Темы статей
Выбрать темы

Шпаргалка по РРО для начинающих. 8. Какие штрафы за нарушения в сфере применения РРО

Матвеева Виктория, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Для большинства бюджетных учреждений применение РРО в первую очередь связано с потенциальной опасностью, которую таят в себе коварные штрафы за любое нарушение в этой сфере. Поэтому давайте разберемся, за какие нарушения в сфере применения РРО бюджетным учреждениям и их должностным лицам может грозить ответственность.

Прежде всего предлагаем выяснить, кого могут привлекать к ответственности за нарушения в сфере РРО, какие органы налагают штрафы, каков порядок применения штрафных санкций и, что немаловажно, сроки давности по ним (см. табл. 10).

Таблица 10

Штрафы за нарушения в сфере применения РРО

Особенности применения санкций

Пояснения

1

2

Кого могут привлечь к ответственности

К ответственности могут привлечь:

1) субъектов хозяйствования, которые осуществляют расчетные операции за товары (услуги);

2) уполномоченные банки, осуществляющие операции по купле-продаже иностранной валюты;

Кого могут привлечь к ответственности

3) субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность по купле-продаже иностранной валюты на основании агентских соглашений с уполномоченными банками;

4) центры сервисного обслуживания РРО;

5) субъектов хозяйствования, реализующих РРО;

6) производителей РРО;

7) должностных лиц и лиц, осуществляющих расчетные операции

Кто осуществляет контроль в сфере применения РРО

1) ГФС — в общем случае (в процессе документальных и фактических проверок);

2) ГФС и НБУ — в части проведения операций по купле-продаже иностранной валюты

Каков порядок применения штрафных санкций к субъектам хозяйствования

Орган ГФС выписывает на сумму штрафа налоговое уведомление-решение (по форме «С»). Получив его, субъект хозяйствования должен в 10-дневный срок либо уплатить указанную сумму, либо обжаловать уведомление-решение в административном/судебном порядке.

В случае когда в течение 10 календарных дней с даты получения уведомления-решения (или со дня согласования денежного обязательства, если проводилась процедура обжалования) сумма не уплачена, она получает статус налогового долга и на нее начинает начисляться пеня

Какие сроки давности применяют к штрафным санкциям, налагаемым на субъектов хозяйствования

За нарушения в сфере РРО применяют общий срок давности, предусмотренный НКУ (1095 дней), в то время как 6-месячный срок согласно ст. 250 ХКУ в данном случае не применяется

Какова ответственность должностных лиц и лиц, осуществляющих расчетные операции

Указанные лица могут привлекаться к административной ответственности по ст. 1551 КУоАП.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 1551 КУоАП, рассматривают районные, районные в городе, городские суды на основании протоколов, составленных должностными лицами органов ГФС

Каковы сроки давности для применения админштрафов

3 месяца со дня совершения нарушения, а если нарушение длящееся — 3 месяца со дня его выявления (т. е. составления акта проверки, в котором такое нарушение зафиксировано).

До истечения указанного срока орган ГФС должен успеть составить и передать в суд протокол об административном правонарушении, а суд — рассмотреть дело и вынести постановление о наложении штрафа

Теперь рассмотрим виды и размеры штрафов за нарушение порядка проведения расчетных операций.

Важно! Штраф за нарушение Закона об РРО (в том числе и за неприменение РРО) в период с 1 января до 1 июля текущего года к субъектам хозяйствования, предоставляющим услуги (в частности, к бюджетным учреждениям), не применяется.

Однако должно быть выполнено условие — такие расчеты проводят в кассе учреждения с оформлением кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке. После 01.07.2015 г. штрафные санкции за нарушение Закона об РРО применяют в общем порядке. Представим их в табл. 11 на с. 34.

Таблица 11

Штрафы, налагаемые на субъектов хозяйствования и должностных лиц

№ п/п

Вид нарушения

Санкция за нарушение

Нормативный акт

1

2

3

4

Штрафы, налагаемые на субъектов хозяйствования

1

Проведение расчетных операций с использованием РРО или РК на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг)

Если нарушение совершено впервые* — штраф в размере 1 грн.

П. 1 ст. 17 Закона об РРО

Если нарушение совершено во второй раз — штраф в размере 100 % стоимости проданных с нарушениями товаров (предоставленных услуг)**

За каждое следующее нарушение — штраф в 5-кратном размере стоимости проданных с нарушениями товаров (предоставленных услуг)

* Под совершением нарушения впервые законодатель подразумевал «впервые в течение календарного года», а не впервые за весь период деятельности субъекта хозяйствования. То есть повторным следует считать нарушение, совершенное второй раз в течение года. Учтите: если в течение одной проверки фискалы выявят несколько нарушений, то оштрафуют за каждое из них. И только за первое нарушение штраф будет минимальным (см. письмо ГФС от 31.07.2014 г. № 862/7/99-99-22-06-03-17/34, консультацию в категории 109.20 Базы знаний ГФС). Так же считают и суды (см. постановление Хмельницкого окружного админсуда от 26.02.2015 г. № 822/328/15).

** Штраф определяют исходя из суммы превышения фактической стоимости продажи над суммой проведенной расчетной операции.

2

Непроведение расчетных операций через РРО с фискальным режимом работы*

Если нарушение совершено впервые — штраф

в размере 1 грн.

Если нарушение совершено во второй раз — штраф в размере 100 % стоимости проданных с нарушениями товаров (предоставленных услуг).

За каждое следующее нарушение — штраф в 5-кратном размере стоимости проданных с нарушениями товаров (предоставленных услуг)

П. 1 ст. 17 Закона об РРО

3

Несоответствие суммы наличных средств на месте проведения расчетов сумме средств, указанной в дневном отчете**, а в случае использования РК — общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня

4

Нераспечатка (невыдача) соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетных операций***, или проведение расчетной операции без использования РК

* Имейте в виду: если используется РРО, срок эксплуатации которого закончился, все расчетные операции, проведенные через такой РРО, будут расценены фискалами как непроведенные через РРО (см. консультацию в категории 109.20 Базы знаний ГФС).

А вот использование РРО в период, когда у субъекта хозяйствования нет действующего договора на его обслуживание с ЦСО, к применению штрафных санкций не приведет. Дело в том, что законодательство ответственности за такие действия не предусматривает. Это признают и фискалы (см. консультацию в категории 109.20 Базы знаний ГФС).

** Помните: наличная выручка с предыдущего дня, которая хранится на месте проведения расчетов на момент регистрации первой расчетной операции, должна быть зарегистрирована (внесена) через РРО с использованием операции «служебное внесение». В противном случае сумма средств, указанная в дневном отчете РРО, не будет соответствовать сумме наличных на месте проведения расчетов, а следовательно, к учреждению применят штраф на основании п. 1 ст. 17 Закона об РРО.

*** Отсутствие в чеке РРО одного из обязательных реквизитов (адрес, название хозяйственной единицы, индивидуальный налоговый номер плательщика НДС и др.) приравнивается к невыдаче расчетного документа (консультация в категории 109.20 Базы знаний ГФС). Такого же подхода придерживаются и суды.

5

Неиспользование РК при осуществлении расчетных операций в случаях, предусмотренных Законом об РРО

Штраф в размере

20 ннмдг* (340 грн.)

П. 3 ст. 17 Закона об РРО

6

Использование незарегистрированной надлежащим образом РК или нарушение установленного порядка ее использования

7

Необеспечение хранения РК в течение установленного срока

* Здесь и далее — не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

8

Невыполнение ежедневной печати фискального отчетного чека или необеспечение его хранения*

Штраф в размере

20 ннмдг (340 грн.)

П. 4 ст. 17 Закона об РРО

* Как нераспечатка Z-отчета, так и его несохранение в КУРО приводят к нарушению одной и той же единой обязанности, закрепленной в п. 9 ст. 3 Закона об РРО , — отчет должен печататься ежедневно и сохраняться в КУРО. Исключение составляют случаи, когда в течение дня расчетные операции вообще не проводились (см. письмо ГФС от 10.02.2015 г. № 4315/7/99-99-22-07-03-17).

Если Z-отчет не распечатан и не сохранен, к субъекту хозяйствования применяется один штраф, а не два — отдельно за нераспечатку и отдельно за несохранение.

Обратите внимание: вероятнее всего, фискалы захотят применить штраф в размере 340 грн. за каждый нераспечатанный либо несохраненный фискальный отчетный чек (см. консультацию в категории 109.20 Базы знаний ГФС). В то же время, исходя из постановлений ВСУ от 04.06.2013 г. по делу № 21-155а13 и от 16.04.2013 г. по делу № 21-89а13, в ситуации, когда Z-отчет не распечатывался и/или не подклеивался в КУРО в течение определенного времени, на субъекта хозяйствования должен налагаться лишь один штраф (независимо от того, сколько фактов подобных нарушений выявлено во время проверки). Впрочем, до ВСУ еще нужно дойти, а суды первой инстанции, к сожалению, не всегда рассматривают дела таким образом.

9

Невыполнение печати контрольной ленты или несоздание ее в электронной форме на РРО

Штраф в размере

10 ннмдг (170 грн.)

П. 5 ст. 17 Закона об РРО

10

Нехранение контрольной ленты в течение 3 лет

11

Искажение данных о проведении расчетных операций, информация о которых содержится на контрольной ленте, созданной в электронной форме

12

Проведение расчетной операции через РРО без использования режима предварительного программирования наименования, цен товаров (услуг) и учета их количества

Штраф в размере

5 ннмдг (85 грн.)

П. 6 ст. 17 Закона об РРО

13

Нарушение установленного в п. 1 ст. 9 Закона об РРО порядка проведения расчетов через кассы предприятий, учреждений и организаций, в которых эти операции должны проводиться с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью (при ее наличии) в установленном порядке*

Штраф в размере

10 ннмдг (170 грн.)

П. 7 ст. 17 Закона об РРО

* Напомним: с 01.01.2015 г. расчеты за услуги уже нельзя производить с использованием кассовых ордеров, как это было ранее предусмотрено п. 1 ст. 9 Закона об РРО. Однако штрафные санкции за применение наличной оплаты за услуги через кассу без РРО будут применяться только с 01.07.2015 г.

14

Применение при осуществлении расчетных операций РРО, в конструкцию или программное обеспечение которого внесены изменения, не предусмотренные конструкторско-технологической и программной документацией производителя при условии отсутствия или повреждения пломбы ЦСО

Штраф в размере

100 ннмдг (1700 грн.)

П. 8 ст. 17 Закона об РРО

15

Непредоставление в органы ГФС отчетности, связанной с применением РРО, РК и копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков с РРО по проводным или беспроводным каналам связи в случае обязательности их подачи

Штраф в размере

10 ннмдг (170 грн.)

П. 9 ст. 17 Закона об РРО

16

Реализация товаров, которые не оприходованы в установленном порядке

Штраф в размере двойной стоимости неоприходованных товаров, не учтенных по месту реализации и хранения, по ценам реализации, но не менее 10 ннмдг (170 грн.)

Ст. 20 Закона об РРО

Штрафы, налагаемые на должностных лиц и лиц, осуществляющих расчетные операции

1

Нарушение установленного порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг

Штраф на лиц, осуществляющих расчетные операции, в размере от 2 до 5 ннмдг (от 34 до 85 грн.)

Ч. 1 ст. 1551 КУоАП

Штраф на должностных лиц субъектов хозяйствования в размере от 5 до 10 ннмдг

(от 85 до 170 грн.)

2

Действия, указанные в п. 26 данной таблицы, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за то же нарушение

Штраф на лиц, осуществляющих расчетные операции, в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.)

Ч. 2 ст. 1551 КУоАП

Штраф на должностных лиц субъектов хозяйствования в размере от 10 до 20 ннмдг

(от 170 до 340 грн.)

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 1551 КУоАП, рассматриваются районными, районными в городе, городскими судами на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных органами ГФС.

Нормативные документы

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон об РРОЗакон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Указ № 436 — Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436/95.

Перечень № 1336 — Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 23.08.2000 г. № 1336.

Положение № 614 — Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом Государственной налоговой администрации Украины от 01.12.2000 г. № 614.

Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 15.12.2004 г. № 637.

Положение № 1315 — Положение о Государственном реестре регистраторов расчетных операций, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 29.08.2002 г. № 1315.

Порядок № 14 — Порядок проверки регистраторов расчетных операций, в том числе регистраторов расчетных операций, применяемых для учета и регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты, на соответствие требованиям о реализации фискальных функций, утвержденный решением Государственной комиссии по вопросам внедрения электронных систем и средств контроля и управления товарным и денежным обращением от 26.12.2002 г. № 14.

Порядок № 417-1 — Порядок регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом Министерства доходов и сборов Украины от 28.08.2013 г. № 417.

Порядок № 417-2 — Порядок регистрации и ведения расчетных книжек, книг учета расчетных операций, утвержденный приказом Министерства доходов и сборов Украины от 28.08.2013 г. № 417.

Порядок № 601 — Порядок технического обслуживания и ремонта регистраторов расчетных операций, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 12.05.2004 г. № 601.

Порядок № 614Порядок предоставления отчетности, связанной с применением регистраторов расчетных операций или использованием книг учета расчетных операций (расчетных книжек), утвержденный приказом Государственной налоговой администрации Украины от 01.12.2000 г. № 614.

Порядок № 1224 — Порядок исчисления и накопления регистраторами расчетных операций сумм налога на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 27.12.2010 г. № 1224.

Порядок опломбирования РРО — Порядок опломбирования регистраторов расчетных операций, утвержденный приказом Министерства доходов и сборов Украины от 28.08.2013 г. № 417.

Приказ № 485 — приказ Государственной налоговой администрации Украины «Об утверждении Формы средства контроля» от 06.07.2010 г. № 485.

Решение № 14 — решение Государственной комиссии по вопросам внедрения электронных систем и средств контроля и управления товарным и денежным обращением «О регистраторах расчетных операций» от 26.12.2002 г. № 14.

Требования № 199 — Требования о реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для различных сфер применения, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 18.02.2002 г. № 199.

Требования № 1057 — Требования относительно создания контрольной ленты в электронной форме в регистраторах расчетных операций и модемов для передачи данных, утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 08.10.2012 г. № 1057.

Теги РРО
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше