Темы статей
Выбрать темы

Шпаргалка по РРО для начинающих. 1. Кому нужен РРО

Матвеева Виктория, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
С 1 января 2015 года вступили в силу изменения, касающиеся применения регистраторов расчетных операций (РРО). Эти нововведения приготовили неожиданный сюрприз для тех бюджетных учреждений, которые получают наличные средства за предоставленные услуги. В этих случаях учреждения должны при приеме наличных средств регистрировать такие операции через РРО.
Поэтому давайте разберемся, в каких ситуациях бюджетные учреждения должны применять РРО? Когда все-таки бюджетные учреждения могут обойтись без РРО при получении наличности? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данном материале.
Также мы расскажем о том, как выбрать и зарегистрировать РРО, как подготовить его к использованию и как правильно с ним работать. Отдельно рассмотрим порядок регистрации, ведения и хранения книги учета расчетных операций (КУРО) и расчетных книжек (РК).

Для того чтобы сразу стало понятным, почему с 2015 года бюджетные учреждения при получении наличных средств за предоставленные услуги должны применять РРО, разберемся, откуда все-таки «растут ноги» у такого нововведения.

О том, кого законодатель обязывает использовать в своей деятельности РРО, сказано в ст. 3 Закона об РРО. Так, применять РРО обязаны субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличных для их дальнейшего перевода.

Для начала посмотрим, что такое расчетные операции:

— прием от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п. по месту реализации товаров (услуг);

— выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар (непредоставленную услугу);

— оформление соответствующего расчетного документа об оплате в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя или, в случае возврата товара (отказа от услуги), оформление расчетных документов о перечислении средств в банк покупателя — в случае применения банковской платежной карточки (далее — БПК).

То есть в общем случае субъекты хозяйствования обязаны применять РРО как при наличных расчетах, так и при безналичных расчетах с использованием БПК.

Стоит обратить внимание на то, что эти требования и формулировки уже несколько лет остаются неизменными. Почему же тогда с 2015 года при проведении расчетных операций по предоставлению платных услуг бюджетным учреждениям нужно применять РРО?

Все дело в том, что Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.2014 г. № 71-VIII (ср. ) были внесены изменения в ст. 9 Закона об РРО. Именно в этой статье приведены ситуации, когда РРО не применяют. Однако особого внимания заслуживает именно п. 1 ст. 9 этого Закона. Давайте посмотрим, как выглядели его нормы до и после 01.01.2015 г. (см. табл. 1 на с. 6).

Таблица 1

Ст. 9 Закона об РРО РРО и РК не применяются:

до 01.01.2015 г.

после 01.01.2015 г.

1) при осуществлении торговли продукцией собственного производства и предоставлении услуг предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания, в случае проведения расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью (при наличии) в установленном порядке

1) при осуществлении торговли продукцией собственного производства предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания, в случае проведения расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке

Именно на основании п. 1 ст. 9 Закона об РРО, в редакции, действовавшей до 01.01.2015 г., бюджетные учреждения при предоставлении платных услуг и проведении расчетов наличными средствами такие операции оформляли приходными кассовыми ордерами и, соответственно, РРО не применяли.

Начиная с 1 января 2015 года субъекты хозяйствования, которые предоставляют услуги и проводят расчеты наличными, должны применять РРО. Это требование в равной степени распространяется и на бюджетные учреждения при проведении расчетов за предоставленные услуги. В новой редакции Закона об РРО такое право осталось только у тех субъектов хозяйствования, которые реализуют продукцию собственного производства.

Фактически это означает, что бюджетные учреждения, которые получают плату за услуги в наличной форме, с 01.01.2015 г. должны применять РРО. Говоря о плате за услуги, мы, конечно же, имеем в виду собственные поступления. При этом обратите внимание: это касается не всех видов собственных поступлений, а только поступлений, которые учреждения зачисляют в состав первой группы согласно ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI. Эти виды поступлений приведены в табл. 2.

Таблица 2

Поступления от платы за услуги, которые бюджетные учреждения предоставляют согласно законодательству (первая группа собственных поступлений)

Подгруппа 1

Плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями в соответствии с их основной деятельностью

Бюджетные учреждения имеют право предоставлять платные услуги, доходы от которых зачисляются в специальный фонд их смет. Перечни таких платных услуг утверждены для каждой бюджетной сферы отдельными постановлениями КМУ.

Так, например, заведения здравоохранения при предоставлении платных услуг руководствуются Перечнем платных услуг, предоставляемых в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения, высших медицинских учреждениях образования и научно-исследовательских учреждениях, утвержденным постановлением КМУ от 17.09.96 г. № 1138;

образования — Перечнем платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, относящимися к государственной и коммунальной форме собственности, утвержденным постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 796;

культуры — Перечнем платных услуг, которые могут предоставляться заведениями культуры и искусств, основанными на государственной и коммунальной форме собственности, утвержденным постановлением КМУ от 12.12.2011 г. № 1271, и т. д.

Подгруппа 2

Поступления бюджетных учреждений от дополнительной (хозяйственной) деятельности

Возможность получения таких доходов предусмотрена в перечнях платных услуг для каждой бюджетной сферы

Подгруппа 3

Плата за аренду имущества бюджетных учреждений

В свое время Минюст в письме от 23.12.2004 г. № 8-11-19 пришел к такому выводу: предметом договора о предоставлении услуг и договора найма являются разные объекты гражданских прав. Так, предметом договора найма является непотребительская вещь (ст. 760 ГКУ), а предметом договора о предоставлении услуг является услуга, которая потребляется в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности (ст. 901 ГКУ).

Учитывая приведенное, Минюст считает, что договор найма (аренды) не может быть отнесен к договору о предоставлении услуг.

Однако хотим предупредить: фискалы всегда считали аренду услугой, и следовательно, при приеме наличных денег от арендаторов нужно применять РРО. Поэтому, чтобы избежать споров при проверках, рекомендуем проводить расчеты с арендаторами через кассу банка.

Подгруппа 4

Поступления бюджетных учреждений от реализации в установленном порядке имущества (кроме недвижимого имущества)

К этой подгруппе поступлений учреждения относят средства, полученные от реализации различного вида имущества (основные средства, прочие необоротные материальные активы, запасы и пр.).

При получении наличных средств от реализации имущества имейте в виду, что фискалы трактуют этот момент по-разному.

Так, при продаже основных средств за наличные средства, которые изъяты из активов (списаны с баланса) в результате их продажи и в бухгалтерском учете учитывались на счете 10 «Основные средства», субъекты хозяйствования могут проводить такие расчеты с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке, или в безналичной форме через банковские учреждения.

Однако при продаже за наличные средства материальных ценностей, которые были изъяты из активов (списаны с баланса) и учитываются в бухучете как сырье и материалы, топливо, запасные части и т. п., а также не являются продукцией собственного производства, субъекты хозяйствования обязаны осуществлять расчетные операции через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО или осуществлять такие расчетные операции в безналичной форме

Теги РРО
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше