Темы статей
Выбрать темы

Сменился газопоставщик: нужно ли заключать новый договор

Дуброва Ярослава, главный специалист отдела операционного аудита Управления операционного анализа Департамента внутреннего финансового контроля и аудита исполнительного органа Киевского городского совета (Киевской городской государственной администрации)
Заказчик (бюджетная организация) в начале 2015 года заключил договор о поставке природного газа по результатам процедуры закупки с соответствующим предприятием (организационно-правовая форма — публичное акционерное общество (ПАО)). В мае этого года заказчик получил от поставщика письмо, в котором сообщается о том, что указанный договор о закупке будет расторгнут с 01.07.2015 г. в связи с тем, что поставщик как газораспределительное предприятие не будет иметь права осуществлять хозяйственную деятельность по поставке природного газа по регулируемому тарифу. При этом в результате разделения функций по поставке и распределению природного газа с 01.07.2015 г. поставку природного газа для удовлетворения нужд бюджетных учреждений будет осуществлять вновь созданное газоснабжающее предприятие (организационно-правовая форма — общество с ограниченной ответственностью (ООО)).
В то же время в письме указано о необходимости повторного заключения договора о поставке природного газа. Правомерно ли такое требование? Необходимо ли проводить процедуру закупки для заключения нового договора, если сумма закупки (остаток неиспользованных средств по предыдущему договору) меньше 100 тыс. грн?

Действительно, в ситуации с реорганизацией контрагента по договору может оказаться любой заказчик. Поэтому, чтобы не ошибиться в принятии решения, проанализируем возможные варианты выхода из такой ситуации в пределах действующего законодательства.

В первую очередь обратим внимание, что договор о поставке природного газа может быть заключен как по результатам соответствующей процедуры закупки, так и без проведения торгов, так называемый «прямой» договор. В нашем случае первоначальный договор заказчиком было заключен именно по результатам торгов.

Так, Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII (далее — Закон № 1197) предусмотрено, что договор о закупке — это договор, который заключается между заказчиком и участником по результатам проведения процедуры закупки и предусматривает предоставление услуги, выполнение работы или приобретение права собственности на товары ( п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197). При этом договор о закупке заключается в письменной форме в соответствии с положениями Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ) и Хозяйственного кодекса Украины (далее — ХКУ) с учетом особенностей, определенных Законом № 1197.

Частью 1 ст. 629 ГКУ установлено, что договор является обязательным для выполнения сторонами. Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 526 ГКУобязательство должно выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями этого Кодекса, других актов гражданского законодательства, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или других обычно выдвигаемых требований.

В то же время должник обязан выполнить свое обязательство, а кредитор — принять выполнение лично, если иное не установлено договором или законом, не следует из сути обязательства или обычаев делового оборота (ч. 1 ст. 527 ГКУ).

Заметим, что ч. 1 ст. 528 ГКУ предусмотрено, что выполнение обязательства может быть возложено должником на другое лицо, если из условий договора, требований этого Кодекса, других актов гражданского законодательства, или сути обязательства не вытекает обязанность должника выполнить обязательство лично. При этом с указанной нормой корреспондирует норма ч. 1 ст. 194 ХКУ.

Таким образом, договор о закупке должен быть выполнен стороной договора, а именно: заказчиком и участником — победителем торгов (контрагентом по договору), если договор не содержит положения о том, что отдельные его условия будут выполнены другим(ими) лицом(ами).

Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 205 ХКУ хозяйственное обязательство прекращается невозможностью выполнения в случае возникновения обстоятельств, за которые ни одна из его сторон не отвечает, если иное не предусмотрено законом.

При этом в силу норм ч. 2 ст. 205 ХКУ в случае невозможности выполнения обязательства полностью или частично обязанная сторона с целью предотвращения не выгодных для стороны имущественных и других последствий должна немедленно уведомить об этом правомочную сторону, которая должна принять необходимые меры по уменьшению указанных последствий. Такое уведомление не освобождает обязанную сторону от ответственности за невыполнение обязательства в соответствии с требованиями закона.

Согласно ч. 3 ст. 205 ХКУ хозяйственное обязательство прекращается невозможностью выполнения в случае ликвидации субъекта хозяйствования, если не допускается правопреемство по этому обязательству.

Заметим, что действующее украинское законодательство в сфере госзакупок не содержит норму, которая бы определяла действия заказчика и контрагента по заключенному договору о закупке относительно его выполнения как в случае ликвидации или реорганизации контрагента, так, собственно, и самого заказчика. Поэтому обратимся к ГКУ.

Так, процедурные вопросы по реорганизации субъектов хозяйствования определены в гл. 7 ГКУ (ст. 104 — 112 ГКУ).

В соответствии с ч. 1 ст. 104 ГКУ юридическое лицо прекращается в результате реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) либо ликвидации.

При этом в случае реорганизации юридических лиц имущество, права и обязанности переходят к правопреемникам.

Например, у заказчика может возникнуть ситуация, когда у контрагента по договору произошло изменение организационно-правовой формы. В силу норм ст. 108 ГКУ изменение организационно-правовой формы юридического лица является преобразованием. При этом в случае преобразования к новому юридическому лицу переходят все имущество, все права и обязанности предыдущего юридического лица.

Таким образом, в случае изменения организационно-правовой формы юридического лица новое юридическое лицо является правопреемником предыдущего, к которому переходят права и обязанности, в том числе обязательства по договору, заключенному по результатам торгов.

Согласно ч. 1 ст. 106 ГКУ слияние, присоединение, разделение и преобразование юридического лица осуществляются по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, а в случаях, предусмотренных законом, — по решению суда или соответствующих органов государственной власти.

Учитывая указанное, имеем две ситуации:

1) вновь созданное газоснабжающее предприятие стало правопреемником предыдущего предприятия;

2) вновь созданное газоснабжающее предприятие не является правопреемником предыдущего предприятия.

В зависимости от того, какая ситуация имеет место в каждом конкретном случае, дальнейшие события будут развиваться по-разному.

Ситуация 1. В случае если к вновь созданному газоснабжающему предприятию перешли права и обязанности предыдущего предприятия (в том числе все обязательства по договору о закупке), то договор, заключенный по результатам торгов, не нужно расторгать. В таком случае вновь созданное газоснабжающее предприятие является должником по этому договору и должно выполнить его в полном объеме (если его срок действия не истек в установленном действующим законодательством порядке).

При этом, например, изменение организационно-правовой формы также не является основанием для проведения новой процедуры закупки по тому же предмету и не требует заключения нового договора о закупке, в случае если его срок действия не истек в установленном действующим законодательством порядке.

Ситуация 2. В случае если к вновь созданному газоснабжающему предприятию не перешли права и обязанности предыдущего предприятия, то договор о закупке расторгается.

При этом вопрос, касающийся необходимости проведения новой процедуры закупки, решается в зависимости от суммы средств по невыполненным обязательствам по расторгнутному договору. Если такая сумма средств, как указано в вопросе, меньше 100 тыс. грн., т. е. не равна и не превышает стоимостные границы, установленные в ч. 1 ст. 2 Закона № 1197, то заказчик заключает новый договор на поставку природного газа с вновь созданным газоснабжающим предприятием без проведения процедуры закупки.

Учтите: независимо от наличия или отсутствия факта правопреемства, в любом случае заказчик будет вносить соответствующие изменения в договор о закупке (то ли изменения реквизитов стороны в случае правопреемства, то ли изменения, касающиеся расторжения договора при отсутствии правопреемства). В настоящее время ч. 1 ст. 10 Закона № 1197 предусмотрено, что заказчик бесплатно подает для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа (Минэкономразвития) в порядке, установленном этим Законом, информацию о закупке, сообщение о внесении изменений в договор в случаях, предусмотренных пп. 1, 2, 4, 5 и 8 ч. 5 ст. 40 Закона № 1197, — в течение трех рабочих дней со дня внесения изменений.

При этом из анализа приведенных оснований для внесения изменений в договор видим, что сама по себе ситуация по внесению изменений в название и реквизиты одной из сторон договора (в ситуации с правопреемством) при отсутствии внесения других изменений в договор не влечет для заказчика подачи для обнародования такого документа как Уведомления о внесении изменений в договор.

Вместе с тем, Закон № 1197 предусматривает подачу для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа еще и отчета о выполнении договора — в течение трех рабочих дней со дня окончания срока действия договора, выполнения договора или его расторжения.

Таким образом, при отсутствии правопреемства и, как следствие, расторжении заказчиком договора о закупке он должен подать для обнародования указанный отчет.

Обращаем внимание, что формы Уведомления о внесении изменений в договор, Отчета о выполнении договора и Инструкция по их заполнению утверждены приказом Минэкономразвития «Об утверждении формы документов в сфере государственных закупок» от 15.09.2014 г. № 1106.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше