Основные изменения в оплате труда бюджетников, а также пути сокращения расходов на социальную сферу прописаны в Законе о Госбюджете-2015 и Законе № 76, которые опубликованы на с. 4 и 19 этого номера соответственно. Кроме того, есть новации, привнесенные другими нормативными документами. Анализом их норм мы сейчас и займемся.
Новые соцстандарты, оплата труда и трудовые отношения
Начнем обсуждение с новых социальных стандартов, установленных Законом о Госбюджете-2015.
Прожиточный минимум и минимальная зарплата
С началом 2015 года, да и практически весь год, размеры минзарплаты и прожиточного минимума остануться на уровне 2014 года. Только с декабря 2015 года законодатели запланировали повышение этих показателей.
Размеры прожиточного минимума в расчете на месяц определены ст. 7 Закона о Госбюджете-2015. Приведем их в табл. 1.
Таблица 1
Социальные и демографические группы населения | Размер прожиточного минимума, грн. | |
01.01.2015 г. — 30.11.2015 г. | 01.12.2015 г. — 31.12.2015 г. | |
Дети в возрасте до 6 лет | 1032,00 | 1167,00 |
Дети в возрасте от 6 до 18 лет | 1286,00 | 1455,00 |
Трудоспособные лица | 1218,00 | 1378,00 |
Лица, которые утратили трудоспособность | 949,00 | 1074,00 |
Общий показатель | 1176,00 | 1330,00 |
Размеры минзарплаты за месяц установлены ст. 8 Закона о Госбюджете-2015 (см. табл. 2).
Таблица 2
Период | Размер минимальной зарплаты, грн. |
01.01.2015 г. — 30.11.2015 г. | 1218,00 |
01.12.2015 г. — 31.12.2015 г. | 1378,00 |
Прочие государственные гарантии
1. Согласно ст. 9 Закона о Госбюджете-2015 уровень обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум) для назначения пособия в соответствии с Законом № 1768 устанавливается в процентном соотношении к прожиточному минимуму и составляет для:
— трудоспособных лиц — 21 %;
— детей — 85 %;
— лиц, утративших трудоспособность, и инвалидов — 100 %.
Как и прежде, размер государственной социальной помощи малообеспеченным семьям не должен превышать 75 % уровня обеспечения прожиточного минимума для семьи. Кроме того, на 2015 год продлено действие п. 11 ст. 15 Закона № 1768 (в части увеличения государственной социальной помощи).
2. Статьей 9 Закона о Госбюджете-2015 предусмотрено, что в 2015 году уровень обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум) для определения права на освобождение от платы за питание ребенка в дошкольных учебных заведениях (далее — ДУЗ) в соответствии с Законом о дошкольном образовании увеличивается в соответствии с ростом прожиточного минимума.
Чему равен этот показатель в 2015 году, вы можете узнать из консультации специалиста Минобразования, приведенной на с. 46 этого номера.
Налог на доходы физлиц
Прежде всего отметим: с началом нового года НКУ претерпел небывалых изменений, о которых мы предметно поговорим в одном из ближайших номеров нашей газеты.
Есть перемены и в уплате налога на доходы физлиц (далее — НДФЛ). Однако работников бюджетных учреждений они вряд ли коснутся. Далее укажем, на что обратить внимание при взимании этого налога.
Во-первых, в 2015 году предельный размер дохода для применения налоговой социальной льготы (далее — НСЛ) не изменился и составляет 1710,00 грн. Объяснение простое: этот показатель зависит от величины прожиточного минимума для трудоспособного лица, действующего на 1 января налогового года. Поскольку на 01.01.2015 г. его размер остался таким же, каким был на 01.01.2014 г., то в этом вопросе без изменений.
Как и прежде, для родителей, содержащих двоих и более детей в возрасте до 18 лет (п.п. 169.1.2 и пп. «а» и «б» п.п. 169.1.3 НКУ), предельный размер зарплаты для применения НСЛ определяют так:
— для одного из родителей — 1710,00 грн. х количество детей;
— для второго — на общих основаниях.
Во-вторых, не изменились и сами размеры НСЛ. Как вы помните, в п.п. 169.1.1 НКУ сказано: НСЛ предоставляют в размере 100 % прожиточного минимума для трудоспособного лица. Эта норма в полной мере должна была заработать с 01.01.2015 г. (до 31.12.2014 г. льгота предоставлялась в размере 50 % размера прожиточного минимума согласно абз. 8 п. 1 разд. XIX «Заключительные положения» НКУ). Однако Законом № 71 введение НСЛ в размере 100 % перенесли на 2016 год.
Таким образом, как и прежде, размер общей НСЛ равен 50 % прожиточного минимума для трудоспособного лица. Остальные виды льгот рассчитывают исходя из общей: повышенную НСЛ предоставляют в размере, равном 150 % общей НСЛ, максимальную НСЛ — в размере, равном 200 % общей НСЛ (см. табл. 3).ср.
Таблица 3
Вид НСЛ (норма НКУ) | Размер НСЛ, грн. | Максимальная зарплата для применение НСЛ, грн. |
Обычная НСЛ (п.п. 169.1.1 НКУ) | 609,00 (1218,00 х 50 %) | 1710,00 (1218,00 х 1,4, округленные до ближайших 10 грн.) |
Обычная НСЛ на детей (п.п. 169.1.2 НКУ) | 609,00 х количество детей в возрасте до 18 лет | Для одного из родителей — 1710,00 х количество детей в возрасте до 18 лет; для второго — 1710,00 |
Повышенная НСЛ на детей (пп. «а» и «б» п.п. 169.1.3 НКУ) | 913,50 (609,00 х 150 %) х количество детей в возрасте до 18 лет | |
Повышенная НСЛ (пп. «в» — «е» п.п. 169.1.3 НКУ) | 913,50 (609,00 х 150 %) | 1710,00 |
Максимальная НСЛ (пп. «а» — «ґ» п.п. 169.1.4 НКУ) | 1218,00 (609,00 х 200 %) | 1710,00 |
НСЛ применяют исключительно к зарплате по одному месту ее начисления (его работник определяет сам) со дня получения работодателем (пп. 169.2.1 и 169.2.2 НКУ):
— заявления о самостоятельном избрании места применения НСЛ;
— документов, подтверждающих право на ее применение. Напомним, что Порядок предоставления документов для применения налоговой социальной льготы утвержден постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1227.
Важно! Если работник имеет право на применение НСЛ по двум и более основаниям, то к его зарплате применяют одну НСЛ по основанию, предусматривающему ее наибольший размер.
Исключение, как и прежде, установлено только для лиц, содержащих двоих и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе ребенка-инвалида (детей-инвалидов). Для них НСЛ суммируют: на ребенка-инвалида (детей-инвалидов) предоставляют повышенную НСЛ, а на ребенка, который не является инвалидом, — обычную НСЛ.
В-третьих, изменилась ставка НДФЛ для больших зарплат. Так, ранее если база налогообложения НДФЛ в календарном месяце превышала десятикратный размер минимальной зарплаты, установленный на 1 января отчетного налогового года, то к сумме превышения применяли ставку 17 %. Теперь, согласно изменениям, внесенным в п. 167.1 НКУ, ставка составляет 20 %. Таким образом, если база налогообложения составляет:
— до 10 минимальных зарплат (в 2015 году — до 12180,00 грн.), то ставка НДФЛ составляет 15 %;
— свыше 10 минимальных зарплат, — 20 % на сумму превышения.
Внимание! База налогообложения — это разница между начисленным доходом и суммой удержанного единого соцвзноса, а также НСЛ, в случае ее применения.
Подчеркнем, что новые правила надо применять к доходам, начисленным после 01.01.2015 г.
Военный сбор: действие продлили, объекты расширили
Изначально законодатели планировали ограничить действие военного сбора конкретной датой — 31.12.2014 г. Однако в новом году отказаться от дополнительных поступлений в бюджет за счет такого платежа не смогли.
Так что в 2015 году продолжаем платить военный сбор по ставке 1,5 % до тех пор, пока Верховная Рада не примет решение о завершении реформы Вооруженных Сил Украины (обновленный п. 161 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ). Но это еще не все.
Теперь объектом обложения военным сбором являются все доходы, определенные ст. 163 НКУ. Это значит, что военный сбор нужно удерживать с тех же доходов, с которых удерживают НДФЛ. В частности, речь идет о таких доходах, как:
1) зарплата, начисленная плательщику сбора в связи с трудовыми отношениями;
2) больничные. При этом, как и прежде, с пособия по беременности и родам военный сбор не удерживаем;
3) любые выплаты по гражданско-правовым договорам (далее — ГПД);
4) стипендии, размер которых превышает 1710,00 грн. В таком случае сумму превышения облагают военным сбором. Что касается сумм любых поощрений (премий), которые выплачивают студенту (учащемуся, аспиранту и пр.) из стипендиального фонда, то их облагают военным сбором полностью.
Поскольку к объектам обложения НДФЛ относится и денежное обеспечение, выплачиваемое военнослужащим или лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, то с 01.01.2015 г., как это не парадоксально, удерживать военных сбор нужно и с таких доходов. При этом о компенсации такого сбора (как в случае с НДФЛ) речь не идет.
Важно! Теперь военный сбор нужно удерживать и с денежного обеспечения военнослужащих.
В вопросах начисления, удержания и уплаты (перечисления) сбора в бюджет — изменений нет. Кстати, отчетность по этому сбору до сих пор не утверждена.
Единый социальный взнос
Несколько важных изменений есть и в уплате единого социального взноса (далее — ЕСВ). Все они привнесены Законом № 77, вступившим в силу 28.12.2014 г. Какие именно — обсудим далее.
Минимальный ЕСВ. Важным нововведением 2015 года стало следующее правило: если база начисления ЕСВ (кроме вознаграждения по ГПД) не превышает минзарплату за соответствующий месяц, то начислять ЕСВ нужно на размер минзарплаты (новый абз. 10 ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ).
Пример 1. Работник трудится на 0,5 ставки. В январе 2015 года ему начислили зарплату в размере 700,00 грн.
Сумма ЕСВ, начисленного на зарплату, составит: 1218,00 грн. х 36,3 % = 442,13 грн.
Обратите внимание, что в таком порядке уплачивают ЕСВ:
а) только в части начислений на зарплату (денежное обеспечение). Это правило касается всех бюджетных учреждений, в том числе воинских частей, выплачивающих денежное обеспечение (новый абз. 3 ч. 6 ст. 8 Закона о ЕСВ);
Важно! Удерживать ЕСВ нужно, как и прежде, из фактически начисленного дохода.
б) в части начислений на больничные (новый абз. 3 ч. 6 ст. 8 Закона о ЕСВ).
Пример 2. Работник болел весь месяц. Его страховой стаж составляет менее 3 лет. По новым правилам пособие ему выплачивают в размере 50 % средней зарплаты*. Сумма больничных составила 800,00 грн.
1. Сумма ЕСВ, начисленного на больничные, составит: 1218,00 грн. х 33,2 % = 404,38 грн.
2. Удержать ЕСВ нужно с фактически начисленного размера больничных, что составит: 800,00 грн. х 2 % = 16,00 грн.
* Согласно ч. 1 ст. 24 обновленного Закона о соцстраховании пособие по временной нетрудоспособности выплачивают так: при страховом стаже до 3 лет — 50 % средней зарплаты, от 3 до 5 лет — 60 %, от 5 до 8 лет — 70 %, более 8 лет — 100 %. Однако для оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет работодателя пока действуют прежние ставки. Изменения в предоставлении и оплате больничных мы рассмотрим в одном из ближайших номеров газеты.
в) только в отношении основных работников. Для совместителей ЕСВ начисляют на фактический размер зарплаты. Такой вывод можно сделать из норм абз. 11 ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ.
А как быть с внутренними совместителями? По устным разъяснениям представителей Госфискальной службы в отношении таких работников, для целей ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ с минзарплатой сравнивают общую зарплату (как по основному месту работы, так и по совместительству), начисленную работнику одним работодателем. Надеемся, что в скором времени по этому вопросу появятся официальные разъяснения фискалов.
Новое правило начисления ЕСВ не применяют:
а) при начислении зарплаты работникам-инвалидам;
б) если работник отработал часть месяца в связи с тем, что был принят/уволен в течение месяца и начисленная зарплата меньше минимальной. Основание — в ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ речь идет о минимальной зарплате за полностью отработанный месяц (т. е. месяц нахождения в трудовых отношениях).
Получается, если работник часть месяца (или весь месяц) был в отпуске без сохранения зарплаты, то ЕСВ нужно уплатить исходя из минзарплаты.
Подчеркнем: если начислены переходящие выплаты (отпускные, больничные, декретные), то для целей сравнения с минимальной зарплатой такие выплаты нужно относить к месяцам, за которые они начислены.
Получается, что бюджетным учреждениям, которые планировали уплату ЕСВ в части начислений на зарплату работников с неполным рабочим временем исходя из фактического размера их зарплаты, понадобятся дополнительные средства для уплаты ЕСВ по новым правилам. А раздобыть их в условиях тотальной экономии будет непросто.
Снижение ставки ЕСВ — для бюджетников условия нереальные. Дабы вывести зарплаты из тени, законодатели предусмотрели сниженную ставку ЕСВ (п. 3 разд. ІІ Закона № 77). Однако условия для ее применения (их четыре) настолько «драконовские», что бюджетным учреждениям вряд ли светят льготные ставки.
Повышены штрафы за нарушение законодательства по ЕСВ. С 01.01.2015 г. Законом № 77 увеличены размеры штрафов, которые контролирующие органы применяют к плательщикам ЕСВ, в частности:
— за неуплату (несвоевременную уплату) ЕСВ увеличен размер штрафа с 10 % до 20 % от несвоевременно уплаченной суммы;
— за доначисление органом фискальной службы несвоевременно начисленного ЕСВ — с 5 % до 10 % от доначисленной суммы за каждый полный или неполный отчетный период, но не более 50 % от доначисленного ЕСВ.
Дополнительно установлен штраф за непредставление отчета по ЕСВ — 170,00 грн., и 1020,00 грн. за повторное нарушение.
Средний заработок мобилизованным работникам
В этом вопросе — без изменений. Как и прежде, учреждения должны выплачивать мобилизованным работникам средний заработок за счет своих средств (а также облагать его ЕСВ, НДФЛ и военным сбором). Порядок компенсации таких выплат из госбюджета до сих пор не утвержден.
Однако в апреле 2015 года будет ровно год, как военная служба по призыву в связи с мобилизацией, на особый период, стала одним из видов воинской службы. При этом, как вы помните, ст. 119 КЗоТ обязывает сохранять за работниками, проходящими военную службу по призыву в связи с мобилизацией, место работы (должность) и средний заработок, но не более одного года. Поэтому работодатели имеют полное право по истечении года, как работника мобилизовали, уволить его согласно п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ (при условии, конечно, что он к этому времени не вернется на работу).
Должностные оклады по ЕТС
Законом о Госбюджете-2015 не предусмотрено увеличение размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда, исходя из размера которого рассчитывают должностные оклады по Единой тарифной сетке. Поэтому должностные оклады работников в 2015 году остаются на уровне декабря 2014 года.
На данный момент известно, что Кабмин планирует повышение размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда только с 1 декабря 2015 года.
Должностные оклады госслужащих и работников органов исполнительной власти, местного самоуправления
На 2015 год повышения должностных окладов таких работников не запланировано*. И только в декабре 2015 года, с увеличением минзарплаты, должностные оклады работников, которые меньше ее размера, в штатных расписаниях будут установлены на уровне минзраплаты (1378,00 грн.).
* Заметим, что вступление в действие нового Закона Украины «О государственной службе» от 17.11.2011 г. № 4050-VI перенесено на 2016 год.
Зарплата высокооплачиваемых работников: теперь не более 7 минзарплат
Напомним, что в прошлом году Законом № 1622 высокопоставленным чиновникам предписали выплачивать зарплату только в размере должностного оклада. Это ограничение касалось членов Кабмина, народных депутатов, руководителей центральных органов исполнительной власти и других государственных органов (см. разъяснение Минсоцполитики от 09.09.2014 г. № 3761/0/10-14/13 // «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 39).
В этом году список претендентов на ограничение размера зарплаты существенно расширили. Но в то же время подняли и максимальную планку выплачиваемого им дохода.
Так, с началом нового года максимальный размер зарплаты (денежного обеспечения, судейского вознаграждения) составляет 7 минзарплат (с января по ноябрь — 8526,00 грн.) для следующих лиц:
— народные депутаты и члены правительства;
— прокуроры и судьи**;
— работники госорганов (кроме Нацантикоррупционного бюро и Нацагентства по предупреждению коррупции);
— работники других бюджетных учреждений.
** С 01.01.2015 г. должностной оклад судьи местного суда должен был составлять 15 минзарплат. Однако Законом № 76 его размер ограничили 10 минзарплатами (новый п. 1 ч. 3 ст. 129 Закона о статусе судей).
Такое ограничение установлено абз. 1 п. 10 разд. III «Заключительные положения» Закона № 76. Исключение составляет денежное обеспечение (зарплата) военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и работников, участвующих в АТО.
О каких госорганах идет речь в рассматриваемой норме? Этот вопрос мы задали неспроста, ведь в действующем законодательстве нет определения понятию «государственный орган». На это, в свое время, обращало вынимание и Минсоцполитики в разъяснении от 09.09.2014 г. № 3761/0/10-14/13, подчеркнув, что термин «государственные органы» шире, чем термин «органы государственной власти».
Напомним, что Минсоцполитики предлагало в этом вопросе исходить из конституционного разделения госвласти в Украине, а именно:
а) законодательная власть — Верховная Рада Украины;
б) исполнительная власть:
— Кабинет Министров Украины;
— министерства, другие центральные органы исполнительной власти;
— местные государственные администрации, которые являются местными органами исполнительной власти и входят в систему органов исполнительной власти (ст. 1 Закона Украины «О местных государственных администрациях» от 09.04.99 г. № 586-XIV).
Значит, ограничение, установленное абз. 1 п. 10 разд. III «Заключительные положения» Закона № 76, распространяется на руководителей местных государственных администраций: областных (городских), а также районных госадминистраций (включая районы в г. Киеве);
в) судебная власть — Конституционный Суд Украины и суды общей юрисдикции.
Также Минсоцполитики подчеркивало, что Конституция Украины определяет другие госорганы, а именно: Центральная избирательная комиссия, Национальный банк Украины, Счетная палата, Генеральная прокуратура Украины, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, правовые основы деятельности которых устанавливаются отдельными законами, а присвоение статуса «государственного органа» предусмотрено их уставными документами.
Кроме того, под ограничение зарплаты попали также все работники других бюджетных учреждений. То есть действие абз. 1 п. 10 разд. III «Заключительные положения» Закона № 76 распространяется также на органы местного самоуправления, заведения здравоохранения, учебные заведения, заведения культуры и прочие заведения, содержащиеся как за счет госбюджета, так и за счет местных бюджетов. Безусловно, количество работников таких заведений, которые получают настолько высокие зарплаты, можно на пальцах пересчитать. Но все же такие есть. Поэтому подчеркнем: даже если зарплата работника состоит полностью из обязательных выплат, предусмотренных законодательством, но при этом превышает 7 минзарплат (8526,00 грн.), начислить такому работнику нужно только 8526,00 грн. Основание — абз. 1 п. 10 разд. III «Заключительные положения» Закона № 76.
Внимание! При определении максимального размера зарплаты не учитывают (абз. 2 п. 10 разд. III «Заключительные положения» Закона № 76):
— больничные;
— отпускные за период пребывания в ежегодном отпуске;
— помощь для оздоровления и матпомощь для решения социально-бытовых вопросов.
Пример 3. В январе 2015 года работник болел. Его зарплата за отработанные дни составила 6200,00 грн. Кроме того за этот месяц ему начислили больничные в сумме 2500,00 грн.
Поскольку зарплата работника не превысила 8526,00 грн., то в январе 2015 года ему выплачивают ее в полной сумме (т. е. 6200,00 грн.), а также больничные в сумме 2500,00 грн.
Подчеркнем, что отпускные и больничные работникам рассчитывают в общем порядке, установленном законодательством исходя из начисленной зарплаты. Выходит, что после введения рассматриваемого ограничения в расчет средней зарплаты за каждый месяц 2015 года попадет не более 8526,00 грн.
Обратите внимание! За счет экономии бюджетных средств, образованной в результате сокращения численности работников вышеуказанных органов, максимальный размер зарплаты может быть поднят до 10 минзарплат.
Антисоциальными полномочиями наделили руководителей всех госорганов
Прошлый год для госслужащих центральных органов власти, осуществляющих контроль и надзор в соответствующих отраслях и сферах, и центральных органов исполнительной власти, функции которых могут осуществлять соответствующие министерства, стал годом испытаний. Руководителям таких госорганов было предписано сократить расходы за счет ограничения трудовых прав работников.
К сожалению, в 2015 году законодатели пошли еще дальше. Так, согласно п. 9 гл. III «Заключительные положения» Закона № 76 руководители всех органов исполнительной власти и других госорганов с целью рационального использования бюджетных средств должны принять меры по:
1) сокращению численности работников этих органов на 20 %;
2) предоставлению работникам отпусков без сохранения зарплаты. При этом установлено, что продолжительность такого отпуска руководители имеют право определять самостоятельно в зависимости от бюджетных назначений. Для них ст. 26 Закона об отпусках в части ограничения срока отпуска без сохранения зарплаты не действует.
Таким образом, при оформлении госслужащим отпуска без сохранения зарплаты, превышающего сроки, установленные Законом об отпусках (15 календарных дней), в качестве основания в приказе о предоставлении отпуска нужно будет указывать — «п. 9 гл. III «Заключительные положения» Закона Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.2014 г. № 76-VIII».
Последствия предоставления таких продолжительных отпусков без сохранения зарплаты известны. Так, период отпуска, превышающий 15 календарных дней, не засчитывают в стаж для предоставления ежегодного отпуска. Дело в том, что п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона об отпусках предусмотрено включение в такой стаж только отпусков без сохранения зарплаты, предоставленных согласно ст. 25 и 26 этого Закона.
И дабы разбавить эту бочку дегтя хоть немного медом, законодатели разрешили госслужащим, отправленным в отпуск на вышеуказанном основании, подрабатывать кто как может. Установлено, что в этот период на них не распространяется ограничение относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности, установленное ст. 7 Закона о коррупции;
3) установлению работникам режима работы на условиях неполного рабочего времени. При этом руководители не обязаны уведомлять работников не позднее чем за два месяца об установлении такого режима и согласовывать с ними такой режим — ст. 32 и 56 КЗоТ для них не действуют;
4) уменьшению или отмене стимулирующих выплат, уменьшению надбавок и доплат, установленных в предельных размерах;
5) пересмотру заключенных договоров на приобретение товаров, работ и услуг.
Как видим, такие меры предписано осуществить руководителям всех госорганов. В предыдущем разделе статьи мы подробно рассказали о том, какие именно учреждения к ним относятся.
Важно! Поскольку органы местного самоуправления не являются госорганами, то указанные меры их не касаются.
Обратите внимание: п. 9 гл. III «Заключительные положения» Закона № 76 не распространяется на органы, которые принимают участие в: АТО; осуществлении мероприятий по обеспечению правопорядка на государственной границе; отражении вооруженного нападения на объекты, охраняемые военнослужащими; освобождении этих объектов в случае захвата или попытки насильственного завладения оружием, боевой и другой техникой.
Сокращение и ограничение численности работников отдельных учреждений
На 2015 год Законом № 76 запланировано сокращение численности работников судов и прокуратуры. В частности, теперь общая численность работников:
1) аппарата Верховного Суда — не может превышать величину, определенную из расчета 4 должности работников на одну должность судьи;
2) аппарата суда — должна быть не более величины, определенной из расчета 3,7 должности работников на одну должность судьи, исходя из общего количества должностей судей в целом в местных и апелляционных судах;
3) органов прокуратуры — должна составлять 15000 лиц;
4) органов Министерства внутренних дел (за исключением Нацгвардии) — 210000 лиц (ранее — 245000 лиц). При этом за счет госбюджета предусмотрено содержание 152000 лиц, в том числе лиц рядового и начальствующего состава из расчета не более 300 человек на 100000 населения.
Подчеркнем: сокращение численности работников МВД и органов прокуратуры, а также расчеты с уволенными из таких органов лицами предписано осуществить до 31.12.2015 г. (п. 3 разд. III «Заключительные положения» Закона № 76).
Работников подразделений МВД по борьбе с организованной преступностью ждут новые условия оплаты труда
Законом № 76 подкорректированы нормы Положения № 3720, которым определен порядок комплектования, материально-технического, военного, финансового и социально-бытового обеспечения специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью МВД. В частности, изъяты нормы, определяющие условия:
а) оплаты труда работников. Вместо этого установлено, что такие условия определит Кабмин;
б) социального обеспечения. Взамен этого установлено, что правовые и социальные гарантии работникам таких подразденений и членам их семей оказывают в соответствии с Законом о милиции и другими актами законодательства.
Ученая степень и научные звания: неразбериха с надбавками для научно-педагогических работников вузов
Напомним, что ч. 2 ст. 59 нового Закона о высшем образовании установлен фиксированный размер доплат для научно-педагогических, научных и педагогических работников: за научную степень доктора философии и доктора наук соответственно 15 и 20 % должностного оклада, за ученое звание доцента и старшего исследователя — 25 %, профессора — 33 %.
В свою очередь, п. 3 ч. 5 разд. XV Закона о высшем образовании было предусмотрено поэтапное повышение доплат для научно-педагогических работников с 2016 года до указанных максимальных размеров (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 39, с. 14). Теперь Законом № 76 эта норма исключена. Что имеем в итоге?
Во-первых, продолжает действовать ч. 2 ст. 59 нового Закона о высшем образовании, где сказано об установлении работникам доплат в максимальном размере.
Во-вторых, есть пп. «в» и «г» п. 3 приказа № 557, согласно которым за наличие ученого звания и научной степени устанавливают надбавки, которые не должны превышать предельных размеров, определенных этими подпунктами. Такая формулировка позволяет устанавливать выплаты в любом размере (в заданных пределах) в зависимости от решения руководителя и имеющегося фонда оплаты труда (далее — ФОТ).
И теперь не понятно, в каком размере выплачивать надбавки — строго в максимальном размере или же в пределах ФОТ? Учитывая, что норму о поэтапном повышении размера надбавок отменили, получается, что все же следует руководствоваться, как и раньше, приказом № 557. Тем более что в 2015 году Закон о высшем образовании следует применять в порядке и размерах, установленных Кабмином, исходя из имеющихся финансовых ресурсов (ч. 9 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2015). Подчеркнем: пока такой порядок не утвержден.
Индексация денежных доходов: в ожидании особого порядка
К сожалению, в этом вопросе не обошлось без противоречий. С одной стороны, ст. 5 Закона об индексации дополнили новым абзацем, в котором сказано следующее: проведение индексации денежных доходов населения осуществляется в пределах финансовых ресурсов бюджетов всех уровней, бюджета ПФУ и бюджетов других фондов соцстрахования (п. 31 ч. І Закона № 76).
Получается, что теперь индексация — выплата не обязательная и ее можно выплачивать в пределах ФОТ? Но давайте не будем спешить с выводами, поскольку наряду с этой нормой действуют две другие, а именно:
— п. 14 разд. III «Заключительные положения» Закона № 76, где сказано: порядок проведения индексации зарплаты, денежного обеспечения, пенсионных и социальных выплат должен утвердить Кабмин по результатам первого полугодия 2015 года;
— ч. 9 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2015, согласно которой нормы Закона об индексации в 2015 году следует применять в порядке и размерах, установленных Кабмином, в пределах финансовых ресурсов.
Таким образом, как и прежде, ждем особого порядка проведения индексации от Кабмина. До этого момента начислять индексацию нужно по старым правилам.
Выплаты судьям при увольнении (отставке)
Законом № 76 предусмотрена выплата дополнительного судейского вознаграждения судьям при увольнении (отставке).
Так, согласно новой ч. 9 ст. 129 Закона о статусе судей с момента окончания полномочий судьи до момента принятия решения о его увольнении (отставке) ему выплачивают судейское вознаграждение в размере одной минзарплаты в расчете за полный календарный месяц.
Однако следует помнить, что эту норму в 2015 году применяют в порядке и размерах, установленных Кабмином, исходя из имеющихся финансовых ресурсов (ч. 9 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2015). Подчеркнем, что пока такой порядок не утвержден.
Денежная помощь помощнику депутата
Частью 6 ст. 34 Закона о статусе народного депутата предусмотрена выплата денежной помощи помощнику-консультанту народного депутата в случае его увольнения по причине досрочного прекращения полномочий депутатом (за счет бюджетных назначений на обеспечение деятельности Верховной Рады).
Законом № 76 размер такой помощи уменьшен до одной средней месячной зарплаты помощника-консультанта (ранее она составляла три месячные зарплаты помощника).
Отмена доплат за работу в чернобыльской зоне
2015 год ознаменовался отменой ряда льгот чернобыльцам (об этом мы расскажем подробно чуть позже в подразделе статьи «Социальная сфера: пересмотр и отмена льгот»). Не стали исключением и лица, которые работают на территориях радиоактивного загрязнения. Статья 39 Закона № 796, которая предусматривала установление им доплат, исключена. Но доплата в размере 1827,00 грн. за постоянную работу в зоне отчуждения сохранена. Постановлением КМУ от 29.12.2014 г. № 717 срок ее действия продлен до 01.01.2016 г.
Также исключена ст. 45 Закона № 796, которая предусматривала сохранение за работниками средней зарплаты и стажа работы при увольнении в связи с отселением или самостоятельным переселением с территории радиоактивного загрязнения на период до 4 месяцев.
Кроме того, есть определенные противоречия относительно предоставления ежегодных отпусков чернобыльцам 4 категории. Дело в том, что таких лиц Закон № 76 лишил всех льгот, как и вычеркнул из законодательства существование зоны усиленного радиологического контроля, нахождение в которой и давало право на льготы. Между тем продолжает действовать ст. 47 Закона № 796, согласно которой работники, работающие (находящиеся в командировке) в зоне усиленного радиологического контроля, имеют право на более длительный ежегодный отпуск. Кроме того, чернобыльцам 4 категории, как и прежде, больничные оплачивают в размере 100 % независимо от стажа. Этот момент мы обязательно уточним в Минсоцполитики и проинформируем вас.
Педнагрузка и надбавки педагогам, оклады медикам, наполняемость классов: без изменений… пока
Вы, скорее всего, знаете, что в конце прошлого года законодатели рассматривали разные пути по экономии бюджетных средств. Это увеличение часов педнагрузки, отмена ряда доплат и надбавок, увеличение наполняемости классов… Хорошо, что всего этого так и не случилось. Но! Чиновники оставили себе «запасной аэродром». Так, ч. 9 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2015 установлено, что ряд законодательных норм в 2015 году применяются в порядке и размерах, установленных Кабмином, исходя из финансовых ресурсов бюджетов всех уровней. Вот несколько из них:
— п. «ж» ч. 1 ст. 77 Основ законодательства о здравоохранении, где речь идет о порядке установлении должностных окладов в государственных заведениях здравоохранения;
— ст. 57 Закона № 1060, которой установлены гарантии педагогическим, научно-педагогическим работникам (выплата надбавки за выслугу лет, помощи на оздоровление и пр.);
— ст. 25 Закона о среднем образовании, ст. 22 Закона о внешкольном образовании, ст. 30 Закона о дошкольном образовании, где речь идет о максимальной педагогической нагрузке, а также установлении доплат за дополнительные виды педагогической деятельности;
— ст. 14 Закона о среднем образовании, ч. 2 ст. 18 Закона о внешкольном образовании, ч. 2 ст. 14 Закона о дошкольном образовании, где речь идет о максимальной наполняемости классов (групп).
Это лишь неполный перечень законодательных норм, которых ждет особый порядок применения. Подчеркнем, что на сегодняшний день соответствующие порядки Кабмином еще не утверждены.
Удостоверение застрахованного лица
Законом № 76 действие ряда норм, касающихся удостоверения застрахованного лица, приостановлено до 01.01.2017 г. В частности, относительно:
— проверки работодателем при приеме на работу удостоверения застрахованного лица;
— получения работодателем такого удостоверения в территориальном органе ПФУ;
— включения в персональную учетную карточку застрахованного лица номера удостоверения;
— порядка выдачи удостоверения и ответственности за нарушения, связанные с ним.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА: ПЕРЕСМОТР И ОТМЕНА ЛЬГОТ
Большое количество изменений связано с предоставлением гражданам льгот и гарантий. Рассмотрим их подробнее.
Льготы на бесплатное пользование жильем: условия предоставления опять пересмотрели
Напомним, что в прошлом году Законом № 1166 был пересмотрен порядок предоставления льгот на бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением педагогическим, медицинским и фармацевтическим работникам, работникам учреждений культуры, библиотек, музеев, специалистам по защите растений, которые работают в сельской местности и поселках городского типа, а также пенсионерам из числа таких работников.
Тогда было установлено: льготы указанным категориям работников и пенсионеров предоставляют, если размер их среднемесячного совокупного дохода за предыдущие шесть месяцев не превышает размера НСЛ, в порядке, определенном Кабмином.
Какие же условия для предоставления льгот законодатели предлагают сейчас? Как и прежде, для предоставления права на бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением ориентируются на размер НСЛ (1710,00 грн.). Однако теперь с ним будут сравнивать доход не самого льготника, а его семьи (в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев). Напомним, что среднемесячный совокупный доход семьи считают согласно Порядку № 426.
Соответствующие изменения внесены Законом № 76 в абз. 1 ч. 4 ст. 57 Закона № 1060, абз. 2 п. «і» ч. 1 ст. 77 Основ законодательства о здравоохранении, абз. 2 ч. 5 ст. 29 Закона о культуре, ч. 3 ст. 30 Закона о библиотеках, ч. 3 ст. 28 Закона о музеях, ч. 5 ст. 20 Закона о защите растений.
Подчеркнем: согласно п. 2 разд. III «Заключительные положения» Закона № 76 нормы этого Закона в части учета среднемесячного совокупного дохода семьи при предоставлении льгот вступают в силу с 01.07.2015 г.
Ограничения в предоставлении льгот другим лицам
Отдельным категориям лиц социальные льготы сохранены. Но теперь обязательное условие для их предоставления — размер среднемесячного совокупного дохода семьи в расчете на человека за предыдущие шесть месяцев не должен превышать 1710,00 грн.
В частности, в таком порядке будут предоставлять отдельные виды льгот таким лицам:
— детям работника милиции, который погиб или умер в связи с выполнением служебных обязанностей, а также нетрудоспособным членам семьи, находившимся на его иждивении (новая ч. 5 ст. 23 Закона о милиции);
— работникам милиции, уволенным со службы по возрасту, болезни или выслуге лет (новая ч. 7 ст. 22 Закона о милиции);
— чернобыльцам (новые ч. 3 ст. 22, ч. 2 ст. 24 и ч. 7 ст. 30 Закона № 796);
— ветеранам войны (новые ч. 6 ст. 14, ч. 7 ст. 15 и ч. 2 ст. 16 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-XII). Кроме того, с п. 6. ст. 16 этого Закона исключена норма о компенсации стоимости проезда в санаторно-курортное учреждение лицам, имеющим особые заслуги перед Родиной;
— ветеранам труда (новые п. 2 ст. 7, ч. 2 ст. 9 Закона Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине» от 16.12.93 г. № 3721-XII). Кроме того из п. 6. ст. 9 этого Закона исключена норма о компенсации стоимости проезда в санаторно-курортное учреждение лицам, имеющим особые трудовые заслуги перед Родиной;
— жертвам нацистских преследований (новые ч. 6 ст. 61, ч. 6 ст. 62, ч. 6 ст. 63 и ч. 6 ст. 64 Закона Украины «О жертвах нацистских преследований» от 23.03.2000 г. № 1584-III).
Льготы чернобыльцам: для 4 категории их больше нет
Прежде всего скажем: Законом № 76 из п. 5 ч. 2 ст. 2 Закона Украины «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы» от 27.02.91 г. № 791а-XII и ст. 2 Закона № 796 исключили все нормы о зоне усиленного радиологического контроля. Получается, что теперь такой зоны как бы и нет.
Может быть, поэтому одновременно исключили и ст. 23 Закона № 796, которая устанавливала льготы и гарантии чернобыльцам, отнесенным к 4 категории.
Чернобыльцев, отнесенных к другим категориям, так жестко всех льгот лишать не стали. Однако и для них кое-что «урезали». В частности:
а) за чернобыльцами 1 категории все льготы сохранили, но нормы ст. 20 Закона № 796, которой они установлены, в 2015 году будут применять в порядке и размерах, установленных Кабмином, исходя из имеющихся финансовых ресурсов (ч. 9 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2015);
б) чернобыльцев 2 и 3 категорий лишили права на ежегодное обеспечение санаторно-курортными путевками или путевками на отдых путем предоставления ежегодной денежной помощи для компенсации стоимости путевок (исключены п. 2 ч. 1 ст. 21 и п. 2 ст. 22 Закона № 796). Остальные льготы и компенсации, предоставляемые таким лицам в соответствии со ст. 21 и 22 Закона № 796, будут применяться в порядке и размерах, установленных Кабмином, исходя из имеющихся финансовых ресурсов (ч. 9 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2015).
Пострадавшие дети, указанные в пп. 1 — 6 ст. 27 Закона № 796, и их родители больше не имеют права на:
— бесплатное воспитание (содержание) детей в государственных и коммунальных дошкольных учебных заведениях (не старше 8 лет) и ежемесячную денежную помощь;
— бесплатный проезд в пределах Украины на всех видах транспорта (кроме такси) к месту лечения (реабилитации), оздоровления и обратно;
— ежегодное бесплатное обеспечение путевками на оздоровление;
— ежемесячные выплаты семьям на каждого ребенка школьного возраста, который стал инвалидом, родители которых стали инвалидами I либо II группы или умерли вследствие Чернобыльской катастрофы, а также на каждого ребенка, проживавшего в зоне безусловного (обязательного) отселения с момента аварии до принятия постановления об отселении;
— предоставление путевки для оздоровления в специализированных оздоровительных заведениях во время беременности женщинам, которые проживают на территории радиоактивного загрязнения,
— выплату денежной компенсации родителям пострадавших детей, не посещающих детские дошкольные и общеобразовательные учебные заведения, если дети не находятся на полном государственном обеспечении.
Занятость населения: отдельные льготы канули в Лету
Законом № 76 исключен ряд норм Закона о занятости. Расскажем, о каких льготах придется забыть.
1. Статьей 49 Закона о занятости отдельным категориям граждан при наступлении определенных условий гарантировался досрочный выход на пенсию при наличии необходимого стажа (например, при увольнении работника по инициативе работодателя в связи с изменениями в организации производства и труда, если на день увольнения осталось не более 1,5 года до выхода на пенсию). Теперь эта норма исключена. При этом установлено, что пенсии, назначенные на этом основании до 28.12.2014 г. (т. е. до вступления в силу Закона № 76), работающим пенсионерам не выплачиваются.
2. Статьей 28 Закона о занятости для молодых работников, привлеченных к работе в селах и поселках, которые заключили трудовой договор на срок не менее трех лет с предприятиями (учреждениями и организациями), расположенными в таких населенных пунктах, предусматривалось предоставление жилья и выплата одноразовой адресной помощи (по перечню профессий, утвержденному Кабмином). Теперь эта норма упразднена.
3. Из абз. 2 ч. 1 ст. 26 Закона о занятости исключили норму о выплате компенсации ЕСВ за счет госбюджета работодателю, который трудоустраивает на новое рабочее место граждан, указанных в ч. 1 ст. 14 этого Закона. А Фонд соцстрахования на случай безработицы и Фонд соцзащиты инвалидов смогут компенсировать такой ЕСВ только при наличии финансовых ресурсов.
Организация питания в учебных заведениях
Прежде всего, в ч. 1 ст. 25 Закона № 1060 уточнили, что на местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, центральные органы исполнительной власти, которым подчинены учебные заведения, руководителей учебных заведений возлагается организация и ответственность за питание в учебных заведениях не только государственной, но и коммунальной форм собственности.
Изменения затронули порядок организации питания в профессионально-технических учебных заведениях (далее — ПТУЗ). Установлено, что в таких заведениях питание организуют только для учащихся следующих категорий:
— дети-сироты;
— дети-инвалиды / инвалиды I — III групп;
— дети, лишенные родительской опеки;
— детей из семей, которые получают помощь в соответствии с Законом № 1768 (малообеспеченные семьи).
Однако органы местного самоуправления в соответствии с законодательством могут обеспечивать питанием учащихся других категорий и предусматривать на это соответствующие расходы из местных бюджетов.
Соответствующие изменения внесены как в ч. 5 ст. 41 Закона № 1060, так и в абз.7 ст. 22 Закона о ПТО и ст. 19 Закона об охране детства.
Что касается норм по организации питания учащихся других учебных заведений и предоставления соответствующих льгот, то для большинства из них сделана оговорка: они будут применяться в порядке и размерах, установленных КМУ, исходя из имеющихся финансовых ресурсов соответствующих бюджетов (ч. 9 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2015).
Родительская плата за питание детей в ДУЗ
В этом вопросе основным нововведением является увеличение размера стоимости, которую вносят родители (лица, которые их заменяют) за питание ребенка в ДУЗ. Соответствующую информацию приведем в табл. 4 на с. 42.
Таблица 4
Плата за питание детей в ДУЗ (обновленная ч. 5 ст. 35 Закона о дошкольном образовании) | Было (от стоимости питания в день) | Стало (от стоимости питания в день) |
— в городской местности | Не более 50 % | Не менее 60 % |
— в сельской местности | Не более 30 % | Не менее 40 % |
Таким образом, если ранее был установлен максимальный размер платы за питание, которую вносят родители, то теперь — минимальный. Это значит, что по решению местных органов власти размер платы может составлять более 60 (40) %.
Кроме того, Законом № 76 приведен в соответствие с действующим законодательством абз. 2 ч. 5 ст. 35 Закона о дошкольном образовании. Теперь в нем зафиксировано: от платы за питание ребенка освобождаются родители (лица, их заменяющие) в семьях, где совокупный доход на каждого члена семьи за предыдущий квартал не превышал уровня обеспечения прожиточного минимума (гарантированного минимума), который ежегодно устанавливается законом о Госбюджете для определения права на освобождение от платы за питание ребенка в государственных и коммунальных ДУЗ.
Согласно ст. 9 Закона о Госбюджете-2015 такой уровень в 2015 году увеличивается в соответствии с ростом прожиточного минимума. Чему равен этот показатель в 2015 году, вы можете узнать из консультации специалиста Минобразования, опубликованной на с. 46 этого номера.
Напомним, что местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные льготы по родительской плате за питание детей в ДУЗ за счет средств соответствующих местных бюджетов (п. 2.2 Порядка № 426).
Однако следует помнить, что в 2015 году положения ч. 5 ст. 35 Закона о дошкольном образовании будут применяться в порядке и размерах, установленных КМУ, исходя из имеющихся финансовых ресурсов соответствующих бюджетов (ч. 9 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2015).
Проезд учащихся и педагогов к месту обучения и обратно
Законом № 76 подкорректирован порядок организации проезда учащихся и педагогов к месту обучения и обратно.
Напомним, что ранее согласно абз. 8 ч. 1 ст. 14 Закона № 1060 местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления были наделены полномочиями по обеспечению в сельской местности регулярного бесплатного подвоза к месту обучения и домой детей дошкольного возраста, учащихся и педагогических работников. При этом дети, проживающие в сельской местности на расстоянии более 3 км от школы, в обязательно порядке обеспечивались бесплатным регулярным подвозом в школу и из школы рейсовым транспортом или транспортом предприятий, учреждений и организаций (ч. 3 ст. 53 Закона № 1060).
Эти нормы корреспондировались с п.п. 4 п. «а» ст. 32 Закона о местном самоуправлении, согласно которому органы местного самоуправления обеспечивали регулярный бесплатный подвоз к месту учебы и домой школьников (заметьте: о педагогах в ней речь не шла, но на местном уровне могла быть утверждена целевая социальная программа обеспечения бесплатным подвозом педагогов учебных заведений).
Теперь во всех трех вышеперечисленных нормах сказано: местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления могут обеспечивать льготный проезд учащихся (воспитанников, студентов) и педагогических работников к месту обучения и домой в порядке и размерах, определенных органами местного самоуправления. На эти цели они должны предусматривать соответствующие расходы из местных бюджетов.
Кроме того, соответствующую норму закрепили в ч. 5 ст. 9 Закона № 2998, абз. 6 ч. 3 ст. 5 Закона об охране детства, абз. 11 ст. 37 Закона о ПТО, ч. 1 ст. 21 Закона о среднем образовании, ч. 8 ст. 20 Закона о дошкольном образовании.
Получается, что отныне в законодательстве нет норм об:
а) обязательном бесплатном подвозе к месту обучения и домой детей дошкольного возраста и педагогических работников в сельской местности. Теперь органы местного самоуправления могут обеспечивать лишь льготный проезд таких лиц (который, в принципе, не исключает бесплатного);
б) обязательном льготном проезде учащихся (воспитанников) ПТУЗ и общеобразовательных учебных заведений. Местные органы власти теперь лишь могут обеспечивать льготный проезд таким лицам.
При этом следует помнить, что в 2015 году нормы об обеспечении льготного проезда будут применяться в порядке и размерах, установленных КМУ, исходя из имеющихся финансовых ресурсов соответствующих бюджетов (ч. 9 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2015).
Обеспечение бесплатными учебниками учащихся школ
С 2015 года бесплатно получать учебники в общеобразовательных учебных заведениях могут только такие категории учащихся:
— дети-сироты;
— дети-инвалиды / инвалиды I — III групп;
— дети, лишенные родительской опеки;
— дети из семей, которые получают помощь в соответствии с Законом № 1768 (малообеспеченные семьи).
Все остальные категории учащихся будут получать учебники за плату. Соответствующие изменения внесены как в ч. 2 ст. 35 Закона № 1060, так и в п.п. 6 п. «б» ст. 32 Закона о местном самоуправлении (п. 4 ч. 6 и п. 2 ч. 16 Закона № 76).
Кроме того, установлено, что учеников школ, которые изучают языки национальных меньшинств, будут обеспечивать учебниками в порядке, установленном Кабмином.
Ликвидация и реорганизация учебных и других заведений социального значения: запрет снят
Частью II Закона № 76 признан недействительным ряд законодательных актов, устанавливающих мораторий на ликвидацию (закрытие) и реорганизацию учебных заведений, заведений здравоохранения и культуры (преимущественно в сельской местности). Как повлияет это решение на существование ряда заведений, покажет время.
При этом решение о реорганизации и ликвидации таких заведений принимают исключительно местные советы (в отношении коммунальной собственности) и основатели таких заведений (в отношении государственной собственности). Другими словами, теперь для закрытия или реорганизации заведения не требуется согласия территориальной громады.
Соответствующие изменения внесены в ч. 4 ст. 36 Закона № 1060, абз. 2 п. 30 ч. 1 ст. 26 Закона о местном самоуправлении, ч. 6 ст. 11 Закона о среднем образовании, ч. 7 ст. 14 Закона о внешкольном образовании, абз. 1 ч. 6 ст. 16 Закона о дошкольном образовании, ч. 5 ст. 6 Закона № 400. Исключена также ч. 12 ст. 48 Закона о физкультуре.
Судьба методкабинетов
В конце прошлого года много разговоров шло о планах законодателей по ликвидации методических кабинетов сферы образования.
Сейчас можем с уверенностью сказать, что о ликвидации речь не идет, но сокращения их работников, думаем, не избежать. Так, областным, Киевской государственным администрациям поручено оптимизировать сеть районных (городских) методических кабинетов и сократить расходы на их содержание (п. 12 разд. III «Заключительные положения» Закона № 76).
Стоимость обучения в ДЮСШ определит Кабмин
Законом № 76 изменен подход к взиманию платы за обучение в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ). Если на сегодняшний день в этом вопросе руководствуются приказами Минобразования или Минсемьямолодежспорта (в зависимости от того, в чьем введении находится заведение), то теперь порядок и размер платы за обучение будут установлены Кабмином (новые ч. 7 ст. 10 Закона о физкультуре, абз. 4 ч. 2 ст. 26 Закона о внешкольном образовании). Последнему для разработки соответствующего документа отведено 3 месяца (п. 16 разд. III «Заключительные положения» Закона № 76).
Но хорошая новость все-таки есть: для детей из многодетных, малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, обучение в ДЮСШ останется бесплатным.
Занятия физкультурой в учебных заведениях: не такая уж и нужная штука, как оказалось…
Здесь сразу два неприятных, на наш взгляд, нововведения.
Во-первых, из ст. 26 Закона о физкультуре исключена ч. 3, предусматривающая, что в дошкольных заведениях обязательно вводят должности специалистов по физической культуре.
Во-вторых, в школах и ПТУЗ количество обязательных уроков по физкультуре в неделю теперь составляет не менее двух (ранее — трех). Но, как и прежде, местные органы могут принимать решения о введении дополнительных уроков физкультуры в школах при условии наличия средств в соответствующих бюджетах (ч. 5 ст. 26 Закона о физкультуре). Однако эта норма будет применяться в порядке и размерах, установленных КМУ, исходя из имеющихся финансовых ресурсов соответствующих бюджетов (ч. 9 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2015).
ПРОЧИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Отмена льготного проезда в общественном транспорте
С 01.06.2015 г. для участников войны, ветеранов труда, лиц, имеющих заслуги перед Родиной, отменены льготы на бесплатный проезд в общественном транспорте. Право на льготный проезд осталось у инвалидов I и II групп, детей-инвалидов и лиц, сопровождающих инвалидов или детей-инвалидов (не более одного человека).
С началом 2015 года фискалы и фининспекция возобновят проверки
На протяжении января — июня 2015 года контролирующие органы будут проводить проверки исключительно с разрешения Кабмина или по желанию самого подконтрольного субъекта. Но для Госфискальной службы и Госфининспекции сделали исключение (п. 8 разд. III «Заключительные положения» Закона № 76). Следовательно, с начала нового года такие органы проводят проверки на общих основаниях.
Изменения в выплате пенсий
Размер отдельных пенсий уменьшили. С нового года следующим категориям работников пенсию будут назначать в размере 60 % суммы месячной зарплаты (денежного обеспечения, денежного содержания), с которой уплачен ЕСВ (ранее выплата составляла 70 % месячного заработка):
— прокуроры и следователи прокуратуры;
— госслужащие и должностные лица местного самоуправления;
— научные (научно-педагогические) работники;
— народные депутаты;
— судьи.
Условия и порядок перерасчета назначенных пенсий таким работникам утвердит Кабмин.
Лишение пенсий. Для отдельных категорий работников, которые имеют право на повышенную пенсию, предусмотрены дополнительные основания для лишения права на такую пенсию.
Так, прокуроры и следователи прокуратуры, уволенные с работы в связи с привлечением их к административной ответственности за совершение правонарушения, связанного с коррупцией, лишаются права на льготную пенсию. В таких случаях им назначают пенсию на общих основаниях. Аналогичная норма установлена и для лиц, уволенных с военной службы, научных (научно-педагогических работников), должностных лиц местного самоуправления, народных депутатов, судей.
НДФЛ с больших пенсий. С 01.01.2015 г. суммы пенсий (вместе с их индексацией) или ежемесячного пожизненного денежного содержания, размер которых превышает 3654,00 грн., в сумме такого превышения будет облагаться НДФЛ по ставке 15 %.
Нормативные документы
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
Закон о Госбюджете-2015 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» от 28.12.2014 г. № 80-VIII.
Закон № 76 — Закон Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.2014 г. № 76-VIII.
Закон № 71 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.2014 г. № 71-VIII.
Закон № 77 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» от 28.12.2014 г. № 77-VIII.
Закон № 1622 — Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 31.07.2014 г. № 1622-VII.
Закон № 1166 — Закон Украины «О предупреждении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» от 27.03.2014 г. № 1166-VII.
Закон № 1768 — Закон Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» от 01.06.2000 г. № 1768-III.
Закон о местном самоуправлении — Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.
Закон о ЕСВ — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.
Закон о соцстраховании — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.
Закон № 1060 — Закон Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII.
Закон о высшем образовании — Закон Украины «О высшем образовании» от 01.07.2014 г. № 1556-VII.
Закон о дошкольном образовании — Закон Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-III.
Закон о внешкольном образовании — Закон Украины «О внешкольном образовании» от 22.06.2000 г. № 1841-III.
Закон о среднем образовании — Закон Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV.
Закон № 796 — Закон Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» от 28.02.91 г. № 796-XII.
Основы законодательства о здравоохранении — Закон Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» от 19.11.92 г. № 2801-XII.
Закон о культуре — Закон Украины «О культуре» от 14.12.2010 г. № 2778-VI.
Закон о библиотеках — Закон Украины «О библиотеках и библиотечном деле» от 27.01.95 г. № 32/95-ВР.
Закон о музеях — Закон Украины «О музеях и музейном деле» от 29.06.95 г. № 249/95-ВР.
Закон о защите растений — Закон Украины «О защите растений» от 14.10.98 г. № 180-XIV.
Закон о милиции — Закон Украины «О милиции» от 20.12.90 г. № 565-XII.
Закон о ПТО — Закон Украины «О профессионально-техническом образовании» от 10.02.98 г. № 103/98-ВР.
Закон об охране детства — Закон Украины «Об охране детства» от 26.04.2001 г. № 2402-III.
Закон № 2998 — Закон Украины «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине» от 05.02.93 г. № 2998-XII.
Закон № 400 — Закон Украины «О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве Украины» от 17.10.90 г. № 400-XII.
Закон о физкультуре — Закон Украины «О физической культуре и спорте» от 24.12.93 г. 3808-XII.
Закон о статусе народного депутата — Закон Украины «О статусе народного депутата Украины» от 17.11.92 г. № 2790-XII.
Закон о занятости — Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI.
Закон о статусе судей — Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 07.07.2010 г. № 2453-VI.
Закон об отпусках — Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.
Закон о коррупции — Закон Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» от 07.04.2011 г. № 3206-VI.
Закон об индексации — Закон Украины «Об индексации денежных доходов населения» от 03.07.91 г. № 1282-XII.
Положение № 3720 — Положение о порядке комплектования, материально-технического, военного, финансового и социально-бытового обеспечения специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Украины, утвержденное постановлением ВРУ от 16.12.93 г. № 3720-ХII.
Приказ № 557 — приказ Минобразования «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557.
Порядок № 426 — Порядок предоставления льгот, компенсаций и гарантий работникам бюджетных учреждений, военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава, утвержденный постановлением КМУ от 31.03.2003 г. № 426.