Прежде всего предлагаем выяснить, кого могут привлекать к ответственности за нарушения в сфере РРО, какие органы налагают штрафы, каков порядок применения штрафных санкций и, что немаловажно, сроки давности по ним (см. табл. 10).
Таблица 10
Штрафы за нарушения в сфере применения РРО
Особенности применения санкций | Пояснения |
1 | 2 |
Кого могут привлечь к ответственности | К ответственности могут привлечь: 1) субъектов хозяйствования, которые осуществляют расчетные операции за товары (услуги); 2) уполномоченные банки, осуществляющие операции по купле-продаже иностранной валюты; |
Кого могут привлечь к ответственности | 3) субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность по купле-продаже иностранной валюты на основании агентских соглашений с уполномоченными банками; 4) центры сервисного обслуживания РРО; 5) субъектов хозяйствования, реализующих РРО; 6) производителей РРО; 7) должностных лиц и лиц, осуществляющих расчетные операции |
Кто осуществляет контроль в сфере применения РРО | 1) ГФС — в общем случае (в процессе документальных и фактических проверок); 2) ГФС и НБУ — в части проведения операций по купле-продаже иностранной валюты |
Каков порядок применения штрафных санкций к субъектам хозяйствования | Орган ГФС выписывает на сумму штрафа налоговое уведомление-решение (по форме «С»). Получив его, субъект хозяйствования должен в 10-дневный срок либо уплатить указанную сумму, либо обжаловать уведомление-решение в административном/судебном порядке. В случае когда в течение 10 календарных дней с даты получения уведомления-решения (или со дня согласования денежного обязательства, если проводилась процедура обжалования) сумма не уплачена, она получает статус налогового долга и на нее начинает начисляться пеня |
Какие сроки давности применяют к штрафным санкциям, налагаемым на субъектов хозяйствования | За нарушения в сфере РРО применяют общий срок давности, предусмотренный НКУ (1095 дней), в то время как 6-месячный срок согласно ст. 250 ХКУ в данном случае не применяется |
Какова ответственность должностных лиц и лиц, осуществляющих расчетные операции | Указанные лица могут привлекаться к административной ответственности по ст. 1551 КУоАП. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 1551 КУоАП, рассматривают районные, районные в городе, городские суды на основании протоколов, составленных должностными лицами органов ГФС |
Каковы сроки давности для применения админштрафов | 3 месяца со дня совершения нарушения, а если нарушение длящееся — 3 месяца со дня его выявления (т. е. составления акта проверки, в котором такое нарушение зафиксировано). До истечения указанного срока орган ГФС должен успеть составить и передать в суд протокол об административном правонарушении, а суд — рассмотреть дело и вынести постановление о наложении штрафа |
Теперь рассмотрим виды и размеры штрафов за нарушение порядка проведения расчетных операций.
Важно! Штраф за нарушение Закона об РРО (в том числе и за неприменение РРО) в период с 1 января до 1 июля текущего года к субъектам хозяйствования, предоставляющим услуги (в частности, к бюджетным учреждениям), не применяется.
Однако должно быть выполнено условие — такие расчеты проводят в кассе учреждения с оформлением кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке. После 01.07.2015 г. штрафные санкции за нарушение Закона об РРО применяют в общем порядке. Представим их в табл. 11 на с. 34.
Таблица 11
Штрафы, налагаемые на субъектов хозяйствования и должностных лиц
№ п/п | Вид нарушения | Санкция за нарушение | Нормативный акт |
1 | 2 | 3 | 4 |
Штрафы, налагаемые на субъектов хозяйствования | |||
1 | Проведение расчетных операций с использованием РРО или РК на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг) | Если нарушение совершено впервые* — штраф в размере 1 грн. | |
Если нарушение совершено во второй раз — штраф в размере 100 % стоимости проданных с нарушениями товаров (предоставленных услуг)** | |||
За каждое следующее нарушение — штраф в 5-кратном размере стоимости проданных с нарушениями товаров (предоставленных услуг) | |||
* Под совершением нарушения впервые законодатель подразумевал «впервые в течение календарного года», а не впервые за весь период деятельности субъекта хозяйствования. То есть повторным следует считать нарушение, совершенное второй раз в течение года. Учтите: если в течение одной проверки фискалы выявят несколько нарушений, то оштрафуют за каждое из них. И только за первое нарушение штраф будет минимальным (см. письмо ГФС от 31.07.2014 г. № 862/7/99-99-22-06-03-17/34, консультацию в категории 109.20 Базы знаний ГФС). Так же считают и суды (см. постановление Хмельницкого окружного админсуда от 26.02.2015 г. № 822/328/15). ** Штраф определяют исходя из суммы превышения фактической стоимости продажи над суммой проведенной расчетной операции. | |||
2 | Непроведение расчетных операций через РРО с фискальным режимом работы* | Если нарушение совершено впервые — штраф в размере 1 грн. Если нарушение совершено во второй раз — штраф в размере 100 % стоимости проданных с нарушениями товаров (предоставленных услуг). За каждое следующее нарушение — штраф в 5-кратном размере стоимости проданных с нарушениями товаров (предоставленных услуг) | |
3 | Несоответствие суммы наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в дневном отчете**, а в случае использования РК — общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня | ||
4 | Нераспечатка (невыдача) соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетных операций***, или проведение расчетной операции без использования РК | ||
* Имейте в виду: если используется РРО, срок эксплуатации которого закончился, все расчетные операции, проведенные через такой РРО, будут расценены фискалами как непроведенные через РРО (см. консультацию в категории 109.20 Базы знаний ГФС). А вот использование РРО в период, когда у субъекта хозяйствования нет действующего договора на его обслуживание с ЦСО, к применению штрафных санкций не приведет. Дело в том, что законодательство ответственности за такие действия не предусматривает. Это признают и фискалы (см. консультацию в категории 109.20 Базы знаний ГФС). | |||
** Помните: наличная выручка с предыдущего дня, которая хранится на месте проведения расчетов на момент регистрации первой расчетной операции, должна быть зарегистрирована (внесена) через РРО с использованием операции «служебное внесение». В противном случае сумма средств, указанная в дневном отчете РРО, не будет соответствовать сумме наличных на месте проведения расчетов, а следовательно, к учреждению применят штраф на основании п. 1 ст. 17 Закона об РРО. *** Отсутствие в чеке РРО одного из обязательных реквизитов (адрес, название хозяйственной единицы, индивидуальный налоговый номер плательщика НДС и др.) приравнивается к невыдаче расчетного документа (консультация в категории 109.20 Базы знаний ГФС). Такого же подхода придерживаются и суды. | |||
5 | Неиспользование РК при осуществлении расчетных операций в случаях, предусмотренных Законом об РРО | Штраф в размере 20 ннмдг* (340 грн.) | |
6 | Использование незарегистрированной надлежащим образом РК или нарушение установленного порядка ее использования | ||
7 | Необеспечение хранения РК в течение установленного срока | ||
* Здесь и далее — не облагаемый налогом минимум доходов граждан. | |||
8 | Невыполнение ежедневной печати фискального отчетного чека или необеспечение его хранения* | Штраф в размере 20 ннмдг (340 грн.) | |
* Как нераспечатка Z-отчета, так и его несохранение в КУРО приводят к нарушению одной и той же единой обязанности, закрепленной в п. 9 ст. 3 Закона об РРО , — отчет должен печататься ежедневно и сохраняться в КУРО. Исключение составляют случаи, когда в течение дня расчетные операции вообще не проводились (см. письмо ГФС от 10.02.2015 г. № 4315/7/99-99-22-07-03-17). Если Z-отчет не распечатан и не сохранен, к субъекту хозяйствования применяется один штраф, а не два — отдельно за нераспечатку и отдельно за несохранение. Обратите внимание: вероятнее всего, фискалы захотят применить штраф в размере 340 грн. за каждый нераспечатанный либо несохраненный фискальный отчетный чек (см. консультацию в категории 109.20 Базы знаний ГФС). В то же время, исходя из постановлений ВСУ от 04.06.2013 г. по делу № 21-155а13 и от 16.04.2013 г. по делу № 21-89а13, в ситуации, когда Z-отчет не распечатывался и/или не подклеивался в КУРО в течение определенного времени, на субъекта хозяйствования должен налагаться лишь один штраф (независимо от того, сколько фактов подобных нарушений выявлено во время проверки). Впрочем, до ВСУ еще нужно дойти, а суды первой инстанции, к сожалению, не всегда рассматривают дела таким образом. | |||
9 | Невыполнение печати контрольной ленты или несоздание ее в электронной форме на РРО | Штраф в размере 10 ннмдг (170 грн.) | |
10 | Нехранение контрольной ленты в течение 3 лет | ||
11 | Искажение данных о проведении расчетных операций, информация о которых содержится на контрольной ленте, созданной в электронной форме | ||
12 | Проведение расчетной операции через РРО без использования режима предварительного программирования наименования, цен товаров (услуг) и учета их количества | Штраф в размере 5 ннмдг (85 грн.) | |
13 | Нарушение установленного в п. 1 ст. 9 Закона об РРО порядка проведения расчетов через кассы предприятий, учреждений и организаций, в которых эти операции должны проводиться с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью (при ее наличии) в установленном порядке* | Штраф в размере 10 ннмдг (170 грн.) | |
* Напомним: с 01.01.2015 г. расчеты за услуги уже нельзя производить с использованием кассовых ордеров, как это было ранее предусмотрено п. 1 ст. 9 Закона об РРО. Однако штрафные санкции за применение наличной оплаты за услуги через кассу без РРО будут применяться только с 01.07.2015 г. | |||
14 | Применение при осуществлении расчетных операций РРО, в конструкцию или программное обеспечение которого внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя при условии отсутствия или повреждения пломбы ЦСО | Штраф в размере 100 ннмдг (1700 грн.) | |
15 | Непредоставление в органы ГФС отчетности, связанной с применением РРО, РК и копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков с РРО по проводным или беспроводным каналам связи в случае обязательности их подачи | Штраф в размере 10 ннмдг (170 грн.) | |
16 | Реализация товаров, которые не оприходованы в установленном порядке | Штраф в размере двойной стоимости неоприходованных товаров, не учтенных по месту реализации и хранения, по ценам реализации, но не менее 10 ннмдг (170 грн.) | |
Штрафы, налагаемые на должностных лиц и лиц, осуществляющих расчетные операции | |||
1 | Нарушение установленного порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг | Штраф на лиц, осуществляющих расчетные операции, в размере от 2 до 5 ннмдг (от 34 до 85 грн.) | Ч. 1 ст. 1551 КУоАП |
Штраф на должностных лиц субъектов хозяйствования в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.) | |||
2 | Действия, указанные в п. 26 данной таблицы, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за то же нарушение | Штраф на лиц, осуществляющих расчетные операции, в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.) | Ч. 2 ст. 1551 КУоАП |
Штраф на должностных лиц субъектов хозяйствования в размере от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.) | |||
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 1551 КУоАП, рассматриваются районными, районными в городе, городскими судами на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных органами ГФС. |
Нормативные документы
ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.
КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.
Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.
Указ № 436 — Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436/95.
Перечень № 1336 — Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 23.08.2000 г. № 1336.
Положение № 614 — Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом Государственной налоговой администрации Украины от 01.12.2000 г. № 614.
Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 15.12.2004 г. № 637.
Положение № 1315 — Положение о Государственном реестре регистраторов расчетных операций, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 29.08.2002 г. № 1315.
Порядок № 14 — Порядок проверки регистраторов расчетных операций, в том числе регистраторов расчетных операций, применяемых для учета и регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты, на соответствие требованиям о реализации фискальных функций, утвержденный решением Государственной комиссии по вопросам внедрения электронных систем и средств контроля и управления товарным и денежным обращением от 26.12.2002 г. № 14.
Порядок № 417-1 — Порядок регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом Министерства доходов и сборов Украины от 28.08.2013 г. № 417.
Порядок № 417-2 — Порядок регистрации и ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций, утвержденный приказом Министерства доходов и сборов Украины от 28.08.2013 г. № 417.
Порядок № 601 — Порядок технического обслуживания и ремонта регистраторов расчетных операций, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 12.05.2004 г. № 601.
Порядок № 614 — Порядок предоставления отчетности, связанной с применением регистраторов расчетных операций или использованием книг учета расчетных операций (расчетных книжек), утвержденный приказом Государственной налоговой администрации Украины от 01.12.2000 г. № 614.
Порядок № 1224 — Порядок исчисления и накопления регистраторами расчетных операций сумм налога на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 27.12.2010 г. № 1224.
Порядок опломбирования РРО — Порядок опломбирования регистраторов расчетных операций, утвержденный приказом Министерства доходов и сборов Украины от 28.08.2013 г. № 417.
Приказ № 485 — приказ Государственной налоговой администрации Украины «Об утверждении Формы средства контроля» от 06.07.2010 г. № 485.
Решение № 14 — решение Государственной комиссии по вопросам внедрения электронных систем и средств контроля и управления товарным и денежным обращением «О регистраторах расчетных операций» от 26.12.2002 г. № 14.
Требования № 199 — Требования о реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для различных сфер применения, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 18.02.2002 г. № 199.
Требования № 1057 — Требования относительно создания контрольной ленты в электронной форме в регистраторах расчетных операций и модемов для передачи данных, утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 08.10.2012 г. № 1057.