, которые уволены со службы гражданской защиты по возрасту, по болезни или по выслуге лет и которые стали инвалидами во время выполнения служебных обязанностей.

Интересным фактом является то, что специализированные школы (в том числе школы-интернаты) государственной собственности теперь переданы на финансирование в бюджет АР Крым и областные бюджеты.

Также отметим, что именно из местных бюджетов осуществляются расходы на финансовую поддержку местных ячеек всеукраинских общественных организаций физкультурно-спортивной направленности.

Из бюджета АР Крым и областных бюджетов теперь также будут осуществляться расходы на программы природоохранных мероприятий местного значения, мероприятия по проведению лабораторно-­диагностических, лечебно-профилактических работ бюджетными учреждениями ветеринарной медицины, софинансирование (50 %) проектов ликвидации предприятий угольной и торфодобывающей промышленности и расходов на содержание водоотливных комплексов в безопасном режиме, проекты реструктуризации и ликвидации объектов предприятий горной химии, подземной добычи железной руды, консервации ртутного производства, содержания водоотливных комплексов.

Также отметим, что БКУ теперь содержит и состав расходов, которые могут осуществляться со всех уровней местных бюджетов, приведенных в ст. 91 этого Кодекса. К таким расходам, в частности, отнесли расходы на муниципальные формирования по охране общественного порядка, на культурно-художественные программы местного значения, программы поддержки кинематографии и средств массовой информации, типовое проектирование, реставрацию и охрану памятников архитектуры, природоохранные программы, реализацию программ помощи и грантов международных финансовых организаций и Европейского Союза, программы поддержки строительства (реконструкции) жилья для отдельных категорий граждан и т. п.

Проанализировав новый состав доходов и расходов местных бюджетов, можно сделать вывод, что в невыгодном положении оказались бюджеты сел, поселков и городов районного значения, которым теперь придется ходить «на поклон» к бюджетам высших уровней и просить субвенций.

Обратим внимание: в разд. VI БКУ указано, что в 2015 году из бюджетов сел, поселков, городов районного значения, как и раньше, могут осуществляться расходы на содержание учебно-­воспитательных комплексов «дошкольное учебное заведение — общеобразовательное учебное заведение», «общеобразовательное учебное заведение — дошкольное учебное заведение», на содержание сельских, поселковых и городских дворцов и домов культуры, клубов, центров досуга, других клубных заведений и библиотек.

 

Межбюджетные отношения

 

Статьей 93 БКУ предусмотрена возможность передачи средств между разными уровнями местных бюджетов.

При этом теперь межбюджетные трансферты делятся на:

— базовую дотацию (трансферт, предоставляемый из государственного бюджета местным бюджетам для горизонтального выравнивания налогоспособности территорий);

— субвенции;

— реверсивную дотацию (средства, передаваемые в государственный бюджет из местных бюджетов для горизонтального выравнивания налогоспособности территорий);

— дополнительные дотации.

Из Госбюджета теперь могут предоставляться местным бюджетам следующие виды трансфертов:

1) базовая дотация;

2) субвенции на осуществление государственных программ социальной защиты;

3) дополнительная дотация на компенсацию потерь доходов местных бюджетов в результате предоставления льгот, установленных государством;

4) субвенция на выполнение инвестиционных программ (проектов);

5) образовательная субвенция;

6) субвенция на подготовку рабочих кадров;

7) медицинская субвенция;

8) субвенция на обеспечение медицинских мероприятий отдельных государственных программ и комплексных мероприятий программного характера;

9) субвенция на финансирование мероприятий социально-экономической компенсации риска населения, проживающего на территории зоны наблюдения;

10) субвенция на проекты ликвидации предприятий угольной и торфодобывающей промышленности и содержания водоотливных комплексов в безопасном режиме на условиях софинансирования (50 %);

11) другие дополнительные дотации и другие субвенции.

Так, например, текущие расходы на содержание учреждений образования будут обеспечиваться за счет целевых субвенций из государственного бюджета — образовательной субвенции. Порядок и условия предоставления образовательной субвенции из государственного бюджета местным бюджетам уже утвердил Кабмин своим постановлением от 14.01.2015 г. № 6.

Оплата текущих расходов заведений здравоохранения и программ в сфере здравоохранения, определенных в ст. 1034 БКУ, будет осуществляться согласно Порядку и условиям предоставления медицинской субвенции из государственного бюджета местным бюджетам, утвержденному постановлением КМУ от 23.01.2015 г. № 11.

Кстати, Кабмин также успел утвердить постановлением от 14.01.2015 г. № 7 также Порядок и условия предоставления субвенции на подготовку рабочих кадров из государственного бюджета местным бюджетам.

Также в обновленном БКУ предусмотрена возможность предоставления дотаций в пределах горизонтального выравнивания налогоспособности бюджетов.

Обратим внимание на то, что в течение трех лет после вступления в силу Закона № 79 в законе о Госбюджете будет предусмотрена стабилизационная дотация в объеме не менее 1 % объема поступлений налогов и сборов в местные бюджеты для покрытия возможных фактических диспропорций при внедрении новой модели взаимоотношений государственного бюджета с местными бюджетами. Об этом указано в п. 19 разд. VI БКУ.

 

Назначение и увольнение главных бухгалтеров

 

Обновленным БКУ предусмотрено, что Правительство определяет только задачи и функциональные обязанности бухгалтерских служб, полномочий руководителя бухгалтерской службы в бюджетных учреждениях — главного бухгалтера.

Следовательно, теперь Правительство не определяет требования по профессионально-квалификационному уровню главного бухгалтера.

Назначение и увольнение главного бухгалтера бюджетного учреждения осуществляются в соответствии с законодательством о труде.

Таким образом, теперь согласовывать назначение и увольнение главного бухгалтера с органом Госказначейства не нужно.

В конце отметим, что Кабмин должен до 1 марта 2015 года обеспечить инвентаризацию нормативных актов и приведение их в соответствие с новыми нормами БКУ. Также должна быть обеспечена передача из государственной собственности в коммунальную соответствующих учреждений, заведений и организаций, включая структурные подразделения, при этом должен быть введен запрет на отчуждение имущества профессионально-технических и высших учебных заведений I — II уровней аккредитации, с учетом передачи полномочий и изменений, внесенных в БКУ.

По результатам І квартала 2015 года власть планирует подвести первые итоги работы по обновленному БКУ и при необходимости внести изменения в него.

 

Нормативные документы

 

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Закон № 79 — Закон Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно реформы межбюджетных отношений» от 28.12.2014 г. № 79-VIII.

Порядок № 998 — Порядок обслуживания Государственным казначейством учреждений Украины, функционирующих за рубежом, утвержденный постановлением КМУ от 03.11.2010 г. № 998.

Положение № 122 — Положение о едином казначейском счете, утвержденное приказом Государственного казначейства Украины от 26.06.2002 г. № 122.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше